«Перл-Харбор 2.0»: Сможет ли Тихоокеанский флот РФ устоять перед атакой японцев?
Эскадренный миноносец-вертолётоносец типа «Идзумо» ВМС Японии на переднем плане и авианосец ВМС США на заднем
Наверное, главной нашей проблемой на восточном направлении являются сложные отношения с Японией. Токио отказывается признавать над Курильскими островами суверенитет Российской Федерации, а идея возвращения «северных территорией» стала в Стране восходящего солнца национальной. После внесения ряда изменений в Конституцию РФ в 2020 году передача Курил в законном порядке стала невозможной, а стало быть, по-хорошему этот принципиальный для японцев вопрос уже не может быть разрешен. Остаются только варианты «по-плохому», и главная интрига состоит в том, решится ли Токио когда-нибудь на «Перл-Харбор 2.0»?
История показывает, что японцы способны на дерзкие и решительные ходы, а уровень милитаризации настроений общества Страны восходящего солнца непрерывно растет. Пожалуй, только наличие у России ядерного арсенала является сдерживающим фактором, но следует отдавать себе отчет в том, что по неписаным правилам международных отношений его применение является табу. Ядерное оружие (ЯО) – это то, что можно иметь как угрозу потенциальным агрессорам, но реально не применять. Страна, решившаяся нанести ядерный удар по другой стране в 21 веке, если это, конечно, не сам «гегемон», немедленно будет превращена во всеми отверженного изгоя с подачи «цивилизованного» западного сообщества. В общем, ЯО – это хорошо, но оно само по себе не является панацеей. Наша страна должна иметь возможность разгромить любого агрессора конвенциальным способом, не обращаясь к «ядерной дубинке». Увы, на Дальнем Востоке с этим все не слишком хорошо. Морские силы самообороны Японии кратно превосходят по боевым возможностям Тихоокеанский флот РФ, и эта слабость является серьезным провоцирующим фактором.
«Перл-Харбор 2.0»
В странах Оси, проигравших Вторую мировую войну, не принято публично рассуждать о возможности пересмотра ее итогов. Однако в Японии идея возврата Курил любой ценой достигла такого накала и ожесточения, что на эту тему начали высказываться даже кадровые дипломаты. Так, например, в статье на портале Newsweek Japan профессиональный политолог Акио Каватао написал дословно следующее:
Для того чтобы российские власти осознавали важность решения территориальной проблемы, японское правительство должно демонстрировать свою готовность и способность блокировать пролив Соя (Лаперуза) и Цугару (Сангарский), которые являются основными маршрутами снабжения и между материковой частью России, и четырьмя «северными островами».
Иначе говоря, «Перл-Харбор 2.0» может состоять в морской блокаде Курильских островов японским флотом с последующим на них десантом. И, к большому сожалению, приходится констатировать, что Токио располагает всеми возможностями для проведения такой военной операции. Давайте сравним силы, которыми располагают стороны, что могут быть задействованы в вооруженном конфликте из-за «северных территорий».
На море
Скажем прямо, в том, что касается надводных сил, нам на Тихом океане похвастаться особо нечем. Флагманом флота является ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг». Он возглавляет 1 эсминец проекта 956 «Сарыч», 1 фрегат проекта 1155 (бывший БПК) и 3 больших противолодочных корабля проекта 1155. Увы, что касается крупных кораблей дальней морской зоны, это, пожалуй, все, и они весьма возрастные. Также имеются 4 корвета проектов 20380 и 20385, 4 малых ракетных корабля (МРК) проекта 1234 и 8 малых противолодочных корабля, плюс 4 больших десантных корабля, которые могут понадобиться при попытке вернуть обратно оккупированные Курильские острова. Есть еще разная «мелочь», но погоды она не сделает, а также подводные лодки (ПЛАРК, ПЛАБ и ДЭПЛ). И это Тихоокеанский флот, второй по мощи в составе ВМФ РФ!
Потенциальный противник, увы, выглядит намного убедительнее. Морские силы самообороны Японии располагают 4 вертолетоносцами, 8 эсминцами УРО (еще 2 переведены в учебные), 29 эскадренными миноносцами (1 переведен в учебный), 6 фрегатами и 21 подводной лодкой (еще 2 учебные). К сожалению, это далеко не все. Вдобавок, Япония имеет еще один военный флот, формально называемый Береговой охраной. По данным на 2011 год, в его состав входили 45 больших, 39 средних и 34 малых патрульных корабля, до 130 обслуживающих и вспомогательных судов, которые могут быть задействованы при переброске десанта на Курильские острова. Также к Береговой охране относятся: 5 пожарных судов, 25 самолётов и 46 вертолётов, свыше 220 патрульных катеров, 4 пожарных катера и 13 гидрографических судов.
Этого более чем достаточно для того, чтобы осуществить морскую блокаду и последующий захват Курильских островов. Японцы располагают огромным военно-морским флотом, имеющим современную систему ПВО, а также значительно превышающим наш Тихоокеанский по количеству противокорабельных и противолодочных ракет.
