«Электромобильная афера»: стоит ли России участвовать в «зеленой гонке»

14
«Электромобильная афера»: стоит ли России участвовать в «зеленой гонке»

Россия официально вступает в «зеленую гонку». Несколько дней назад наше правительство утвердило концепцию поддержки и развития электрического транспорта на ближайшее десятилетие, а госкорпорация «Росатом» пообещала заняться добычей лития в России и за рубежом, столь необходимого для производство литий-ионных батарей для всевозможных гаджетов и электромобилей. Но спасет ли планету массовая пересадка на «Теслы» и ее аналоги, или же все это очередной мегапроект мирового масштаба по одурачиванию населения, от которого вреда будет больше, чем пользы?

Откуда берутся подобные сомнения? Казалось бы, вот он, современный электромобиль, сел и поехал. Бесшумно работает электродвигатель, производя ноль выбросов углекислого газа в атмосферу. Какой контраст с автомобилями с ДВС, обдающих соседей по пробке выхлопами едкого дыма, ускоряющего глобальное потепление! Но все не так просто. Есть целый комплекс причин, почему электромобили в качестве «панацеи» по спасению Земли и сопутствующий этой идее агрессивный пиар можно считать самой настоящей «аферой».



Во-первых, если оценить весь жизненный цикл от производства до утилизации, то оказывается, что один электромобиль провоцирует выделение в атмосферу большего количества парниковых газов, чем обычный автомобиль с ДВС. Такое исследование в 2019 году провели в институте ifo в Германии. Педантичные немцы сравнили Tesla Model 3 с Mercedes C 220 d и выяснили, что у дизельного Mercedes C 220 «углеродный след» составляет 112 граммов СО2 на километр, а у разрекламированного электромобиля – от 156 до 181 грамма на километр пути. Подобная шокирующая разница объясняется методикой подсчета: сравнивались выбросы в атмосферу не у выхлопной трубы, а совокупные, связанные с выработкой лития, кобальта и прочих редкоземельных элементов, регулярной зарядкой электромобиля на заправке, запитанной от работающей угольной ТЭС, а также последующей утилизацией экологически вредных литий-ионных батарей.

При таком подходе условная «Тесла» наголову проигрывает современному автомобилю на ДВС. Да, можно возразить, что ведущие державы поставили целью полную «декарбонизацию» экономики к 2050 году, и потому подзаряжаться электромобили будут только «зеленой» энергией. Но не стоит забывать, что ее себестоимость существенно выше, что повысит стоимость владения и обслуживания транспорта на электрической тяге. Рост потребления электроэнергии в случае массового перехода на условные «Теслы» сам по себе представляет большую проблему. Только представьте, насколько возрастет нагрузка на сети, как нужно будет увеличить «зеленую» генерацию, чтобы обслуживать зарядку сотен миллионов электромобилей, и сколько все это будет стоить их хозяевам. От квитанций со счетами закачаешься.

Во-вторых, производство электромобилей само по себе наносит планете колоссальный ущерб. Ладно бы они ездили, подключенные к проводам, но им для автономности требуются мощные батареи. Если посмотреть на страны, которым «посчастливилось» быть обладателями месторождений лития и прочих редкоземельных металлов, то их становится по-настоящему жалко. В Аргентине, Чили и Боливии литий добывают следующим образом: из подземных месторождений богатую частицами этого металла воду выкачивают и наполняют ею искусственные резервуары, где она на солнцепеке испаряется на поверхности. Полученный таким образом хлорид лития и хлорид магния перевозится на обогатительные заводы, где металлы выделяются в виде белого порошка.

Обратной стороной данной технологии является отравление всего живого в округе ядовитой белой пылью, исчезновение пресной воды и гибель рыбы. Но кого волнуют проблемы индейцев? Также загрязнение почв и воды происходит при добыче редкоземельных германия, калия, кадмия, селена, индия и теллура, необходимых для производства «экологичных» солнечных панелей, в странах Азии, Южной Америки и Африке. В Конго на добыче кобальта работают по сути дела дети-рабы, и это в 21 веке! И мы еще не сказали ничего о завершении жизненного цикла литий-ионных батарей. Они содержат огромное количество токсичных веществ, потому просто так выбрасывать на помойку отработанные батарейки и аккумуляторы нельзя, необходима их промышленная утилизация. Вот и представьте себе, какого размера будет проблема для человечества – непрерывно перерабатывать токсичные отходы жизнедеятельности сотен миллионов «экологичных» электромобилей по всему миру.

В-третьих, массовый переход на электротранспорт повлечет за собой снижение объемов экспорта углеводородного сырья, что подорвет экономическую модель большого количества нефтедобывающих стран, в том числе, и нашей. Это не может не вызвать противодействие с их стороны. Кроме того, электромобили достаточно дороги, потому не так много людей могут себе их позволить. Без прямой государственной поддержки реальный спрос на них немедленно падает. Получается, что на электромобилях смогут кататься только жители самых передовых стран, вроде США, Евросоюза или Китая.

Что же мы видим? Несмотря на бодрые заявления Илона Маска и его приспешников, электромобили не имеют шансов стать по-настоящему массовым видом транспорта. «Тесла» и ее аналоги имеют право на существование, но, скорее, как игрушка для богатых людей. Вреда от них планете, к сожалению, получается больше, чем пользы. Гораздо более практичным и доступным будет автомобильный транспорт на природном газе. Эксперты германского автомобильного клуба ADAC провели собственное исследование и выяснили, что самым экологически чистым оказался автомобиль на сжиженном газе с примесью 15% биометана. Это и есть настоящее будущее, а электромобили на батарейках – это навязанная ушлыми дельцами, эксплуатирующими «зеленую повестку» химера. Химера, направленная на искусственное создание рынка сбыта продукции нескольких западных автогигантов.

