Черноморский судостроительный. Украина лишилась еще одного завода-гиганта

22

Современные вооружения, такие как высокоточные торпеды или противокорабельные ракеты последнего поколения, позволяют потопить одним-двумя выстрелами даже самые мощные и грозные суда из числа тех, что бороздят сегодня волны в составе военно-морских флотов различных стран. Но вот чтобы «пустить на дно» целый судостроительный завод, причем один из мощнейших если не на всей планете, то, как минимум, на «постсоветском пространстве» – это нужно было очень постараться! Разовым «торпедированием» этого предприятия, со стапелей которого когда-то сходили корабли, составлявшие силу и гордость ВМФ как Российской империи, так и Советского Союза, конечно же, дело не обошлось.

Черноморский судостроительный завод «топили» долго и упорно – кто из-за собственных «шкурных» интересов, а кто просто в силу полнейшего отсутствия государственнического мышления при наличии, увы, самых высоких государственных постов. В общем и целом, судьба завода являет собой типичнейшую для Украины историю фантастически бездарного разбазаривания и уничтожения того богатейшего наследия, которое досталось этой стране три десятилетия назад.



«Ликвидация» по-николаевски


Де-юре последнюю точку в более, чем вековой истории судостроительного предприятия, основанного в 1897 году, поставило решение Хозяйственного суда Николаевской области при полном, как писали классики, «непротивлении сторон» утвердившего не так давно отчет соответствующей комиссии о полной и окончательной ликвидации публичного акционерного общества «Черноморский судостроительный завод». Касса пуста, имущество распродано до последнего гвоздя, вырученные средства розданы за долги (при этом вернуть хоть что-то повезло примерно 40% кредиторов предприятия), все работники уволены, печать уничтожена… Присутствовавшие при сем представители как Министерства обороны Украины, так и бывшего собственника завода – компании «Смарт-Холдинг», ни малейшего возражения против данного решения не высказали.

Пытались возмущаться некоторые представители оставшихся ни с чем кредиторов, однако после официального завершения процедуры ликвидации они могут жаловаться разве что в ООН. Впрочем, в данном случае это – далеко не самый важный момент. Гораздо интереснее вопрос о том, как вообще могла превратиться в банкрота крупнейшая на территории Украины судоверфь. Эсминцы, крейсера, подводные лодки и даже линкоры там строили еще до 1917 года. Впоследствии, при советской власти, до самой Великой Отечественной войны со стапелей Черноморского судостроительного сходили самые разные суда, как военного, так и гражданского назначения – от тех же крейсеров и эсминцев до танкеров и ледоколов. С первых ее дней предприятие освоило еще и производство авиационных бомб, а также прочей остро необходимой фронту продукции.

Гитлеровские захватчики попытались использовать предприятие (все ценное оборудование с которого было эвакуировано) для своих нужд под именем «Южной верфи». Откатываясь из города под ударами Красной армии, оккупанты попросту стерли Черноморский судостроительный с лица земли – из почти 800 его зданий и сооружений чудом уцелели два! Тем не менее восстановлен он был в кратчайшие сроки – уже в 1945 году заводчане приступили к достройке эвакуированных ранее военных судов. Развитие предприятия, последовавшее за его возрождением из пепла, было стремительным – там одна за другой осваивались новейшие технологии, брались на вооружение самые передовые производственные процессы, применявшиеся в отрасли. В 60-е годы прошлого столетия там были заложены и спущены на воду первые советские противолодочные крейсера-вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», в 70-е годы настал черед авианесущих крейсеров.

Один из них – «Адмирал Кузнецов» по сей день находится в составе ВМФ России. Два других – «Адмирал Горшков» и «Варяг» продолжают нести службу под индийским («Викрамадитья») и китайским («Ляонин») флагами. Последний из таких кораблей – авианосец-атомоход «Ульяновск», так и остался недостроенным, поскольку заложен был в 1988 году, когда Советскому Союзу оставалось существовать считанные годы. Пришедшая к власти горбачевская клика «перестройщиков» крепить обороноспособность и военную мощь страны, которую она стремилась уничтожить, вовсе не собиралась. Говоря объективно, следует признать, что путь к упадку и полному краху Черноморского судостроительного начался даже не с момента развала СССР, а ранее – с горбачевских «разоружения» и «конверсии», впоследствии едва не приведших к разрушению и российского ВПК.

