Этот загадочный «Старшип». О странностях самого амбициозного космического проекта


Относительно небольшая американская компания SpaceX была основана в 2002 году знаменитым Илоном Маском, который также является её гендиректором и главным инженером. Он сразу объявил о невероятно амбициозной цели компании – заселение других планет.


За очень недолгое время своего существования компания достигла огромных успехов в области космической деятельности, разработав и поставив на эксплуатацию ракеты-носители Falcon 1 («Фэлкон 1» – «сокол 1»), Falcon 9 и Falcon Heavy с возвращаемыми блоками 1 и 2 ступеней, систему глобального спутникового интернета Starlink («Старлинк»), а также пилотируемые и грузовые космические корабли Dragon («Дрэгон» – «дракон») для полётов на орбитальную космическую станцию и туристических рейсов.

При этом, по заявлению SpaceX, уже более 10 лет компания работает над своим главным проектом Starship («Старшип» – «звёздный корабль»), который сделает возможной колонизацию Солнечной системы. В середине августа 2021 года Маск заявил, что первый орбитальный полёт «Старшипа» состоится уже «в ближайшие недели»! Однако скудность и противоречивость официальных сообщений о деталях этого проекта вызывает серьёзные вопросы, ответы на которые неизвестны. В данной статье рассмотрим некоторые из них.

Кратко о проекте


Проект предусматривает создание универсальной многоразовой космической транспортной системы сверхбольшой грузоподъёмности, способной доставлять грузы и людей с одной точки Земли в другую, с Земли на околоземную орбиту, на Луну, на Марс и обратно. При этом стоимость таких перевозок должна быть в разы, а то и десятки (!) раз меньше, чем при использовании «традиционных технологий».

Основа системы – двухступенчатая ракета с одним блоком I ступени Super Heavy и второй ступенью, которая также является кораблём, поскольку выводится в космос и имеет отсеки для размещения полезного груза или людей. Эта ступень, как и вся ракета, также называется Starship. Корабли для разных вариантов применения должны отличаться, но иметь очень высокую степень унификации. Двигательные установки обеих ступеней используют специально разработанные SpaceX двигатели Raptor, работающие на сжиженных кислороде и метане.


Несмотря на то, что реализация этого сложнейшего проекта явно находится на ранней стадии, руководство компании заявляет, что первый «грузовой» полёт на Марс состоится уже в 2020-х годах.

Особенности информационной работы компании SpaceX


Как нетрудно заметить, PR-деятельность компании SpaceX в целом имеет выраженный эпатажный оттенок, что вызывает ожидаемую эмоциональную реакцию у значительной части публики. В частности, практически постоянно анонсируются события с заведомо нереалистичными сроками. Эта игра на грани фола пока в целом не привела к падению народного интереса.

При этом SpaceX не считает необходимым посвящать публику во все детали своих планов и их изменения, как, например, это принято требовать от НАСА. Статус «частника» позволяет ей в значительной мере скрывать свои реальные планы, при этом поддерживая публичный образ достаточно открытой и располагающей к себе компании.

Вместе с тем при подаче информации во «внешний мир» часто используется рациональный, научно-технический, язык, который, наоборот, оперирует категориями холодного разума и объективных знаний.

Рациональный и иррациональный подходы к работе с общественностью являются диаметрально противоположными, но их совместное применение даёт синергетический эффект, который прекрасно поддерживает образ «технаря-романтика» Маска в глазах широких масс. Этот стиль вообще характерен для этого человека, который полностью раскрыл его в SpaceX, став одной из ведущих публичных личностей. При этом неполнота объяснений тех или иных концептуальных и частных технических решений компенсируется аффективно заряженным общим фоном, а также авторитетом компании и её хозяина. Авторитет этот подтверждается уже достигнутыми результатами.

Благодаря суммарному действию указанных факторов в разных странах мира сложилась большая группа почитателей Илона Маска. Многие из них ведут себя как адепты секты и почти боготворят его, несмотря на то, что SpaceX пока не достигла в исследовании космоса ничего нового. Однако появилось большое количество скептиков, которые понимают, что сложность задач проекта Starship несоизмеримо выше тех, что были решены ранее. Для этих людей далеко не все решения проекта Starship понятны, а некоторые из них вообще кажутся откровенным блефом.

Таким образом, одни люди верят в реализуемость проекта, другие – нет. Недостаток и противоречивость официальной информации затрудняют ведение достаточно аргументированных споров на эту тему.

