Вместо «китайского» CR929 России нужен свой Ил-96-400М


Сообщается, что в Китае приступили к сборке первого своего дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929, разработанного совместно с Россией. Серийное производство этого перспективного самолета должно начаться уже в 2025 году. Новость относится к разряду позитивных, однако по здравому размышлению возникает несколько неудобных вопросов.


Проект CR929 (С – China, R – Russia) считается самым высокотехнологичным сотрудничеством Пекина и Москвы. Китай стремится окончательно закрепиться в закрытом клубе авиастроительных держав, имеющих полный цикл производства лайнеров всех типов. Широкофюзеляжные лайнеры с мощными двигателями – это высший пилотаж, и китайские товарищи обратились за помощью к России, имеющей советский опыт и технологические наработки. Так давайте без лишних эмоций посмотрим, что в конечном итоге получат обе стороны.

CR929


Соглашение о сотрудничестве между КНР и РФ было подписано еще в 2014 году. Предполагается совместная разработка и создание современного широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера сразу в трех конфигурациях. Базовая модель будет называться CR 929-600 и перевозить 281 пассажира в трехклассном варианте, 291 пассажира – в двухклассной и 405 в одноклассовой компоновке салона. Младшая, укороченная, версия лайнера носит название CR 929-500 (230 пассажиров), а старшая, удлиненная, будет называться CR 929-700 (320 пассажиров). По требованию заказчика возможно даже создание модели, способной перевозить до 440 человек, но только для недлительных перелетов. Дальность полета российско-китайского лайнера будет варьироваться от 12 до 14 тысяч километров.

В целом, это интересный самолет, способный составить реальную конкуренцию продукции западной дуополии. Но именно тут и начинают возникать неприятные вопросы. С одной стороны, доли Москвы и Пекина в проекте распределены 50% на 50%. В России находится инженерный центр, у нас останется вся техническая документация, и мы будем поставлять композитные крылья для лайнера. С другой стороны, все остальное производство и конечная сборка CR929 будут осуществляться в Китае. Хорошо это или плохо?

Как посмотреть. Всего в рамках сотрудничества предполагается произвести не менее 800 лайнеров CR929 в ближайшие 20 лет, но куда они пойдут? Китайские партнеры и не скрывают, что они разрабатывают самолет для своего внутреннего рынка, а покупателями станут национальные авиаперевозчики. Потребности КНР в дальнемагистральных лайнерах на ближайшие два десятилетия оцениваются в 1000 самолетов. Это означает, что в Поднебесной на CR929 точно будет спрос.

Но что будем делать мы? В российском небе сейчас тотально доминируют американские и европейские лайнеры, с чем, конечно, надо бороться, постепенно вытесняя их отечественной продукцией. Но что касается дальнемагистрального сегмента, внутренний спрос на широкофюзеляжные самолеты в нашей стране оценивается в скромные 50-120 лайнеров на следующие 20 лет. Скажем прямо, негусто. Стоит ли ради таких невеликих объемов полностью локализовывать производство CR929 в России? Это большие деньги. Покупать комплектующие для сборки в Китае? Да запросто, если история с «Супеджетом» никого ничему не научила. Сейчас мы с КНР вроде как дружим, но что будет лет через 10-20?

Конечно, можно попробовать увеличить объемы производства, начав экспортировать лайнеры за рубеж, но куда? Напомним, что Boeing и Airbus, оказавшиеся в системном кризисе из-за последствий пандемии коронавируса, заключили между собой перемирие, направленное против потенциальных конкурентов из КНР и РФ. США и ЕС сделают все возможное, чтобы самолеты российского производства в небе над Старым и Новым светом не летали. Куда еще можно экспортировать? Страны третьего мира? СНГ? Но и там доминируют Boeing и Airbus, а вскоре появится и Китай с CR929. Сможем ли мы конкурировать с китайцами, продавая один и тот же самолет? Да КНР нас просто задавит большими объемами производства и лучшими условиями поставок и постпродажного обслуживания.

Выходит, мы помогли Поднебесной получить современный широкофюзеляжный самолет, но сами вроде как остались без него. Да, мы имеем долю в 50% от совместного предприятия в КНР, что хорошо, но по производству лайнера в нашей стране будем зависеть от доброй воли Пекина. Как-то не очень. Есть ли какие-то еще варианты?

