«Крылатые» талибы – фантастика или опасная перспектива?
Одним из последствий позорного бегства американской армии из Афганистана стало то, что в руки осуществивших стремительный захват страны представителей движения «Талибан» (запрещено в России) попало огромное количество оружия, военной техники и снаряжения, которыми США на протяжении двух десятилетий снабжали существовавшие, по большей части в воображении их представителей «правительственные войска» Кабула. Пожалуй, впервые за всю историю агрессивных войн, развязанных Вашингтоном, его противнику достались такие фантастические трофеи. Да еще и, фактически, без единого выстрела – во всяком случае на завершающей стадии военных действий.
Нельзя не упомянуть и о том, что нешуточную головную боль от количества, а, главное, номенклатуры всего того, что внезапно (и совершенно безвозмездно, то есть даром) вдруг оказалось в арсеналах талибов, сегодня испытывают не только генералы из Пентагона, но и, в первую очередь все ближайшие (и даже не очень) соседи Афганистана. Ведь среди всего прочего моджахедам достался и весьма внушительный парк боевой авиации. Попробуем разобраться, какие последствия это может иметь.
«Подарок» на миллиарды
Следует отметить, что точное количество и, тем более, конкретные модели военных самолетов и вертолетов, совершенно безболезненно перешедших во владение новых хозяев Афганистана, сегодня не может назвать никто. Пентагон в этом вопросе (как, впрочем, и во всех остальных, касающихся «афганского исхода») проявил совершенно невероятные безалаберность и некомпетентность. Так, на своей пресс-конференции, которую он давал еще 18 августа, начальник штаба Стратегического командования США, генерал-майор Хэнк Тейлор простецки заявил, что его ведомство даже приблизительно не может сказать, сколько и какого именно оружия оно «подарило» талибам. Черт его знает… Много и всякого! Что ж, раз в Пентагоне стратегией и прочими моментами заведуют подобные раздолбаи, попробуем выяснить хоть что-то самостоятельно, опираясь на статистические данные из открытых источников. Итак, начнем с общего и перейдем к частному.
По имеющимся данным, только за период с 2002 по 2017 год Соединенные Штаты передали создаваемым ими «правительственным войскам» вооружений на общую сумму около 28 миллиардов долларов. Стоит учесть, что в эту сумму входит стоимость, к примеру, не менее 600 тысяч единиц стрелкового вооружения, (в основном, штурмовых винтовок M16 различных модификаций), более 160 тысяч различных средств связи и 16 тысяч современных приборов ночного видения, а также прочей техники вроде бронетранспортеров Humvee. Плюс еще артиллерия и многое другое… Так что называемая в некоторых источниках цифра в две сотни единиц боевой авиации, полученных Кабулом от американских «партнеров», выглядит вполне реалистичной. Другой вопрос, какое количество этих машин было пригодно к эксплуатации на момент начала американского «драпа» и какое реально оказалось в руках у победителей.
По данным офиса Специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана парк правительственных ВВС на 1 января 2021 года насчитывал 162 летательных аппарата, из которых далеко не все находились в исправном состоянии. В соответствии с более точной статистикой, имеющей тот же источник, по состоянию на начало нынешнего года с грехом пополам в воздух можно было поднять полсотни самолетов: 17 легких штурмовиков А-29 (Embraer EMB 314 Super Tucano) и десяток легких ударных боевых машин AC-208 Combat Caravan. Также пригодны к эксплуатации были два десятка легких военных «транспортников» С-208 Cessna Caravan и два средних военно-транспортных самолета С-130 Hercules.
С вертолетами дело обстояло несколько лучше. К выполнению служебно-боевых задач были готовы 86 из них: 12 транспортных Ми-17 (советского производства, но поставленных, опять-таки, американцами), 38 легких MD 530F и целых 36 UH-60 Black Hawk. При этом какое-то еще количество боевых единиц приписано было к некоей «авиационной части специального назначения», данные о составе и вооруженности которой засекречены наглухо. Что ж, будем оперировать теми, что есть. Тем более, что нам осталось уточнить лишь один вопрос – сколько крылатых машин «упорхнуло» за пределы Афганистана в те моменты, когда «правительственные войска» начали разбегаться, как кухонные тараканы при внезапно включенном свете. Как известно, с 14 по 16 августа в Узбекистан и Таджикистан как раз по воздуху дали стрекача несколько сотен этих «воинов», использовавших как раз вверенную им авиационную технику. По разным, опять-таки, данным, речь может идти о пяти самолетах, которые пересекли таджикскую границу, и о 22 самолетах и 24 вертолетах, ушедших в Узбекистан.
«Воздушный джихад»? Маловероятно, но возможно
Отталкиваясь от этих цифр, можно сделать вывод, что военно-воздушное хозяйство талибам досталось куда как немалое. Тем более, что элементарная логика заставляет предположить, что драпали перебежчики на военно-транспортных самолетах и вертолетах, а не на штурмовиках. Следовательно ударные машины остались стоять на взлетных полосах и в ангарах. Почему их не уничтожили или хотя бы не привели в состояние полной негодности прекрасно знавшие, что оставляют эту страну на милость моджахедов американские вояки? Это вопрос не ко мне, а к «умникам» вроде Тейлора, и, в особенности, к его коллегам из разведывательных структур США, на полном серьезе веривших в то, что «армия» Гани способна будет хоть сколь-нибудь эффективно противостоять неудержимому напору талибов.
