Возрождение конвертоплана Ми-30 выгодно ВДВ и ВМФ РФ

34

ВВС США и ВКС РФ являются давними прямыми конкурентами, однако у американцев имеется на вооружении летательный аппарат, аналогов которому в России нет. Это конвертоплан, гибрид самолета и вертолета, сочетающий в себе их лучшие черты. Несмотря на массу достоинств, конвертопланы заслужили крайне неоднозначную репутацию из-за повышенной аварийности, дороговизны и сложности в эксплуатации. В 2018 году в нашем оборонном ведомстве задумались о создании отечественного аналога для нужд ВДВ. Насколько оправдано подобное устремление, и где еще могли бы пригодиться подобные гибриды?

Идея «скрестить» самолет и вертолет появилась давно. От первого конвертоплан должен был взять дальность и скорость полета, от второго – возможность взлетать и садиться вертикально. Звучит просто замечательно, разработки в данном направлении велись и в СССР, но создать серийный аппарат под названием V-22 Osprey получилось только у США. И практика их применения показала, что все не так просто, как хотелось бы. Как только его ни называли: и «летающим убийцей», и «пожирателем бюджетных денег». Так нужна ли России своя подобная винтокрылая машина? Давайте разбираться.



Конвертоплан действительно имеет массу достоинств. Он взлетает и приземляется по-вертолетному, а также превосходит его по скорости и дальности полета. Однако этот аппарат уступает обычному турбовинтовому самолету по скоростным характеристикам, а вертолету – по грузоподъемности. Взлет осуществляется на двух винтах, а горизонтальный полет начинается за счет поворота гондолы с двигателями. Однако подобная сложная конструкция обусловливает высокую стоимость производства, повышенную сложность управления и аварийность. Американцы потеряли более полутора десятков таких аппаратов, за что те подвергаются жесткой критике, однако ни Корпус морской пехоты, ни ВВС США отказываться от них не собираются. V-22 Osprey оснащен двумя силовыми установками Rolls-Royce T406, которые обеспечивают ему максимальную скорость свыше 500 км/ч, взлетный вес машины свыше 27 тонн и боевой радиус в десантном исполнении — 720 км. Конвертопланы широко используются для доставки грузов, в том числе, на авианосцы и УДК, а также в десантных и спасательных операциях. Особенно приглянулись V-22 Osprey американским морпехам, которые не готовы от них отказываться, несмотря на массу связанных с их эксплуатацией трудностей.

Вероятно, это побудило и Минобороны РФ задуматься о необходимости создания подобного аппарата для российских десантников. В 2018 году РИА Новости со ссылкой на собственный источник в ВПК сообщили следующее:

ВДВ прорабатывают возможность применения конвертопланов для доставки десантников на поле боя. До конца сентября планируется получить техзадание и открыть опытно-конструкторскую работу по данной машине.

Следует отметить, что подобный проект может возникнуть не на пустом месте. Работа над первым советским конвертопланом Ми-30 стартовала еще в 1972 году, правда, тогда его классифицировали как «винтоплан». Предполагалось, что он сможет заменить вертолет Ми-8. Аппарат смог поднять 3-5 тонн полезной нагрузки или перевезти до 32 человек. Скорость полета Ми-30 оценивалась в 500-600 км/ч, а дальность – в 800 км. Если бы не произошел распад СССР, отечественный конвертоплан мог бы выпускаться в трех версиях: Ми-30С, Ми-30Д и Ми-30Л с грузоподъемностью в 3,2, 2,5 и 0,95 тонны, соответственно, или пассажировместимостью в 21, 11 и 7 человек. Таким образом, определенные наработки у российских оборонщиков уже имеются. Но нужен ли реально нашим военным такой сложный, дорогой и потенциально высокоаварийный летательный аппарат? Давайте попытаемся представить, где возрожденный Ми-30 мог бы найти применение.

ВДВ


Корпусу морской пехоты США V-22 Osprey приглянулись потому, что они позволяют оперативно с высокой маршевой скоростью перебрасывать личный состав на поле боя, удаленное от корабельной группировки с УДК. Подобная винтокрылая машина пригодилась бы и российским десантникам для скрытного проведения специальных операций на большую глубину. Интерес ВДВ к собственному конвертоплану вполне можно понять, но, пожалуй, не меньшую пользу тот сможет принести и на флоте.

