Ил-76 и Ан-124 «Руслан»: сможет ли Ульяновск стать новой авиационной столицей России
Город Ульяновск превращается в новую «авиационную столицу» России. Сперва сюда из Ташкента «перелетел» тяжелый транспортный самолет Ил-76. А в обозримом будущем в Ульяновске может возродиться «обрусевший» Ан-124 «Руслан», в котором не останется уже ничего украинского.
Процесс возвращения в «родную гавань» производства самолетов, оставшихся после распада СССР за рубежом, постепенно набирает обороты, и это можно только поприветствовать.
Ил-114-300
Этот турбовинтовой ближнемагистральный самолет разрабатывался в 80-е годы прошлого века на замену стареющему Ан-24. Лайнер предназначен для перевозки 60 пассажиров, он надежен и неприхотлив и может эксплуатироваться на малооборудованных аэродромах, в том числе, в арктической и антарктической зонах. После 1991 года самолет остался на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ), где он выпускался малой серией до 2012 года.
В 2019 году производство Ил-114, полностью «обрусевшего», с отечественными двигателями, было начато в Воронеже. В определенном смысле этот самолет займет рыночный сегмент, на который мог бы претендовать «укороченный» вариант «Сухой Суперджет-75». Первый полет Ил-114-300 состоялся в 2020-м, одновременно с дебютом перспективного российского среднемагистрального лайнера МС-21.
Ил-76
Оттуда же, из столицы Узбекистана, в Россию перебралось производство другого легендарного советского самолета Ил-76. Этот самолет по-своему уникальный, поскольку на его базе создано великое множество модификаций: это и простые гражданские Ил-76МГА без модификаций, и модернизированный дальний Ил-76МД (Candid-B), и пожарный вариант Ил-76МДП, и самолет-госпиталь Ил-76МД «Скальпель», и самолет для тренировки космонавтов Ил-76МДК «Космос», и поисково-спасательный Ил-76ПС, и самолет-постановщик помех Ил-76ПП, и транспортный дальний Ил-76ТД, и Ил-76ТД «Антарктида», и самолёт-заправщик на базе Ил-76МД, и самолеты ДРЛОиУ А-50 и А-100, и летающая лаборатория Ил-76ЛЛ. И даже это далеко не все его версии.
Самой главной его модификацией, конечно же, является военная. Ил-76 перевозят и десантируют БМД, БТРД, САУ и другую технику ВДВ и Сухопутных войск общим весом до 60 тонн либо 225 человек личного состава или 125 десантников. Потребности Минобороны РФ в таких транспортных самолетах оценивается в 100 штук. Кроме того, несомненно, заказы будут по линии МЧС, Росгвардии и ФСБ. В настоящее время ВТА располагает 120 единицами Ил-76, построенных еще при СССР, и еще 100 находятся в резерве. Военное ведомство проводит программу последовательной их модернизации до уровня Ил-76МД-М. Но зависимость от зарубежных партнеров, как известно, бывает чревата, потому соглашение Москвы и Ташкента о переносе производства и «русификации» Ил-76 можно только поприветствовать.
Ил-76МД-90А
«Обрусевший» транспортник теперь производится в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП». Внешне он мало чем отличается от советского самолета, но главные изменения произошли внутри. Прежде всего, необходимо отметить установку четырех новых двигателей ПС-90А-76, которые позволили сократить расход топлива на 12%, а с ними эксплуатационные расходы, уровень шума и вредных выбросов, увеличить дальность полета на 18%. «Стеклянная» кабина со множеством жидкокристаллических дисплеев обеспечивает прекрасный обзор и управление, установлен современный пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М». Крылья самолета модифицированы, шасси усилены, что гарантирует срок его эксплуатации в 30 лет, который может быть впоследствии увеличен модернизацией. Есть и чисто бытовые улучшения: вместо многофункционального ведра появились два биотуалета, что сделало более комфортным длительные перелеты. Теперь даже вызванный волнением десантника «боевой понос» не станет причиной конфуза или неудобства для его товарищей. Ожидается, что Минобороны РФ сможет получить все заказанные в Ульяновске Ил-76 до 2030 года, что гарантирует безопасную ротацию авиапарка с учетом процесса старения самолетов советского производства.
Ан-124
Вопрос возможности возобновления производства легендарных «Русланов» поднимался уже давно. Однако после событий 2014 года на Украине сотрудничество с киевским «Антоновым» стало невозможным. Тогда возникло предложение возродить Ан-124 в Ульяновске, где он также уже производился, но сделать это под другим названием. Эта тема некоторое время широко обсуждалась, но потом сошла на нет. Причиной стало банальное отсутствие в России мощных авиадвигателей, которые необходимы для такого тяжелого самолета. Принято решение пока что обойтись ремонтом Д-18Т украинского производства для поддержания эксплуатационных возможностей имеющихся «Русланов».
Однако с появлением у России массового производства авиадвигателя ПД-35, которые будут ставиться на дальнемагистральные лайнеры CR-929 и отечественные Ил-96, сверхтяжелый советский транспортник также может «перелететь» из Киева в Ульяновск, где ему самое место.
Информация