«Нэзалэжной» авианосцы не нужны


Действительно, дорвавшейся до вожделенной «независимости» украинской «элите» военные суда, содержание и эксплуатацию которых могут позволить себе лишь мировые державы, нужны были примерно так же, как баян всем известному домашнему животному. Созданная в стране корпорация «Укрсудстрой», в состав которой и вошел Черноморский судостроительный, явно не знала, что делать со свалившимся на нее неподъемным «наследством». Предприятия, ранее работавшие, в первую очередь, на нужды Военно-морского флота, столкнулись с полным отсутствием заказов и, соответственно, финансирования. Черта под «авианосными проектами» была подведена в 1992 году порезкой на металлолом недостроенного «Ульяновска». Мощный ВМФ не требовался в те смутные времена, увы, не только Киеву, но и тогдашней российской «власти», увлеченно ломавшей и разорявшей собственный военпром.

Спасение, казалось бы, пришло в 1993 году, когда руководству предприятия, где от отчаяния принялись «клепать» уже что угодно, вплоть до оборудования для сахарных заводов, удалось заключить контракт с греческой компанией Avin International SA на постройку трех танкеров для перевозки продуктов. Таких судов, в конечном итоге, было построено вдвое больше – именно они и «держали на плаву» завод до 2002 года. Однако больше заказов из-за рубежа не поступало, а об отечественных (в силу жалкого состояния украинской экономики) не приходилось даже и мечтать. В очередной раз «тучи сгустились» над Черноморским судостроительным в 2003 году, когда он по совершенно непонятным причинам был исключен из госреестра стратегических предприятий, не подлежащих приватизации. Впрочем, кое-какая надежда вскоре все-таки забрезжила – и связана она была с Россией.

После прихода к власти Владимира Путина и явственно наметившейся тенденции к возрождению им военной мощи страны на Черноморском судостроительном приободрились и преисполнились благих ожиданий, которые, пусть и косвенно, подтверждались участившимися визитами на предприятия российских высокопоставленных гостей, в частности – посла нашей страны Виктора Черномырдина. Увы, все упования на многомиллионные заказы для ВМФ России оказались тщетными. К услугам украинских предприятий Москва решила не прибегать – и как показали последующие события, очень правильно сделала. Последней реальной попыткой спасти николаевский судостроительный гигант было решение обвиняемого сейчас в «нэзалэжной» во всех мыслимых и немыслимых грехах Виктора Януковича о запуске программы по строительству корветов для тамошнего военного флота.

Что характерно, пустыми обещаниями дело не ограничилось – были выделены средства в размере около 200 миллионов гривен (запланировано было финансирование во вдвое большем объеме). Корпус первого украинского корвета «Владимир Великий» был достроен на 43% – на этом все и закончилось. Денег на реализацию амбициозной программы, согласно которой «нэзалэжная» до 2026 года должна была получить 10-12 таких кораблей (причем четыре из них планировали спустить на воду к нынешнему, 2021 году), нет и, как говорится, не предвидится. Да и к чему собственные корветы (как и судостроение вообще) стране, закупающей военный и военно-морской утиль у западных «партнеров», а новые корабли собирающейся строить на их кредиты и на их же верфях? Британия, Франция, Турция – кто угодно, только не Черноморский судостроительный, которого более не существует.

По идее, следовало бы завершить это печальное повествование очередной порцией проклятий в адрес «майдана» 2014 года, окончательно и бесповоротно поставившего крест на любых перспективах нормального развития Украины и приведшего к окончательному краху ее промышленность и экономику в целом. Тем не менее проявим еще раз объективность – с 2007 года Черноморский судостроительный принадлежал промышленно-инвестиционной группе «Смарт-Холдинг», владельцем которой является украинский олигарх Вадим Новинский. В свое время он был человеком, приближенным к Виктору Януковичу, однако, как и все люди его уровня и круга прекрасно чувствует себя и при «постмайданных» властях.

