Китай фактически ввел эмбарго на товары из Литвы
Терпение и немногословность китайских руководителей общеизвестна. Но даже их выдержке и умению выслушать собеседника иногда приходит конец, особенно если их регулярно дразнить и провоцировать. Недавно литовские власти приняли решение об открытии в Вильнюсе представительства Тайваня. Это переполнило чашу китайского «олимпийского спокойствия». Пекин отозвал своего посла из Литвы и «вежливо попросил» литовцев сделать аналогичный шаг.
Нужно отметить, что действия литовской стороны проявились не только в политической плоскости, но и затронули экономическую сферу. В КНР расценили действия Литвы как откровенно враждебные и фактически ввели эмбарго на литовские товары.
При этом в Литве сразу нашлись «патриоты», которые начали заверять и успокаивать население, что ничего страшного не будет. По их логике, Литва заплатит «небольшую цену», и «принципиальная позиция» того стоит. В 2020 году Китай находился «всего» на 13-м месте среди торговых партнеров Литвы. Общий товарооборот между странами составил €1,5 млрд. Причем китайцы продали товаров за €1,2 млрд, а литовцы на €0,3 млрд. Поэтому потерю €0,3 млрд экспорта некоторые в Литве расценили как «малозначительную» и «компенсируемую».
Призывы одуматься, звучащие от литовских предпринимателей, занимающихся экспортом зерна, древесины и другой продукции, а также импортом и логистикой, утонули в информационном шуме. Они разочарованы, а некоторые из них уже задумались о переносе бизнеса из Литвы. Это не удивительно, ведь Китай прекратил покупать зерно, древесину и перенаправил поезда со своими товарами в Польшу.
После того как уйдет Китай, даже если прибавить влияние американских санкций на транзит белорусских удобрений, это будет потеря всего 0,5% роста ВВП
– считает литовский экономист из филиала шведского банка Swedbank Нериюс Мачюлис, сообщает портал Delfi.
Мачюлис сказал, что «драматизировать не надо», так как торговые связи между КНР и Литвой «слишком слабые».
Больше зависимость от экспорта услуг в Беларусь, особенно с железнодорожными перевозками и работой порта в Клайпеде. Компания «Литовские железные дороги» может потерять 1/3 доходов от перевозки, а порт около 1/5, если связи с Беларусью полностью прекратятся
– уточнил он.
Беларусь и Китай немного значат для Литвы, экономические связи с ними слабые, мы туда ничего не экспортируем (менее 1% экспорта). Потеряем доходы от транзита, и все
– обнадежил он, добавив, что, скорее всего, сократится контрабанда.
Сейчас в Литве каждая 5-я пачка сигарет – контрабандная. Чем меньше транзита, тем меньше может быть и контрабанды
– попытался обрадовать публику эксперт.
Он думает, что «принципиальная позиция» позволит Литве обзавестись заводом по изготовлению микропроцессоров и полупроводников, который построят тайваньцы.
Если эти планы, стоимостью 2,5−3 млрд евро, осуществятся, то эта победа в разы будет больше потерь
– многозначительно подытожил Мачюлис.
Информация