ВМФ


Как мы неоднократно сетовали, одной из острейших проблем российского военно-морского флота является отсутствие у него собственного самолета ДРЛОиУ и авианосца для его базирования. Это радикально снижает эффективность действий морской авиации и точность целеуказания для ракетных ударов корабельной группировки. Решить проблему могло бы возрождение советского проекта палубного самолета ДРЛО Як-44, однако для полноценного раскрытия потенциала желательно запускать его при помощи катапульты. Катапультного авианосца у ВМФ РФ нет и пока что не предвидится, а ТАВРК «Адмирал Кузнецов» оснащен только трамплином. Однако появление конвертоплана открывает кое-какие интересные перспективы.

Напомним, что в начале 90-х годов англичане оказались примерно перед такой же проблемой со своими легкими противолодочными авианосцами класса «Инвинсибл». Палубные самолёты ДРЛО E-2 Hawkeye американского производства разместить на них было невозможно, поэтому возникла идея сделать из конвертоплана «самолет ДРЛО». Так возник проект V-22 AEW, на который установили специальное радиолокационное оборудование. Впоследствии компания-производитель Bell сама доработала и улучшила характеристики «конвертоплана ДРЛО», некоторые из которых даже превосходили палубный самолет Hawkeye. Для российского военно-морского флота, который располагает всего одним тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», конвертоплан ДРЛО на базе Ми-30 представляется вполне разумным вариантом. Также подобные летательные аппараты могут разместиться на обоих строящихся в настоящее время в Керчи УДК, радикально повысив разведывательные и боевые возможности корабельной группировки, в составе которой они идут.

Еще одно довольно перспективное направление использование конвертопланов – это превращение их в средство поиска и уничтожения субмарин. В США ранее был проработан проект противолодочного конвертоплана SV-22, оснащенного поисково-прицельным комплексом и 4 торпедами Mk.50 на внешней подвеске. У нас в России в настоящее время противолодочная авиация является слабым местом, авиапарк малочислен и устарел. Возрожденный Ми-30 сможет стать переходным звеном в восстановлении морской авиации.

Получается, что, несмотря на массу сложностей, конвертопланы могут сослужить хорошую службу и российской «крылатой пехоте», и морской пехоте, и флоту.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    9 августа 2021 16:50
    Есть конкретная разработка и планы? нет.
    А в идеальных логистических условиях бесконечного финансирования все будет востребовано - дирижабли, экранопланы, экронолеты, ныряющие суда, на воздушной подушке, подводные заправщики-танкеры и тп.
    Только милиарды отстегивай....
    1. +3
      9 августа 2021 17:20
      ну вот в Казани...

      1. -1
        9 августа 2021 17:41
        Це дило )))
        Проблема в том, что чем он больше, тем сильно сложнее и дороже.
        1. +6
          9 августа 2021 21:15
          Це дило )))

          Не палитесь так stop
          1. 0
            9 августа 2021 23:27
            Нема расистов!
            Це как Парашют для Штирлица!
      2. 0
        10 августа 2021 14:34
        Так это авиамоделька, которая даже не попыталась перейти в горизонтальный полёт...
    2. +5
      9 августа 2021 19:40
      Цитата: Сергей Латышев
      Есть конкретная разработка и планы?

      Возможно, есть планы в конвертах. Наличными. Они же - конвертопланы.
  2. +2
    9 августа 2021 16:59
    Цитата: Сергей Латышев
    Есть конкретная разработка и планы? нет.

    Месяц назад то же можно было сказать про Су-75.
    1. -3
      9 августа 2021 17:39
      Вы правы.
      Осталось найти деньги и логистические расчеты
    2. +1
      10 августа 2021 15:27
      А что СУ-57 уже полетел? Ну в таком случае и этот ,,Взлетит"!
  3. +2
    9 августа 2021 17:09
    Так нужна ли России своя подобная винтокрылая машина?