Ил-96-400М


По счастью, варианты имеются, и недурственные. Напомним, что в рамках проекта CR929 несомненно использовались наработки по советскому и российскому дальнемагистральному лайнеру Ил-96. Этот широкофюзеляжный самолет в зависимости от компоновки может перевозить от 300 до 435 пассажиров, что делает его конкурентоспособным по данному показателю и с китайскими, и с американским, и с европейским аналогами. Лайнер настолько надежен, что именно его в версии Ил-96-300ПУ используют в качестве президентского самолета в нашей стране. Самое главное, что его производственная база вся сохранилась, и ничего с нуля создавать или восстанавливать разрушенное нет необходимости. Правительство РФ в 2016 году выделило 50 миллиардов рублей на разработку модернизированной версии лайнера под индексом Ил-96-400М.

Сам собой возникает закономерный вопрос, а почему мы инвестируем миллиарды в совместный с китайцами проект, когда у нас есть свой собственный широкофюзеляжный самолет? Почему бы просто не наладить серийное производство Ил-96-400М?


Увы, все несколько сложнее, чем хотелось бы. Ил-96 – это прекрасный и надежный самолет, которому нестрашно доверить жизни первых лиц государства, но его слабым местом является низкая топливная эффективность. На лайнере стоят сразу четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А, которые совместно потребляют больше горючего, чем западные самолеты того же класса. Для президентского самолета это не критично, а вот для коммерческих перевозчиков – еще как. Несмотря на все свои достоинства, Ил-96 не нашел спроса у авиакомпаний. Однако вскоре все может измениться. Есть сразу два варианта, как можно сделать отечественный лайнер конкурентоспособным.

Первый предполагает установку на него вместо ПС-90А четырех двигателей ПД-14, разработанных для среднемагистрального МС-21. Второй вариант куда более привлекательный. Речь идет о сверхмощном авиадвигателе ПД-35, который разрабатывается в нашей стране для китайского CR929. В Пекине первоначально рассчитывали на силовые установки западного производства: General Electric либо Rolls-Royce, но из-за обострения отношений с США их поставки теперь под вопросом. Если отечественные разработчики поторопятся, Россия получит гарантированный рынок сбыта для 800 сотен дальнемагистральных лайнеров и последующего обслуживания авиадвигателей. Тут главное не отдавать никаких лицензий на производство ПД-35 китайским партнерам.

Что еще важнее, мы сможем использовать этот сверхмощный двигатель на Ил-96-400М, где их будет достаточно всего два. Вместо того чтобы пытаться конкурировать с КНР, продавая на зарубежных рынках один и тот же CR929, мы можем произвести глубокую модернизацию своего Ил-96, например, использовав композитные материалы при производстве крыльев и элементов оперения, что приведет к снижению веса. По такому важнейшему показателю, как топливная эффективность, российский лайнер сравняется с зарубежными аналогами. Никакая дополнительная локализация уже не понадобится, поскольку вся компонентная база в стране и так имеется, производство, пусть и малосерийное, ведется.

Это дает возможность развести на рынке Ил-96-400М и CR929. Пусть китайцы продают в Юго-Восточной Азии лайнеры совместной разработки, а Россия получит 50% прибыли и гарантированный сбыт ПД-35. Мы же сможем строить полностью отечественные широкофюзеляжные самолеты, как для своих нужд, так и для продвижения на рынке СНГ и в странах третьего мира, где технику советского производства знают и уважают. Кроме того, массовое производство сверхмощного ПД-35 для пассажирских лайнеров двух типов даст возможность возродить в России грузовой Ан-124 «Руслан» под новым названием. В общем, при рациональном подходе получаются сплошные плюсы.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. смерш чк Офлайн смерш чк
    смерш чк (смерш чк) 3 сентября 2021 12:36
    +1
    китайцы хитрозадые, они уже кинули немцев с скоростными поездами, создав с немцами СП, скопировали су27,также будет и с нашим самолетом, скопируют планер и установят двигатели США или Англии, надо отдельно заключить договор о не копировании, и что вся прибыль СП делится пополам, в том числе и на китайском рынке. а лучше вообще выйти из СП, РФ сама может производить этот самолет, и китайцы его будут покупать потому что сами не могут его разработать, а копировать Боинги Аэрбасы они тупо боятся из-за санкций, и возможного закрытия рынка Запада, а на РФ им плевать, из-за малого росс рынка для их барахла
  2. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 3 сентября 2021 12:48
    +3
    Цитата: смерш чк
    скопируют планер и установят двигатели США или Англии, надо отдельно заключить договор о не копировании, и что вся прибыль СП делится пополам, в том числе и на китайском рынке

