У России таких ракет нет, и не предвидится

В следующем десятилетии российская космическая отрасль столкнется с серьезнейшей конкуренцией. В мире появится более десятка новых ракет-носителей, относящихся к среднему, тяжелому и сверхтяжелому классам. Нашими соперниками будут не только традиционно американцы и европейцы, но также и китайцы с японцами. И, к сожалению, пока наши перспективы не так хороши, как принято считать.


Российские ракеты остаются одноразовыми, в то время как ракеты-носители нового поколения, разрабатываемые в Соединенных Штатах Америки, создаются как многоразовые или частично многоразовые. Также, к сожалению, отечественная продукция остается более архаичной: по сути дела, речь идет только о глубокой модернизации старых советских двигателей. В качестве топлива в широко разрекламированной «Ангаре» будет использоваться керосин, что является большим шагом вперед для ухода от токсичного гептила. Но в США активно разрабатываются ракетные двигатели на более перспективном и качественном топливе в виде метана и водорода. В России к созданию собственного аналога метанового двигателя только приступили, и первых результатов можно будет ожидать не ранее, чем через 3-4 года.



Что же реально в следующем десятилетии сможет продемонстрировать «Роскосмос»?

Во-первых, это семейство ракет «Ангара». К достоинствам можно отнести модульность ее конструкции и большую экологичность, по сравнению со старыми «Протонами». К недостаткам – большую стоимость, нежели прямой конкурент в лице Falcon 9, и малый «налет». Ее двигатели – это модернизация старого РД-170, по сути, более упрощенная версия РД-180, что продают американцам.

Во-вторых, это «Союз-5», также модернизация советских разработок. Стоимость запуска оценена в 35 миллионов долларов, на орбиту он сможет вывести до 18 тонн. Предполагается, что его первая ступень будет использована при создании российской ракеты тяжелого класса. Очевидно, что «Союз-5» и «Ангара» будут основными рабочими лошадками «Роскосмоса» на долгие годы.

Что могут противопоставить конкуренты?

Больше всего космических проектов у США:

Корпорация Boeing разрабатывает сверхтяжелую ракету SLS с прицелом на достижение Луны и Марса. Ожидается, что SLS найдет широкое применение для миссий NASA. Первый полет запланирован на 2020 год.


Частная американская компания Blue Origin занимается созданием ракеты под названием New Glenn. Ее грузоподъемность составит 45 тонн. Уже сейчас подписаны 8 контрактов на коммерческие запуски.


Главный конкурент Blue Origin – это SpaceX. Компания Илона Маска создает тяжелую ракету Falcon Heavy, а также сверхтяжелую Big Falcon Rocket. Анонсировано, что последняя сможет с комфортом доставить на Луну или Марс до сотни пассажиров. Первый запуск запланирован на 2022 год.


Американский United Lauhch Alliance готовит частично многоразовую ракету Vulcan. Ее грузоподъемность составит 40 тонн. Старт ожидается в 2020 году.


Американская же компания Orbital ATK делает модульную ракету OmegA, чтобы отхватить свою часть заказов на запуски у Пентагона. На геопереходную орбиту она будет способна вывести до 8 тонн полезной нагрузки.


Европейцы готовят перспективную ракету-носитель Ariane 6 в средней и тяжелой конфигурациях. Результатом будет отказ от использования российских «Союз-СТ-Б».

Японцы разрабатывают ракету под индексом H3 с грузоподъемностью в 6,5 тонн. Полетит она уже в 2020 году.

Очень амбициозный проект прорабатывается в Китае. Ракета Long March 9 на околоземную орбиту выведет до 140 тонн, на геостационарную – полсотни тонн. Опробуют в деле свою сверхтяжелую ракету китайцы уже в 2020 году.

Очевидно, что на рынке космических услуг становится очень-очень тесно.
Автор: Сергей Маржецкий
Использованы фотографии: https://warhead.su

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 16
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Logall Офлайн
    Logall (Александр) 3 августа 2018 12:57
    +4
    Что же реально в следующем десятилетии сможет продемонстрировать «Роскосмос»?

    "Батуты Рогозина", если так и не изменится подход к назначению руководителей... Раньше во главе любого КБ работал генеральный конструктор! Он знал в каком направлении двигаться, было видение пути... А сейчас во главе сидит, просиживает, менеджер!
    "Работать некому - одни менеджеры в стране!"
  2. УралРеп Онлайн
    УралРеп (Сергей) 3 августа 2018 13:09
    0
    Цитата: Logall
    Работать некому - одни менеджеры в стране!

    И юристы...
  3. gridasov Офлайн
    gridasov 3 августа 2018 14:08
    +1
    На старых принципах распределения потоков газов на лопатках турбин невозможно построить ракетных двигателей высокой полезной грузоподьемности . Поэтому ,все бахвалятся ,что разрабатывают новые двигатели , а по сути не меняют фундаментальных основ их работы .
    1. gorbunov.vladisl Офлайн
      gorbunov.vladisl (Влад Дудник) 4 августа 2018 04:20
      +1
      ...все бахвалятся ,что разрабатывают новые двигатели....

