ЕС без ДВС. С какими трудностями столкнется европейский «прорыв в будущее»
В ближайшее время на рассмотрение Европейского парламента должен быть вынесен интереснейший документ – так называемая программа действий Fit for 55, в которой изложены уже не прекраснодушные общие фразы относительно тотального «озеленения» Старого Света, а конкретные меры по резкому сокращению вредных выбросов в тамошнюю атмосферу с четкими сроками вступления таковых в силу. Особое внимание в упомянутом выше документе привлекает блок вопросов, связанных с транспортной отраслью. Планы еврочиновников поражают своими масштабами и амбициозностью.
Прежде всего в данном контексте следует упомянуть о твердом намерении руководства Евросоюза «избавить» в самом ближайшем будущем все до единой его страны от «грязных» двигателей внутреннего сгорания, потребляющих ископаемое топливо. Причем речь в данном случае идет вовсе не только об автомобилях. В Брюсселе задумали настоящую «транспортную революцию», которая затронет не только нынешних поставщиков топлива и производителей конкретных средств передвижения, но, без преувеличения, все общество. Насколько реалистичны подобные глобальные планы и каковы могут быть их последствия?
Одно сплошное электричество…
Главным смыслом, заложенным в Fit for 55, является (как можно догадаться уже из названия стратегии) стремление ЕС сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 55%. Причем достигнуть эту, прямо скажем, не самую простую цель там вознамерились уже в 2030 году. Как уже было сказано, одним из главных «осквернителей» европейского воздуха признан транспорт: по оценкам профильных экспертов на него приходится не менее четверти всей попадающей туда вредной гадости, особенно – в городах. Вот за него-то и решили взяться в первую очередь. Выбросы из выхлопных труб, по замыслу еврочиновников, к 2050 году должны сократиться на все 90%. Каким же образом возможно достигнуть такого ошеломительного результата? Прежде всего, для двигателей внутреннего сгорания вот-вот будет введен новейший стандарт – Евро-7.
Какие требования будут заложены в него, пока до конца не ясно, однако уже доподлинно известно о том, что создание автомобилей с такими двигателями приблизит их по себестоимости к истребителям F-35. Во всяком случае, несколько мировых автомобильных гигантов уже заявили о своем категорическом отказе связываться с новыми стандартами. Даже японцы, казалось бы, способные создать (в области транспорта) все что угодно, прикинули, что такие «движки» будут на вес золота и не стали даже начинать их разработку. Может, немцы возьмутся? Впрочем, в любом случае европейских владельцев автомобилей с ДВС (двигатель внутреннего сгорания), упорно не желающих отказываться от них в пользу электрокаров, ждет и другой «приятный сюрприз» в виде «карбонового налога», драть который с них начнут в самом ближайшем времени. Раздав вдоволь «пряников» в виде дотаций и субсидий на приобретение гражданами экологически чистых электромобилей (в среднем по Евросоюзу достигающих от 3 до 9 тысяч евро), Брюссель, как видим, решил перейти к «кнуту».
Начиная с 2035 года продажа машин с бензиновыми, дизельными или потребляющими СПГ двигателями будет в ЕС попросту запрещена. Исходя из этой перспективы многие ведущие автомобилестроительные концерны уже продекларировали намерения вовсе отказаться от выпуска моделей с ДВС, полностью переключившись на электрокары, «гибриды» и автомобили с водородными двигателями. Причем касается это вовсе не только производителей «легковушек» – в том, что после 2040 года с их конвейеров не сойдет ни одна машина с «грязным» мотором клятвенно заверили мировую общественность и главные производители грузовиков: Iveko, Daf, Scania, Man, Volvo, Ford и Daimler. При этом представители названых концернов не скрывают, что перестройка производства «большегрузов» на альтернативные виды топлива потребует вложений на сумму в, как минимум, 100 миллиардов долларов.
Мало того, в том же Daimler заявили, что, поскольку, к примеру, водородные и электрические моторы намного примитивнее по конструкции и проще в производстве, чем «сердца» нынешних автомобилей, для их сборки рабочих потребуется чуть ли не вполовину меньше, чем трудится в соответствующих цехах сейчас. Зато свежеиспеченные безработные смогут на досуге дышать исключительно свежим и чистым воздухом… Как бы то ни было, но европейские автопроизводители, которые попросту вынуждены идти в ногу со временем, в спешном порядке переключаются на выпуск электромобилей – только в нынешнем году ими было запущено производство более полусотни их новых моделей. Пока что это приносит определенные дивиденды – благодаря государственному стимулированию продажи электрокаров в Старом Свете за этот период взлетели чуть ли не в полтора раза и превысили 1 миллион 400 тысяч машин. На первый взгляд картина получается вполне благостная и вдохновляющая.
Гладко было на бумаге… О чем забыли авторы Fit for 55?
