Почему гиперзвуковые «Кинжалы» и «Цирконы» бесполезны против АУГ ВМС США
Российский военно-морской флот, к большому сожалению, количественно и качественно очень серьезно уступает своему потенциальному противнику в лице ВМС США. Не имея возможности состязаться в скорости и масштабах судостроительной программы, Минобороны РФ сделало ставку на «асимметричный ответ», в качестве которого у нас рассматривается гиперзвуковое оружие. Если посмотреть многочисленные публикации на эту тему и восторженные комментарии ура-патриотически настроенной аудитории, может создаться впечатление, что мы заочно уже одержали победу над американцами, полностью обнулив потенциал из 11 АУГ. Увы, это далеко не так, и «победа» относится, скорее, к разряду медийных, а не реальных.
Автор строк с осуждением относится к своим коллегам по цеху, которые распространяют не вполне корректные оценки о реальных возможностях российского гиперзвукового оружия, чем провоцируют неадекватные представления по существу вопроса у неискушенного обывателя. Из-за подобной деятельности в общественном сознании формируются глупые и опасные мифологемы об АУГ ВМС США, вроде того, что авианосец – это «бесполезная посудина», «морально устаревшее оружие агрессии» и «огромная беззащитная мишень» для наших «Кинжалов» и «Цирконов». Давайте примем холодный душ и прогоним этот навязанный морок.
Два пути, и наш – неверный?
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы объяснить разницу в двух подходах к строительству военно-морского флота. Американцы, имеющие почти столетний опыт эксплуатации авианосцев, прекрасно знают, что нет на море ничего, страшнее авиации. Самолеты потопили кораблей противника в разы больше, чем боевые корабли, и с гораздо меньшими расходами ресурсов. Палубную авиацию можно использовать и в войне флота против флота, и в войне флота против берега. По этой причине ВМС США строятся вокруг авианосцев, для охраны и огневой поддержки которых собирается ордер из ракетных крейсеров, эсминцев, фрегатов и подводных лодок.
К сожалению, из-за неверной идеологической установки о том, что «авианосец – это оружие агрессии», в СССР пошли иным путем. Ставка была сделана на ракетное оружие, которое рассматривалось как панацея. Советские адмиралы понимали ошибочность такого однобокого подхода и всеми правдами и неправдами пытались продавить необходимость строительства авианесущих кораблей, хотя бы в виде ТАВРК. «Адмирал Кузнецов» является высшей точкой достижений в этой подковерной борьбе. Под занавес существования СССР флотоводцам удалось добиться своего, и была заложена серия сразу из четырех атомных авианосцев типа «Ульяновск», сопоставимых с «Нимитцами», но в связи с распадом страны даже головной корабль так и не был достроен. ТАВРК «Адмирал Горшков» зачем-то продали Индии, и сегодня у нас есть в наличии только «Адмирал Кузнецов», который то пытаются «утопить», то поджечь при ремонте.
К чему мы это все рассказываем? К тому, что ВМФ РФ, несравненно более слабый, чем ВМФ СССР, вновь идет по тому же не вполне верному пути, делая ставку исключительно на ракеты. Тема строительства авианосцев превращена в медийном пространстве в какой-то фарс. Но давайте теперь плавно перейдем к гиперзвуковым ракетам и объясним, почему это далеко не панацея против 11 АУГ ВМС США.
А мы их «Цирконами» и «Кинжалами»!
Сама по себе идея гиперзвукового оружия просто замечательная: запустил ракету с гиперзвуковой скоростью, против которой практически бесполезны современные системы ПРО, и все, гуд-бай авианосец, а следом за ним и его ордер сопровождения. Для этого в России разработаны противокорабельная ракета морского базирования «Циркон» (3M22) и гиперзвуковой ракетный комплекс воздушного базирования 9-А-7660 «Кинжал». «Цирконы» можно будет запускать с подводных лодок, крейсеров и фрегатов, а «Кинжалы» - со сверхзвуковых истребителей МиГ-31К, бомбардировщиков Ту-22М3, Ту-160 и в перспективе с истребителей 5-го поколения Су-57. Вроде бы, все просто: подняли в воздух авиацию или дали залп с кораблей и субмарин – и прощай, АУГ ВМС США. Ах, если бы все было так просто…
К сожалению, дело не исчерпывается простым нажатием пальца на условную «красную кнопку». Вы еще попробуйте попадите в этот самый авианосец. Попробуем в предельно упрощенной форме объяснить сложность этой боевой задачи:
Во-первых, АУГ потенциального противника всегда будет стараться держаться как можно дальше. Благодаря наличию палубной авиации, которая может наносить воздушные удары, ее «рука» всегда будет длиннее, чем у флота, не располагающего своим собственным авианосцем.
Во-вторых, ракета, даже гиперзвуковая, не способная перемещаться в пространстве молниеносно.
В-третьих, ордер АУГ не будет стоять на месте. Несмотря на размеры, американские авианосцы способны перемещаться с очень высокой скоростью, которая может достигать 30 узлов.
В совокупности это означает, что после запуска «Циркона» или «Калибра» по одним координатам цели, та в момент нанесения удара будет находиться уже на другом. Область вероятного места цели значительно увеличивается, а те данные, которые были актуальными на момент старта ракет, превратились в неактуальные. Да, на ракетах есть головки самонаведения, но работа ГСН усложняется тем, что летят они на чрезвычайно высоких скоростях в облаке плазмы. И это мы еще не сказали ничего о противодействии ракетной атаке системами ПВО ордера АУГ, РЭБ-воздействия и воздушного прикрытия силами палубной истребительной авиации.
