ЕС без ДВС. С какими трудностями столкнется европейский «прорыв в будущее»

12

В ближайшее время на рассмотрение Европейского парламента должен быть вынесен интереснейший документ – так называемая программа действий Fit for 55, в которой изложены уже не прекраснодушные общие фразы относительно тотального «озеленения» Старого Света, а конкретные меры по резкому сокращению вредных выбросов в тамошнюю атмосферу с четкими сроками вступления таковых в силу. Особое внимание в упомянутом выше документе привлекает блок вопросов, связанных с транспортной отраслью. Планы еврочиновников поражают своими масштабами и амбициозностью.

Прежде всего в данном контексте следует упомянуть о твердом намерении руководства Евросоюза «избавить» в самом ближайшем будущем все до единой его страны от «грязных» двигателей внутреннего сгорания, потребляющих ископаемое топливо. Причем речь в данном случае идет вовсе не только об автомобилях. В Брюсселе задумали настоящую «транспортную революцию», которая затронет не только нынешних поставщиков топлива и производителей конкретных средств передвижения, но, без преувеличения, все общество. Насколько реалистичны подобные глобальные планы и каковы могут быть их последствия?



Одно сплошное электричество…


Главным смыслом, заложенным в Fit for 55, является (как можно догадаться уже из названия стратегии) стремление ЕС сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 55%. Причем достигнуть эту, прямо скажем, не самую простую цель там вознамерились уже в 2030 году. Как уже было сказано, одним из главных «осквернителей» европейского воздуха признан транспорт: по оценкам профильных экспертов на него приходится не менее четверти всей попадающей туда вредной гадости, особенно – в городах. Вот за него-то и решили взяться в первую очередь. Выбросы из выхлопных труб, по замыслу еврочиновников, к 2050 году должны сократиться на все 90%. Каким же образом возможно достигнуть такого ошеломительного результата? Прежде всего, для двигателей внутреннего сгорания вот-вот будет введен новейший стандарт – Евро-7.

Какие требования будут заложены в него, пока до конца не ясно, однако уже доподлинно известно о том, что создание автомобилей с такими двигателями приблизит их по себестоимости к истребителям F-35. Во всяком случае, несколько мировых автомобильных гигантов уже заявили о своем категорическом отказе связываться с новыми стандартами. Даже японцы, казалось бы, способные создать (в области транспорта) все что угодно, прикинули, что такие «движки» будут на вес золота и не стали даже начинать их разработку. Может, немцы возьмутся? Впрочем, в любом случае европейских владельцев автомобилей с ДВС (двигатель внутреннего сгорания), упорно не желающих отказываться от них в пользу электрокаров, ждет и другой «приятный сюрприз» в виде «карбонового налога», драть который с них начнут в самом ближайшем времени. Раздав вдоволь «пряников» в виде дотаций и субсидий на приобретение гражданами экологически чистых электромобилей (в среднем по Евросоюзу достигающих от 3 до 9 тысяч евро), Брюссель, как видим, решил перейти к «кнуту».

Начиная с 2035 года продажа машин с бензиновыми, дизельными или потребляющими СПГ двигателями будет в ЕС попросту запрещена. Исходя из этой перспективы многие ведущие автомобилестроительные концерны уже продекларировали намерения вовсе отказаться от выпуска моделей с ДВС, полностью переключившись на электрокары, «гибриды» и автомобили с водородными двигателями. Причем касается это вовсе не только производителей «легковушек» – в том, что после 2040 года с их конвейеров не сойдет ни одна машина с «грязным» мотором клятвенно заверили мировую общественность и главные производители грузовиков: Iveko, Daf, Scania, Man, Volvo, Ford и Daimler. При этом представители названых концернов не скрывают, что перестройка производства «большегрузов» на альтернативные виды топлива потребует вложений на сумму в, как минимум, 100 миллиардов долларов.

Мало того, в том же Daimler заявили, что, поскольку, к примеру, водородные и электрические моторы намного примитивнее по конструкции и проще в производстве, чем «сердца» нынешних автомобилей, для их сборки рабочих потребуется чуть ли не вполовину меньше, чем трудится в соответствующих цехах сейчас. Зато свежеиспеченные безработные смогут на досуге дышать исключительно свежим и чистым воздухом… Как бы то ни было, но европейские автопроизводители, которые попросту вынуждены идти в ногу со временем, в спешном порядке переключаются на выпуск электромобилей – только в нынешнем году ими было запущено производство более полусотни их новых моделей. Пока что это приносит определенные дивиденды – благодаря государственному стимулированию продажи электрокаров в Старом Свете за этот период взлетели чуть ли не в полтора раза и превысили 1 миллион 400 тысяч машин. На первый взгляд картина получается вполне благостная и вдохновляющая.