Тем не менее у программы «транспортного озеленения» имеются свои «узкие места» и «подводные камни», часть из которых явственно видна уже сегодня, а какое-то количество неминуемо даст знать о себе в не таком уж и далеком будущем. Прежде всего, это, как несложно догадаться, вопрос заправок для электромобилей. Согласно соответствующей директиве ЕС, таковые должны появиться в каждой европейской стране на расстоянии не более 60 километров друг от друга. В том числе, и в сельских, труднодоступных (горных или лесистых) районах, там, где вообще-то мало кто проживает. Вложения? Да, причем колоссальные. Для Франции или Германии это, возможно, и будет посильно, но вот что делать государством с намного менее развитой экономикой и инфраструктурой? Разве что ждать дотаций от Брюсселя. Но вот будет ли у него желание и возможность их давать? Опять же, то громадное количество электроэнергии, на которую планируется перевести не только личные авто граждан, но также и общественный транспорт, сельскохозяйственную технику и все прочее, нужно каким-то образом вырабатывать.
Имеются весьма большие сомнения, что с данной задачей справятся ветряки и солнечные панели. И тут, опять же, возникает каверзный вопрос – а не сожгут ли электростанции для обеспечения работы «экологически чистого» транспорта ископаемого топлива куда побольше, чем его сгорело бы в двигателях машин? С соответствующим количеством выбросов в атмосферу, естественно. Внятного ответа на это пока что не существует. Еще одна щекотливая тема – аккумуляторы. Мало того, что для их производства понадобится невиданное ранее количество лития, кобальта, меди, никеля, которые еще нужно будет добыть. Утилизовать отработавшие свое батареи – та еще проблема. Понятно, что в Евросоюзе намерены подойти к ее решению со всей серьезностью, но в какую копеечку это влетит?
Автотранспорт – это ведь не только автомобили граждан и предприятий, спецмашины различных экстренных служб. Это еще и трактора, комбайны, экскаваторы и бульдозеры, различные подвижные краны и платформы. Одним словом, разнообразная техника, без которой современная экономика немыслима. Самое замечательное, что «озеленить» в ЕС твердо намерены и ее тоже! И вот тут уже начинаются вполне реальные проблемы. Начнем с того, что переделать на электрическую тягу любые «колеса», мощность двигателя которых превышает полтысячи «лошадок» при современных уровнях соответствующих технологий пока что крайне проблематично. Нет, электротрактора уже вовсю пашут поля Европы – вот только стоимость такой техники, «заряда» которой, кстати говоря, хватает от силы часов на 5 работы, превышает цену ее аналогов, лопающих «грязную солярку» на 20% как минимум.
Пока что в той же Германии местные власти берут на себя погашение до половины кредита, в который вынуждены влезать «озеленяющиеся» фермеры. Но как долго продлится подобная благодать? Европейские аграрии и так далеко не в восторге от своего положения, о чем свидетельствуют их демонстрации и прочие протестные выступления, все чаще сотрясающие различные страны ЕС, так теперь еще и это. Следует понимать, что использование ощутимо более дорогостоящей «экологически чистой» техники неминуемо приведет к подорожанию буквально всего – от объектов строительства до продуктов питания. Вряд ли это (в комплекте с новыми налогами и возникновением ряда прочих проблем) понравится жителям Старого Света, о чьем здоровье так трогательно пекутся тамошние политики, продвигая «зеленый курс» все более быстрыми темпами и во все более категоричных форматах. Хватит ли средств у Евросоюза на то, чтобы «гасить» их недовольство все новыми и новыми финансовыми вливаниями в виде дотаций и субсидий? Или, в конченом итоге, все сведется к практике суровых запретов, при которых выбора у потребителей просто не останется?
В планах Брюсселя – перевод на «экологически чистое топливо» не только автомобильного и железнодорожного транспорта, но также авиационного и морского! Понятно, что в данном случае о замене двигателей внутреннего сгорания на электрические речь не может идти по определению. Тем не менее идут разговоры о переводе воздушных и морских судов «на водород» или иные виды горючего – неископаемого происхождения. К примеру – тот же метанол. Для начала перевозчиков намерены крепко «придавить» налогами «экологического» толка. В руководящих органах ЕС прекрасно понимают, что иными способами от тех же авиакомпаний, которые там хотят заставить как можно скорее «снизить вредные выбросы на 10%» толку не добьешься. В перспективе, чем черт не шутит, европейское небо могут и вовсе «закрыть» для самолетов, сжигающих традиционный керосин. Довольно странные решения – в свете того, что авиационная отрасль во всем мире из-за пандемии коронавируса и так переживает далеко не самые лучшие времена и балансирует на грани разорения, но что есть, то есть.
Насколько далеко зайдет Европа в своем «экологическом» раже и не надорвется ли она, не просто перестраивая, а «ломая об колено» собственную экономику в угоду «зеленому курсу» – вопрос дискуссионный. В любом случае нашей стране следует готовиться как к снижению объемов поставок углеводородов в Старый Свет, так и к введению его правительствами специальных налогов и пошлин для борьбы с экспортом из тех государств, которые будут продолжать использовать «грязные» технологии. То, что Россия непременно окажется во всех соответствующих списках, сомнений не вызывает никаких.
Информация