Почему самолет «Байкал» обошел «Партизана»
Одной из главных сенсаций прошедшего недавно международного авиасалона МАКС-2021 стал самолет ТВС-2МС в версии «Партизан». Кажущийся архаичным и давно утратившим свою актуальность биплан шокировал зрителей невероятно коротким взлетом и посадкой, что могло открыть перед ним широкий простор для применения. Но, увы, похоже, что в серию этот самолет не пойдет, а в качестве будущей основной «рабочей лошадки» малой авиации правительство предпочло «Байкал». Почему же так произошло, и насколько оправдан подобный выбор?
Прежде всего, необходимо сказать несколько слов об этом довольном специфическом сегменте авиастроительной отрасли. Россия – страна огромных расстояний, плохих дорог и неважнецкого качестве взлетно-посадочных полос в отдаленных населенных пунктах. В некоторых регионах без малой авиации, представленной вертолетами и легкими самолетами, просто не обойтись. Сегодня, когда речь пошла о новом покорении Сибири и освоении Арктики, потребность в неубиваемом транспортном самолете, способном за раз перевезти от 9 до 12 пассажиров, взлететь и спокойно приземлиться на плохо подготовленной ВПП, резко возросла. Усугубляется ситуация тем, что авиапарк «Кукурузников» Ан-2, верных «трудяг» советской эпохи, вырабатывает последние остатки своего ресурса, после чего продлевать его будет уже невозможно. Замена нужна, и даже есть пара претендентов.
Перспективный легкий многоцелевой самолет
В рамках Государственной программы импортозамещения в 2014 году, после известных событий на Украине, Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина представил легкий самолет ТВС-2АМ, который должен был сменить «Кукурузник». Затем появились его версии: ТВС-2МС, ТВС-2ДТ и ТВС-2ДТС. Технически самолет представляет собой глубокую модернизацию украинского Ан-2. Для него создана новая кабина и фюзеляж из углепластика вместо брезента, используемого на «Кукурузнике». Благодаря новой авионике, ТВС может летать в любое время суток при любой погоде. Максимальная дальность полета данного самолета составляет 4500 км, грузоподъемность - 2450 кг, а крейсерская скорость – 350 км/ч.
Все это позволяет российскому «малышу» свысока смотреть на украинский Ан-2. На авиасалоне МАКС-2021 его версия ТВС-2МС «Партизан», оснащенная восемью компактными электрическими двигателями на нижнем крыле, смогла взмывать в воздух практически без разбега и чуть ли не зависать в небе, перемещаясь на экстремально низкой скорости, не опасаясь свалиться. Подобные уникальные характеристики были обеспечены за счет колоссальной подъемной силы полутораплана. Этот самолет может быть востребован и военными, и спасателями, и для воздушных перевозок в народном хозяйстве.
Однако недавно выяснилось, заказчик в лице Минпромторга от данного проекта фактически отказался. В качестве основания было указано широкое использование импортных композитных материалов, а также иностранной силовой установки (двигателя Honeywell TPE331-12UAN и винта производства компании Hartzell Propeller Inc.). Выбор чиновников был сделан в пользу конкурирующего проекта, но с этим не все понятно.
ЛМС-901 «Байкал»
Два года назад стало известно, что над заменой Ан-2 также начал работать и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Как и сибиряки, уральцы основывались на проверенной временем конструкции «Кукурузника», постаравшись ее максимально усовершенствовать. В отличии от ТВС-2МС «Партизан», на авиасалоне МАКС-2021 «Байкал» не летал, а был только продемонстрирован, поэтому о его характеристиках можно судить только со слов разработчиков.
Утверждается, что масса пустого ЛМС-901 составляет 1980-2040 кг, а его максимальный взлётный вес — 4800 кг, что лучше, чем и у предшественника Ан-2, и у современного соперника. Но по таким показателям, как максимальная скорость (300 км/ч) и максимальная дальность (3000 км), «Байкал» серьезно уступает «Партизану». Кроме того, вызывает недоумение, что и этот российский самолет «встанет на крыло» с импортной силовой установкой (двигатель General Electric H80-200 и винт Hartzell), а также БРЭО типа Garmin или Honeywell. Производитель обещает, что в дальнейшем авиадвигатель будет заменен на отечественный ВК-800, а на втором этапе импортозаместят и винт.
«Байкал» еще не летает, но Минпромторг уже заключил контракт на закупку партии из 300 штук этих самолетов на общую сумму в 36 миллиардов рублей. Однако непонятно, почему предпочтение было отдано все же этому проекту, который также стартует с иностранными комплектующими? Почему нельзя было довести до ума «Партизан» и поставить отечественную силовую установку на него?
Информация