В адрес «Смарт-Холдинга» неоднократно звучали (и наверняка долго еще будут звучать) обвинения во вполне умышленном доведение судостроительного предприятия до полного банкротства. Противоречит логике – уж настоящий-то хозяин никогда не будет гробить свою собственность? Не скажите… Новинский и его партнеры задумали амбициозный проект – создание в Николаеве так называемого «индустриального парка «Наваль», главным звеном которого будет новый морской порт – для вывоза из страны металла и зерна. И разворачивать его строительство собираются как раз на территории, которую до 25 июня нынешнего года занимал уничтоженный Черноморский судостроительный завод.

В холдинге, естественно, подобные «инсинуации» отвергают с самым глубоким возмущением, однако и намерений создавать порт с соответствующей транспортной инфраструктурой не опровергают. Еще и обижаются при этом – мол, «Наваль» сумеет обеспечить городу целых 5 тысяч рабочих мест, а вы еще возмущаетесь и клевещете! Для справки: на разоренном подчистую Черноморском судостроительном перед распадом СССР трудилось около 25 тысяч человек. На самом деле нынешние скоробогачи мыслят совершенно другими категориями, к государственным и народным интересам никакого отношения не имеющим. Они желают сверхприбылей – много, сразу и любой ценой. В настоящее время экспортировать из «нэзалэжной» сельскохозяйственное сырье, руду и примитивную металлургическую продукцию куда выгоднее и проще, чем строить корабли. Значит, никаких кораблей не будет! Процесс превращения Украины в жалкий аграрно-сырьевой придаток Запада начался вовсе не в 2014 году. Сейчас мы просто наблюдаем его заключительную стадию – полной и тотальной ликвидации тамошней промышленности.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. 123
    +3
    3 августа 2021 10:37


    Что можно добавить?
    1. +1
      3 августа 2021 12:48
      А это что на рейде? Брошенные баржи для кавунiв?
      1. 123
        +3
        3 августа 2021 14:37
        А это что на рейде? Брошенные баржи для кавунiв?

        Это ваше благородие полагаю Путин с Байденом в морской бой на досуге по видеосвязи развлекаются. yes А-4, ранил, А-5 мимо... А местные мореходы на боевых челнах "фишки" на поле двигают. smile
  3. +2
    3 августа 2021 10:42
    Вообщем и целом это всё известно, пусть сливают сами себя до конца.
    Пусть захребетники еще поживут малехо их запад раскулачит по полной, труд простых и не простых
    рабочих и итр жалко конечно но ничего не поделать, боженька всё видит.
  4. +5
    3 августа 2021 10:59
    Все, что досталось от поганых москалей мы уничтожим, а затем... Поедем в Польшу на полях работать да ботинки на улицах чистить.
  5. +4
    3 августа 2021 12:41
    Вообще-то эти гиганты кораблестроения- ТОЛЬКО сборочные производства. Размеры, территория не от количества оборудования и разнообразия технологических линий. Они- от размеров железяк, раскраиваемых и транспортируемых на стапели. Мой завод, на котором я проработал 25 лет, и был ведущим конструктором СКБ, занимался как раз мелкими электротехническими штучками для судостроения. Завод располагался в Сибири, и принадлежал Министерству Угольной промышленности. Интересная деталь, не правда ли? После Войны, было принято решение размазать военные заказы по всем, мало-мальски подходящим заводам на всей территории страны. С целью повышения устойчивости производства в случае чего. Николаевский гигант ничего не стоит без той многочисленнейшей кооперации, связей с сотнями заводов России, Казахстана, Прибалтики..... Не будет какой-то ерунды, какой-ни будь электронной штучки из-за остановки производства в Армении, и ...... Нужно либо переделывать готовое с целью применения другого. Купленного, возможно, за рубежом. На валюту, которой нет.
    1. 0
      3 августа 2021 16:42
      Чушь, уважаемый, написали! Наши два уникальных парохода были спущены именно в Николаеве- "Академик Б.Константинов" и "Академик Н.Андреев", могу ошибиться, в 1987 году. Естественно, что не все комплектующие были изготовлены на этом заводе, так же как и и на любом другом предприятии-это и есть "кооперация".
  6. -1
    3 августа 2021 13:32
    Интересно, а зачем незалежной ещё один порт? Мощностей построенных при Союзе для нынешнего экспорта пшеницы, проката чёрных металлов, руды и подсолнечного масла ведь вполне достаточно
  7. 0
    3 августа 2021 13:58
    Когда Nokia переживала кризис, финские “патриоты” предлагали национализировать один из символов национальной гордости. Один из министров на это ответил в том духе, что если Nokia никому не нужна (нет покупателей) то зачем она государству?
    Аналогичная ситуация и с Черноморским заводом. Завод частный, большой, заказов нет и не предвидится, а продать – не продаётся, желающих нет.
    Внутренний рынок - мизер, а на внешний западные "друзья-товарищи" пробиться не дадут. Всю ценную документацию вместе с умными человеками надо полагать давно вывезли. Делать-то что, содержать убыточное производство за счёт бюджета? Накладно однако.
  8. +1
    3 августа 2021 16:56
    Цитата: sergand sergand
    Чушь, уважаемый, написали! Наши два уникальных парохода были спущены именно в Николаеве- "Академик Б.Константинов" и "Академик Н.Андреев", могу ошибиться, в 1987 году. Естественно, что не все комплектующие были изготовлены на этом заводе, так же как и и на любом другом предприятии-это и есть "кооперация".