О некоторых странностях проекта


Для начала скажем о главной, общей, странности проекта Starship. Он предусматривает создание дешёвой универсальной многоразовой космической транспортной системы, которая предоставит принципиально новые возможности. Но при этом он не предлагает использовать никаких принципиально новых, более эффективных, технических решений (использование метана в качестве горючего не «спасает» утяжеление и удорожание системы, вызванное с многоразовостью, универсальностью и др.).

Теперь рассмотрим логику и последовательность реализации проекта, которые не только не являются традиционными для сложных технических проектов, но и вообще часто не поддаются логическому осмыслению, что усугубляется постоянными изменениями облика транспортной системы и сроков достижения отдельных этапов, а также неясными или противоречивыми заявлениями официальных представителей SpaceX.

Для сравнения можно привести близкий по сложности (но со значительно более скромными целями) проект – создание системы Space Shuttle. В период проработки концепция системы активно эволюционировала в течение нескольких лет и была окончательно утверждена в 1972 году. Далее, в течение примерно восьми лет, происходила интенсивная реализация принятого проекта, включающая разработку ракетно-космической системы и создание (местами – модернизацию) наземной инфраструктуры. Этот процесс потребовал привлечения и создания огромного числа научно-технических и производственных ресурсов США. Материальная база системы продолжила создаваться после начала полётов. Программа Space Shuttle стала самым дорогостоящим проектом американской космонавтики.

Эволюция концепции системы Starship вышла на публичную стадию в 2010 году (примерно через восемь лет с момента основания компании), после чего ещё в течение девяти лет претерпевала кардинальные изменения. Сразу после этого (точнее, даже несколько раньше) началась серия «лётных испытаний» множества «прототипов» корабля, которая продолжается по сей день. Данные «прототипы» фактически являются максимально дешёвыми полноразмерными макетами, самой дорогой частью в которых являются двигатели. На все макеты ставится минимальное количество двигателей, заправка топливом не превышает 1/3 от штатной. Практически каждое испытание заканчиваются разрушением конструкции макета, что не мешает компании объявлять его удачным.


Судя по всему, в этих полётах отрабатывается работа двигателей на разных режимах (включая отработку качания двигателей в двух плоскостях в условиях полёта); управление аппаратом на участках подъёма и посадки (она производится при помощи двигателей); а также производится измерение механических напряжений, возникающих в корпусе аппарата от статических и динамических нагрузок во время полёта.

Производство баков макетов и их окончательная сборка развёрнуты практически в полевых условиях: под открытым небом или в лёгких укрытиях, с минимумом оборудования и оснастки.

Но даже при максимально дешёвом изготовлении корпусов макетов такой метод испытаний двигателей и систем управления представляется странным. Не только из-за его необычности, но и по причине экономической и технической нерациональности. Хотя бы потому, что двигатели в этом случае практически обречены, что требует значительно большего их количества на этапе отработки (при том, что опытные образцы, как правило, в разы дороже серийных экземпляров), а также может сильно затруднять их дефектацию (исследование состояния после испытания).

До настоящего времени летающие макеты были выполнены в виде II ступени –космического корабля Starship. Летом 2021 года был собран макет I ступени Super Heavy, на стартовом столе произведено статическое огневое испытание её двигателей. SpaceX обещает выполнить «орбитальный запуск» (!) комплекса из двух ступеней «в течение ближайших недель».

Отдельного внимания заслуживает маршевый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) обеих ступеней Raptor, который создаётся самой SpaceX (вслед за ЖРД Merlin для ракет серии Falcon).


Дело в том, что для этого двигателя была выбрана самая совершенная схема с точки зрения экономичности расхода топлива: с дожиганием генераторного газа, с полной газификацией компонентов перед подачей в основную камеру сгорания (схема «газ – газ») с высоким давлением; с раздельными турбонасосными агрегатами и отдельными газогенераторами для них, один из которых является окислительным, второй – восстановительным.

Эта схема теоретически была известна ещё в 1960-х годах прошлого века, но ракетные двигателисты двух ведущих космических сверхдержав с их огромным научно-техническим потенциалом так и не смогли воплотить её в отработанную конструкцию за истекшие десятилетия. Поэтому вызывает крайнее удивление то, что эту задачу удалось решить молодой маленькой фирме всего за несколько лет.

Сложность задачи усугубляется применением новой топливной пары «жидкий кислород – жидкий метан», которая даёт энергетическое преимущество ракете в сравнении с парой «жидкий кислород – керосин», но создаёт определённые трудности при разработке двигателя. К тому же этот ЖРД должен быть многоразовым! И уже практически совсем не остаётся причин поверить в заявление компании, что такой двигатель почему-то будет значительно дешевле более простых аналогов.

