На кону 10 млрд долларов: «Сухой» со своим Су-75 опять обошел «МиГ»
Недавно закончившийся в подмосковном Жуковском на аэродроме Раменское XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 был ознаменован рядом премьер, среди которых были и новый разведывательно-ударный БПЛА семейства «Орион» от группы компаний «Кронштадт»; и модернизированный Ил-114-300; и легкий многофункциональный ЛМС-901 «Байкал» от Уральского завода гражданской авиации УЗГА; и многострадальный среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский МС-21-310, наконец-то получивший отечественные двигатели ПД-14 от ОДК «Пермские моторы», призванные заменить американские PW1400G-JМ от компании Pratt&Whitney, и совершивший на них первый показательный полет с фигурами умеренно-высокого пилотажа в паре с таким же самолетом МС-21-300, но укомплектованным американскими двигателями.
Однако все эти замечательные новинки затмила премьера принципиально нового легкого тактического многоцелевого однодвигательного истребителя (ЛТС) 5-го поколения семейства Сухой, который по замыслу его создателей должен будет составить конкуренцию на международных рынках вооружений аналогичному американскому истребителю 5-го поколения F-35 Lightning II. Новый ЛТС для внутреннего заказчика будет производиться под индексом Су-75, а на экспорт пойдет под маркетинговым названием «Checkmate» (дословный перевод «Шах и Мат»). Он изначально замышлялся как альтернатива тяжелому многофункциональному истребителю 5-го поколения Су-57 и сразу был ориентирован на внешние рынки стран Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего Индии и Вьетнама) и Латинской Америки. Это первый такой случай, когда корпорация начала разработку документации, не имея заказа от ВКС РФ. На создание прототипа самолета у нее ушло около года. Такой короткий срок был обусловлен использованием суперкомпьютерных технологий и готовых блоков от уже поставленного на крыло Су-57. Все работы велись под грифом «секретно» и в строжайшей тайне. И вот на МАКС-2021 эта тайна была раскрыта.
Спрос определяет предложение. На кону – 300 самолетов
Прежде всего, что обращает на себя внимание, так это коммерческий подход к созданию данного изделия. Изначально была определена ниша для него и просчитана минимальная потребность в самолете данного класса. Разработчики из ОАК, куда входит «Сухой», и стоящий за нею «Ростех» ожидают, что портфель заказов на Checkmate составит минимум 300 машин (более 10 млрд долларов). И это без учета потребностей Минобороны РФ, в расчете только на страны АТР, Ближнего Востока и Латинской Америки. Определяющим фактором тут будет цена. Цена нашего изделия планируется в районе 30-40 млн. долл, что при прочих равных факторах выгодно отличает его от конкурента F-35, цена которого колеблется в диапазоне от 94 до 116 млн. долл, в зависимости от комплектации. Немаловажным фактором тут является еще и стоимость летного часа – у нашего изделия она в 7 раз ниже, чем у F-35 (у него она равна 33-35 тыс. долл.), и сопоставима со стоимостью летного часа Gripen NG (Saab JAS 39 Gripen – шведский многоцелевой истребитель 4-го поколения от компании СААБ Авионикс, стоит на вооружении ВВС Швеции с 1997 года, стоимость его летного часа колеблется в диапазоне 4,5-8 тыс. долл, в зависимости от версии). При этом боевые возможности у ЛТС Checkmate существенно выше последнего.
Про боевые возможности изделия я скажу несколько ниже, а пока объясню, из чего исходили разработчики, выбирая нишу своего продукта. Тут мы стали свидетелями беспрецедентной борьбы за потенциального покупателя, в которую вступили два флагмана отечественного военного авиапрома ПАО «Сухой» и АО РСК «МиГ», хотя и объединенными под крышей единого авиационного кластера ОАК государственной корпорации «Ростех», но продолжающими конкурировать между собой на уровне конструкторской мысли. И представленная на XV авиасалоне новинка от «Сухого» показала, что и здесь «Сухой» опять опередил мигарей.
Войны военных авиаконструкторов за внешние рынки сбыта
Следует заметить, что сектор военного авиастроения – один из немногих в нашем Отечестве, кто в тяжелые постсоветские годы смог удержаться на плаву и не уйти на дно, продемонстрировав при этом выдающиеся конкурентные качества. Список исчезнувших как вид отраслей среднего и тяжелого машиностроения советской эпохи настолько длинен, что легче перечислить те, что остались. Наряду с военным авиапромом, это еще и Росатом, газо- и нефтедобыча, ледокольное и военное судостроение (причем, речь идет только о подплаве, со строительством же надводных кораблей имеем массу проблем) и Роскосмос, (причем, последний уже с трендом вниз). Всё! Остальное исчезло, не выдержав конкуренции с Западом, которому мы открыли свой внутренний рынок, не смогши конкурировать с ним на внешнем. При этом сохранить конкурентные преимущества в этих отраслях нам удалось лишь благодаря колоссальному фундаменту, наработанному поколениями советских инженеров и ученых, доставшемуся нам в наследство от СССР. В остальных же отраслях передовые компетенции были утрачены, особенно в части технологий, и противостоять западным производителям в условиях честной конкуренции мы оказались не в состоянии (а про нечестную конкуренцию я тут даже не говорю). Восстановление же утраченных позиций идет крайне медленно и тяжело. Просто кровью нам это дается, взгляните хотя бы на отечественное двигателестроение и судостроение (особенно надводных кораблей большого водоизмещения).