    Разве до сознания не дошло, что я написал? "Спущенное на воду" может то, что имеет корпус и главные механизмы. Это собирают в доке, на воздухе. А спущенный на воду (ещё не судно, не корабль), а корпус достраивается на воде. причём, гораздо более долго, чем на стапелях. Вот туда и тащат со всей страны. У нас несколько лет торчали корветы без двигателей из Украины. Пока не стали сами их делать. Понял? А на атомный ледокол "Арктика" (тот ещё, в 1980 годах спущенный) имел 2,5 тысяч моих электрических коробок. Сибирский завод делал их. Министерства угольного машиностроения, ведомства. А без них пришлось бы что-то делать. Один малюсенький пример.
  9. +3
    3 августа 2021 17:03
    Цитата: Jacques Sekavar
    Всю ценную документацию вместе с умными человеками надо полагать давно вывезли.

    Любая умная документация, чертежи, привязываются к конкретному производству, оборудованию, материалам и технологиям. На другом производстве эта макулатура не имеет никакой цены. Для справки, любопытному: Самолёт СУ-27 весит 18 тонн. Ровно столько же весит конструкторская и технологическая документация в одном экземпляре.
    1. 0
      3 августа 2021 17:49
      Хотите сказать, что на таком большом и современном предприятии нет ничего что бы представляло интерес для западных “друзей” и восточных “врагов”? Умных-то человеков наверняка раскупили.
  10. +1
    3 августа 2021 21:17
    Цитата: Jacques Sekavar
    Хотите сказать, что на таком большом и современном предприятии нет ничего что бы представляло интерес для западных “друзей” и восточных “врагов”? Умных-то человеков наверняка раскупили.

    Как вы думаете, если наша фирма ( любая) пригласит на работу сверхклассного инженера, а, лучше не просто инженера, а конструктора ( это мне ближе) то будет ли толк от его присутствия? Убеждён- ничуть. Он не знает сортамента материалов. Он не знает системы стандартов. Он не знает оборудования, а конструктор обязан это знать в первую голову. Он не знает технических требований к производству изделий. Он не знает язык. И очень многого он не знает. Так случилось, что покинув воюющую республику, моя семья перебралась в родную Россию. Трудности с жильём заставили искать место в селе, недалеко от крупного города. И вот я- инженер КИПиА на птицефабрике. У нас работал консультантом голландец. На кой чёрт его пригласили- не пойму. Понятное дело, у него ни хрена не получилось, но таскались с ним ка курица с яйцом. Хватило его на полгода. Я это к чему? А к тому, что наши гении там так же на хрен никому не нужны. По тем же самым причинам. Как специалисты. А мыть унитазы можно и не зная всего того, по своей специальности. Или шоферить.
    1. 0
      4 августа 2021 13:32
      Всё это можно отнести к любому виду деятельности. Если так, с чем было связано присутствие сшасовских специалистов на всех оборонных предприятиях и, как говорил В.В.Путин, ни одно решение не принималось без их надзора – насилу выперли. А бодание за Мотор-Сич, летая на другие планеты не могут делать авиационные двигатели или систему раннего предупреждения без посторонней помощи?
  11. 0
    4 августа 2021 08:50
    В стране 404 решили, что если