Для сравнения, концепция двигателя Merlin, созданного SpaceX ранее, выглядит вполне уместно: кислород-керосиновый ЖРД с «открытой» схемой (без дожигания генераторного газа) с умеренным давлением в камере сгорания. Но и создание всего за несколько лет такого двигателя является очень большим достижением для новой компании.

Таким образом, феномен рождения в SpaceX сверхсовершенного, надёжного, многоразового и дешёвого метанового «Раптора» не поддаётся логическому осмыслению. Для дополнения реальной картины нужно сказать, что Raptor в настоящее время ещё не доработан и, по имеющимся данным, ещё ни один его образец на стендовых испытаниях не приблизился к достижению заявленного ресурса при номинальной тяге.

Кроме рассмотренного выше обращает на себя внимание отсутствие полноценного стартового комплекса. Прежде всего, отсутствует сколько-нибудь значительная система отвода газов, истекающих из двигателей I ступени при их работе. Надёжному отводу газов стартующей ракеты всегда придаётся большое значение, чтобы исключить их воздействие на неё и не допустить её опрокидывания. Чем больше ракета, тем важнее эта проблема. Как известно, для отвода газов ракеты Р-7 (и ракет-носителей на её основе) выкапывался огромный котлован глубиной 45 метров. Стартовые комплексы сверхтяжёлых ракет (Saturn V / Space Shuttle, Н-1, «Энергия») имели системы отвода газов циклопических размеров.

Размерность ракетно-космического комплекса Super Heavy / Starship и поток газов его двигателей при старте соответствуют сверхтяжёлым ракетам-носителям, но SpaceX утверждает, что для запуска полноразмерной ракеты будет использована всего лишь этакая «табуретка» (с отверстием в сидении) высотой всего около 20 метров.


Можно было бы продолжить перечисление и разбор технических и организационных странностей данного проекта, но и уже рассмотренных вполне достаточно, чтобы считать, что он имеет скрытые цели, отличные от заявляемых.

Заключение


Итак, мы приходим выводу, что проект Starship содержит много загадок, анализ которых позволяет предполагать, что он имеет скрытые цели, не имеющие отношения к официально заявляемым.

Будущие события, скорее всего, сделают картину более ясной.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Латышев (Серж) 30 сентября 2021 15:45
    0
    Ничего странного.
    Это нетипично для гос-компаний, с их гос-деньгами, односторонностью и попилом (вспомним Восточный или плавучий)
    А для частника - совсем нет, он пилит не у себя, а для себя у государства, и ведет разные проекты.
    Кстати, таких было несколько богачей-энтузиастов, Маск просто помоложе и поизвестней.

    Удешевить проект , снизить расходы, пропиарить, и решить одним запуском несколько разных задач.

    Летают? летают. Дешево? дешево.(пишут так). Разные и другие проекты есть? есть.
    Так нафига ему еще и котлован оборудованный рыть?
    1. Белояр Офлайн Белояр
      Белояр (Валерий) 30 сентября 2021 17:14
      -1
      Первая ступень "Старшипа" ещё не летала. Полёт только обещается. Практически в ближайшие дни. Так что посмотрим. Если запуск или его попытка произойдут, то удивимся, наверно, почти при любом исходе :)
      1. Сергей Латышев (Серж) 30 сентября 2021 23:28
        0
        Если не летала, то любой исход будет "победой".
        Наверняка и сделают так, чтоб бабахнула - испытают в экстремальном режиме, поищут слабые звенья. Как они это реализовали в Starship

        Заодно пропиарят полет и бабах.

        У нас идея пиарить взлеты с Восточного и морского тоже были. Но "не смогла", "не смогла", там такие деньги ломят....
        Вот 2 лярда батутнуть киношниников - это запросто. Деньги то не свои...
  2. Cyril Офлайн Cyril
    Cyril (Кирилл) 30 сентября 2021 19:27
    +1
    Однако скудность и противоречивость официальных сообщений о деталях этого проекта вызывает серьёзные вопросы, ответы на которые неизвестны. В данной статье рассмотрим некоторые из них.

    Если насчет противоречивости еще можно согласиться (что естественно - проект постоянно дорабатывается, в него вносятся изменения), то про скудность-то откда? Маск постоянно устраивает презентации проекта с подробным (по крайней мере на уровне общественности) техническим описанием, регулярно делится в Твиттере техническими подробностями, отвечая на вопросы интересующихся людей.

