У России таких ракет нет, и не предвидится
В следующем десятилетии российская космическая отрасль столкнется с серьезнейшей конкуренцией. В мире появится более десятка новых ракет-носителей, относящихся к среднему, тяжелому и сверхтяжелому классам. Нашими соперниками будут не только традиционно американцы и европейцы, но также и китайцы с японцами. И, к сожалению, пока наши перспективы не так хороши, как принято считать.
Российские ракеты остаются одноразовыми, в то время как ракеты-носители нового поколения, разрабатываемые в Соединенных Штатах Америки, создаются как многоразовые или частично многоразовые. Также, к сожалению, отечественная продукция остается более архаичной: по сути дела, речь идет только о глубокой модернизации старых советских двигателей. В качестве топлива в широко разрекламированной «Ангаре» будет использоваться керосин, что является большим шагом вперед для ухода от токсичного гептила. Но в США активно разрабатываются ракетные двигатели на более перспективном и качественном топливе в виде метана и водорода. В России к созданию собственного аналога метанового двигателя только приступили, и первых результатов можно будет ожидать не ранее, чем через 3-4 года.
Что же реально в следующем десятилетии сможет продемонстрировать «Роскосмос»?
Во-первых, это семейство ракет «Ангара». К достоинствам можно отнести модульность ее конструкции и большую экологичность, по сравнению со старыми «Протонами». К недостаткам – большую стоимость, нежели прямой конкурент в лице Falcon 9, и малый «налет». Ее двигатели – это модернизация старого РД-170, по сути, более упрощенная версия РД-180, что продают американцам.
Во-вторых, это «Союз-5», также модернизация советских разработок. Стоимость запуска оценена в 35 миллионов долларов, на орбиту он сможет вывести до 18 тонн. Предполагается, что его первая ступень будет использована при создании российской ракеты тяжелого класса. Очевидно, что «Союз-5» и «Ангара» будут основными рабочими лошадками «Роскосмоса» на долгие годы.
Что могут противопоставить конкуренты?
Больше всего космических проектов у США:
Корпорация Boeing разрабатывает сверхтяжелую ракету SLS с прицелом на достижение Луны и Марса. Ожидается, что SLS найдет широкое применение для миссий NASA. Первый полет запланирован на 2020 год.
Частная американская компания Blue Origin занимается созданием ракеты под названием New Glenn. Ее грузоподъемность составит 45 тонн. Уже сейчас подписаны 8 контрактов на коммерческие запуски.
Главный конкурент Blue Origin – это SpaceX. Компания Илона Маска создает тяжелую ракету Falcon Heavy, а также сверхтяжелую Big Falcon Rocket. Анонсировано, что последняя сможет с комфортом доставить на Луну или Марс до сотни пассажиров. Первый запуск запланирован на 2022 год.
Американский United Lauhch Alliance готовит частично многоразовую ракету Vulcan. Ее грузоподъемность составит 40 тонн. Старт ожидается в 2020 году.
Американская же компания Orbital ATK делает модульную ракету OmegA, чтобы отхватить свою часть заказов на запуски у Пентагона. На геопереходную орбиту она будет способна вывести до 8 тонн полезной нагрузки.
Европейцы готовят перспективную ракету-носитель Ariane 6 в средней и тяжелой конфигурациях. Результатом будет отказ от использования российских «Союз-СТ-Б».
Японцы разрабатывают ракету под индексом H3 с грузоподъемностью в 6,5 тонн. Полетит она уже в 2020 году.
Очень амбициозный проект прорабатывается в Китае. Ракета Long March 9 на околоземную орбиту выведет до 140 тонн, на геостационарную – полсотни тонн. Опробуют в деле свою сверхтяжелую ракету китайцы уже в 2020 году.
Очевидно, что на рынке космических услуг становится очень-очень тесно.
Российские ракеты остаются одноразовыми, в то время как ракеты-носители нового поколения, разрабатываемые в Соединенных Штатах Америки, создаются как многоразовые или частично многоразовые. Также, к сожалению, отечественная продукция остается более архаичной: по сути дела, речь идет только о глубокой модернизации старых советских двигателей. В качестве топлива в широко разрекламированной «Ангаре» будет использоваться керосин, что является большим шагом вперед для ухода от токсичного гептила. Но в США активно разрабатываются ракетные двигатели на более перспективном и качественном топливе в виде метана и водорода. В России к созданию собственного аналога метанового двигателя только приступили, и первых результатов можно будет ожидать не ранее, чем через 3-4 года.
Что же реально в следующем десятилетии сможет продемонстрировать «Роскосмос»?
Во-первых, это семейство ракет «Ангара». К достоинствам можно отнести модульность ее конструкции и большую экологичность, по сравнению со старыми «Протонами». К недостаткам – большую стоимость, нежели прямой конкурент в лице Falcon 9, и малый «налет». Ее двигатели – это модернизация старого РД-170, по сути, более упрощенная версия РД-180, что продают американцам.
Во-вторых, это «Союз-5», также модернизация советских разработок. Стоимость запуска оценена в 35 миллионов долларов, на орбиту он сможет вывести до 18 тонн. Предполагается, что его первая ступень будет использована при создании российской ракеты тяжелого класса. Очевидно, что «Союз-5» и «Ангара» будут основными рабочими лошадками «Роскосмоса» на долгие годы.
Что могут противопоставить конкуренты?
Больше всего космических проектов у США:
Корпорация Boeing разрабатывает сверхтяжелую ракету SLS с прицелом на достижение Луны и Марса. Ожидается, что SLS найдет широкое применение для миссий NASA. Первый полет запланирован на 2020 год.
Частная американская компания Blue Origin занимается созданием ракеты под названием New Glenn. Ее грузоподъемность составит 45 тонн. Уже сейчас подписаны 8 контрактов на коммерческие запуски.
Главный конкурент Blue Origin – это SpaceX. Компания Илона Маска создает тяжелую ракету Falcon Heavy, а также сверхтяжелую Big Falcon Rocket. Анонсировано, что последняя сможет с комфортом доставить на Луну или Марс до сотни пассажиров. Первый запуск запланирован на 2022 год.
Американский United Lauhch Alliance готовит частично многоразовую ракету Vulcan. Ее грузоподъемность составит 40 тонн. Старт ожидается в 2020 году.
Американская же компания Orbital ATK делает модульную ракету OmegA, чтобы отхватить свою часть заказов на запуски у Пентагона. На геопереходную орбиту она будет способна вывести до 8 тонн полезной нагрузки.
Европейцы готовят перспективную ракету-носитель Ariane 6 в средней и тяжелой конфигурациях. Результатом будет отказ от использования российских «Союз-СТ-Б».
Японцы разрабатывают ракету под индексом H3 с грузоподъемностью в 6,5 тонн. Полетит она уже в 2020 году.
Очень амбициозный проект прорабатывается в Китае. Ракета Long March 9 на околоземную орбиту выведет до 140 тонн, на геостационарную – полсотни тонн. Опробуют в деле свою сверхтяжелую ракету китайцы уже в 2020 году.
Очевидно, что на рынке космических услуг становится очень-очень тесно.
Информация