Ил-76 и Ан-124 «Руслан»: сможет ли Ульяновск стать новой авиационной столицей России


Город Ульяновск превращается в новую «авиационную столицу» России. Сперва сюда из Ташкента «перелетел» тяжелый транспортный самолет Ил-76. А в обозримом будущем в Ульяновске может возродиться «обрусевший» Ан-124 «Руслан», в котором не останется уже ничего украинского.


Процесс возвращения в «родную гавань» производства самолетов, оставшихся после распада СССР за рубежом, постепенно набирает обороты, и это можно только поприветствовать.

Ил-114-300


Этот турбовинтовой ближнемагистральный самолет разрабатывался в 80-е годы прошлого века на замену стареющему Ан-24. Лайнер предназначен для перевозки 60 пассажиров, он надежен и неприхотлив и может эксплуатироваться на малооборудованных аэродромах, в том числе, в арктической и антарктической зонах. После 1991 года самолет остался на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ), где он выпускался малой серией до 2012 года.

В 2019 году производство Ил-114, полностью «обрусевшего», с отечественными двигателями, было начато в Воронеже. В определенном смысле этот самолет займет рыночный сегмент, на который мог бы претендовать «укороченный» вариант «Сухой Суперджет-75». Первый полет Ил-114-300 состоялся в 2020-м, одновременно с дебютом перспективного российского среднемагистрального лайнера МС-21.

Ил-76


Оттуда же, из столицы Узбекистана, в Россию перебралось производство другого легендарного советского самолета Ил-76. Этот самолет по-своему уникальный, поскольку на его базе создано великое множество модификаций: это и простые гражданские Ил-76МГА без модификаций, и модернизированный дальний Ил-76МД (Candid-B), и пожарный вариант Ил-76МДП, и самолет-госпиталь Ил-76МД «Скальпель», и самолет для тренировки космонавтов Ил-76МДК «Космос», и поисково-спасательный Ил-76ПС, и самолет-постановщик помех Ил-76ПП, и транспортный дальний Ил-76ТД, и Ил-76ТД «Антарктида», и самолёт-заправщик на базе Ил-76МД, и самолеты ДРЛОиУ А-50 и А-100, и летающая лаборатория Ил-76ЛЛ. И даже это далеко не все его версии.

Самой главной его модификацией, конечно же, является военная. Ил-76 перевозят и десантируют БМД, БТРД, САУ и другую технику ВДВ и Сухопутных войск общим весом до 60 тонн либо 225 человек личного состава или 125 десантников. Потребности Минобороны РФ в таких транспортных самолетах оценивается в 100 штук. Кроме того, несомненно, заказы будут по линии МЧС, Росгвардии и ФСБ. В настоящее время ВТА располагает 120 единицами Ил-76, построенных еще при СССР, и еще 100 находятся в резерве. Военное ведомство проводит программу последовательной их модернизации до уровня Ил-76МД-М. Но зависимость от зарубежных партнеров, как известно, бывает чревата, потому соглашение Москвы и Ташкента о переносе производства и «русификации» Ил-76 можно только поприветствовать.

Ил-76МД-90А


«Обрусевший» транспортник теперь производится в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП». Внешне он мало чем отличается от советского самолета, но главные изменения произошли внутри. Прежде всего, необходимо отметить установку четырех новых двигателей ПС-90А-76, которые позволили сократить расход топлива на 12%, а с ними эксплуатационные расходы, уровень шума и вредных выбросов, увеличить дальность полета на 18%. «Стеклянная» кабина со множеством жидкокристаллических дисплеев обеспечивает прекрасный обзор и управление, установлен современный пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М». Крылья самолета модифицированы, шасси усилены, что гарантирует срок его эксплуатации в 30 лет, который может быть впоследствии увеличен модернизацией. Есть и чисто бытовые улучшения: вместо многофункционального ведра появились два биотуалета, что сделало более комфортным длительные перелеты. Теперь даже вызванный волнением десантника «боевой понос» не станет причиной конфуза или неудобства для его товарищей. Ожидается, что Минобороны РФ сможет получить все заказанные в Ульяновске Ил-76 до 2030 года, что гарантирует безопасную ротацию авиапарка с учетом процесса старения самолетов советского производства.

Ан-124


Вопрос возможности возобновления производства легендарных «Русланов» поднимался уже давно. Однако после событий 2014 года на Украине сотрудничество с киевским «Антоновым» стало невозможным. Тогда возникло предложение возродить Ан-124 в Ульяновске, где он также уже производился, но сделать это под другим названием. Эта тема некоторое время широко обсуждалась, но потом сошла на нет. Причиной стало банальное отсутствие в России мощных авиадвигателей, которые необходимы для такого тяжелого самолета. Принято решение пока что обойтись ремонтом Д-18Т украинского производства для поддержания эксплуатационных возможностей имеющихся «Русланов».

Однако с появлением у России массового производства авиадвигателя ПД-35, которые будут ставиться на дальнемагистральные лайнеры CR-929 и отечественные Ил-96, сверхтяжелый советский транспортник также может «перелететь» из Киева в Ульяновск, где ему самое место.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Дмитрий С. Офлайн Дмитрий С.
    Дмитрий С. (Дмитрий Санин) 13 сентября 2021 15:35
    -1
    Не знаю. Сегодня 3 сели на Сокол. Или 2. Летают.
  2. kriten Офлайн kriten
    kriten (Владимир) 13 сентября 2021 19:40
    0
    Планы,планы...А есть ли кому делать то.
  3. барий Офлайн барий
    барий 13 сентября 2021 20:16
    0
    не станет ! нет т Сталина , и его соратников !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  4. faiver Офлайн faiver
    faiver (Андрей) 13 сентября 2021 21:09
    +2
    сможет ли Ульяновск стать новой авиационной столицей России

    - а без столиц обойтись никак нельзя?
    Теперь по пунктам:

    В 2019 году производство Ил-114, полностью «обрусевшего», с отечественными двигателями, было начато в Воронеже

    - какое производство? Самолет еще на испытаниях, а с учетом авиакатастрофы с Ил-112, сейчас притормозятся оба самолета и 114ый и 112ый.