    Конвертоплан это передовые технологии! А передовыми технологиями, Россия владеть обязана!
  4. +3
    9 августа 2021 18:04
    "Конвертоплан"-машина интересная и широкоприменимая.
    Видел американские V-22 сил спецопераций в горизонтальном полёте, в боевом развороте( при скорости примерно 350 км/ч достаточно приличную высоту набирает за один разворот радиусом километра полтора-два) и в процессе десантирования "морских котиков" на планирующих парашютах, с лёгким стрелковым вооружением.
    Издаваемый "Оспреями"( при их горизонтальном полёте) звук слышен издалека и его ни с чем не спутаешь-ни с вертолётным, ни с винто-самолётным.
    В основном этот характерный шум издают большие лопасти воздушных винтов( если вслушаться, то слышно каждую из них, как и видно медленно вращающимися даже на горизонтальной скорости ~400км/ч).
    При полёте парой, в ясную солнечную погоду и при умеренной турбулентности воздуха над границей "берег-море", держатся друг к другу на расстоянии ~50÷60 метров, на одной высоте, ведомый чуть сзади.
    Российским военным тоже необходим подобный "винтоплан"( и желательно изначально предусмотреть его амфибийные свойства, по крайней мере, как вариант)!
  5. +4
    9 августа 2021 19:25
    Достоинства конвертопланов теоретические, на практике же они дороги, сложны, а применение ограничено. Делать складывающиеся крылья и винты – ещё дороже и сложнее.
    Дальше опытных и демонстрационных экземпляров конвертопланы не пойдут, как не пошли дирижабли, винтокрылы, экранопланы, большие десантные корабли на воздушной подушке.
    Как вариант, вертолёты с толкающим винтом дают прирост скорости и дальности, а крылья снимают нагрузку с несущего винта, но и в этом случае предел 500км/ч.
    Всякая техника под конкретную задачу, а универсальная всё делает плохо – летает, плавает, ездит.
    1. 0
      9 августа 2021 19:44
      Цитата: Jacques Sekavar
      всё делает плохо

      А стоит как та, которая хорошо по отдельности летает, плавает и ездит.
      1. -1
        10 августа 2021 14:18
        Да, в сумме получается фантастическая цифра. Вертолёт способен летать со скоростью около 300 км/час. Зачем изобретать что-то другое, которое безумно сложное, дорогое и очень тяжёлое в управлении?
  6. +2
    9 августа 2021 20:29
    В России показали прототип циклолета для десанта. Беспилотник массой 60 кг уже проходит летные испытания.
    ФПИ на форуме "Армия-2020" летный демонстратор первого в России циклолета, на основе которого к 2024 году должны создать полноразмерную летающую пассажирскую машину для Минобороны РФ
    Как рассказал руководитель проекта "Циклон" Григорий Макеич, беспилотник массой 60 кг уже проходит летные испытания
    На февраль 2021 года намечены приемочные испытания, на которых циклолет должен продемонстрировать заявленные характеристики
    "После этого мы перейдем к созданию большого аппарата, который будет способен перевозить до шести человек. До конца этого года мы должны испытать в аэродинамической трубе один полноразмерный движитель для большой машины. И к 2024 году должен быть создан полноразмерный пассажирский циклолет", - сообщил представитель ФПИ
    Разработкой уже заинтересовались военные. В частности, предполагается создание циклолета наземного и палубного базирования для проведения десантных операций
  7. +2
    10 августа 2021 08:44
    Почему Ми-30,а не Ка-22 (34,35) ? Ми-30 так и не вышел из стадии проектирования ,разработок ! В то время ,как уже летали серийные Ка-22 ! И обзывались сии агрегаты "винтокрылами" ! (Камов предложил это название ,чтобы не "брать " заграничный термин "конвертоплан" !) Если бы "ветка" конвертопланов получила развитие в нашей стране ; то,скорее всего,они бы назывались "винтокрылами" , а не "винтопланами" !
  8. +1
    10 августа 2021 09:26
    Цитата: DigitalError
    Ка-22

    Цитата: Jacques Sekavar
    Достоинства конвертопланов теоретические, на практике же они дороги, сложны, а применение ограничено.

