У России таких ракет нет, и не предвидится

28
В следующем десятилетии российская космическая отрасль столкнется с серьезнейшей конкуренцией. В мире появится более десятка новых ракет-носителей, относящихся к среднему, тяжелому и сверхтяжелому классам. Нашими соперниками будут не только традиционно американцы и европейцы, но также и китайцы с японцами. И, к сожалению, пока наши перспективы не так хороши, как принято считать.


Российские ракеты остаются одноразовыми, в то время как ракеты-носители нового поколения, разрабатываемые в Соединенных Штатах Америки, создаются как многоразовые или частично многоразовые. Также, к сожалению, отечественная продукция остается более архаичной: по сути дела, речь идет только о глубокой модернизации старых советских двигателей. В качестве топлива в широко разрекламированной «Ангаре» будет использоваться керосин, что является большим шагом вперед для ухода от токсичного гептила. Но в США активно разрабатываются ракетные двигатели на более перспективном и качественном топливе в виде метана и водорода. В России к созданию собственного аналога метанового двигателя только приступили, и первых результатов можно будет ожидать не ранее, чем через 3-4 года.



Что же реально в следующем десятилетии сможет продемонстрировать «Роскосмос»?

Во-первых, это семейство ракет «Ангара». К достоинствам можно отнести модульность ее конструкции и большую экологичность, по сравнению со старыми «Протонами». К недостаткам – большую стоимость, нежели прямой конкурент в лице Falcon 9, и малый «налет». Ее двигатели – это модернизация старого РД-170, по сути, более упрощенная версия РД-180, что продают американцам.

Во-вторых, это «Союз-5», также модернизация советских разработок. Стоимость запуска оценена в 35 миллионов долларов, на орбиту он сможет вывести до 18 тонн. Предполагается, что его первая ступень будет использована при создании российской ракеты тяжелого класса. Очевидно, что «Союз-5» и «Ангара» будут основными рабочими лошадками «Роскосмоса» на долгие годы.

Что могут противопоставить конкуренты?

Больше всего космических проектов у США:

Корпорация Boeing разрабатывает сверхтяжелую ракету SLS с прицелом на достижение Луны и Марса. Ожидается, что SLS найдет широкое применение для миссий NASA. Первый полет запланирован на 2020 год.


Частная американская компания Blue Origin занимается созданием ракеты под названием New Glenn. Ее грузоподъемность составит 45 тонн. Уже сейчас подписаны 8 контрактов на коммерческие запуски.


Главный конкурент Blue Origin – это SpaceX. Компания Илона Маска создает тяжелую ракету Falcon Heavy, а также сверхтяжелую Big Falcon Rocket. Анонсировано, что последняя сможет с комфортом доставить на Луну или Марс до сотни пассажиров. Первый запуск запланирован на 2022 год.


Американский United Lauhch Alliance готовит частично многоразовую ракету Vulcan. Ее грузоподъемность составит 40 тонн. Старт ожидается в 2020 году.


Американская же компания Orbital ATK делает модульную ракету OmegA, чтобы отхватить свою часть заказов на запуски у Пентагона. На геопереходную орбиту она будет способна вывести до 8 тонн полезной нагрузки.


Европейцы готовят перспективную ракету-носитель Ariane 6 в средней и тяжелой конфигурациях. Результатом будет отказ от использования российских «Союз-СТ-Б».

Японцы разрабатывают ракету под индексом H3 с грузоподъемностью в 6,5 тонн. Полетит она уже в 2020 году.

Очень амбициозный проект прорабатывается в Китае. Ракета Long March 9 на околоземную орбиту выведет до 140 тонн, на геостационарную – полсотни тонн. Опробуют в деле свою сверхтяжелую ракету китайцы уже в 2020 году.

Очевидно, что на рынке космических услуг становится очень-очень тесно.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 августа 2018 12:57
    Что же реально в следующем десятилетии сможет продемонстрировать «Роскосмос»?

    "Батуты Рогозина", если так и не изменится подход к назначению руководителей... Раньше во главе любого КБ работал генеральный конструктор! Он знал в каком направлении двигаться, было видение пути... А сейчас во главе сидит, просиживает, менеджер!
    "Работать некому - одни менеджеры в стране!"
    1. 0
      10 декабря 2018 13:51
      Под каждым словом подписываюсь!+++
  2. 0
    3 августа 2018 13:09
    Цитата: Logall
    Работать некому - одни менеджеры в стране!

