Как Украина и блок НАТО меняют расклад сил на Черном море в свою пользу
Одной из главных тем минувшего лета стал провокационный заход эсминца Ее Величества Defenfer в воды российского Крыма, которые Лондон считает украинскими. Получив предупреждение в виде стрельбы и бомбометания по курсу, англичане ушли, но обещали вернуться. Существовал высокий риск, что повторная провокация может повториться во время масштабных военно-морских учений блока НАТО Sea Breeze-2021, но обошлось, пока более никто на рожон лезть не стал. Пока. Но что будет дальше? Согласятся ли на Западе с тем, что Черное море де-факто начало превращаться во внутреннее море для России и Турции?
Для понимания сути вопроса надо немного окунуться в историю. Распад СССР и необходимость раздела Черноморского флота с Украиной стали тяжелейшим ударом для молодой Российской Федерации. За исключением разве что Абхазии у нас не осталось ни одной дружественной причерноморской страны, а флот после «дележа» и «оптимизации» ослаб настолько, что уступал турецкому по силе в 5 с лишним раз. Об этом в 2011 году заявил экс-командующий Черноморским флотом России адмирал Владимир Комоедов:
Превосходство только турецкого флота даже над объединенным флотом Украины и России составляет 4,7 раза.
После событий 2014 года считать ВМСУ «своими» уже невозможно, поэтому превосходство турок было еще более подавляющим. Однако возвращение Крыма в состав РФ стало триггером к изменению баланса сил в регионе. Полуостров превратился в мощнейший военный оплот, а Черноморский флот стремительно нарастил свою численность и боевые возможности. Спустя всего 10 лет после тех памятных неутешительных оценок адмирала Комоедова Россия вновь превратилась в одного из ведущих игроков на черноморском бассейне, по сути, деля его лишь с Турцией. Грузия и Украина де-факто остались без своих ВМС, а Болгарию и Румынию можно даже не принимать в расчет. Реальную угрозу Крыму могут представлять собой только военные корабли США и блока НАТО, но их пребывание на Черном море ограничено 21 сутками в соответствии с нормами Конвенции Монтре.
Получается, что Москва теперь может спокойно «хозяйничать» в этой акватории, оглядываясь лишь на Анкару. Может ли такое положение дел устроить Запад? Конечно, нет. Наши «партнеры» начали целый комплекс мероприятий, направленный на очередное изменение баланса сил в свою пользу.
Во-первых, Великобритания заключила соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Украиной. В его рамках англичане помогут Незалежной построить сразу две военно-морские базы. Уже неоднократно обсуждалась тема передачи Киеву устаревших американских катеров, а также строительства корветов по турецкому проекту. Все это, конечно, «здорово», но реальной угрозы такой «москитный флот» российскому Черноморскому не представляет. Куда тревожнее выглядит информация о том, что британцы разместят на одном из построенных объектов станцию слежения за нашими кораблями и подводными лодками. Появление подобной военной инфраструктуры, способной вскрывать местоположение субмарин ЧВМФ РФ и передавать данные авиации блока НАТО, для Минобороны РФ крайне нежелательно.
Во-вторых, реальную опасность российскому флоту представляют не украинские катера и корветы, а противокорабельные ракеты «Нептун». Технологически они представляют собой вариацию на тему ПКР Х-35 и способны уничтожать корабли водоизмещением до 5000 тонн на расстоянии до 280 километров. Работы над крылатой ракетой начались в 2014 году, и в 2020-м она была принята на вооружение. Не стоит недооценивать данный вид вооружений ВСУ! Будучи размещенными на батареях береговых комплексов на побережье Черного и Азовского морей, ракеты «Нептун» будут представлять реальную опасность для военно-морских баз ВМФ РФ в Севастополе и даже в Новороссийске. Кроме того, возможно создание ее версии воздушного базирования, и тогда в качестве носителей будут использоваться бомбардировщики Су-24М. Это означает, что «рука» ВСУ над черноморской акваторией станет еще длиннее. Американские самолеты-разведчики и БПЛА непрерывно увеличивают частоту своих вылетов, изучая Крым и его систему ПВО для последующего возможного целеуказания украинским крылатым ракетам.
В-третьих, следует учитывать, что после 2027 года ситуация на Черном море может кардинально измениться. Анкара перешла от слов к делу и начала строительство канала Стамбул в обход Босфора. Президент Эрдоган уже сейчас настаивает на том, что нормы Конвенции Монтре не будут распространяться на новую водную артерию. Судя по всему, после запуска в строй канала Турция потребует пересмотра положений данного международного соглашения, как уже не отражающего изменившуюся геополитическую реальность. Не исключено, что западные партнеры пойдут ему навстречу, если это упростит порядок захода в Черное море флота НАТО. Тогда американские боевые корабли смогут получить право находиться тут не 21 день, а на иных, более комфортных для себя условиях.
Таким образом, в среднесрочной перспективе расклад сил в данной акватории может вновь измениться, и не в пользу ВМФ РФ, если Украина к тому времени по-прежнему будет оставаться под внешним управлением со стороны Вашингтона и Брюсселя.
Информация