    1) будут ли им американцы и бритты поставлять двигатели - это большой вопрос. они ж боятся конкуренции, зачем им КНР помогать?
    2) прибыль в СП и так делится пополам согласно долям.
    3) соглашение о некопировании технологий с китайцами - это оксюморон. тут вопрос лишь в компетенциях на производство, сверхмощные двигатели - это крайне сложная штука.
    в сухом остатке получается, что лучше сделать так, как описано в тексте. hi
  3. Dan Офлайн Dan
    Dan (Daniel) 3 сентября 2021 13:29
    0
    Да, мы имеем долю в 50% от совместного предприятия в КНР, что хорошо, но по производству лайнера в нашей стране будем зависеть от доброй воли Пекина. Как-то не очень. Есть ли какие-то еще варианты?

    Во-первых, мы будем иметь половину прибылей этого предприятия. И если рынок для этого самолета уже гарантирован, то и прибыльность СП, соответственно, тоже. Кроме того, мы будем не только передавать Китаю свои технологии, и располагать их технологиями, а равно и теми, что они сумели сдернуть у Боинга и Арбуза. Дав возможность китайцам что-то из готовых бортов продать у нас, в ответ мы можем получить право продать что-то из своего. Те же Ил-96-ххх...
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 3 сентября 2021 13:55
      +1
      В статье все это вроде бы и так расписано
  4. Сергей Латышев (Серж) 3 сентября 2021 14:05
    -2
    Если вспомнить недавнюю историю ИЛа, с его олигархическими прикремленными "эффективными менеджерами", то китайцы все правильно делают.
    Дают деньги наверняка они, и контролируют они, чтоб их не кинули, как ИЛ индийцев.

    Массого и недорого производить смогут только китайцы, это не пропиаренные 1-3 самолета в год на ИЛе.
    Он им нужнее по статье, деньги и мощности на него тоже у них.
    В реале, иногда ставят на модель разные типы двигателей для разных стран. если будут.
    Все.

    А разрабатывать с опозданием новые, полностью дублирующие китайцев самолеты - только новую недвижимость "эффективным менеджерам" дарить, без итогового результата.
  5. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 3 сентября 2021 16:02
    0
    Цитата: Сергей Латышев
    Массого и недорого производить смогут только китайцы, это не пропиаренные 1-3 самолета в год на ИЛе.
    Он им нужнее по статье, деньги и мощности на него тоже у них.
    В реале, иногда ставят на модель разные типы двигателей для разных стран. если будут.
    Все.

    А разрабатывать с опозданием новые, полностью дублирующие китайцев самолеты - только новую недвижимость "эффективным менеджерам" дарить, без итогового результата.