Какие из этого можно сделать выводы? Надо либо стрелять с небольших расстояний, но кто ж нас к себе близко подпустит, либо цель должна непрерывно отслеживаться в режиме реального времени с передачей данных на носитель ракетного оружия. Иначе наши «Цирконы» и «Кинжалы» могут и не попасть. Но попробуйте подвести наши надводные корабли или боевые самолеты к АУГ, которая отслеживает все перемещения при помощи собственного самолета ДРЛОиУ и прикрывается палубной авиацией.
Проблемы целеуказания
Наш потенциальный противник в лице США имеет огромнейшую спутниковую группировку, а также по несколько разведывательных самолетов ДРЛОиУ на каждой из своих 11 авианосных ударных группировок, которые позволяют Пентагону непрерывно мониторить обстановку и давать эффективное целеуказание в морском и воздушном бою. Увы, у нас с этим не все так замечательно.
Самолет ДРЛОиУ морского базирования в ВМФ РФ отсутствует как класс. При позднем СССР началась разработка собственного палубника ДРЛО Як-44, но его так и не достроили. В ВМС США разведывательные самолеты АВАКС взлетают с авианосцев при помощи катапульты. Свой первый атомный «Ульяновск» с катапультой мы так построить и не успели из-за развала страны. Теоретически Як-44 мог взлетать с ТАВРК «Адмирал Кузнецов», но только с наполовину заправленными топливными баками для уменьшения массы. Правда, последние эксперименты американцев показывают, что самолеты можно дозаправлять в воздухе при помощи беспилотников.
Как бы то ни было, у нас сегодня нет ни самолета ДРЛОиУ, ни нормального катапультного авианосца. В качестве альтернативы Минобороны РФ рассматривает самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М, который может выдавать данные для ракет «Кинжал» по защищенному каналу связи. Правда, сколько просуществует этот турбовинтовой самолет над морем в зоне действия истребительной авиации АУГ, неизвестно, но понятно, что очень недолго. На что тогда можно рассчитывать в вопросе целеуказания для ВМФ?
«Лиана»
При СССР за неимением средств палубной разведки ставка была сделана на систему морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда». Она действительно позволяла отслеживать обстановку в Мировом океане и передавать данные для целеуказания на боевые корабли и подводные лодки. Всего на орбиту было выведено свыше 30 космических аппаратов. Их уникальной особенностью можно считать наличие ядерного реактора, обеспечивающего источник питания. Правда, в итоге это сыграло с «Легендой» злую шутку. В 1978 году аппарат «Космос-954» упал в Канаде, что привело к радиационному загрязнению обширной территории и международному скандалу. Под давлением Запада вся эта система была постепенно выведена из эксплуатации.
На замену ей Российская Федерация разработала систему МКРЦ «Лиана». Из-за технической сложности программа сильно растянулась во времени, и сегодня она представляет собой весьма скромную группировку из двух спутников пассивной радиотехнической разведки «Лотос-С» и двух спутников активной радиолокационной разведки «Пион-НКС». Скажем прямо, негусто, если сравнить с возможностями советской «Легенды» и американской разведывательной группировкой. Если учесть, что эти четыре российских спутника еще и вращаются, то о непрерывном мониторинге обстановки во всем Мировом океане говорить не приходится.
«Цусима-2»?
А теперь попробуем представить наихудший сценарий. Допустим, что Россия вынуждена вступить в некий вооруженный конфликт с США. Среди первоочередных целей для Пентагона будет «ослепление» и «оглушение» наших ВС, ВКС и ВМФ. Ввиду крайней немногочисленности группировки «Лианы» это можно будет сделать очень быстро, использовав противоспутниковые ракеты. Например, китайцы еще в 2007 году смогли сбить свой метеоспутник FY-1C серии Fengyun, находящийся на полярной орбите высотой 865 км. Высота поражения американской противоракеты SM-3 Block IIA вообще составляет 1500 км. Кроме того, скрытно подготовиться к уничтожению российских разведывательных спутников может группировка беспилотных космопланов X-37 Boeing, которую Пентагон намерен довести до 8 штук.
Итак, что мы имеем в сухом остатке. Потенциальный противник в лице США способен без особых проблем вывести из строя нашу МКРЦ «Лиана», лишив возможности передавать данные для целеуказания ВМФ РФ. Ввиду отсутствия авианосцев как носителей для самолета ДРЛОиУ и самих палубных самолетов ДРЛОиУ как класса российские корабли не смогут обеспечить эффективное поражение АУГ ВМС США «Цирконами», а ВКС РФ – «Кинжалами». Даже обычный, не палубный самолет ДРЛОиУ в войсках нынче редкий зверь. При этом наш флот без прикрытия собственной палубной авиацией не сможет выстоять против загоризонтной атаки АУГ ВМС США. Это позволяет нам сделать неутешительный вывод, что ставка исключительно на ракеты, сверхзвуковые или гиперзвуковые, была однобокой и неверной. «Цирконы» и «Кинжалы» - это замечательно, но одних их будет недостаточно.
Современный флот, помимо ракет, нуждается в палубной авиации, разведывательной и истребительной, которая обеспечит целеуказание ракетам и самолетам, а также защитит корабли от воздушных атак палубной авиации противника. То есть, для нее нужен носитель (carrier), который всегда будет следовать в составе корабельного соединения. Иначе говоря, авианосец.
Информация