Как американский Boeing мимо Китая «пролетел»

6

У Соединенных Штатов появился новый весомый повод обидеться на Поднебесную – что они, собственно говоря, уже и сделали. Благодаря журналистам информационного агентства Reuters возмущенные слова главы американского Минторга, вовсю костерившей китайских товарищей за проявленные «вероломство» и нежелание своими кровными денежками обеспечивать процветание главного геополитического соперника Пекина, прозвучали на весь мир. По своей привычке «ставить телегу впереди лошади» в Вашингтоне вполне могут не задуматься над собственными действиями, а развить данный демарш в виде очередных антикитайских санкций.

При этом представители администрации США упорно не желают признавать очевидное – вырисовывающаяся перед тамошними авиастроителями перспектива лишиться многомиллиардных контрактов есть ничто иное, как прямое следствие агрессивной политики, проводимой ею против превратившегося в опасного конкурента вчерашнего (да и сегодняшнего тоже) главного торгового партнера, которому осточертела роль «мальчика для битья». Попробуем разобраться в том, насколько обоснованными в данном случае можно считать взаимные претензии и позиции обеих сторон разворачивающегося между Вашингтоном и Пекином «авиационного» конфликта.



Робкие надежды и большие планы


Прежде чем приступить к детальному разбору конкретной ситуации, о которой у нас пойдет речь, необходимо хотя бы в общих чертах понять, почему тема закупок продукции американского флагмана мирового авиастроения стала столь актуальной именно сейчас. Вызвано это, в первую очередь, тем, что отрасль авиаперевозок, пережившая из-за пандемии коронавируса достаточно серьезный период упадка, поставивший абсолютное большинство ее представителей на грань выживания, все-таки начинает возрождаться, «отталкиваясь от дна». Таковое, по оценкам профильных экспертов, было достигнуто авиаперевозчиками в прошлом, 2020 году. Специалисты из Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) уверенно назвали его не просто крайне плохим, а наихудшим за весь период истории проводимых ею подсчетов и наблюдений (примерно с 1950 года). О чем тут говорить, если численность пассажиропотока в сравнении с последним «доковидным» 2019 годом упала с 4.5 до 1.8 миллиарда человек. Все остальные показатели отрасли – от малопонятных непосвященным «пассажиро-километров» до количества обслуживаемых маршрутов, снизились более, чем вполовину.

К примеру, общий спрос на международные авиаперевозки сократился почти на 66%, а на перевозки пассажирские – на все 75%. Соответственно, «обвалились» и доходы авиакомпаний, причем сразу на целых 70%. Их выручка не дотянула и до 190 миллиардов долларов, а вот чистые убытки составили более 125 миллиардов. По данным IATA, в самый разгар коронавирусной пандемии, весной 2020 года, к земле оказались прикованы более 66% мирового парка коммерческого воздушного транспорта. Неудивительно, что эту «черную полосу» сумели пережить далеко не все авиакомпании. По утверждению экспертов ассоциации, в отрасли были уничтожены миллионы рабочих мест.

Следует отметить, что страной с наиболее «живым», и, соответственно, понесшим наименьшие потери, внутренним рынком авиаперевозок в IATA вполне резонно называют Китай. Принятые там жесткие карантинные меры, да и вообще весь комплекс действий Пекина, направленных на предотвращение распространения инфекции и борьбу с нею позволил стране в достаточно сжатые сроки не просто восстановить деловую активность, а перейти от кратковременного «пике» к новому взлету. Неудивительно, что аналитики компании Boeing Co., принявшиеся усиленно мониторить рынок в предвкушении его «взрывного» роста, особое внимание обратили именно на Поднебесную. Самое время! Ведь эксперты Европейской организации по управлению воздушным движением (Eurocontrol) уже сегодня заявляют, что восстановление авиатрафика идет темпами, опережающими даже самые оптимистичные их прогнозы, делавшиеся ранее.

Если зимой-весной нынешнего года объем перевозок в отрасли составлял лишь 35% от аналогичного периода 2019 года, то в августе этот показатель вплотную приблизился к 70%. При условии, что столь позитивная динамика сохранится, к концу 2020 года он может составить все 80% от уровня, бывшего привычным в мире, еще не знавшем слова «коронавирус»! Естественно, рост спроса на воздушные путешествия неминуемо поставит соответствующие компании перед необходимостью обновления и значительного расширения своих парков крылатых машин. И вот тут авиастроителям, право же, будет, за что побороться. По оценкам все тех же аналитиков Boeing Co., сумма затрат перевозчиков на новые лайнеры в ближайшие лет десять будет равняться впечатляющей цифре в 3.2 триллиона долларов. И это, по сути дела, будет лишь только началом колоссальных капиталовложений, направленных на возрождение и расширение авиаперевозок – к 2040 году их объем, ожидаемо, возрастет до 7.2 миллиардов долларов.

Как это так – не Boeing?