Гладко было на бумаге… О чем забыли авторы Fit for 55?


Тем не менее у программы «транспортного озеленения» имеются свои «узкие места» и «подводные камни», часть из которых явственно видна уже сегодня, а какое-то количество неминуемо даст знать о себе в не таком уж и далеком будущем. Прежде всего, это, как несложно догадаться, вопрос заправок для электромобилей. Согласно соответствующей директиве ЕС, таковые должны появиться в каждой европейской стране на расстоянии не более 60 километров друг от друга. В том числе, и в сельских, труднодоступных (горных или лесистых) районах, там, где вообще-то мало кто проживает. Вложения? Да, причем колоссальные. Для Франции или Германии это, возможно, и будет посильно, но вот что делать государством с намного менее развитой экономикой и инфраструктурой? Разве что ждать дотаций от Брюсселя. Но вот будет ли у него желание и возможность их давать? Опять же, то громадное количество электроэнергии, на которую планируется перевести не только личные авто граждан, но также и общественный транспорт, сельскохозяйственную технику и все прочее, нужно каким-то образом вырабатывать.

Имеются весьма большие сомнения, что с данной задачей справятся ветряки и солнечные панели. И тут, опять же, возникает каверзный вопрос – а не сожгут ли электростанции для обеспечения работы «экологически чистого» транспорта ископаемого топлива куда побольше, чем его сгорело бы в двигателях машин? С соответствующим количеством выбросов в атмосферу, естественно. Внятного ответа на это пока что не существует. Еще одна щекотливая тема – аккумуляторы. Мало того, что для их производства понадобится невиданное ранее количество лития, кобальта, меди, никеля, которые еще нужно будет добыть. Утилизовать отработавшие свое батареи – та еще проблема. Понятно, что в Евросоюзе намерены подойти к ее решению со всей серьезностью, но в какую копеечку это влетит?

Автотранспорт – это ведь не только автомобили граждан и предприятий, спецмашины различных экстренных служб. Это еще и трактора, комбайны, экскаваторы и бульдозеры, различные подвижные краны и платформы. Одним словом, разнообразная техника, без которой современная экономика немыслима. Самое замечательное, что «озеленить» в ЕС твердо намерены и ее тоже! И вот тут уже начинаются вполне реальные проблемы. Начнем с того, что переделать на электрическую тягу любые «колеса», мощность двигателя которых превышает полтысячи «лошадок» при современных уровнях соответствующих технологий пока что крайне проблематично. Нет, электротрактора уже вовсю пашут поля Европы – вот только стоимость такой техники, «заряда» которой, кстати говоря, хватает от силы часов на 5 работы, превышает цену ее аналогов, лопающих «грязную солярку» на 20% как минимум.

Пока что в той же Германии местные власти берут на себя погашение до половины кредита, в который вынуждены влезать «озеленяющиеся» фермеры. Но как долго продлится подобная благодать? Европейские аграрии и так далеко не в восторге от своего положения, о чем свидетельствуют их демонстрации и прочие протестные выступления, все чаще сотрясающие различные страны ЕС, так теперь еще и это. Следует понимать, что использование ощутимо более дорогостоящей «экологически чистой» техники неминуемо приведет к подорожанию буквально всего – от объектов строительства до продуктов питания. Вряд ли это (в комплекте с новыми налогами и возникновением ряда прочих проблем) понравится жителям Старого Света, о чьем здоровье так трогательно пекутся тамошние политики, продвигая «зеленый курс» все более быстрыми темпами и во все более категоричных форматах. Хватит ли средств у Евросоюза на то, чтобы «гасить» их недовольство все новыми и новыми финансовыми вливаниями в виде дотаций и субсидий? Или, в конченом итоге, все сведется к практике суровых запретов, при которых выбора у потребителей просто не останется?

