Как и почему «Закавказский Транссиб» оставил Грузию не у дел

10

После многолетней подготовки Тбилиси приступил к строительству нового горного тоннеля длиной в 9 километров и диаметром в 15 метров, который должен упростить движение по Военно-Грузинской дороге. Несмотря на не самое лучшее финансовое положение, власти страны не пожалели на реализацию данного проекта суммы в почти 400 миллионов долларов и привлекли самых лучших зарубежных подрядчиков. Что же сподвигло маленькую Грузию к столь масштабным инфраструктурным инвестициям?

Военно-Грузинская дорога (Дарьяльский проход) общей длиной в 208 километров проходит через Главный Кавказский хребет и соединяет российский Владикавказ и Тбилиси. Ее стратегическое значение трудно переоценить. В сутки по ней проезжает от 3 до 4 тысяч легковых и грузовых автомобилей, поэтому большую проблему представляет то, что до 100 дней в году дорога бывает перекрыта. Причиной являются суровые климатические условия и сложный горный рельеф. Зимой возможен сход лавин, а саму дорогу заносит снегом. Считается, что строительство горного туннеля должно значительно сократить время в пути и обезопасить передвижение, сделав его круглогодичным.



Согласно планам официального Тбилиси, новая транспортная артерия станет частью единого инфраструктурного комплекса из 5 тоннелей, 5 мостов и современной асфальтобетонной автомобильной дороги. После открытия движения по тоннелю в 2024 году время в пути сократится на час, что позволит избежать «пробок» на контрольно-пропускных пунктах. Вдобавок, будет построен дополнительный 5-километровый участок к курорту Гудаури и новый туристический центр. В качестве подрядчика Грузия выбрала компанию China Railway Tunnel Group Co, Ltd (CRTG). Китайцы будут использовать специальную бурильно-проходческую машину, обеспечивающую минимальную вибрацию при прокладке и одновременную облицовку стен тоннеля. Строительство осуществляется на средства кредита, предоставленного Европейским и Азиатским банками реконструкции и развития. Сумма инвестиция составляет без малого 400 миллионов долларов.

Это все, конечно, хорошо, но что конкретно заставило Тбилиси взяться за столь масштабный инфраструктурный проект? Ведь у идеи строительства есть противники и в самой Грузии, которые считают, что Россия сможет использовать дорогу и тоннель для очередного вторжения.

Эхо войны


Активизация официального Тбилиси вокруг Военно-Грузинской дороги действительно связана с войной, но не столько с «Олимпийской», сколько с войной между Азербайджаном и Арменией 2020-го года. Напомним, что после первого Нагорно-Карабахского конфликта Баку и Анкара закрыли свои границы для Еревана. В результате войны между Россией и Грузией в 2008 году и провозглашения независимости Абхазии и Южной Осетии было прекращено железнодорожное сообщение между Россией и Арменией. Ереван де-факто оказался в изоляции, полностью завися от доброй воли Тбилиси в использовании Военно-Грузинской дороги и грузинских морских портов Поти и Батуми. Также Грузия смогла взять максимум от конфликта между Арменией и Азербайджаном, став главным транзитером Закавказья, через территорию которого проходят автомобильные и железные дороги, нефте- и газопроводы.

Разрубить этот «южнокавказский узел» удалось только силой в ходе второй Нагорно-Карабахской войны. При всем негативе для Армении, поражение парадоксальным образом дало Еревану возможность выйти из транспортной блокады. В соответствии с трехсторонними соглашениями о прекращении огня от 9 ноября 2020-го года, было решено открыть транспортный коридор Турция – Нахичевань – юг Армении – Азербайджан. Одновременно с этим новая трасса должна соединить Россию и Армению через азербайджанскую территорию. Как видим, в этой транзитной схеме уже нет Грузии.

Планы Москвы, Баку и Еревана по открытию «Закавказского Транссиба» вызвали большую тревогу в Тбилиси, и не зря. Экс-президент Михаил Саакашвили даже назвал Грузию «ампутированной частью Южного Кавказа». И в этом действительно много правды. Теперь именно Азербайджан превращается в важнейший перекресток международной торговли, Армения выйдет из вынужденной транспортной блокады, а геополитическое значение Грузии стремительно сократится. О планах Тбилиси превратить свою страну в главный транзитный хаб по перевозке грузов между Европой, Россией, Индией и Ираном можно позабыть.

В этой связи поспешное начало строительства многокилометрового горного тоннеля, чтобы улучшить свои логистические возможности, выглядят настоящим «судорогами» грузинского руководства. Нет, конечно, по Военно-Грузинской дороге никто ездить не перестанет, но эта страна лишится своего эксклюзивного статуса главного регионального транзитера. У России, Армении, Азербайджана, Турции и Ирана появится иная альтернатива, а значит, и разговаривать с Тбилиси теперь можно будет по-новому. Глядишь, и правда тоннель пригодится для оперативной переброски российской военной техники. Шутка.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    12 сентября 2021 19:58
    Нынче каждая держава ,6 соток, прилепишаяся к границе РФ мнит себя офигенным хабом, без которого нам и дня не прожить
    Но незалежная побирушка в этом плане всех переплюнула
  2. 0
    13 сентября 2021 09:19
    Год назад писали, что тандем Турция-Азербайджан развязали войну. Целью являлось проникновение Турции на Южный Кавказ и вытеснение отсюда России.
    Что изменилось во взглядах автора? Оказывается разблокирование коммуникаций и являлось основной целью. Надо внимательно слушать, что говорит министр иностранных дел РФ, господин Лавров.