    Современные вооружения, такие как высокоточные торпеды или противокорабельные ракеты последнего поколения, позволяют потопить одним-двумя выстрелами даже самые мощные и грозные суда

    то и строить ничего не надо.
  12. 0
    4 августа 2021 10:34
    А как НКИ? Николаевский кораблестроительный институт - тоже ликвидировали?
  13. 0
    4 августа 2021 15:25
    Цитата: Jacques Sekavar
    Всё это можно отнести к любому виду деятельности. Если так, с чем было связано присутствие сшасовских специалистов на всех оборонных предприятиях и, как говорил В.В.Путин, ни одно решение не принималось без их надзора – насилу выперли. А бодание за Мотор-Сич, летая на другие планеты не могут делать авиационные двигатели или систему раннего предупреждения без посторонней помощи?

    А что, вы часто пользуетесь ноутбуком для забивания гвоздей? Наверно, понимаете, что эти вещи сделаны не для друг друга. Так что, наверно, авиадвигтели и ракеты, хоть и летают, но делаются из совершенно разных материалов и на разном оборудовании. Приведу пример более парадоксальный. Танковый завод никогда не сможет сделать хороший трактор.
  14. 0
    4 августа 2021 19:05
    Цитата: dub0vitsky
    Цитата: Jacques Sekavar
    Всю ценную документацию вместе с умными человеками надо полагать давно вывезли.

    Любая умная документация, чертежи, привязываются к конкретному производству, оборудованию, материалам и технологиям. На другом производстве эта макулатура не имеет никакой цены. Для справки, любопытному: Самолёт СУ-27 весит 18 тонн. Ровно столько же весит конструкторская и технологическая документация в одном экземпляре.

    И плюс еще бюллетени, чуть по меньше тоннажа самого самолета. Вот и весь расклад. В целом, Вы правы. Я сам авиастроитель, и знаю, сколько там документации и технологии. Про карабелов, я вовсе молчу, там еще больше, чем на самолете. И везде своя сложность в производстве.
  15. 0
    4 августа 2021 19:27
    Прощай завод , гори и хата.
    Хроники незалежной..

    1. +2
      6 августа 2021 14:04
      Началось с того, что представители Западной Украины решили убить всю остальную Украину для продвижения украинской мовы.

      Главнокомандующий УПА Роман Шухевич так объяснял подчинённым кровавые методы борьбы: «Не надо бояться, что люди проклянут нас за жестокость. Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина — ничего ужасного в этом нет»

      Можно добавить еще - пусть оставшаяся половина будет бедной и голодной. Западенцы люто ненавидят Восточную Украину, поэтому и закрывают предприятия, расположенные там, а сами едут в Польшу, работать на пана. Они не наследники запорожских казаков, воевавших против ляхов, они примазываются, когда им это выгодно. Вопрос - появится ли новый Богдан Хмельницкий в ближайшее время или будет "Руина"?
  16. +1
    5 августа 2021 02:07
    Цитата: Joker62
    И плюс еще бюллетени, чуть по меньше тоннажа самого самолета.

    Вот именно. Рассматривая чужую документацию или изделие ( например, печатную плату какой-нибудь радиоигрушки), вижу, на печатке есть номер чертежа и номер изменения фотошаблона. Не доверяю, у которой номер изменения меньше 10 (сырьё, явная недоработка), и больше 40. Это значит- бестолочь конструктор лихорадил производство по мелочам, шарахаясь от одного к другому. Пуганая ворона, короче. И то, и другое- дерьмо.
  17. 0
    8 августа 2021 12:47
    Жалко "Украину" - так и померла у стенки. Как корабль назовёшь... fool