    И юристы...
    1. 0
      10 декабря 2018 13:52
      В точку!+++
  3. +1
    3 августа 2018 14:08
    На старых принципах распределения потоков газов на лопатках турбин невозможно построить ракетных двигателей высокой полезной грузоподьемности . Поэтому ,все бахвалятся ,что разрабатывают новые двигатели , а по сути не меняют фундаментальных основ их работы .
    1. +1
      4 августа 2018 04:20
      ...все бахвалятся ,что разрабатывают новые двигатели....

      Вот именно.
      Только автор передрал чужое мнение, даже не вдаваясь в суть излагаемого. Статья из разряда "всепросралиполимеры" и "мы все умрём".
      1. 0
        4 августа 2018 07:17
        Мы и так все умрем, когда-нибудь bully
    2. +2
      5 августа 2018 15:27
      Цитата: gridasov
      На старых принципах распределения потоков газов на лопатках турбин невозможно построить ракетных двигателей высокой полезной грузоподьемности

      А что, на космических ракетах устанавливают турбореактивные двигатели? Если можно, об этом поподробнее.
      1. 0
        10 декабря 2018 13:57
        Турбонасосы , где есть лопатки турбин, качают топливо и под большим давлением впрыскивают в сопло движка или в первую камеру сгорания!
  4. +4
    3 августа 2018 14:42
    Американцы правильно говорят что у русских не предвидится появление новых ракет .Этому не способствует ни коррупционная составляющая власти , ни отсутствие системы поиска новых инновационных идей . А и зачем что-то делать и думать о будущем если сытому живется хорошо , а после меня хоть потоп . Однако все будет совсем не так как это предполагают даже самые мудрые аналитики.
    1. +1
      3 ноября 2018 18:03
      Система поиска инновационных идей - это и есть необходимая в начале всего Система Активации Разума Человечества - то, без чего невозможен его Разум как таковой. (https://cloud.mail.ru/public/4t7w/gXT492EyR , Центральная Технология). Непонятно, почему об этой принципиальной системе никто не говорит - при всей её необходимости и элементарной простоте! Это всего-то отчётливая и общедоступная Система Аргументации, объединяющая всё общество в единый конгресс, собирающая и централизующая все идеи, объективно отсеивающая не выдерживающие критики и выводящая самые лучшие и прорывные на самый верх.
      Всё это - поставка идей, их оценка, обработка, сортировка, вывод лучших в топ и их развитие - делается в этой Системе силами всего человеческого общества - как единой команды по максимально благоприятному для всех обустройству всего своего мира. И только силами такой многочисленной команды может выполняться такой огромный объём работы по внесению и обработке всей нужной информации.
      Эта простая Принципиальная Система закрывает все требования. Она сделает само человеческое население - квалифицированным управителем своей жизни и всего своего мира.
    2. +1
      3 ноября 2018 18:48
      А начать это можно с создания простейшего приложения "Конгресс" - суть которого будет заключаться в том, что оно будет позволять всем желающим свободно обсуждать любые страницы в интернете вне политики модерации на их сайтах, занося эти обсуждения в соответствующие тематические разделы в своём едином структурированном каталоге.
      У него будет простейший принцип действия: надо будет просто скачать приложение, включить его и зарегистрировать в нём свой браузер.
      В браузере появится значок данного приложения, реагирующий на адреса любых открываемых страниц.
      Если обсуждение открываемой страницы в приложении уже есть, значок будет зелёным, - а если ещё нет - красным.
      Нажатие на зелёный значок будет означать просто переход в это обсуждение.
      Нажатие на красный значок будет означать также переход в обсуждение данной страницы одновременно с его созданием - внесением адреса страницы в единый реестр приложения.
      Теперь для других значок данной страницы будет уже зелёным - означающим, что её обсуждение в приложении уже есть.
      Короче, не важно, красный или зелёный значок - нажимая на него, ты попадаешь в удалённое обсуждение данной страницы и становишься либо первым её комментатором, либо одним из них.
      С этим приложением, в котором будет действовать принцип самомодерации (блокировка кого-либо возможна только для самого себя, но не для других), не будут страшны никакие баны, и не нужно будет нигде регистрироваться (кроме самого приложения, разумеется), чтобы комментировать что угодно и где угодно в интернете.
      А зная о том, что в нём обсуждение всегда и априори свободное, а не только в нужном ключе и для избранных, все будут предпочитать комментировать именно там. То есть именно в нём будет централизоваться огромное количество народа. Этим оно привлечёт пользователей, создаст на своей площадке единый общественный Конгресс, в котором можно будет централизованно обсуждать всё, что угодно. А в ближайшей перспективе его развития - сделать в нём персональную авторизацию и реализовать вышеназванную Систему Аргументации - которая сделает любое обсуждение в нём продуктивным в плане его результатов. Это уже будет означать начало Системы, необходимой для активации Разума самого человеческого общества. Дальше останется довести эту Систему до её полномасштабного, максимально удобного для всех пользователей вида - когда каждый сможет элементарно найти нужный ему технологический раздел и разместить в соответствующем его ответвлении свою идею - которая и будет обрабатываться теми, кто также интересуется данной темой, либо поднимаясь в своём рейтинге (если идея стоящая и выполнимая), либо нет (если в Системе Аргументации победит команда её критиков).
  5. +1
    4 августа 2018 09:15
    Цитата: УралРеп
    Мы и так все умрем, когда-нибудь bully

