Почему самолет «Байкал» обошел «Партизана»

13

Одной из главных сенсаций прошедшего недавно международного авиасалона МАКС-2021 стал самолет ТВС-2МС в версии «Партизан». Кажущийся архаичным и давно утратившим свою актуальность биплан шокировал зрителей невероятно коротким взлетом и посадкой, что могло открыть перед ним широкий простор для применения. Но, увы, похоже, что в серию этот самолет не пойдет, а в качестве будущей основной «рабочей лошадки» малой авиации правительство предпочло «Байкал». Почему же так произошло, и насколько оправдан подобный выбор?

Прежде всего, необходимо сказать несколько слов об этом довольном специфическом сегменте авиастроительной отрасли. Россия – страна огромных расстояний, плохих дорог и неважнецкого качестве взлетно-посадочных полос в отдаленных населенных пунктах. В некоторых регионах без малой авиации, представленной вертолетами и легкими самолетами, просто не обойтись. Сегодня, когда речь пошла о новом покорении Сибири и освоении Арктики, потребность в неубиваемом транспортном самолете, способном за раз перевезти от 9 до 12 пассажиров, взлететь и спокойно приземлиться на плохо подготовленной ВПП, резко возросла. Усугубляется ситуация тем, что авиапарк «Кукурузников» Ан-2, верных «трудяг» советской эпохи, вырабатывает последние остатки своего ресурса, после чего продлевать его будет уже невозможно. Замена нужна, и даже есть пара претендентов.



Перспективный легкий многоцелевой самолет


В рамках Государственной программы импортозамещения в 2014 году, после известных событий на Украине, Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина представил легкий самолет ТВС-2АМ, который должен был сменить «Кукурузник». Затем появились его версии: ТВС-2МС, ТВС-2ДТ и ТВС-2ДТС. Технически самолет представляет собой глубокую модернизацию украинского Ан-2. Для него создана новая кабина и фюзеляж из углепластика вместо брезента, используемого на «Кукурузнике». Благодаря новой авионике, ТВС может летать в любое время суток при любой погоде. Максимальная дальность полета данного самолета составляет 4500 км, грузоподъемность - 2450 кг, а крейсерская скорость – 350 км/ч.


Все это позволяет российскому «малышу» свысока смотреть на украинский Ан-2. На авиасалоне МАКС-2021 его версия ТВС-2МС «Партизан», оснащенная восемью компактными электрическими двигателями на нижнем крыле, смогла взмывать в воздух практически без разбега и чуть ли не зависать в небе, перемещаясь на экстремально низкой скорости, не опасаясь свалиться. Подобные уникальные характеристики были обеспечены за счет колоссальной подъемной силы полутораплана. Этот самолет может быть востребован и военными, и спасателями, и для воздушных перевозок в народном хозяйстве.

Однако недавно выяснилось, заказчик в лице Минпромторга от данного проекта фактически отказался. В качестве основания было указано широкое использование импортных композитных материалов, а также иностранной силовой установки (двигателя Honeywell TPE331-12UAN и винта производства компании Hartzell Propeller Inc.). Выбор чиновников был сделан в пользу конкурирующего проекта, но с этим не все понятно.

ЛМС-901 «Байкал»


Два года назад стало известно, что над заменой Ан-2 также начал работать и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Как и сибиряки, уральцы основывались на проверенной временем конструкции «Кукурузника», постаравшись ее максимально усовершенствовать. В отличии от ТВС-2МС «Партизан», на авиасалоне МАКС-2021 «Байкал» не летал, а был только продемонстрирован, поэтому о его характеристиках можно судить только со слов разработчиков.

Утверждается, что масса пустого ЛМС-901 составляет 1980-2040 кг, а его максимальный взлётный вес — 4800 кг, что лучше, чем и у предшественника Ан-2, и у современного соперника. Но по таким показателям, как максимальная скорость (300 км/ч) и максимальная дальность (3000 км), «Байкал» серьезно уступает «Партизану». Кроме того, вызывает недоумение, что и этот российский самолет «встанет на крыло» с импортной силовой установкой (двигатель General Electric H80-200 и винт Hartzell), а также БРЭО типа Garmin или Honeywell. Производитель обещает, что в дальнейшем авиадвигатель будет заменен на отечественный ВК-800, а на втором этапе импортозаместят и винт.

