Ракета New Glenn: носитель, который может сокрушить Илона Маска

3

Миллиардер против миллиардера


Главный противник Илона Маска — это не Россия, Европа или Китай, а самый богатый человек на Земле. Речь, конечно, идет об основателе Amazon по имени Джефф Безос. Он постарше Маска: Безосу сейчас 54-е, Илону — 47. А еще, по мнению ряда журналистов, он не столь «проворен» и инициативен как Илон Маск. Безоса даже не то в шутку, не то всерьез сравнили однажды с черепахой. Впрочем, все это не помешало ему стать ни много ни мало самым богатым человеком в истории! В 2018 году в рейтинге миллиардеров Forbes он занял первую строчку с фантастическим капиталом 149,8 миллиардов долларов.

Свое состояние Джефф Безос тратит не только на «красивую жизнь», но и на покорение космоса. Более того, миллиардера тоже можно считать инноватором, ведь это его многоразовая ракета New Shepard от Blue Origin успешно вернулась обратно на Землю, причем произошло это еще до первой успешной посадки первой ступени Falcon 9. С другой стороны, система New Shepard предназначена для суборбитальных полетов, в то время как Falcon 9 — полноценная космическая ракета-носитель тяжелого класса, которая, к слову, сейчас является самой востребованной на рынке. Вообще из всех существующих ракет.




Дешевая, надежная и активно продвигаемая на международном рынке запусков Falcon 9 стала настоящей головной болью для конкурентов, которые, как сейчас видится, потеряли свою долю рынка навсегда. Но некоторые люди не отчаиваются и готовы бросить вызов Маску, даже с учетом того, что они, по сути, никогда с ним и не конкурировали. Речь идет про Blue Origin.

Многоразовость как бренд


Пусть несколько схожие названия вас не смущают: New Shepard и New Glenn принципиально разные разработки. Перспективная ракета New Glenn должна стать первой «серьезной» ракетой Blue Origin. Ранние проектные работы над ней стартовали в 2012 году, а в сентябре 2015 года Blue Origin официально объявила о разработке. В сентябре 2016 года специалисты Blue Origin обнародовали дизайн ракеты и сообщили ее официальное название — New Glenn.

Перед нами перспективная двух- или трехступенчатая тяжелая ракета-носитель. Предполагается, что на низкую опорную орбиту она сможет выводить до 45 тонн груза. У Falcon 9 FT без учета возвращения первой ступени данный показатель равен почти 23 тоннам. У SpaceX есть сверхтяжелая Falcon Heavy, показатели грузоподъемности которой еще выше. Но не стоит забывать, что это по сути узскоспециализированная сверхтяжелая ракета-носитель, которую будут применять для единичных запусков, таких, например, как вывод на орбиту тяжелых военных спутников. Для большей части коммерческих задач мощность Falcon Heavy совершенно избыточна, а цена запусков даже при самых оптимистичных раскладах будет гораздо выше, чем у Falcon 9, так как ракета Falcon Heavy намного крупнее и сложнее.


New Glenn сможет претендовать на ту же долю рынка, что и Falcon 9. Да, она крупнее и тяжелее, но концептуально очень похожа на творение инженеров Маска. Представленные изображения New Glenn демонстрируют инженерный «минимализм», свойственный Falcon 9 и советскому «Зениту». Минимум блоков, максимум экономичности. В теории сборку такой ракеты можно будет осуществлять относительно быстро и недорого.

Самая же важная особенность ракеты, которая сама по себе сделает ее брендом — это пресловутая многоразовость. Использовать повторно, конечно, как и в случае с Falcon 9, можно будет не всю ракету, а только ее первую ступень. На показанном компанией Blue Origin анимационном ролике можно видеть вертикальный взлет ракеты New Glenn, вывод полезной нагрузки на орбиту и посадку первой ступени на океанскую автоматическую платформу. Все, как у SpaceX.