    Оттуда же, из столицы Узбекистана, в Россию перебралось производство другого легендарного советского самолета Ил-76

    - производство то перебралось, вот только когда оно нормально заработает никто не знает, ОАК пока пытается уже в сокращенном варианте закрыть долги перед военными.
    Таганрогский завод трясет уже который год.
    Ан-2 больше двадцати лет перелицовываем и все никак.
    С учетом всего вышеперечисленного, когда в Ульяновске станет возможно производство Ан-124, думаю производство этого самолета уже не будет иметь смысла, пора уже будет переходить на новую модель..
    P.s. Автор это вас не красит -

    Теперь даже вызванный волнением десантника «боевой понос»
  5. Phantom Онлайн Phantom
    Phantom (Phantom) 14 сентября 2021 00:50
    -1
    Ил-76МД-90А

    «Обрусевший» транспортник теперь производится в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП»

    - производится - это слишком громко сказано. Авиастар на днях кое-как сдал первый построенный за этот год самолет. Данный Ил-76МД-90А стал также первым самолетом, построенным на новой супер-пупер сборочной линии ПЛС-76, которую ввели в эксплуатацию в конце 2019 года. Всего же на данный момент построено ажно восемь (!) Ил-76МД-90А , заказанных Авиастару по контракту с Минобороны от октября 2012 года. Скажем так, никого не впечатляющие темпы.

    Ан-124

    - этот самолет в России производится не будет. По крайней мере не в том виде, в котором все знают "Руслана". Если произойдет чудо, то это будет совершенно новый самолет.

    с появлением у России массового производства авиадвигателя ПД-35

    - на данный момент у России нет особых наработок по мотору класса 30-40 тонн. Предлагают отмасштабировать ПД-14, но как показывает практика простое масштабирование приводит не к должному результату, а к множеству проблем. Кроме того, 14-й еще толком не летал, никакого крупного производства нет, и сертификат ИКАО получил всего полгода назад. До ПД-35, даже если финансирование будет на уровне, еще лет 10-15 ждать. А у авторов он уже чуть ли не на конвейере...
    1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 17 сентября 2021 08:27
      +1
      Скажем так, никого не впечатляющие темпы.

      Да, не впечатляющие темпы. У нас везде так. Но, наверное, лучше такими черепашьими темпами, чем вообще никак. Научатся постепенно. Глядишь, потом и руководство сменится, подходы к работе изменятся и результат улучшится.

      Ан-124

      - этот самолет в России производится не будет. По крайней мере не в том виде, в котором все знают "Руслана". Если произойдет чудо, то это будет совершенно новый самолет.

      Естественно, если будет производиться, то обновленный и под другим названием. Авторские права - это серьезная штука, по судам потом затаскают.

      До ПД-35, даже если финансирование будет на уровне, еще лет 10-15 ждать. А у авторов он уже чуть ли не на конвейере...

      Разве кто-то сказал, что он на конвейере? Идет разработка, и не быстрая. Но в планах установка его на CR929. Если сделают (а куда деваться, если американские движки под санкции подпадут?), то могут и на Русланы поставить.
  6. Александр К_2 (Александр К) 14 сентября 2021 06:43
    -5
    А можно узнать у автора, а когда Ульяновск станет выпускать хотя бы по 1(одному) летаку в месяц?
    1. faiver Офлайн faiver
      faiver (Андрей) 14 сентября 2021 13:25
      +2
      За летаками обращайтесь у Киев....
      1. Александр К_2 (Александр К) 14 сентября 2021 18:08
        -3
        Так не станет выпускать ВООБЩЕ? Статья про Ульяновск, а Киев пока не обсуждает, когда полетит фанера , как лихо будет всех громить и отлично продаваться по всему миру!
    2. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 17 сентября 2021 08:28
      +1
      Направьте свой запрос на Авиастар, вам там конкретные цифры и объемы назовут, наверное. Я не работаю в пресс-службе этой организации.
      1. Александр К_2 (Александр К) 17 сентября 2021 12:49
        -2
        Вся статья больше похоже на фантазии, а не о реальном состоянии ВПК России - всё если да кабы, но ни как о реальном состоянии!
  7. Salomon Офлайн Salomon
    Salomon (алексей саломон) 15 сентября 2021 14:46
    -2
    Маржецкий ещё и "авиатор"...
    1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 17 сентября 2021 08:19
      +1
      Цитата: Salomon
      Маржецкий ещё и "авиатор"...

      Вообще-то я юрист, журналист и начинающий политолог. hi
      Я обучен работать с информацией и умею писать практически на любые темы. В связи с этим, поясните, что должно значить слово "авиатор" в кавычках?
      Я должен быть авиатором, чтобы написать статью об авиации? Полететь на Луну, чтобы написать о Луне? Нырнуть к Марианской впадине, чтобы написать о впадине?
      Я журналист, а не тревел-блогер, чтобы делиться с подписчиками личными переживаниями.
      1. Александр К_2 (Александр К) 17 сентября 2021 12:47
        -1
        Т.е. Вы - ,,универсал"?