В планах Брюсселя – перевод на «экологически чистое топливо» не только автомобильного и железнодорожного транспорта, но также авиационного и морского! Понятно, что в данном случае о замене двигателей внутреннего сгорания на электрические речь не может идти по определению. Тем не менее идут разговоры о переводе воздушных и морских судов «на водород» или иные виды горючего – неископаемого происхождения. К примеру – тот же метанол. Для начала перевозчиков намерены крепко «придавить» налогами «экологического» толка. В руководящих органах ЕС прекрасно понимают, что иными способами от тех же авиакомпаний, которые там хотят заставить как можно скорее «снизить вредные выбросы на 10%» толку не добьешься. В перспективе, чем черт не шутит, европейское небо могут и вовсе «закрыть» для самолетов, сжигающих традиционный керосин. Довольно странные решения – в свете того, что авиационная отрасль во всем мире из-за пандемии коронавируса и так переживает далеко не самые лучшие времена и балансирует на грани разорения, но что есть, то есть.

Насколько далеко зайдет Европа в своем «экологическом» раже и не надорвется ли она, не просто перестраивая, а «ломая об колено» собственную экономику в угоду «зеленому курсу» – вопрос дискуссионный. В любом случае нашей стране следует готовиться как к снижению объемов поставок углеводородов в Старый Свет, так и к введению его правительствами специальных налогов и пошлин для борьбы с экспортом из тех государств, которые будут продолжать использовать «грязные» технологии. То, что Россия непременно окажется во всех соответствующих списках, сомнений не вызывает никаких.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 августа 2021 09:34
    В перспективе, чем черт не шутит, европейское небо могут и вовсе «закрыть» для самолетов, сжигающий традиционный керосин.

    А военная авиация НАТО тоже будет на электричестве летать или как цеппелин "Гинденбург" - на водороде?
  2. 0
    17 августа 2021 10:34
    Во всяком случае, несколько мировых автомобильных гигантов уже заявили о своем категорическом отказе связываться с новыми стандартами. Даже японцы, казалось бы, способные создать (в области транспорта) все что угодно, прикинули, что такие «движки» будут на вес золота и не стали даже начинать их разработку.

    Исходя из этой перспективы многие ведущие автомобилестроительные концерны уже продекларировали намерения вовсе отказаться от выпуска моделей с ДВС, полностью переключившись на электрокары, «гибриды» и автомобили с водородными двигателями. Причем касается это вовсе не только производителей «легковушек» – в том, что после 2040 года с их конвейеров не сойдет ни одна машина с «грязным» мотором клятвенно заверили мировую общественность и главные производители грузовиков: Iveko, Daf, Scania, Man, Volvo, Ford и Daimler.

    Так автомобильные концерны будут переходить на электрокары или не будут?
  3. 0
    17 августа 2021 10:40
    Тем не менее идут разговоры о переводе воздушных и морских судов «на водород» или иные виды горючего – неископаемого происхождения. К примеру – тот же метанол.

    А разве метанол относится к неископаемым углеводородам? Кстати Амурский газоперерабатывающий комплекс станет поставлять метанол в .... Китай.
    1. 0
      17 августа 2021 11:30
      А китай в фанфуриках к нам - озолотятся!
  4. -3
    17 августа 2021 11:32
    А, опять страшилка.
    Наверняка все все понимают - что надо заявлять и стремится к большему, чтоб получилось как надо.
    Но это не для страшилки.

    А введение всяких эко-налогов в первую очередь опасно для нео-колоний, поставляющих "грязное" сырье.
    А кто свое производство имеет, все равно его модернизирует, и "почистит" заодно.
  5. 123
    +1
    17 августа 2021 12:45
    Еврокомиссары такие затейники laughing Старушку Европу они уже дешевым газом обеспечили Все чинно благородно, рыночек решает, конкуренция рулитyes
    А вообще это напоминает масштабный инфраструктурный проект. Современные египетские пирамиды. На него будут печатать деньги и так стимулировать стагнирующую промышленность, инфляцию естественно постараются списать на окружающих по американскому образцу. Что не удивительно, структура создана "по образу и подобию" да и вообще в целом скорее проамериканская "Ост Индийская компания".
    Заодно решается проблема с подрастающим на востоке конкурентом в том числе в авиации. В свое время они ввели новые нормы по шумности, как это отразилось на наших производителях известно всем. В общем ничего не меняется.
    Что делать нам? Конечно развивать технологии и действовать теми же методами.
    С волками жить...без ружья не выходить smile
    Ситуация то несколько отличается от 90-х. Последует запрет на авиадвигатели, наверное у них автоматически должны возникнуть проблемы с сертификацией "новомодных игрушек" при пролете над территорией России. Ведь новшество требует тщательного и длительного изучения на предмет безопасности, влияния на экологию. Надо ведь выяснить как влияют новые двигатели на перелетных птиц и не только, наверняка ведь их применение как то негативно отражаются на популяции некоторых видов жучков и пиявок, эндемиков с ореолом обитания ограниченным сибирскими просторами. Местные экологи должны встать единым фронтом на защиту мухи-цокотухи.
    Ну и конечно создавать свою валютную зону, причем ускоренными темпами. Это наверное сейчас становится наиболее актуальным.
  6. +1
    17 августа 2021 13:06
    уже сейчас в ФРГ нет места для ветряков, так что хотелки Запада перейти на электро авто с помощью ВИЭ, бред собачий