Метановая ракета


Так чем же тогда творение Джеффа Безоса будет лучше ракеты Falcon 9? Ведь более высокую нагрузку саму по себе сложно назвать преимуществом. На самом деле, козырем в рукаве Безоса может стать то, что активные работы над New Glenn начались позднее, чем над Falcon 9. Когда метановая революция по сути, уже свершилась, хотя перспективные метановые двигатели еще не успели потеснить своих керосиновых «собратьев». Напомним, что двигатели Falcon 9 под названием «Мерлин» используют топливную пару керосин/жидкий кислород и в этом плане ничем не отличаются от российских. Хотя двигатели «Протон-М» применяют токсичный гептил, это ненадолго, ведь скоро данную ракету заменят керосиновой «Ангарой».

Создатели New Glenn уже почти точно определились с устройством ракеты. На первой и второй ступени они хотят использовать BE-4 собственной разработки, который использует топливную пару метан/жидкий кислород. Преимуществ у этой концепции над керосиновыми двигателями несколько:

— Метан дешев и доступен. Его даже можно будет добывать на других планетах (это если кто-то собирается лететь на Марс, например);

— Применение метановой схемы позволяет снизить количество образующейся в двигателях ракеты сажи и, в целом, минимизирует технические риски;

— Пару жидкий метан/жидкий кислород характеризует относительно высокая плотность, позволяющая сэкономить на конструкции баков и целого ряда других систем ракеты-носителя;

— Температура метана в жидком состоянии достаточна для эффективного обеспечения охлаждения двигателя.


Еще недавно новые метановые ракетные двигатели считали «ненужными игрушками Запада». Мол, потенциала наших изделий хватит на много десятилетий…и вообще американцы покупают российские РД-180 для своих «Атлас-5». Но в 2018 году генеральный директор российского «Энергомаша» Игорь Арбузов был не столь оптимистичен. «В наибольшей степени этим требованиям (требованиям современного рынка. — Прим. Репортер) сегодня отвечает метан, поскольку он имеет более развитую сырьевую базу, а по энергетике превосходит керосин», — заявил специалист. В июле этого года стало известно, что российские инженеры приступили к разработке метанового двигателя для ракет-носителей. Изделие получит название РД-169, а его испытания могут начаться уже через несколько лет. Однако нужно понимать, что степень готовности BE-4 несравнимо выше. Его неоднократно испытывали и демонстрировали публике.

Кстати, именно метановый ракетный двигатель (Raptor) избрал для своей перспективной ракеты Big Falcon Rocket Илон Маск. Его уже тоже испытали, но здесь еще один вопрос, более сложный. Big Falcon Rocket это поистине могущественная сверхтяжелая ракета, разработка которой даже у опытной SpaceX может занять долгие годы. Так что в теории Blue Origin может догнать компанию Маска и перегнать.

Единственное что немного смущает это то, что новостей о New Glenn относительно немного, хотя и нельзя сказать, что их совсем нет. Отчасти это можно объяснить тем, что сейчас компания Безоса поглощена туристическим New Shepard. Напомним, что одно из его испытаний состоялось совсем недавно — в июле 2018-го. Корабль поднялся на высоту 100 километров, после чего от него отделилась капсула и успешно приземлилась на парашютах. Еще одна мини-победа в копилку Джеффа Безоса. Безусловно, приближающая первый полет New Glenn.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 августа 2018 11:40
    а вы уверены? может они давно уже есть? и РД-180 уже для России завтрашний день??
    для чего так упорно строят новые космодромы? может для новых ракет? это лишь мое мнение.
  2. +1
    12 августа 2018 16:58
    Безос - работоголик. Он доходы вкладывает в расширение своего Амазона, из интернет книжного магазина превратившегося в супер-империю online продаж.
    К счастью для Маска, Безоса меньше тянет на мега-проекты в космонавтике. Я думаю, что в космос он полез, чтобы обеспечить массовую спутниковую связь для своего Амазон. Под его любимца Амазон придумали и cloud, и всякие microservice и еще много чего.
  3. 0
    13 августа 2018 10:28
    Статья - хорошая. Респект автору. hi