      Вот именно.
      Только автор передрал чужое мнение, даже не вдаваясь в суть излагаемого. Статья из разряда "всепросралиполимеры" и "мы все умрём".
      1. УралРеп Онлайн
        УралРеп (Сергей) 4 августа 2018 07:17
        0
        Мы и так все умрем, когда-нибудь bully
    2. Piramidon Офлайн
      Piramidon (Степан) 5 августа 2018 15:27
      +2
      Цитата: gridasov
      На старых принципах распределения потоков газов на лопатках турбин невозможно построить ракетных двигателей высокой полезной грузоподьемности

      А что, на космических ракетах устанавливают турбореактивные двигатели? Если можно, об этом поподробнее.
  4. gridasov Офлайн
    gridasov 3 августа 2018 14:42
    +2
    Американцы правильно говорят что у русских не предвидится появление новых ракет .Этому не способствует ни коррупционная составляющая власти , ни отсутствие системы поиска новых инновационных идей . А и зачем что-то делать и думать о будущем если сытому живется хорошо , а после меня хоть потоп . Однако все будет совсем не так как это предполагают даже самые мудрые аналитики.
  5. gridasov Офлайн
    gridasov 4 августа 2018 09:15
    +1
    Цитата: УралРеп
    Мы и так все умрем, когда-нибудь bully

    Мы действительно все умрем, но ведь есть движущая сила, стимулирующая желание живущих короткий век человека, исследовать этот мир и оставлять после себя достижения и открытия даже очень незначительного масштаба. Да, мы живем относительно астрономических процессов только один миг. Но видимо и само наше существование кому-то нужно и оно поддерживается и сохраняется.Может быть наша простота и несовершенство и является той силой которая состоит в стремлении развиваться и совершенствоваться .
  6. pafegosoff Офлайн
    pafegosoff (Архип Пафегосов) 4 августа 2018 20:59
    0
    А вообще: "Шеф! Всё пропало! Клиент уезжает, в понедельник снимают гипс!"
  7. bratchanin3 Офлайн
    bratchanin3 (Геннадий) 5 августа 2018 10:46
    +3
    Ох уж эта извечная российская ментальность - молиться на всё западное. В 19 веке российское дворянство (даже язык не поворачивается на "российское") даже по русски разговаривать стеснялись. Ну болеет дворянство "европейскостью" и всё тут, даже страной в 90 годы пожертвовали и разрушили, чтобы в "семье" извращенцев оказаться. Я к тому, что, а зачем нам многоразовые ракеты? Многоразовые двигатели может и есть смысл и то, это связано в ресурсом самих двигателей (работа двигателя при возврате на стар, это бесполезная трата ресурса) и затраты, связанные на повторную подготовку к полёту. Я думаю, что все эти вопросы на дилетантском уровне смеху подобны.
    1. Удав КАА Офлайн
      Удав КАА (Александр) 5 августа 2018 21:19
      +2
      Цитата: bratchanin3
      Многоразовые двигатели может и есть смысл и то, это связано в ресурсом самих двигателей (работа двигателя при возврате на стар, это бесполезная трата ресурса)

      Илон Маск так и собирается делать: возвращать не всю ступень, а только РД. И это потому, что даже при передаче в 1997г всей тех документации по РД-180, амы так и не смогли его "повторить" у себя при всей их технологической мощи. А вот что они обираются "репите" в пропаново-водородном двигуне -- это вопрос интересный! Если учесть, какие сверх высокие требования предъявляются к водородным двигунам, то после встрясок и кувырканий при призеилении их можно будет только разобрать на комплектующие. И не факт, что они после всех перетрубаций окажутся на 100% надежны, чтобы тащить на орбиту 40т полезной нагрузки по цене равной весу золота... Как-то так, однако. hi
  8. K. E. Офлайн
    K. E. (К. Е.) 5 августа 2018 14:31
    +2
    Слышал звон, да не знает, где он.
    Существует такая вещь, как усталостная прочность материала.
    Одноразовые надёжнее.
    Физику бы что ли подучил, а то в голове одни американские программы.
    1. voyaka uh-repa Офлайн
      voyaka uh-repa (Alexey) 12 августа 2018 16:37
      +1
      Как же лайнеры Боинг летают по 20 лет?
      У них металл двигателей, крыльев, фюзеляжа не устает?
      Одноразовые только пластмассовые ложечки и зубочистки...
  9. Вася Свояков (Василий ) 6 августа 2018 13:59
    +3
    Они строят сверхмощные ракеты, что бы на них спасать мировую элиту от ядерной зимы! С помощью этих ракет они выведут на орбиту блоки будущей огромной орбитальной станции, затем в космосе всё соберут и готово. А нам зачем такая тема? Ядерная или обычная, зима есть зима, в моих краях по восемь месяцев, причём примерно два месяца солнца вообще нет, Полярная ночь называется! Вместо ракет и орбитальных станций, мы строим Ельцин центры, человеку который убил наши мечты! Мы были первые в космосе и всё просрали.... Юра прости.
  10. Rocj Офлайн
    Rocj (Gera) 8 августа 2018 10:08
    +1
    как-же вы ненавидите свой народ и достижения Родины. Ужас! Пока Америка летает на наших двигателях. И не известно, что лежит засекреченного в закромах нашей Родины.
  11. Anchonsha Офлайн
    Anchonsha (Anchonsha) 10 августа 2018 13:00
    +3
    Плохо то, что наши частники заряжены только на получение быстрого дохода и напрочь отсутствуют в космической отрасли да и не только. Собирают сливки в нефте - газовых проектах и этому потворствует государство, чиновники, потные ручонки которых находятся в этих отраслях. Нужно просто отрезать часть большущих доходов из этих отраслей в пользу государства и на социалку, но сделать налоговые послабления для тех предпринимателей, которые делают долгие или длинные вложения в нашу экономику , в том числе в космическую отрасль.