    О том и речь, что дублировать производство cr929 полная глупость. у китайцев будет быстрее, больше и дешевле, а значит cr929 в их версии будет иметь рыночное преимущество перед аналогом нашего производства.
    Имеет смысл развивать Ил-96 с новыми двигателями, вся компонентная база есть, производство не развалено, поскольку это президентский самолет. И самолет реально хороший и надежный. Его можно себе производить и экспортировать.
  6. александр клевцов (александр клевцов) 3 сентября 2021 16:26
    0
    Видимо уже настало время, когда мы практически не сможем в одиночку,
    осуществить такой проект, в одиночку, ввиду отсутствия компетенций, наглядно показал ИЛ 112, тем более с такими руководителями как ЧЕМЕЗОВ и МАНТУРОВ, которых больше заботятся личным обогащением, чем производством...
  7. whitebeard Офлайн whitebeard
    whitebeard 3 сентября 2021 17:55
    -1
    Вообще, Ил-96 и CR-929 - это разная размерность широкофюзеляжников: 1ый - это размерность Б777, а 2ой - размерность Б787 (немного меньше). И объемы рынка размерности Ил-96 - еще меньше, чем СR-929/ Б787. Соотв. Ил-96 тоже надо будет производить совместно с китайсой, ибо для нашего рынка полная модернизация исходного 96 - не окупится. Для чиново-нужд мы всегда произведем, но есть возможность и на китайсо-рынок выйти, но такое про-во тоже придется в Великокитайсии локализовывать, на пару с CR-929.
    В чем я с автором согласен, так это по вопросу ПД-35 - вот его можно и нужно делать в больших товарных кол-вах и в его про-во у нас как раз и имеет смысл вложиться. Но тут опять 2 загвоздки: его еще нескоро разработают, и еще более нескоро - выведут в серию, а уж делать большие серии с постоянно высоким качеством у наших двиглоделов и вовсе получается не слишком хорошо пока. Так что если и вкладываться, то не столько в самолеты, сколько в двигла. Ну и в композиты, которые у нас тоже пошли, но вопрос опять - в больших сериях. По гражданской авионике мы навряд ли сейчас сможем конкурировать с тем же Китаем, так что эту часть лучше им отдать.
  8. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 4 сентября 2021 06:14
    +1
    Цитата: whitebeard
    Вообще, Ил-96 и CR-929 - это разная размерность широкофюзеляжников: 1ый - это размерность Б777, а 2ой - размерность Б787 (немного меньше). И объемы рынка размерности Ил-96 - еще меньше, чем СR-929/ Б787. Соотв. Ил-96 тоже надо будет производить совместно с китайсой, ибо для нашего рынка полная модернизация исходного 96 - не окупится. Для чиново-нужд мы всегда произведем, но есть возможность и на китайсо-рынок выйти, но такое про-во тоже придется в Великокитайсии локализовывать, на пару с CR-929.

    модернизация Ил-96 и так идет, производство тоже осуществляется малыми сериями. Уже сейчас достаточно заменить движки на ПД-14 и сделать небольшую пробную серию с ними. Затем можно заменить крылья, киль и оперения на композиты, раз мы освоили их производство для МС-21 и готовы поставлять в КНР. С уменьшением веса увеличится дальность полета и топливная эффективность.
    После появления ПД-35 получим готовый конкурентоспособный самолет, который можно экспортировать.
    Никто не мешает со временем сделать укороченную версию Ил-96, чтобы вписать его в другой рыночный сегмент.
    Что до "окупаемости", то окупился ли Суперджет? Окупится ли МС-21? Нет, их производство - это вопрос нацбезопасности, потому что в один прекрасный день Боинг и Аэрбас могут отказаться поставлять новые самолеты и обслуживать уже купленные, если отношения совсем в разнос пойдут.
    1. whitebeard Офлайн whitebeard
      whitebeard 12 сентября 2021 19:45
      0
      То, что Ил-96 для небольшой партии можно и нужно модернизировать - я не сомневаюсь. Проблема - в крупносерийном производстве - в это уже надо вкладывать много денег, особенно - в сеть обслуживания, которая по стоимости будет стоить столько же, сколько и самолет, а для узкого рыночного сегмента, такого, как широкофюзеляжники или упомянутый вами ССДж-100 - еще больше. Поэтому что у Боинга, что у Аирбаса эти сети окупаются за счет наиболее массового сегмента - Б737/А320, и на их обслуживание в основном и рассчитанные. У нас же Сухому было невтерпеж опробовать свои силы на гражданке, в результате чего они выбрали неокупаемый мелкий сегмент регионалов и предсказуемо не смогли для него создать качественной сети обслуживания. Вы говорите - "МС-21 неокупаемый"? Он-то как раз и обязан быть окупаемым как самолет самого массового сегмента, и те ресурсы, которые были оттянуты на излишний ССДж (при наличии тогда хоть и не оптимального, но уже готового к серии Ту-334 - идеального для вашей идеи о производственной независимости), можно было потратить на быстрейшее проектирование и запуск МС-21, как и объединить для его проектирования и производства силы не только Яковлева, но и тех же Туполева и Сухого (раз уж тому захотелось в гражданку). И на его базе было бы экономически целесообразно строить сети сервисных центров, которые уже бы "надстраивались" для обслуги как регионалов, так и широкофюзелов, как это делается на Западе.И чтобы достичь в производстве МС-21 массовости (которая для этого сегмента необходима), тоже придется с Китаем сотрудничать, тем более что паре С919/МС-21 - 1ый проще и дешевле в покупке, 2ой - в экономичности - будет гораздо проще откусить хороший кусок рынка у пары Б734/А320. Своими же силами это будет слишком долго и дорого, а в гражданском секторе - это важно, поэтому в нем надо кооперироваться максимально при возможности. С Китаем у нас такие возможности есть, надо ими пользоваться, мы не можем только в своем соку вариться - опыт СССР уже продемонстрировал тупиковость такого подхода
  9. Духоскрепный (Вася) 4 сентября 2021 14:00
    -1
    Россия почти ничего не инвестирует в данный проект, поскольку с нищих денег не берут
    1. boriz Офлайн boriz
      boriz (boriz) 4 сентября 2021 22:04
      +1
      У России сохранились (пока) компетенции. Они дороже денег.
  10. boriz Офлайн boriz
    boriz (boriz) 4 сентября 2021 22:02
    0
    Потребности КНР в дальнемагистральных лайнерах на ближайшие два десятилетия оцениваются в 1000 самолетов.