В связи с этим возникает закономерный вопрос, а надо ли России участвовать в «электромобильной афере»? Особых перспектив для такого вида транспорта в нашей стране нет, а устраивать ради экспорта лития собственные токсичные «солончаки» в Мурманской или Иркутской областях как-то не хочется. Только свою родную природу загадим «ради природы». Если уж так хочется подзаработать, пусть «Росатом» литий в Афганистане разрабатывает, там его много, а новые власти сами инвесторов зазывают.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 1_2
    +2
    26 августа 2021 12:38
    в РФ есть метан, можно давно было бы всем пересесть на авто на метане, если бы построили много метан заправок. Западу надо строить сотни АЭС чтобы всем пересесть на электро авто, это тупик. ветряки и солнечные панели уже сегодня некуда ставить в ЕС
  2. 0
    26 августа 2021 13:15
    стоит ли России участвовать в «зеленой гонке»

    Вопрос поставлен правильно. Я бы его ещё дополнил:"А для чего?" У нас чего то не хватает? Нам, сейчас, это не надо!! Если нам и нужна эта зелёная энергетика, то только в труднодоступных местах, жить то надо и с удобствами.
  3. +1
    26 августа 2021 13:22
    Будущее за общественным транспортом. Электропоезда, троллейбусы, трамваи, поезда на магнитной подушке. Развитие этого транспорта намного снизит роль индивидуальных автомобилей.
  4. -8
    26 августа 2021 14:04
    А, фигня полная, написание ради написания.

    1) Россия уже вступила , хошь или нехошь.
    2) Куча производств в руках иностранцев, и выбора нет, их заставят их правительства. Да и наше тоже.
    3) Игнорирование демонстративно процесса обернется и санкциями, и эконалогами, и отставаниями в технологиях. И так русские чудо-неимеющиеаналогивмире моторы и аккумуляторы только в сми и видны пока.
    4) Куда девать неимеющиеаналогивмире Российские аккумуляторы, станции, экотопливо, двигатели и тп, которое так расписывали здесь ранее?
    5) процесс этот все равно не быстрый ,можно успеть элите попилить кусок технологий и денег на этом, не перекладывая все издержки на население.
    6) На переделе хоть немного уменьшить неоколониальность, а то мы им газ и убийц айфонов, а они нам сами айфоны да самсунги ...
  5. +4
    26 августа 2021 14:39
    Цитата: Сергей Латышев
    А, фигня полная, написание ради написания.

    что вы себе вообще позволяете? вы почему проявляете такое неуважение к труду авторов?
    1. -1
      26 августа 2021 17:44
      Если оскорбил, то и извиняюсь.
      Имхо, личное мнение, именно про статью.

      Имхо, Вы как раз один из наиболее хорошо пишущих авторов, и даже участвуете в обсуждении.
      (правда, чаще встречал нападки, а не разъяснения позиции).

      По делу:
      Но процесс уже пошел, " Несколько дней назад наше правительство утвердило концепцию поддержки...." - прям из статьи, значит -
      "В связи с этим возникает закономерный вопрос, а надо ли России участвовать в «электромобильной афере»?" надуманный вопрос, никакого влияния на жизнь не могущий оказать .

      Остальное по полочкам в комменте.
  6. 0
    27 августа 2021 13:12
    Даже если электроэнергию будут вырабатывать исключительно электростанции на углеводородах и не будет снижения выбросов СО2, всё равно это далеко не афера. Это не говоря о перспективах атомной энергетики. Только подумайте о чистых городах без автомобильного выхлопа. Так что все что написано, это пустое бла-бла...
  7. 0
    27 августа 2021 18:32
    ...Прогресс нельзя остановить
    Электромобиль обязан быть!...
  8. 0
    28 августа 2021 03:30
    Вот именно! Газомотор это самый правильный вариант. Но доработанный, а не переделанный из бензинового. Но эл.мотор это полное безумие, или афера. Или и то, и другое.
  9. 0
    28 августа 2021 04:33
    Для на шей власти понты дороже денег... С великой помпой ввяжутся...
  10. 0
    28 августа 2021 14:24
    Я купил Tesla. Всё совсем не так как обещали.

  11. -1
    30 августа 2021 21:34
    Уже сейчас есть електромобили производимые в Европе и Китае существенно дешевле бензиновых. А через пару лет массово пойдут в производство батареи новых типов, дешевле, долговечней и без редкоземельных металлов. Если бы так протестовали против бензиновых авто, то до сих пор на лошадях ездили бы - дешево и экологично.
  12. -2
    31 августа 2021 07:24
    подорвет экономическую модель большого количества нефтедобывающих стран, в том числе, и нашей.

    на электромобилях смогут кататься только жители самых передовых стран, вроде США, Евросоюза или Китая.

    Вот 2 основных тезиса из этой статьи - без продажи нефти мы ничто, и мы не передовая страна.
  13. 0
    9 сентября 2021 01:18
    С автором согласен. В наших реалиях электроавтомобиль только вред один. И давайте не забывать, у нас 65% территории страны- это холодные регионы, для них электромобиль на литиевыех аккумах - та ещё радость ( кто в теме поймет)