Все разговоры чинов из Пентагона о том, что они раздумывают над «нанесением ракетно-бомбовых ударов по местам скопления доставшейся противнику военной техники», и, в первую очередь, по аэродромам, скорее всего являются пустой болтовней и попыткой сделать хорошую мину при очень и очень плохой игре. Пока не завершена эвакуация, никто в Вашингтоне ни на что подобное не решится. А дальше, во-первых, будет поздно - если только талибы не полные глупцы, (а впечатления таковых они отнюдь не производят). Во-вторых, есть подозрения, что у новой власти, обосновавшейся в Кабуле, найдутся очень весомые аргументы против подобных действий в виде весьма болезненных «ассиметричных ответов». Единственное, на что питают надежды на Западе (да и не только там), это отсутствие у моджахедов как, собственно, летчиков, так и, что не менее важно, специалистов, способных обеспечить «свалившейся» им на головы боевой авиации должное техническое обслуживание.
Попросту говоря, все те, кому наличие у организации, по сей день считающейся в «мировом сообществе» террористической, собственных военно-воздушных сил, может выйти боком, отчаянно уповают на то, что по прошествии не такого уж и длительного времени эта авиация превратится сама собой в груды абсолютно бесполезного и ни для кого не опасного металлолома. Вот только стоит ли так уж сильно полагаться на подобный исход? Для того, чтобы крепко усомниться в его стопроцентной вероятности, следует, прежде всего вспомнить, что свои ВВС у талибов уже имелись. Причем было это 20 лет назад, когда им в 1992 году достались несколько МиГ-21МФ, Су-22, какое-то количество вертолетов Ми-8 и учебных L-39. Да, часть этих машин действительно развалились, без всякого толку простаивая на аэродромах, еще сколько-то было уничтожено американскими авиаударами в 2001 году. Однако, какое-то время они были вполне боеспособны.
И вот тут следует принять во внимание, что «Талибан» образца 90-х годов прошлого века и то же движение в нынешнем его состоянии – это, как говорится во всем известном городе, две большие разницы. Как показывает практика, учиться на собственных ошибках и промахах предшественников его лидеры умеют прекрасно. Что, если вместо того, чтобы оставить крылатые и винтокрылые боевые машины бесполезно ржаветь и разрушаться в местах хранения, военные руководители талибов решат использовать их по прямому назначению? Нет специалистов и пилотов? Давайте будем реалистами – не такая уж это и большая проблема в современных условиях. Были бы деньги (а они у талибов явно имеются), а люди найдутся. Обслуживать советскую технику и летать на ней смогут хотя бы летчики из той же Украины, имеющие свойство обнаруживаться по всему миру, и, в первую очередь, как раз в различных «горячих точках».
Как выяснилось недавно, в составе ЧВК, работавших на американцев в Афганистане украинцев были чуть ли не сотни (кое-кто находится там по сей день). Так почему бы их соотечественникам не оказаться и на службе у талибов – за соответствующее вознаграждение? Что касается, допустим, «Черных ястребов», то их на вооружении имеют армии не одной и не двух мусульманских стран. Найти там летный и технический персонал соответствующего профиля при большом желании дело вполне реальное. Взять хотя бы ту же Турцию, президент которой не устает демонстрировать самое горячее желание наладить отношение с новыми хозяевами Афганистана. В тамошней армии «Черных ястребов», равно как и пилотов, а также техников для них – полным-полно. Легко можно предположить, что при определенных обстоятельствах Анкара не будет так уж сильно препятствовать их командировке в «братскую» страну, а то еще и, глядишь, возьмется за обучение и подготовку тамошних кадров. Все это, конечно, лишь предположения и версии, однако объявлять их с порога совершенно нереалистичными вряд ли стоит. В жизни обернуться может по-всякому, и это стоит учитывать.
Что несколько успокаивает на фоне таких тревожных перспектив, так это то, что все ВВС Афганистана, по оценкам экспертов в данной области, представляют из себя набор машин, совершенно четко и однозначно «заточенный» не под борьбу с боевой авиацией (даже самой слабой) возможного противника, а под воздушную поддержку проведения наземных антипартизанских (или антитеррористических, если угодно), операций. При боестолкновении с любой армией, имеющей современные средства ПВО и располагающей истребителями, дело для «крылатых талибов» обернется самым, что ни на есть плачевным образом. Так, что если кому-то в данном случае и стоит переживать, то отчаянно пытающимся сопротивляться в Панджшере последним противникам талибов. Впрочем, насколько известно, Ахмад Масуд уже заявил о намерениях начать переговоры о «почетной капитуляции». Направят ли талибы доставшуюся им технику и оружие против кого-то еще? Станет ли в их исполнении реальностью «воздушных джихад» и кто может быть избран целью для такового? Ответы на эти вопросы мы обязательно узнаем со временем.
Информация