Истоки и причины европейско-американского расизма
Движение «Жизни чёрных важны» разрослось на Западе до невообразимых масштабов. Оно охватывает разношёрстную публику от бездомных до звёзд шоу-бизнеса. В его активе крупные митинги, беспорядки и погромы. На теме BLM пиарятся западные президенты и премьер-министры.
Основной идеологией движения BLM является так называемая критическая теория рас, которая сформировалась на основе описания расовой дискриминации в США и выросла до модного междисциплинарного подхода в научной среде, который в центр любого социального вопроса ставит проблематику неравенства рас и дискриминации.
Критическая теория рас
Критическая теория рас исходит из четырех основных постулатов: 1) необходимость достижения расового равенства, 2) понятие «раса» опосредует все социальные отношения, 3) доминирующие группы не желают признавать расовую дискриминацию, 4) к расовым меньшинствам необходимо чутко прислушиваться. Наиболее скандальным призывом, выдвигаемым сторонниками данной теории, является требование к «белым» извиняться за «привилегии» и «дискриминацию». Так, коленопреклонение стало символом «солидарности с жертвами расизма».
Сотни учёных и писателей копаются в расовых проблемах США и Европы. Их логика примерно такова: «белые» американцы и европейцы — закоренелые расисты, поэтому «цветные» в США и Европе подвергаются дискриминации и угнетению. Их бичуют «белые», угнетает государство и капитал, убивают полицейские. В результате сопротивления происходят расовые бунты. И все эти деятели ломают голову над тем, как покончить с расизмом, предлагая разные варианты. Проводятся тренинги, пиар-акции, вводятся квоты то там, то тут, придумываются цензурные правила для ТВ и кино. Сами массы «цветных» и радикально настроенной белой молодёжи выходят на протесты, устраивают погромы, практикуют «луттинг», требуют коленопреклонения и публичного самобичевания.
Чем-то концепция отдаленно напоминает классовую теорию или якобинскую практику во время Великой Французской революции: если ты против республики, значит, ты против Франции. В этом некоторые усматривают прогрессивный момент движения BLM, ведь широкие массы «борются против угнетения».
Более-менее вменяемые специалисты отмечают, что агрессивное насаждение критической теории рас и методики борьбы с дискриминацией, наоборот, ведет к разжиганию расизма под лицемерной маской соблюдения антирасистских ритуалов. По крайней мере, обширная американская практика бесконечно говорить о расизме, обсуждать проблематику расизма, каяться «белым» и выражать солидарность с «цветными» никак не меняет их реального социального положения.
С чего все начиналось
Американские и европейские правые, а также некоторые наши «патриоты» крайне враждебно относятся к движению BLM, высмеивают придуманные ритуалы, неуклюжесть и бредовость антирасистских мер. Все эти лицемерные коленопреклонения, идиотские квоты и цензура, действительно, со стороны ничего, кроме улыбки, не вызывают, однако из этого не следует, что западное общество свободно от расизма и никакой проблемы нет.
Современные европейцы произошли из варварских народов, окружавших Римскую империю. Они построили свои государства на осколках Римской империи и заселили Северную Америку. Вся их история — это история войн, порабощений и геноцида. Они взяли из античной культуры только самое кровавое и человеконенавистническое, в том числе римское право.
Старая и новая Европа стали колыбелью капитализма, но все преимущества бурного развития фабричного производства, нового и более высокого экономического уклада они направили на завоевание отсталых народов, следуя позывам закона конкуренции. В основе их отношения к остальному миру был положен варварский принцип: раз я сильнее, значит, я прав, значит, я высшая раса. Сначала доминировал романский расизм, затем пальму первенства перехватил англо-саксонский. Под европейское лидерство были подведены «научные концепции», на его укоренение работали политики, писатели, философы, биологи. Поэтому возникновение итало-немецкого фашизма в XX в. может рассматриваться как попытка одних «господ» потеснить в деле всемирного доминирования других «господ».
