«Русские варвары»: почему Маркс и Энгельс ненавидели Россию
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, в честь которых в нашей стране названы улицы и площади, никогда не отличались особыми симпатиями к России и русскому народу. Это было связано с особенностями политической ситуации в Европе в те времена, когда основоположники марксистской теории писали свои работы.
Во-первых, Маркс и Энгельс были представителями западной культурной традиции, которая всегда свысока относилась к странам и народам, не входящим в романо-германский мир. В глазах немцев, французов, англичан славяне никогда не выглядели полноценными европейцами. Классики марксизма не скупились в выражениях в отношении русского и других славянских народов. Некоторым изречениям Маркса и Энгельса могли бы позавидовать гитлеровские пропагандисты. Так, классики марксизма называли Россию варварской страной, а славян – варварами, подчеркивали, что все славянские языки выродились в «простонародный говор». Но к презрению присоединялся и страх европейцев перед многочисленными славянскими народами. И Маркс, и Энгельс обвиняли Россию в стремлении к мировому господству.
Во-вторых, в середине и второй половине XIX века Российская империя значительно усилила свои позиции в Восточной Европе, став серьезным конкурентом Англии, Франции, Австро-Венгрии, а затем и Германии. Прежде всего, Россия конкурировала с Западом за политическое влияние на Балканах. Одновременно Российская империя активно боролась с революционными движениями в странах Восточной Европы, чем вызвала ненависть к себе со стороны европейской левой интеллигенции. Нашу страну воспринимали как «душителя свобод» славянских народов, в первую очередь поляков. Маркс и Энгельс, несмотря на то, что были людьми умными и образованными, так и не смогли подняться над типичными стереотипами своего времени и разделяли общеевропейское отношение к России. Если бы Марксу и Энгельсу в свое время сказали бы, что революция, да еще под знаменами марксизма, произойдет именно в России, они бы очень удивились и, наверное, сочли бы такие прогнозы полным безумием. Ведь, будучи абсолютными европоцентристами, Маркс и Энгельс считали, что прогресс человечеству может принести только западный мир.
В-третьих, негативное отношение к России было вызвано еще и тем, что в революционном движении марксизму в то время оппонировали именно русские народники и анархисты. Главным соперником Маркса одно время был Михаил Бакунин, а марксизм долго не пользовался влиянием среди российской революционной интеллигенции. Это обстоятельство также влияло на позицию двух мыслителей относительно России и русского народа.
Спустя несколько десятилетий в Российской империи произошла сначала демократическая Февральская, а затем и социалистическая Октябрьская революции. Россия стала той страной, которой было суждено осуществить противоречивый социальный эксперимент и, более того, повести за собой другие страны. Именно благодаря событиям в России в 1917 году мир изменился до неузнаваемости. Кстати, перемены в Европе, включая существенное улучшение условий жизни европейского рабочего класса, были вызваны как раз событиями в России и страхом европейских элит перед революционным опытом нашей страны.
Во-первых, Маркс и Энгельс были представителями западной культурной традиции, которая всегда свысока относилась к странам и народам, не входящим в романо-германский мир. В глазах немцев, французов, англичан славяне никогда не выглядели полноценными европейцами. Классики марксизма не скупились в выражениях в отношении русского и других славянских народов. Некоторым изречениям Маркса и Энгельса могли бы позавидовать гитлеровские пропагандисты. Так, классики марксизма называли Россию варварской страной, а славян – варварами, подчеркивали, что все славянские языки выродились в «простонародный говор». Но к презрению присоединялся и страх европейцев перед многочисленными славянскими народами. И Маркс, и Энгельс обвиняли Россию в стремлении к мировому господству.
Во-вторых, в середине и второй половине XIX века Российская империя значительно усилила свои позиции в Восточной Европе, став серьезным конкурентом Англии, Франции, Австро-Венгрии, а затем и Германии. Прежде всего, Россия конкурировала с Западом за политическое влияние на Балканах. Одновременно Российская империя активно боролась с революционными движениями в странах Восточной Европы, чем вызвала ненависть к себе со стороны европейской левой интеллигенции. Нашу страну воспринимали как «душителя свобод» славянских народов, в первую очередь поляков. Маркс и Энгельс, несмотря на то, что были людьми умными и образованными, так и не смогли подняться над типичными стереотипами своего времени и разделяли общеевропейское отношение к России. Если бы Марксу и Энгельсу в свое время сказали бы, что революция, да еще под знаменами марксизма, произойдет именно в России, они бы очень удивились и, наверное, сочли бы такие прогнозы полным безумием. Ведь, будучи абсолютными европоцентристами, Маркс и Энгельс считали, что прогресс человечеству может принести только западный мир.
В-третьих, негативное отношение к России было вызвано еще и тем, что в революционном движении марксизму в то время оппонировали именно русские народники и анархисты. Главным соперником Маркса одно время был Михаил Бакунин, а марксизм долго не пользовался влиянием среди российской революционной интеллигенции. Это обстоятельство также влияло на позицию двух мыслителей относительно России и русского народа.
Спустя несколько десятилетий в Российской империи произошла сначала демократическая Февральская, а затем и социалистическая Октябрьская революции. Россия стала той страной, которой было суждено осуществить противоречивый социальный эксперимент и, более того, повести за собой другие страны. Именно благодаря событиям в России в 1917 году мир изменился до неузнаваемости. Кстати, перемены в Европе, включая существенное улучшение условий жизни европейского рабочего класса, были вызваны как раз событиями в России и страхом европейских элит перед революционным опытом нашей страны.
Информация