    Мы действительно все умрем, но ведь есть движущая сила, стимулирующая желание живущих короткий век человека, исследовать этот мир и оставлять после себя достижения и открытия даже очень незначительного масштаба. Да, мы живем относительно астрономических процессов только один миг. Но видимо и само наше существование кому-то нужно и оно поддерживается и сохраняется.Может быть наша простота и несовершенство и является той силой которая состоит в стремлении развиваться и совершенствоваться .
  6. 0
    4 августа 2018 20:59
    А вообще: "Шеф! Всё пропало! Клиент уезжает, в понедельник снимают гипс!"
  7. +3
    5 августа 2018 10:46
    Ох уж эта извечная российская ментальность - молиться на всё западное. В 19 веке российское дворянство (даже язык не поворачивается на "российское") даже по русски разговаривать стеснялись. Ну болеет дворянство "европейскостью" и всё тут, даже страной в 90 годы пожертвовали и разрушили, чтобы в "семье" извращенцев оказаться. Я к тому, что, а зачем нам многоразовые ракеты? Многоразовые двигатели может и есть смысл и то, это связано в ресурсом самих двигателей (работа двигателя при возврате на стар, это бесполезная трата ресурса) и затраты, связанные на повторную подготовку к полёту. Я думаю, что все эти вопросы на дилетантском уровне смеху подобны.
    1. +2
      5 августа 2018 21:19
      Цитата: bratchanin3
      Многоразовые двигатели может и есть смысл и то, это связано в ресурсом самих двигателей (работа двигателя при возврате на стар, это бесполезная трата ресурса)