    Не факт. Миру предстоит сильнейший кризис. И сильнее всего он отразится на США, Китае и ЕС. Самым печальным образом кризис скажется на созданной за последние годы инфраструктуре.
    В Китае это - скоростные ж.д. и авиаперевозки (но не только).
    В августе 2021г. уровень ж.д. перевозок в Китае упал в августе:
    - по сравнению с июлем сего года - на 50%,
    - по сравнению с августом прошлого года - на 38%.
    Вот и думайте. После кризиса рентабельность подобных инфраструктур упадёт ниже нуля. Пожалеют, что строили.
  11. Nicholai Ivanitsky Офлайн Nicholai Ivanitsky
    Nicholai Ivanitsky (Nicholai Ivanitsky) 5 сентября 2021 16:11
    -2
    Наша потребность в широкофюзеляжных самолётах не превышает цифру 100.
    Таким образом, России надо наработать технологии, но организация полного цикла представляется нерентабельной ни в каком плане.
    И давайте уже перестанем болтать об Ил-96. Я летал на Ил-86 сто пятьдесят раз. Но это было в прошлом.
    Проект CR929 представляется разумным со всех точек зрения.
  12. Виктор Шиховцев (Виктор Шиховцев) 6 сентября 2021 10:48
    +1
    Проект Ил заморозили. Сделают пару, чтобы обнулённого возить и всё.
  13. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 6 сентября 2021 17:05
    +1
    Цитата: Nicholai Ivanitsky
    Наша потребность в широкофюзеляжных самолётах не превышает цифру 100.
    Таким образом, России надо наработать технологии, но организация полного цикла представляется нерентабельной ни в каком плане.
    И давайте уже перестанем болтать об Ил-96. Я летал на Ил-86 сто пятьдесят раз. Но это было в прошлом.
    Проект CR929 представляется разумным со всех точек зре

    вы сами себе противоречите.
    CR929 производить в России нерентабельно. Ил-96 уже производится, надо только новые двигатели поставить и увеличить серию, и все.
    как в одной голове могут соединяться настолько несовместимые вещи?
  14. weddu Офлайн weddu
    weddu (Коля) 23 сентября 2021 19:07
    +1
    Да, вложения и доли и ответственность 50 на 50, но вы посчитайте прибыль от продажи 800 самолётов, которая будет тоже пополам, а это оборот сапоставимый с Airbus... А Airbus к сведению тоже делает не одна Франция.
  15. pushkinov.s2020 Офлайн pushkinov.s2020
    pushkinov.s2020 (Слава Иванов) 28 сентября 2021 10:57
    0
    Надо самим нам выпускать свои самолёты и на нашей территории
  16. sgrabik Офлайн sgrabik
    sgrabik (Сергей) 19 октября 2021 23:29
    0
    Главное, больше не сливать китайцам свои технологии под видом дружественных жестов, никаких лицензий на выпуск наших двигателей в Китае выдавать нельзя, если мы действительно хотим восстановить свою авиастроительную промышленность и двигателестроение, то в данном случае нужно забыть про понятие дружбы и про жесты доброй воли, ничего личного - только бизнес!!!