    https://inosmi.ru/politic/20210816/250320555.html
    1. 0
      22 августа 2021 09:16
      Нет проблем. С Украины чернозём и лес вывезут, народ сам разбежится или вымрет. Эти процессы уже запущены и идут полным ходом. Всю территорию - под ветряки или солнечные батареи. Там же устроят свалки под утилизацию всего "экологичного" хлама.
  7. +2
    17 августа 2021 18:23
    Все эти меры говорят о переходе на новый технологический уклад в рамках всё той же хищнической капиталистической эксплуатации природных ресурсов под разными вывесками типа борьбы парниковыми выбросами и климатическими изменениями.
    Оздоровление среды обитания в первую очередь требует не запрета использовать не тех или иных источников энергии которыми располагают страны, а перехода на выпуск экологических товаров – кормов без био-хим-добавок и генетических изменений, мясопродуктов без стимуляторов, разлагаемых в природных условиях товаров и т.д.
    В противном случае переход производства на экологически “безвредную” энергетику, останутся гигантские мусорные отвалы, загрязнение окружающей среды от производства и утилизации вредных отходов. Неразлагаемые компоненты останутся и продолжат загрязнять окружающую среду ещё более изощрёнными способами и нарастающими темпами. Тысячи километров утраченных рыболовных сетей к примеру губят не меньше морской флоры и фауны чем вылавливают. Происходит нарушение экосистемы за счёт изменения природного баланса, замещения одних видов другими – то ядовитые водоросли и медузы расплодились, то красные приливы появились, то бьют тревогу по поводу большого барьерного рифа и это бесконечное следствие хищнического отношения, а экосистеме неважно с применением какой энергии были изготовлены орудия её изменения/уничтожения.
    Потому суть программы Fit for 55 – зачистить рынков от производителей использующих не самые передовые технологии, “не экологические” источники энергии и занять их место. Переход на новый технологический уклад всегда является следствием внутриклассовой борьбы крупного капитала за увеличение доходов новых корпораций типа И.Маска.
  8. дуреет плесень!
  9. 0
    18 августа 2021 13:28
    всё это звучит несколько дико и странно с многими "вроде как" неразрешаемыми проблемами для понимания рядовых граждан и т.д. периферийного капитализма, типа РФ (вот как бы "суперпатриоты" не рвали на себе рубашки, но РФ - страна далеко не передавого капитализма, хотя последние несколько лет пытается натужно в мировой пирамиде разделения труда стать на ступеньку повыше, пока идёт переход на новый технологический уклад, однако никак не на первые места пьедестала).На самом же деле НИКАКОЙ проблемы денег по большому счёту в ЕС нет, хотя автор статьи считает это проблемой..Будет вброшено любое кол-во ЦЕЛЕВЫХ (подчёркиваю - именно целевое печатанье денег под развитие НЕ вызывает излишней инфляции для высокотехнологичных, производящих продукт с высокой добавленной стоимостью государств).И доллар и евро есть мировой резервной валютой стран с несырьевого типа экономиками.И все эти "экологические движи" есть не что иное, как переход к 6-му технолгогическому укладу и страны -лидеры этого нового уклада делают всё, чтобы сохранить за собой (самое главное!) именно технологические преимущества и поэтому будут всячески поддерживать и искусственно в том числе спрос на электромашины разные.
  10. 0
    22 августа 2021 09:21
    Озеленение энергетики - это мероприятие того же порядка, что и Ковид. Направлено на хаотизацию мира.
    Выживут те, у кого руководство с головой дружит.