    В частности, практически постоянно анонсируются события с заведомо нереалистичными сроками. Эта игра на грани фола пока в целом не привела к падению народного интереса.

    Знаменитый Musk-time, по собственному же признанию Маска - это способ подстегнуть подчиненных работать быстрее. И, что интересно - это работает, учитывая скорость работ в Бока-Чике (да и скорость разработки Falcon с Драконами).

    Благодаря суммарному действию указанных факторов в разных странах мира сложилась большая группа почитателей Илона Маска. Многие из них ведут себя как адепты секты

    Секта - это когда фанатично верят в то, доказательств и логичных обоснований чему нет. Ну, например, в Бога или возможность построения коммунизма. Положительное отношение к Маску базируется на его уже выполненных проектах. Плюс на его смелых и нестандартных взглядах на мир, воле, позволившей придушить таких титанов, как "Роскосмос", "Боинг", "Локхид Мартин". Собственно, даже если его "Старшип" не удастся, он уже оставил заметный след в истории космонавтики, сравнимый с таковым у Королева и фон Брауна.

    что SpaceX пока не достигла в исследовании космоса ничего нового.

    Маск базирует свой проект на уже имеющихся и отработанных технологиях, добавляя к ним свои улучшения. Это позволяет не ждать годами новых прорывов в физике, проедая кучу денег, а создавать эффективные транспортные системы здесь и сейчас. Чем он и занимается.

    Однако появилось большое количество скептиков, которые понимают, что сложность задач проекта Starship несоизмеримо выше тех, что были решены ранее. Для этих людей далеко не все решения проекта Starship понятны, а некоторые из них вообще кажутся откровенным блефом.

    В реальности "старшип" технически принципиально не отличается от того же Falcon Heavy. Поэтому нет логических оснований говорить о каких-то "несоизмеримых сложностях". Ну а скептики...помню, лет 5 назад такие же "скептики" вроде того же приснопамятного Конаныхина с пеной у рта утверждали, что посадка Falcon-9 невозможна, а если и возможна, то повторно не полетит, а если полетит, то только 1 раз, а если много раз, то это невыгодно... и т. д. Время показало, кто был прав и какие "эксперты" из этих "скептиков".

    Но при этом он не предлагает использовать никаких принципиально новых, более эффективных, технических решений (использование метана в качестве горючего не «спасает» утяжеление и удорожание системы, вызванное с многоразовостью, универсальностью и др.).

    Да неужели не предлагает? Разве до Маска кто-то реализовал пропульсивную посадку РН? Шаттл с Бураном, напомню, возвращались по-самолетному, что подразумевало и гораздо большее утяжеление конструкции, и создание протяженных посадочных полос. Как раз пропульсивная посадка была именно что принципиальной новизной.

    И как раз многоразовость с универсальностью ведет к удешевлению, а не удорожанию системы.

    Для сравнения можно привести близкий по сложности (но со значительно более скромными целями) проект – создание системы Space Shuttle.

    Некорректное сравнение, потому что Спейс Шаттл (при всем моем восхищении им), во-первых, являлся государственным проектом со всеми бюрократическими проволочками, во-вторых, создавался при участии тысяч подрядчиков, что существенно усложняло производство, а в-третьих, в нем была реализована иная технология посадки. "Старшип" создается в частном порядке с минимальным количеством бюрократии (кроме финальной сертификации), большая часть конструкции создается и собирается самой SpaceX, и в проекте реализована иная схема посадки.

    Практически каждое испытание заканчиваются разрушением конструкции макета, что не мешает компании объявлять его удачным.

    Компания объявляет их удачными, потому что перед каждым испытанием не ставится непременная цель "запустить и посадить". В первых испытаниях отрабатывался взлет на малую высоту, потом - взлет на большую высоту и переход в режим контролируемого падения, потом - контролируемое падение и выход из него, потом - мягкая посадка. И по испытаниям прототипов видно, как компания постепенно добивалась своих целей. причем "итерационный подход" - то есть постоянные испытания новых прототипов - позволяют отработать то, что не получается отработать при наземных тестах. Например, механизм подачи топлива в движки при контролируемом падении.. потому прототипы и собираются "из говна и палок", чтобы не жалко было их разбивать. Впрочем, последние прототипы только слепой назовет консервными банками, потому качество их изготовления и сборки заметно выросло.

    Поэтому вызывает крайнее удивление то, что эту задачу удалось решить молодой маленькой фирме всего за несколько лет.