«Байкал» еще не летает, но Минпромторг уже заключил контракт на закупку партии из 300 штук этих самолетов на общую сумму в 36 миллиардов рублей. Однако непонятно, почему предпочтение было отдано все же этому проекту, который также стартует с иностранными комплектующими? Почему нельзя было довести до ума «Партизан» и поставить отечественную силовую установку на него?
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    31 августа 2021 15:47
    Пошли по проверенным схемам распила. Типа, как с Су-75. Ещё ничего не летает, но уже десятками закупается и продаётся заграницу и выигрываются все воздушные бои во всех конфликтах. laughing
    1. +3
      31 августа 2021 16:29
      #лучшеБыРаздалиДеньгиБеременнымПенсонерам!
    2. +1
      31 августа 2021 21:07
      Не прорекламишь - не продашь и даже денег на разработку - не получишь. Поэтому надо максимально красочно расписать будущие блестящие победы, ибо деньги в основном уходят Сухому, и надо хоть что-то и миговцам отжать ))
  2. Комментарий был удален.
  3. -2
    31 августа 2021 19:46
    А, любому, кто хоть както знаком с историей авиации, столь патетическая статья вызывает улыбку.

    В первую мировую и трипланы летали - офигительно маневренные, но.... малоскоростные из за сопротивления воздуха.

    Во 2МВ тоже были, с дополнительными моторчиками, народ обалдевал, когда видел....

    Чем больше моторов и крыльев, тем дороже самолет, обслуживание, и больше сопротивление воздуха, те расход топлива.
    Минпромторг, видно, как увидел 9 моторов, и 4 крыла, офигел, и чинить все это не захотел....
    Логично.

    ))) была идея у автора сделать из этого транспортник для Кузнецова и др.
    Надо просто подождать, когда его отремонтируют и построют УДК.))))
    1. 0
      2 сентября 2021 14:01
      Минпромторг, видно, как увидел 9 моторов, и 4 крыла, офигел, и чинить все это не захотел....

      Можно просто менять неисправные моторы на новые, а старые чинить. Это глупая отмазка.
      Нужно строить оба самолета, а время покажет. Т-34 тоже не хотели сначала в серию пускать.
      1. -1
        2 сентября 2021 15:13
        Профилактика, менять, чинить - 9 моторов + аккумулятор + электросеть вместо одного,
        + больший расход топлива + меньшая грузоподъемность.
        Минпромторг явно уже в "восторге".

        А преимущество - короткий взлет - только Горы и авианосец))) надо подождать.
  4. наверное углепластика мало - сойдет и люминь
  5. 0
    1 сентября 2021 10:36
    А что, российские Илоны Маски не хотят ввязываться в это? Дело перспективное, доходы сулит огромные. Или в России только барыги вместо Масков? Или российским Маскам не дают работать? В чём дело?
  6. +2
    1 сентября 2021 21:25
    Уральский завод имеет хорошее лобби наверху
    1. 0
      1 сентября 2021 21:41
      Наконец то кто то сказал вслух витающую в воздухе простую, логичную и бесспорную причину. Кстати, единственную. Вот это называется - в "яблочко". Сколько ни есть комитетов в думе, все их председатели - очень богаты. А зарплату в 300 000 они (как метко подметили в уральских пельменях) искренне держат за кэшбек!

      Было бы не так, заказали бы 200 байкалов и 100 партизан. Наверное, это был бы - "государственный подход"
      1. -1
        1 сентября 2021 22:11
        За лобби +1500%
        Сто летающих "Партизан" сделали бы этим 200 бумажным "Байкалам" полнейшую засаду, поэтому каратели их заранее обезвредили. Вот такой кишмиш-кэшбек.
  7. +1
    2 сентября 2021 08:50
    АН-2 не украинский, а советский. Ох уж эти жертвы ЕГЭ, элементарных понятий не имеют.
  8. 0
    31 мая 2023 09:13
    Эти оба самолета не для перевозки пассажиров. Нужен 2х винтовой низкоплан и движки с обдувом крыла сверху. Баки в крыльях ниже движков. Что то вроде ил118 только покомпактнее. А на одномоторном надо всем парашюты раздавать и пакеты для слабонервных :))