    PS Кстати, в Азербайджане многие считают Лаврова армянином. Его фамилия по отцу Калантарян. Это древний армянский княжеский род.
    1. 0
      13 сентября 2021 19:33
      Была б другая политическая заварушка - и евреем бы обозвали, если надо..))
    2. 0
      14 сентября 2021 06:52
      Уважаемый Бахтияр! Эта ЖД разобрана на участке 90 км, находящемся в Сенюкской обл. Армении плюс участок в азербайджанских районах, которые до прошлого года контролировала НКР. Азербайджан восстановил свой участок? Армения явно не собирается за вполне очевидной ненадобностью
      1. +1
        14 сентября 2021 07:36
        Сразу после войны было сообщение, что дорога восстанавливается на азербайджанской стороне. Что происходит на армянской стороне я не знаю.
        В настоящее время активно ведётся строительство автомобильных дорог и аэропортов. Аэропорт Физули уже принял первый самолёт в тестовом режиме.
        У Армении два выхода. Или признать существующие границы, отказаться от территориальных притязаний к соседям и развиваться. Или остаться в полной изоляции и скатиться в нищету.
        1. 0
          14 сентября 2021 12:12
          Если бы ЖД была восстановлена, то это бы конечно прозвучало. Если не делает Азербайджан для того чтобы восстановить пассажирское сообщение с Нахичеванью, то уж Армения точно делать не будет. Ее вполне устраивает автомобильный транзит через Грузию плюс использование порта Поти.
          У Турции хорошее автомобильное и ЖД сообщение Карс Тбилиси Баку.
          Зачем им тянуть ветку в Нахичевань
          В Иране а рамках проекта север Юг строится ЖД в Астару.
          То есть в настоящее время нет ни одной страны, которая была бы заинтересована в восстановлении закавказского трансиба.
          1. +1
            14 сентября 2021 12:33
            Я же сказал, что Азербайджан строит свой участок. Не может же он строить на территории Армении.
            Баку-Тбилиси-Карс устраивает эти три страны. И только. Но мы ведь говорим об интересе России, который озвучил Лавров. Трасса Баку- Тбилиси- Карс устраивает Россию? Трасса через Зангезур выгодна Азербайджану, России, Армении, Ирану и Турции. Там должно быть ответвление в сторону Ирана. Кроме армянского участка надо ещё построить и турецкий участок.
            Так что все заинтересованы в коммуникациях. Есть такое понятие, как "транспортная теорема Переслегина". Конечно же С.Переслегин известный фантазер. И его теорема применялась для единого государства. Но её стали расширенно толковать для полицентрических государственных образований. Коротко это выглядит так - развитие транспортных возможностей повышает связность территорий. И транспортные возможности должны опережать экономические возможности регионов. Разблокирование транспортных артерий это основное требование России и имеет под собой вполне определенные политические мотивы. Это кроме экономических.
            В статье правильно указан один момент. Транзит грузов через Азербайджан (партнёр России) в Армению (стратегический союзник и форпост России) оставляет не у дел Грузию (не партнёра и не союзника России). Вопрос - кому это выгодно? Не думаю, что Лавров и Путин этого не знают. А ограничение турецкого влияния обеспечивается контролем этой трассы российскими пограничниками.

            Хочу отдельно сказать, что этот прогноз только на 4 года. Пока в Азербайджане находится российская бригада. Не думаю, что кто-то может спрогнозировать события на более долгий срок. Центробежные силы Азербайджан-Турция очень сильны. Это я тоже вижу. Турция для нас важнейший союзник, а Россия - важнейший партнёр. Но ложиться под кого-либо из них, у руководства Азербайджана намерения пока я не вижу.
  3. 0
    14 сентября 2021 05:02
    Цитата: Bakht
    Год назад писали, что тандем Турция-Азербайджан развязали войну. Целью являлось проникновение Турции на Южный Кавказ и вытеснение отсюда России.
    Что изменилось во взглядах автора? Оказывается разблокирование коммуникаций и являлось основной целью.

    Совершенно ничего не изменилось во взглядах автора. В сказанном тогда и сейчас нет никакого противоречия. Вторжение Турции и разблокирование коммуникаций не противоречат друг другу, а напротив, взаимосвязаны. wink
    1. +1
      14 сентября 2021 07:40
      Вторжения Турции пока не вижу. На территории Азербайджана в настоящее время находятся российские войска. В Азербайджане многие считают, что произошло вторжение России. Я так не думаю, просто есть такое мнение. У большинства населения Азербайджана. Так что вторжение России и разблокироние коммуникаций это взаимосвязанные процессы. Можно ведь и так сказать.

      Я считал, что инструмент журналистики это слово. Подтвердить Ваше слово "вторжение" сможете?
  4. 0
    13 декабря 2021 01:25
    А Сталин знал про Абсолютное Зло и Катехон
  5. Комментарий был удален.