Специалисты авиастроительной корпорации подсчитали, что до этого времени должны быть сделаны заказы на более чем 46 с половиной тысяч новеньких гражданских «бортов», причем львиная доля от этого количества будет приходиться на узкофюзеляжные лайнеры с числом посадочных мест от 90 и выше. Широкофюзеляжники и воздушные суда для региональных перевозок будут пользоваться намного более скромной популярностью. Зато грузовую авиацию, по мнению специалистов Boeing, ожидает настоящий «бум» – благодаря порожденному пандемией взлету «электронной коммерции» ее парк уже к 2030 году вырастет, как минимум, на 70%. Интересен также и прогноз компании относительно распределения столь лакомого «пирога» по частям света. Европа, Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион – все они, как там считают, будут претендовать на пятую часть упомянутого выше количества новых самолетов. И ровно столько же машин (20% от общего числа) уйдет в одну-единственную страну – Китай. В Boeing оценивают потребности этой страны в авиалайнерах в 8.7 тысяч единиц (до 2040 года) и уверены в готовности китайских товарищей выложить за новый гражданский воздушный флот не менее полутора триллионов долларов.

Надо сказать, подобный оптимизм имеет под собой вполне реальную основу – так, в 2019 году выручка авиакомпаний Поднебесной увеличилась на 5.4% и составила в совокупности более 155 миллиардов долларов. Даже американские аналитики признают, что к 2040 году тамошний внутренний пассажиропоток дойдет до 2.6 миллионов человек в год, и тем самым превысит аналогичные показатели удерживающей сегодня мировое первенство Северной Америки на 400 тысяч человек. Легко предугадать, что в Boeing за сухими цифрами статистических данных и прогнозов усмотрели прямо-таки феерические перспективы, прежде всего, для родной корпорации.

Особую актуальность этим радужным надеждам придает то, что на прочих рынках дела у американских авиастроителей идут далеко не так гладко, как хотелось бы. По имеющейся информации, они, в частности, планировали к 2022 году чуть ли не удвоить производство едва не сведших компанию в могилу лайнеров Boeing 737 MAX в различных модификациях. Однако, как оказалось, ажиотажного спроса на эту модель с изрядно подмоченной репутацией и весьма немалой стоимостью ожидать вряд ли стоит. Так, в нынешнем месяце стало известно о полном провале длившихся почти год переговоров американских авиастроителей и крупнейшей европейской компании-лоукостера Ryanair относительно покупки последней «крупной партии» лайнеров Boeing 737 MAX 10.

Президент группы Ryanair Group Майкл O’Лири весьма дипломатично высказался относительно того, что американцы «имеют слишком оптимистичный взгляд на цены собственных самолетов», заявив, что «переплачивать» не собирается. Желчный ирландец вдобавок предрек Boeing серьезные проблемы в том случае, если там «не скорректируют собственную ценовую политику». Это всего лишь один пример, но, согласитесь, достаточно красноречивый. В корпорации явно были намерены всерьез отыграться за подобные фиаско, «подмяв под себя» огромный китайский рынок – тем более, что продукция Boeing всегда была на нем востребована. Однако, как говорят сами американцы «видимо, что-то пошло не так». В Поднебесной явно не торопятся заключать миллиардные контракты с представителями государства, в последнее время ведущего в отношении Пекина все более враждебную политику, причем далеко не только экономическую. Американцы в этой ситуации, честное слово, напоминают жутко удивленных и обиженных детей: «Самолеты нужны? Что значит – «не Boeing»?! Как это? Разве ж так можно?!»

Министр торговли Соединенных Штатов Джина Раймондо в своем интервью радиокомпании NPR заявила о якобы имеющемся «запрете со стороны властей КНР на покупку местными авиаперевозчиками самолетов компании Boeing». И, вполне предсказуемо, тут же принялась грозить Пекину «последствиями» за «нарушение основополагающих принципов» торговой сделки, заключенной между странами два года назад. Обещали делать у нас покупки на астрономические суммы – теперь извольте выполнять! В этих ее словах в самой полной мере отражается типично американский подход к ведению дел. Во-первых, эта дама совершенно точно знает, что китайские авиакомпании спят и видят, как бы это стать обладателями именно лайнеров от Boeing, а не, допустим, продукции той же Airbus. Раз не покупают – значит, им не дают! Во-вторых, глава министерства совершенно непостижимым образом «выносит за скобки» весь тот комплекс проблем в отношениях между Пекином и Вашингтоном, что вызван агрессивными действиями как раз последнего. Джо Байден оказался более, чем достойным преемником Дональда Трампа на стезе проведения антикитайской политики, разве что несколько более преуспел в ее продвижении, чем предшественник.

Одно лишь недавнее создание США, Великобританией и Австралией военного блока AUKUS, направленного против Пекина и только против него, уже само по себе является основанием для принятия китайскими товарищами целого комплекса ответных мер, в том числе, и предельно жесткого характера. При чем тут Boeing? Давайте не будем забывать, что эта компания занимает далеко не последнее место в военно-промышленном комплексе Соединенных Штатов. Воистину, ожидать многомиллиардных «вливаний» в нее от государства, открыто объявленного ими своим наиболее вероятным военным противником, да еще и громогласно возмущаться по поводу отсутствия таковых, могут только американцы!
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    30 сентября 2021 20:42
    Чтото длинно , путанно, и главное - вначале не указано. из за чего сыр-бор, а потом уже трудно продратся свозь патетику
    1. +2
      30 сентября 2021 21:17
      Чисто конкретно: гражданские аэропланы Боинга никому не нужны. bully
      1. -2
        30 сентября 2021 23:36
        Чисто конкретно, об этом пишут года 3.
        А громадные абзацы то о чем....
        1. +1
          1 октября 2021 11:31
          Коротко: для дезинформации.
      2. 0
        1 октября 2021 11:31
        Док-ва ненужности Боинга?
  2. 0
    1 октября 2021 14:36
    не статья а базар. (словоблудие)