Почему России не нужны дармовые 18 миллиардов долларов от МВФ
Невероятно, но факт. На Россию может неожиданно пролиться невиданный денежный дождь. Нам может перепасть аж 18 миллиардов долларов в рамках финансовой помощи, которую оказывает МВФ для восстановления мировой экономики от последствий коронавирусной инфекции. Сумма очень приличная и внушает уважение, но в чем тогда подвох, и есть ли он тут вообще?
Накануне Международный валютный фонд (МВФ) принял решение, тотчас названное историческим. Для помощи в восстановлении странам, пострадавшим от пандемии COVID-19, им всем совокупно будет выделено 650 миллиардов долларов. Подсчитано, что, если выделение средств будет пропорциональным вкладу в мировую экономику, то развитые страны получат порядка 58% от этой суммы, доля Китая составит 40 миллиардов долларов, а России – 18 миллиардов. Все африканские государства вместе взятые смогут претендовать на 33 миллиарда долларов, а Украина – на 2,7 миллиарда. Президент Владимир Зеленский явно на радостях должен уже открывать шампанское, поскольку экономическая агония Незалежной растянется еще чуть подольше.
Что до России, то сразу же возникают мысли, а куда можно было бы «бухнуть» эти свалившиеся буквально с неба 18 миллиардов долларов. Инфраструктура, промышленность, космос, оборонка или, прости Господи, «нанотехнологии»?
Пытаясь ответить на эти вопросы, необходимо учитывать, что речь идет не совсем о настоящих деньгах. Вернее, выделены будут не живые деньги, а специальные права заимствования, или Special Drawing Rights (SDR). Это денежный суррогат, искусственное резервное и платежное средство, выпускаемое фондом и не имеющее наличной формы. SDR не являются ни долговым обязательством, ни настоящей валютой, в виде банкнот они не выпускаются и могут находиться только на банковских счетах в безналичной форме. Их курс формируется ежедневно на основе стоимости корзины из пяти реальных валют – доллара, евро, фунта стерлингов, юаня и йены. Всего Международным валютным фондом будет эмитировано 456 миллиардов SDR, что соответствует заявленной сумме в 560 миллиардов долларов.
18 миллиардов долларов, точнее, два с лишним десятка миллиардов SDR, это очень приличные деньги, но проблема заключается в том, что так просто их не потратишь. Специальные права заимствования используются для расчетов по кредитам МВФ, пополнения резервов и покрытия дефицита платежного баланса. В принципе, это и есть их основное предназначение. Для того, чтобы их использовать в расчетах, сперва необходимо договориться с каким-то другим государством об обмене SDR на реальную валюту по текущему курсу. Получается, что напрямую в расширение БАМа, строительство орбитальной станции или в «нанотехнологии» этот щедрый дар от МВФ не кинешь. Этот денежный суррогат попадет на счета Центрального банка РФ и может быть использован исключительно в межгосударственных расчетах.
Кому и зачем же вообще это нужно? Вопрос хороший. У развитых стран специальные права заимствования скорее всего будут просто спокойно лежать на счетах. Для развивающихся стран SDR может быть источником дешевых кредитных средств, но для этого им необходимо договариваться с богатыми странами-членами МВФ, а сам фонд будет выступать посредником. Но вот нужно ли во всем этом участвовать России? Финансовая система нашей страны вполне устойчивая, чтобы ее приходилось стабилизировать подобным образом. На развитие национальной экономики SDR направить будет проблематично. Тогда, спрашивается, зачем влезать в очередные многомиллиардные займы перед МВФ? Брать в долг денежный суррогат имеет смысл Украине или какой-нибудь иной африканской державе для поддержания экономики на плаву. В результате они еще сильнее погрязнут в своих долгах перед Международным валютным фондом, где первую скрипку играют США.
Напомним, что у нашей страны есть весьма неоднозначный опыт сотрудничества с данной финансовой структурой. Членом МВФ Российская Федерация стала в 1992 году и сразу же была вынуждена начать у него занимать, превратившись в крупнейшего должника. Всего было взято порядка 22 миллиардов долларов, что в несколько раз превысило стандартную квоту. Деньги нам давали, но с массой дополнительных условий, вроде либерализации нашей экономики. И Россия исправно платила, и платила бы еще очень долго, если бы в «нулевые» не наступила эпоха аномально высоких цен на нефть, которые позволили досрочно выбраться из этой долговой ямы. Полностью с долгами перед фондом мы рассчитались только в 2005 году и больше за финансовой помощью к этому институту не обращались. Так стоит ли начинать вновь? Интересно, что согласие на выпуск SDR США дали только после прихода к власти «глобалистов» в главе с президентом Джо Байденом. Нужны ли нам такие «щедрые дары»?
Информация