    Уже несколько конвертопланов ДРЛО для ТАВРК и УДК окупят все вложения. Без них ВМФ как без одной руки. Альтернатив им реальных нет.
    Плюс противолодочная авиация, которая у нас зачахла. Конвертоплан может найти реальное применение: большой радиус, возможность зависать над поверхностью моря.
    1. +1
      10 августа 2021 14:01
      Ничего они не окупят. Прикиньте размеры ангаров и лётной палубы с габаритами этих аппаратов. Делать их складывающими, ещё сложнее и дороже будет. Овчина выделки не стоит.Проблему решают другие аппараты, которые проще и дешевле.
      1. -1
        10 августа 2021 17:09
        Чего прикидывать. Смотри американские УДК. Надоела эта дискуссия, если честно
    2. -3
      10 августа 2021 15:30
      Для кого эта машина будет, даже если произойдет ,,Чудо" и изобретут хотя-бы один образец?
      1. +1
        10 августа 2021 17:10
        Статьи то читаешь, которые комментировать борешься?
        1. -1
          11 августа 2021 07:24
          К сожалению не понимаю, разве у России есть ВМФ? Да, есть яхты, есть какие то кораблики и Судна. Так конвертоплан не предназначен для того, чтобы возить девчат на вечеринки, проходящие на этих плавучих борделях!
  9. +1
    10 августа 2021 09:31
    Скорее всего советского задела недостаточно. Отсюда проект дорогой и долгий.
    1. -3
      10 августа 2021 14:22
      Можно поподробнее о советском заделе? Кто его делал? Узбеки, таджики, казахи, молдоване, прибалты, белорусы, грузины, армяне, туркмены, хохлы? Или всё же русские конструкторы его делали? Так зачем русских конструкторов обзывать советскими и размазывать сопли по щекам о каком-то мифическом советском заделе?
      1. +2
        10 августа 2021 16:26
        Вероятно те "русские" конструкторы и сами не подумали бы назвать себя как то иначе чем советскими. Тем более что наверняка они не все были русской национальности.
        1. 0
          21 августа 2021 09:33
          Я более 10 служил в Казахстане и ни разу не слышал, чтобы казахи называли себя казахами. Перед этим 5 лет учился в военном училище в Риге и не помню, чтобы латыши называли себя советскими. Казахи называли себя казахами, а латыши называли себя латышами. И лишь вы ввели новый термин, советские конструкторы.
          Даже на Западе всех жителей СССР называли РУССКИЕ, там никто не имел ни малейшего понятия о хохлах, казахах, латышах.
  10. -3
    10 августа 2021 12:24
    Ну что ж В добрый Час! Рад, чтобы России есть люди которые думают!
  11. -1
    10 августа 2021 14:12
    Бред. Все эти гибриды уступают и очень значительно уступают, как самолётам, так и вертолётам. Было много попыток скрестить танк с подводной лодкой, ничего интересного не получилось.
    1. -1
      10 августа 2021 17:11
      Расскажи это американским морпехам
      1. 0
        21 августа 2021 09:35
        Расскажите мне об успехах американских морпехов. С кем и когда они воевали? С папуасами у которых на вооружении стоят луки со стрелами и копья?
  12. 0
    11 августа 2021 08:45
    Какие там конвертопланы если не могут в достатке оснастить вертолетами армейскую авиацию.
    Для трех десантно-штурмовых дивизий необходимо закупить три полка (около 200 ед.) Ми-8АМТШ и Ми-35.
    Для бригад морской пехоты требуется хотя бы по одной вертолетной эскадрилье, а это ещё 100ед.
    Триста боевых вертолетов Ми-8 /Ми-35 по любому полезнее и практичнее нескольких десятков "показушных", крайне дорогих в производстве и эксплуатации конвертопланов.
    1. 0
      21 августа 2021 09:38
      Вы хотя бы приблизительно знаете численный состав вертолётных эскадрилий? Я вам расскажу. Эскадрилья состоит из 3 звеньев. в каждом звене по 3 вертолёта. Итого одна эскадрилья - это 9 (ДЕВЯТЬ) вертолётов. Если это ОТДЕЛЬНАЯ эскадрилья, то численность может быть в пределах 10-12 вертолётов. Не больше. А вы тут сотнями штук оперируете.
  13. 0
    4 сентября 2021 13:49
    Аппарат нужный, с большими возможностями. Большая аварийность может быть обусловлена спецификой работы в экстремальных ситуациях.