В воздухе
Увы, но японцы будут безусловно доминировать и в небе. Надводные корабли с ракетами – это хорошо, но нет ничего страшнее на море, чем авиация. Это прекрасно знают англосаксы, которые вкладывают миллиарды в строительство авианосцев, которые в нашей стране почему-то отдельные личности считают «бесполезными посудинами» и «легкими мишенями». Япония как страна, проигравшая во Вторую мировую войну, имела массу ограничений на развитие своего флота, однако сумела их технично обойти.
Токио построил два вертолетоносца тип «22DDH» с полным водоизмещением в 27 тысяч тонн. При первом же взгляде на «Идзумо» и «Гаку» становилось понятно, что перед нами авианосцы легкого класса со сплошной палубой вдоль всего корпуса, названные «эсминцами-вертолетоносцами», чтобы не раздражать соседние страны. В 2017 году правительство Японии объявило о планах превратить их в авианосцы, разместив американские истребители пятого поколения F-35B. Конструктивно они для этого были приспособлены с самого начала, осталось только защитить палубу жаростойким покрытием и установить трамплин на носу. И вот, во главе огромного японского военно-морского флота встают два легких авианосца с авиакрылом по 20 самолетов СКППВ на каждом.
Но и это еще не все. Не стоит забывать про два вертолетоносца предыдущего поколения «Хюга». Они поменьше, их полное водоизмещение составляет всего 18 тысяч тонн, но конструктивно они близки британским авианосцам класса «Инвинсибл» или итальянскому авианесущему крейсеру «Гарибальди». Вместо противолодочных вертолетов оба японских корабля после модернизации смогут принять на борт по 8-10 истребителей F-35B каждый.
В совокупности это означает одно: японцы будут безраздельно доминировать в воздухе, на море и под водой. Дальний Восток на то и дальний, что быстро туда значительных подкреплений не перебросишь. Если Токио оперативно провернет эту военную операцию, то наступит новая геополитическая реальность.
Что делать?
Но не будем прощаться с Курилами раньше времени. Самый негативный сценарий совершенно не обязательно должен реализоваться, и в наших силах сделать так, чтобы этого никогда не произошло.
Во-первых, стоит поддержать инициативу министра обороны РФ Сергея Шойгу по строительству в Сибири и на Дальнем Востоке новых городов, перенос туда производств и инфраструктуры, в том числе, военной. Чем более обжитыми и экономически развитыми будут эти удаленные от Центральной России регионы, тем меньше будет шансов на то, что они могут каким-то образом «отойти».
Во-вторых, Тихоокеанский флот однозначно нуждается в укреплении. Вероятно, после завершения плановой модернизации именно сюда стоит отправить ТАРК «Петр Великий» в качестве нового флагмана, «Адмирала Нахимова» оставить североморцам. Возможно, что в связке с «Петром» стоит передислоцировать и единственный наш авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с палубной авиацией. Туда же, на Тихий океан целесообразно будет отправить новый универсальный десантный корабль (УДК) из тех двух, что строятся сейчас в Керчи. На нем можно будет разместить вертолеты, противолодочные и ударные. По мере спуска на воду, по Северному и Тихоокеанскому флотам будут распределены новейшие многоцелевые фрегаты проекта 22350 и 22350М. Это значительно повысит их боеспособность и устойчивость.
В-третьих, уже сейчас стоит крепко задуматься о программе строительства новых авианосцев на смену стареющему «Адмиралу Кузнецову». Для современной войны на море необходима палубная авиация, это факт. Авианосцев нужно минимум по 2 на каждый из наших океанских флотов. Возможно, стоит поступить следующим образом. В Керчи после спуска на воду обоих УДК можно заложить два легких авианосца водоизмещением в 40-45 тысяч тонн. Если их строить по традиционной схеме, но на борту они смогут нести по 20-30 самолетов. Если же попробовать нестандартную полукатамаранную схему, то при столь скромном водоизмещении они смогут принять очень внушительное крыло до 40 самолетов. Силовую установку можно будет поставить ГТУ, а на кораблях установить несколько ячеек универсальных пусковых установок, чтобы классифицировать их как авианесущие крейсера. Так проще будет решить вопрос с проходом турецких проливов.
Приступить к строительству в Керчи можно уже на рубеже 2027-2028 годов по окончании работы над УДК. По одному такому легкому авианосцу распределить на Северный и Тихоокеанский флоты, где они будут выполнять функцию эскортных. Вторую серию из двух многоцелевых ударных атомных авианосцев водоизмещением в 60-70 тысяч тонн возможно будет заложить уже на «Севмаше» после завершения программы строительства АПЛ в конце этого десятилетия. В качестве основы целесообразно использовать модернизированный проект советского АТАВРК «Ульяновск».
Если перенестись на Тихий океан лет через 15-20, то российский флот, имея в составе ТАРК проекта «Орлан», УДК с полутора десятками вертолетов на борту и пару авианосцев с сотней самолетов, а также современные многоцелевые фрегаты проекта 22350 и 22350М, способен будут сдержать любые реваншистские настроения японцев. И не таких уж это фантастических денег будет стоить. А какова альтернатива? «Перл-Харбор 2.0»?
Информация