Нужны ли современному флоту ракетно-артиллерийские линкоры?
Все прекрасно наслышаны об авианосных ударных группах ВМС США, дающих Вашингтону возможность спроецировать свою агрессию в любой части Мирового океана. Но не все знают, что, помимо авианосцев как ядра АУГ (CBG - Carrier Battle Group), Пентагон может сформировать до четырех надводных боевых групп (SAG - Surface Action Group), построенных вокруг линкоров. Да, Соединенные Штаты – это единственная страна, которая сохранила четыре своих артиллерийских линкора класса «Айова», выполняющие сегодня функции музеев и проч., но при необходимости в течение нескольких месяцев им может быть возвращена боеспособность. Но почему этим «раритетам» нашлось место даже в наш век сверхзвуковой авиации и гиперзвуковых ракет?
Мы все, смотревшие боевики 90-х годов, прекрасно знаем линкор «Миссури», который фигурировал не в одном голливудском фильме. Из запланированных шести кораблей в данной серии США до конца Второй мировой войны успели построить только четыре: собственно, «Айову», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин». Пострелять по кораблям японцев они не успели, но в дальнейшем максимально раскрыли свой потенциал, работая по береговым целям в других войнах. Хотя «убийцей» линкоров считается массированное применение палубной авиации и появление противокорабельных ракет, это не совсем так. Несмотря на то, что эти бронированные монстры строились под войну прошлого типа, им нашлось место и в современных конфликтах. Как же так получилось?
Во-первых, большим плюсом проекта «Айова» является их высокая быстроходность, огромные линкоры могут выдавать 32,5 узла. Это очень серьезные характеристики, что позволяет им ходить на равных в составе ордеров с самыми современными крейсерами и эсминцами.
Во-вторых, несомненным достоинством можно считать мощную броневую защиту линкора, обеспечивающую ему повышенную живучесть. Там, где «Арли Берку» хватит 1-2 ракет для того, чтобы отправиться на дно, «Айова» выдержит десяток попаданий противокорабельных ракет, а потом еще и сдачи даст. Кроме того, варварские испытания возле атолла Бикини показали, что линкоры обладают очень большой устойчивостью к последствиям ядерного взрыва. «Миссури» и ее «систершипы» являются практически идеальными флагманскими кораблями.
В-третьих, даже в век ракетных залпов и массированных авианалетов неожиданно востребованной порой оказывается крупнокалиберная корабельная артиллерия. На каждом американском линкоре установлено по девять 50-калиберных 406-мм орудий Mk.7. Вес бронебойного снаряда Mk.8 достигает массы 1225 кг. При полном заряде пороха массой 297 кг скорость снаряда составляет 762 м/с. Как говорится, попробуй перехвати. Мало какая система ПВО способна на такое. Зато попав, такой снаряд наделает дел. Помимо бронебойных, в США были разработаны фугасные и даже спецбоеприпасы - снаряды Mk.23 с ядерной боеголовкой W-23 с тротиловым эквивалентом 1 кт.
Неудивительно, но кажущиеся устаревшими артиллерийские линкоры оказались весьма востребованными после завершения Второй мировой войны. В 1949 году все четыре «Айовы» приняли участие в Корейской войне, где очень хорошо себя показали, поскольку эффективность каждого их выстрела в десятки раз превосходила обычную гаубичную артиллерию по мощи и точности. В следующий раз орудия линкора заговорили во Вьетнаме. «Нью-Джерси» в течение 120 дней абсолютно безнаказанно уничтожал мосты, автомобильные дороги и береговые позиции противника, сравнивая их с землей, поддерживая Корпус морской пехоты США. Вдруг выяснилось, что орудия линкора калибром 406-мм за 30 минут могут выпустить 270 фугасных 862-кг снарядов общей массой 232,7 т. При этом крыло палубной авиации одного «Нимитца», при условии совершения каждым самолётом трёх вылетов, за день смогло сбросить на цель 228,6 т бомб. Подсчитав расходы, американцы прослезились: стоимость доставки одной тонны «боеприпасов» для «Нью-Джерси» составляла 1,6 тысячи долларов, а для атомного авианосца — 12 тысяч долларов. Занимательная арифметика получается. Войны в Корее и во Вьетнаме показали, что многие задачи «против берега» артиллерийский линкор может выполнить намного эффективнее и дешевле, чем палубная авиация.
Все это заставило Пентагон крепко задуматься. Все «Айовы» прошли глубокую модернизацию, получив новые системы связи, РЛС, а также вооружения: восемь пусковых установок крылатых ракет BGM-109 Tomahawk (по четыре ракеты в установке), четыре четырехракетные установки AGM-84 Harpoon, четыре зенитных артиллерийских комплекса Мk.15 «Вулкан-Фаланкс», появилась площадка для обслуживания вертолетов и БПЛА. Все это - стрельбу главным калибром, запуски «Гарпуна» и «Томагавков», а также работу зенитного комплекса - мы могли видеть в голливудском блокбастере «В осаде», который снимался на борту «Миссури», с «нашим» актером Стивеном Сигалом в главной роли. Подобная модернизация ветеранов позволила активно использовать их уже во время гражданской войны в Ливане и при операции «Буря в пустыне», где «Миссури» и «Висконсин» успешно били по иракцам не только ствольной артиллерией, но и крылатыми ракетами.
После американские линкоры были переведены в состав так называемого «нафталинного флота», став кораблями-музеями. Туристы могут погулять по их палубам, однако во внутренние помещения их не допустят. Дело в том, что буквально за несколько месяцев «Айовы» можно вернуть в строй, поскольку для них вновь может найтись работа. Неожиданный успех их применения в современных «колониальных» конфликтах, которые так любят вести США, привел к выработке в 1980 году новой концепции. Возникал идея создать четыре надводные боевые группы SAG (Surface Action Group), но вокруг не авианосца, а линейного корабля. В состав подобной группы могут входить, кроме «Айовы», 1 крейсер класса «Тикондерога» и по 3 эсминца «Арли Берк», которые должны прикрывать линкор, призванный быть оперативным штабом и «утюжить» побережье гигантскими снарядами. Каждая из четырех SAG может действовать самостоятельно или в составе АУГ.
Выходит, даже в 21 веке артиллерийский линкор не является таким уж бесполезным анахронизмом, а в США даже вышли публикации, призывающие возобновить их строительство. При всем скепсисе к подобным предложениям, некоторое рациональное зерно в этом имеется.
При использовании современных технологий можно сделать полностью необитаемыми башни главного калибра, одновременно повысив скорострельность орудий и ресурс их стволов. Кажущуюся скромной дальнобойность, позволяющую вести огонь только по побережью противника, не имеющего серьезной противокорабельной защиты, можно радикально увеличить за счет применения активно-реактивных снарядов, способных пролететь до 200 километров. Стоимость артиллерийского выстрела при этом будет кратно дешевле, чем у ракетного, но перехват гигантского снаряда, летящего с огромной скоростью, станет колоссальной проблемой для существующих комплексов ПВО. Автоматизация систем управления позволит сократить численность экипажа, при этом в корпусе корабля можно будет разместить большое количество универсальных пусковых ячеек для ракет, которых будет побольше, чем на обычном крейсере или эсминце. По указанным выше причинам подобные идеи являются не такими уж и абсурдными, как представляются на первый взгляд.
Информация