      Илон Маск так и собирается делать: возвращать не всю ступень, а только РД. И это потому, что даже при передаче в 1997г всей тех документации по РД-180, амы так и не смогли его "повторить" у себя при всей их технологической мощи. А вот что они обираются "репите" в пропаново-водородном двигуне -- это вопрос интересный! Если учесть, какие сверх высокие требования предъявляются к водородным двигунам, то после встрясок и кувырканий при призеилении их можно будет только разобрать на комплектующие. И не факт, что они после всех перетрубаций окажутся на 100% надежны, чтобы тащить на орбиту 40т полезной нагрузки по цене равной весу золота... Как-то так, однако. hi
  8. +3
    5 августа 2018 14:31
    Слышал звон, да не знает, где он.
    Существует такая вещь, как усталостная прочность материала.
    Одноразовые надёжнее.
    Физику бы что ли подучил, а то в голове одни американские программы.
    1. +1
      12 августа 2018 16:37
      Как же лайнеры Боинг летают по 20 лет?
      У них металл двигателей, крыльев, фюзеляжа не устает?
      Одноразовые только пластмассовые ложечки и зубочистки...
  9. +4
    6 августа 2018 13:59
    Они строят сверхмощные ракеты, что бы на них спасать мировую элиту от ядерной зимы! С помощью этих ракет они выведут на орбиту блоки будущей огромной орбитальной станции, затем в космосе всё соберут и готово. А нам зачем такая тема? Ядерная или обычная, зима есть зима, в моих краях по восемь месяцев, причём примерно два месяца солнца вообще нет, Полярная ночь называется! Вместо ракет и орбитальных станций, мы строим Ельцин центры, человеку который убил наши мечты! Мы были первые в космосе и всё просрали.... Юра прости.
  10. +1
    8 августа 2018 10:08
    как-же вы ненавидите свой народ и достижения Родины. Ужас! Пока Америка летает на наших двигателях. И не известно, что лежит засекреченного в закромах нашей Родины.
  11. +4
    10 августа 2018 13:00
    Плохо то, что наши частники заряжены только на получение быстрого дохода и напрочь отсутствуют в космической отрасли да и не только. Собирают сливки в нефте - газовых проектах и этому потворствует государство, чиновники, потные ручонки которых находятся в этих отраслях. Нужно просто отрезать часть большущих доходов из этих отраслей в пользу государства и на социалку, но сделать налоговые послабления для тех предпринимателей, которые делают долгие или длинные вложения в нашу экономику , в том числе в космическую отрасль.
    1. 0
      6 ноября 2018 18:01
      наши частники заряжены только на получение быстрого дохода

      А Вы когда-нибудь нефть добывали, чтобы такую ерунду писать !
  12. +1
    28 октября 2018 11:43
    Автор целенаправленно передергивает факты или полностью не владеет темой
    "Ее двигатели – это модернизация старого РД-170" - Семейство РД-170 одни из самый эффективных двигателей в мире.
    Искать добра от добра нет смысла.
    Задача Ангары (РД-191) и Союза-5 (РД-171МВ) - обеспечение лунной экспансии России и всего перечня задач в ближнем космосе.
    Для этого нужно просто запускать качественные ракеты, а не заниматься инновациями.

    РД-170 может обеспечивать до ДЕСЯТИ ЗАПУСКОВ ракеты. Для этого УРМ (универсальный ракетный модуль) надо возвращать на землю. Сейчас прорабатывается несколько вариантов как это делать.

    У нас проблема не в том, что нужно возвращать УРМ, а в том, что надо построить новый космодром Восточный (поскольку Байконур в Казахстане). Сейчас строится площадка для Ангары, а позже будет построена площадка для Союза-5.
    К тому моменту, когда будет построен космодром, уже будет выбран вариант посадки ступеней.

  13. +2
    6 ноября 2018 18:00
    В мире появится более десятка новых ракет-носителей, относящихся к среднему, тяжелому и сверхтяжелому классам

    Который год это слышим, а на МКС летают на Союзах. Где "великая" Сатурн-5, почему ее "снова" сделать не могут ? Или без штурмбаннфюрера никак не получается ?
  14. 0
    3 декабря 2018 21:40
    Сразу видно, что автор такой же всепропальщик, как и многие комментаторы. Сделать новый ракетный двигатель а тем более летательный аппарат, это не цифровой видео плейер или даже авиалайнер. Это годы расчетов и самое главное, успешных испытаний. А успешные всегда заявляются в СМИ на весь мир. Ну и где же новости об этих успехах? Одна болтовня вокруг этого уже более десятка лет: ах Элон Маск, ах Боинг, ах китайцы... Со своими скоропостижными расчетами, китайцы вынуждены затопить свою орбитальную станцию. Кто далее?
  15. 0
    6 декабря 2018 12:24
    Напоминаю, что на "Буране" использовалось водородное топливо.
    1. +1
      7 декабря 2018 10:42
      технологии используемые в Буране и Энергии давно утеряны! А самое главное - нет живых носителей компетенций и технологий!
  16. 0
    15 января 2019 10:54
    Собираются...планируют...разрабатывают. А мы уже давно имеем и летаем. И вроде как единственные пилотируемые полёты к МКС осуществляем. А ... не мешки ворочать.

    И то что считается "прорывом" для Китая, Японии, Европы и комерсов из США, для нас давно пройденный этап.