    Чем удивляет? SpaceX не изобретают колесо, а используют наработки конструкторов прошлого, привнося свои идеи. Это значительно ускоряет процесс. Плюс сегодня методы расчета, обработки материалов и т. д. гораздо совершеннее, чем десятки лет назад.

    К тому же этот ЖРД должен быть многоразовым! И уже практически совсем не остаётся причин поверить в заявление компании, что такой двигатель почему-то будет значительно дешевле более простых аналогов.

    Выражение "более простой аналог" - это оксюморон. Если более простой - то уже не аналог. Маск не говорил, что "Раптор" будет дешевле того же "Мерлина", но он может приближаться к нему по стоимости.

    Насчет достижения заявленных характеристик:

    7 февраля 2019 года проведено очередное огневое испытание с использованием «теплых» компонентов топлива, после которого Илон Маск сообщил, что двигатель подтвердил проектную мощность[43], достигнув уровня тяги в 172 тс [1 686 кН] при давлении в камере сгорания 257 бар [25,7 МПа]. Предполагается прирост тяги 10—20 % при использовании переохлаждённых компонентов топлива.

    Таким образом, феномен рождения в SpaceX сверхсовершенного, надёжного, многоразового и дешёвого метанового «Раптора» не поддаётся логическому осмыслению.

    почему не поддается? "Раптор" был разработан не 40 лет назад, как тот же РД-180, а буквально "на днях", с использованием современных технологий и материалов, вычислительных мощностей. Поэтому все логические основания для сочетания производительности и дешевизны имеются.

    насчет "полноценного стартового комплекса" - ну, когда-то и первые самолеты взлетали исключительно с катапульты, сегодня могут взлететь с обычного асфальта и даже неподготовленного грунта.

    Можно было бы продолжить перечисление и разбор технических и организационных странностей данного проекта, но и уже рассмотренных вполне достаточно, чтобы считать, что он имеет скрытые цели, отличные от заявляемых.

    Сплошная конспирология. Какие "скрытые цели" могут быть у космической ракеты? Она предназначена только для одного - выводить в космос полезную нагрузку.
    1. 123 Офлайн 123
      123 (123) 30 сентября 2021 19:42
      0
      Эко вас прорвало то belay Только букоФ fellow Могли бы просто написать - верую, поклоняюсь, молюсь winked

      Сплошная конспирология. Какие "скрытые цели" могут быть у космической ракеты? Она предназначена только для одного - выводить в космос полезную нагрузку.

      Вы прям капитан очевидность, или до майора повысили? smile Весь вопрос насколько "полезной" будет нагрузка и для кого. Ставлю на Пентагон. yes
      1. Cyril Офлайн Cyril
        Cyril (Кирилл) 30 сентября 2021 20:02
        -1
        Эко вас прорвало то belay Только букоФ fellow Могли бы просто написать - верую, поклоняюсь, молюсь winked

        "Много букофф" как раз из-за того, что я не верую, а обосновываю. Но характерно, что вы этого "ниасилили".

        Вы прям капитан очевидность, или до майора повысили?

        Я не виноват, что приходится объяснять очевидные вещи.

        Весь вопрос насколько "полезной" будет нагрузка и для кого. Ставлю на Пентагон.

        Назначение полезной нагрузки к назначению самой транспортной системы отношения не имеет. На ракете можно хоть картошку выводить. В интересах Пентагона ли, НАСА, Роскосмоса, инопланетян с планеты Нибиру - неважно. Полезная нагрузка от этого полезной быть не перестает.
        1. Четвёртый Офлайн Четвёртый
          Четвёртый (Четвёртый) 1 октября 2021 13:01
          -1
          Цитата: Cyril
          Я не виноват, что приходится объяснять очевидные вещи.

          А и не надо объяснять очевидные вещи. Без ваших объяснений видно - король голый!
          1. Cyril Офлайн Cyril
            Cyril (Кирилл) 3 октября 2021 08:57
            -2
            А и не надо объяснять очевидные вещи.

            Надо. К сожалению, надо.

            король голый!