К счастью российский военный авиапром это не коснулось, и с 1990-х годов он динамично развивался, выдерживая высокие темпы серийного производства, в ряде случаев выступая даже с уникальными предложениями на рынке. При этом стоит заметить, что сам рынок военного авиастроения в XXI веке является одним из самых конкурентных и в настоящее время претерпевает этап глобальной трансформации. Стран, производящих военные самолеты, можно пересчитать по пальцам одной-двух рук. И список этот лишь сокращается. Лидирующие позиции на этом высококонкурентном рынке нам удалось удержать только благодаря наличию у нас двух передовых конкурирующих между собой конструкторских групп – ПАО «Компания Сухой» и АО РСК «МиГ». А их успехи постсоветской эпохи базируются в основном на прорывных советских разработках, опередивших свое время – легком истребителе-перехватчике Миг-29 и тяжелом Су-27.
В отличие от мигарей, которые не смогли выгодно распорядиться доставшимся им советским наследством, и испытывающими сейчас циклопические трудности со сбытом своего новейшего истребителя 4++ поколения МиГ-35, ставшего результатом глубокой эволюции МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, ПАО «Сухой» по максимуму реализовал все преимущества доставшегося ему в наследство Су-27. Его супер удачная платформа, позволившая создать широкий ассортимент тяжелых многофункциональных истребителей 4-го поколения (и даже многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34), не только принесла отечественному ОПК значительные прибыли, но и создала своеобразный «культ Сухого», благодаря которому за «Сушками» выстраивались в очередь даже те страны, которые объективно не имели запроса на такую тяжелую машину.
Недавний тому пример – Су-30СМ. Порой покупка современных российских тяжелых истребителей настолько повышала потенциал ВВС стран-покупателей, что в ряде регионов это приводило даже к геополитическим изменениям. В частности, по мнению аналитиков, именно благодаря наличию эффективных систем ПВО российского производства и имеющихся на вооружении 19-ти Су-30МКВ Венесуэла после смерти ее президента Уго Чавеса смогла избежать вторжения иностранных «демократизаторов» из соседних стран, науськиваемых одной страной-соседкой (имя которой мы все знаем).
Однако беда подкралась, откуда не ждали. Нельзя все время доить одну и ту же корову. Потенциал рынка исчерпал себя. Результатом работы «Сухого» и ряда его зарубежных конкурентов стал тот факт, что ниша тяжелых многофункциональных машин на данный момент практически повсеместно была заполнена. Более того, в силу глобального технологического обновления – перехода ведущих держав на истребители 5-го поколения, на рынке будет множиться число предложений модернизированных машин 4+ и 4++ поколения, к которым закономерно прибавятся экспортные варианты самолетов 5-го поколения. Таким образом, рынок тяжелых машин в ближайшие 20 лет будет перенасыщен и крайне конкурентным. Отвоевать на нем себе место под солнцем можно будет, только сохраняя лидерство в «гонке модернизаций» машин 4-го поколения и скорейшем представлении экспортных версий машин 5-го поколения. Этим путем как раз и пошел «Сухой».
Причины, приведшие к перенасыщению рынка
Так уж случилось, что глобальные игроки (США и РФ), готовясь к противостоянию друг с другом, шли по пути создания тяжелых истребителей, действуя исключительно в логике глобальной войны и потенциального столкновения крупных держав на протяженных театрах военных действий. В современном же мире наиболее часто случаются локальные конфликты малой и средней интенсивности, где тяжелым истребителям негде даже разгуляться. Там их ТТХ оказываются избыточными, а стоимость – чрезмерной. Проще говоря, в таких случаях требуется машина, во-первых, более легкого класса, а во-вторых – многофункциональная, способная выполнять как ударные задачи, так и задачи ПВО.
Прогрессирующие страны третьего мира – Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, экономически выступающие лидерами глобального развития, имеют стратегическую потребность в создании национальных многофункциональных самолетов. Конфликты, в которых участвует Россия, также демонстрируют потребность в компактной, маневренной, многофункциональной машине среднего класса с ударными и ПВО-функциями (особенно в противостоянии с БПЛА), позволяющими использовать ее в связке с собственными беспилотниками и комплексами ПВО.
Таким образом, одним из самых перспективных направлений на внутреннем и экспортном рынке сейчас стала ниша среднего (по российской классификации – легкого) многофункционального истребителя. И тут, казалось бы, все карты в руки РСК «МиГ», поскольку именно он, а не ПАО «Сухой» располагал ключевыми компетенциями и опытом создания самолетов легкого класса. Но воспользовался этими козырями не «МиГ», а именно «Сухой», в кратчайшие сроки разработавший и предложивший потенциальным заказчикам свой вариант легкого тактического многоцелевого однодвигательного истребителя (ЛТС) 5-го поколения Су-75, в экспортном исполнении проходящим под индексом ЛТС Checkmate. Причем изначально упор делался на экспорт, а не на внутреннего заказчика (это был первый случай, когда разработчики приступили к разработке технической документации, не имея заказа от Минобороны РФ).
А возьмет ли Минобороны РФ коммерческий Checkmate для нужд ВКС РФ рассмотрим уже в следующем тексте. Продолжение следует.
Информация