Эпоха просвещения, породившая общепринятые сегодня гуманизм и демократизм, вызвала некоторое переосмысление идеологической надстройки, но не изменила фундаментальной экономической основы европейского доминирования. Поэтому духовный мир старой и новой Европы оказался противоречивым, с одной стороны, в области идей признаются общечеловеческие ценности и нормы, с другой, в сфере экономики и политики продолжаются агрессия, порабощение, колониализм и неоколониализм. В той же Америке гражданская война, шедшая как будто бы под вывеской отмены рабства, в реальности была средством более развитого Севера для аннексии и уничтожения более слабых конкурентов из южных штатов.
Современная проблематика европейского расизма вытекает из сложной и противоречивой истории становления европейской цивилизации. Поэтому утверждение, что европейцы и «белые» американцы, несмотря на все их прогрессивные декларации и хартии, расисты, — на 100% верное. И для них «цветные» — не только негры, азиаты, латиноамериканцы, арабы, индейцы, тюрки, индусы, цыгане, армяне, но и славяне, кельты и финно-угры.
Идеологи критической теории рас ищут ответ на вопрос о преодолении расизма в США и Европе в практике жизни. Однако известно, что найти правильный ответ на неверно поставленный вопрос невозможно, сколько ни всматривайся в практику. Проблема США и Европы не в расизме как таковом, расистское отношение — это не причина дискриминации, а следствие бедности, убогости, невежественности американских и европейских «цветных».
Если говорить о расистском отношении к своим гражданам, что более характерно для США, то проблема в том, что расовые меньшинства занимают жалкое положение в общественном производстве. Так, негры, азиаты и латиноамриканцы составляют 60% рабочей силы в сельском хозяйстве, 70% уборщиков и прислуги, 75% грузчиков и носильщиков, при этом их доля в целом в составе рабочей силы США — всего 36%. Уровень безработицы превышает в два раза уровень «белых». Средняя зарплата у «цветных» значительно ниже, средний уровень дохода белой семьи в десять раз выше, чем негритянской. Подушевое финансирование школ, в которых учатся в основном «белые», выше на 20%, чем тех, где учатся «цветные». «Цветные» в США — это самое дно общества, дешёвая, бесправная рабочая сила и масса недообразованных люмпен-пролетариев, перебивающихся временными заработками и живущих на пособия. Ясно, что такое положение расового меньшинства вызывает у воспитанных на европейской культуре «белых» презрение.
Если говорить о расистском отношении к мигрантам, что более характерно для Европы, то картина ещё более явственна. Бытовая ненависть к мигрантам является следствием их незавидного положения в общественном производстве.
Пытаться изменить отношение «белых» американских и европейских обывателей к людям других рас — дело бесперспективное. Именно низкое социальное положение является реальной причиной расизма по отношению к неграм, азиатам, латиноамериканцам, индусам, славянам и т.д. и их ответного расизма к «белым», прежде всего как к олицетворению институтов угнетения. Критическая теория рас оказалась способна лишь лакировать расизм, прежде всего потому, что лишь поверхностно затрагивает сферу экономики.
Сторонникам движения BLM следует между прочим подумать над изучением истории России.
Освобождение негров США в 1865 г. было сродни освобождению крепостных в России в 1861 г. Американские землевладельцы в то время активно перенимали опыт русских помещиков, копируя нашу издольщину. Американский негр, как и русский мужик, в результате освобождения стал полурабским издольщиком. Американский негр бежал с Юга на Север, как русский мужик бежал из центрально-земледельческих губерний в столицы и на Дон. Кроме того, в царские времена на окраинах империи проживали народы настолько забитые, угнетенные и притесненные, что по положению и культурному уровню стояли не выше американских негров.
Однако уже к середине XX века картина кардинально изменилась. В СССР даже самый отсталый колхозник, даже самый далеко живущий чукча были в сто раз ближе к среднему советскому гражданину по уровню жизни и уровню культурного развития, чем американский негр к своему «белому» собрату в США. Так что идеологам Black Lives Matter стоило бы изучить систему советских мероприятий в сфере национального и крестьянского вопросов, подумать над тем, что сделало из тёмного русского мужика в лаптях покорителя космоса.
Информация