            Так не смотрите на голых королей, фу.
  3. boriz Офлайн boriz
    boriz (boriz) 30 сентября 2021 20:29
    +2
    Ребята пилят деньги, пока можно. Зная, что программа кончится ничем по объективным причинам. И про потраченные деньги никто не вспомнит.
    Если кто давно не смотрел на Доу Джонс, сообщаю, что с 16 августа идёт устойчивое снижение. У S&P 500 такое же устойчивое снижение идёт со 2 сентября. И это в условиях триллионных вбросов в экономику США вообще, и в поддержку фондового рынка в особенности. В 1929г. никаких эмиссионных вбросов не было, поэтому всё рухнуло быстро и незатейливо.
    ФРС ещё в августе, опубликованием июльского протокола заседания, предупредил, что придётся прекратить сложившуюся практику выкупа активов. То есть, поддержка фондового рынка будет прекращена ещё до конца текущего года.
    По мнению М.Л.Хазина падение производства в США составит не менее 30%, падение фондового рынка - в 10 раз. Повторяю, не на 10%, а в 10 раз. Стоимость многослойных деривативов опустится куда ниже трёхслойной бумаги Zewa. Общее падение экономики США составит не менее 70%.
    После этого уже ни у кого не будет желания и времени разбираться, куда делись "космические" деньги США. Это такие "мелочи" ...
    То есть, реально крушение фондовых рынков - уже состоявшийся факт. Момент начала стремительного его обрушения определяется несколькими людьми. Они должны дать отмашку прекращению выкупа активов. Этого будет достаточно, чтобы рынок рухнул в течение 3 - 5 дней. Да так, что мало не покажется никому.
    А те, кто будет об этом моменте предупреждён - сейчас к нему готовятся, минимизируют потери.
    Как только приготовления будут закончены, раздастся красный свисток и шоу начнётся.
    И уже никому не будет интересно, где Super Heavy / Starship, где гиперзвуковая ракета США, где их истребитель 6-го и 7-го поколения и прочие незначительные мелочи.
    США будет глубоко наплевать, что случится с родиной Биндюжника, Трибалтийскими "тиграми", ну и так далее по списку ...
    А банкирам будет глубоко наплевать на судьбу США. Они оттуда быстро слиняют.
    1. boriz Офлайн boriz
      boriz (boriz) 1 октября 2021 00:57
      0
      Кстати, при виде сегодняшних (вчерашних) данных S&P 500 и Доу Джонс, у меня закралось сомнение, что банкиры удержат ситуацию даже при закупе активов ФРС. Похоже, все уже всё поняли.
    2. Винни Офлайн Винни
      Винни (Винни) 3 октября 2021 20:02
      -3
      США будет глубоко наплевать, что случится с родиной Биндюжника, Трибалтийскими "тиграми", ну и так далее по списку ...

      ...а России скажут, что её ФНБ больше не существует! Поскольку деньги фонда были вложены в деривативы, которые обесценились. tongue
      На что Россия выразит обеспокоенность или глубокую обеспокоенность. lol
      1. boriz Офлайн boriz
        boriz (boriz) 3 октября 2021 22:06
        +1
        Когда рухнет экономика США, Россия выйдет из под внешнего управления своей экономикой. У РФ в ценные бумаги США вложено очень не много, по сравнению с Китаем, Японией и т.д.
        Выход из под внешнего управления компенсирует всё с лихвой.
        1. Винни Офлайн Винни
          Винни (Винни) 3 октября 2021 22:09
          -2
          Да кто ж России позволит выйти из-под внешнего управления? mr.Putin что ли?
  4. валерий винокуров (валерий винокуров) 1 октября 2021 12:37
    +1
    новый Остап Бендер))
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. ont65 Офлайн ont65
    ont65 (Олег) 14 октября 2021 11:39
    0
    Дверь в космос не заколочена никому и каждый волен искать свой путь. У нас есть свой проект 'Корона', пусть и без спасаемой первой ступени разгонного блока как это пытается делать Маск с Super Heavy. Но макеевцам денег не дают на отечественный Starship, а у Маска нет Роскосмоса смотрящего в прошлое, зато есть куча денег. У нас даже валяющийся под ногами Союз-5 не решились попробовать в качестве Heavy Маска и программу по супертяжу благополучно запороли, надеясь на финансирование варианта, который Маск, посмотрев на пусковые цены SLS как конкурирующей платформы, посчитав, просто отверг. Тем не менее SLS изначально создавалась на основе работающей платформы, а у Маска все начинается практически с нуля и ему приходится спешить работая по стахановски не считаясь с затратами. Расчитываешь на кусок пирога, приходится вкалывать. Пилотируемая программа NASA сама по себе в подвешенном состоянии. США постоянно балансируют на грани дефолта и как будут развиваться события неизвестно. Тем не менее работа идет, она видна, о ней говорят и спорят. У нас что-то тихо и перспективы еще более туманные.