Борьба с коррупцией по-китайски: Как КНР удалось победить продажность власти

30

Успешность Китая в деле борьбы с коррупцией у нас преувеличивается. Однако нет дыма без огня, Китай действительно имеет эффективную систему подавления коррупции.

Либералы считают, что успешность борьбы зависит от зрелости институтов гражданского общества. Общественные организации и СМИ подсвечивают коррупцию, обличают коррупционеров, выявляют соответствующие признаки и т.д. Но проблема в том, что шумиха институтов гражданского общества ничего по сути не решает. Борьба с коррупцией — это карательная политика государства и она обусловлена многими факторами: и политической волей, и зрелостью правоохранительных органов, и компетентностью судебной системы. Общественный резонанс пару раз за год может продавить любую систему власти, но делать это методично, ежедневно, системно не способен. В итоге институты «гражданского общества» в западных странах гудят, а коррупционеры, сплётшиеся с полицией и прокуратурой, вершат свои тёмные дела дальше.



Опыт практически всех демократических стран показывает, что вскрытие перед общественностью коррупционных схем не приводит к посадкам в необходимом объеме. В лучшем случае находят «козла отпущения». В Китае всё обстоит несколько иначе.

Чем принципиально отличается борьба с коррупцией на Западе от борьбы с коррупцией в Китае? Часто можно услышать, что характерной чертой китайской борьбы является строгость наказания, что и гарантирует её успехи. Но это лишь частичное и наиболее поверхностное объяснение.

Главное отличие и залог относительной успешности Китая в противодействии коррупции заключается в том, что их борьба носит сугубо партийный характер. То есть с коррупцией борется прежде всего находящаяся у власти партия, а не органы самого государства. В Китае вообще компартия сливается с государством, но ключевой вопрос здесь в том, что выявить и наказать партийца инструментами самой организации куда проще, чем вести традиционную оперативно-следственную работу.

Факторы истории


Как известно, с конца 1970-х гг. коммунистический Китай встал на путь строительства рыночной экономики. Одной из первых и самых серьёзных проблем, с которой столкнулись китайские власти, стала коррупция.

Придя к власти, Дэн Сяопин объявил прагматизм одним из методологических основ новой идеологии КПК (так называемый реалистичный подход к делу), реабилитировал десятки тысяч пострадавших во время «культурной революции» партократов и дал им руководящие посты в партии и государстве. Многие партийцы своеобразно восприняли логику прагматизма в условиях рынка, и партия начала коррумпироваться.

Вместе с тем слой новых китайских предпринимателей и эффективных менеджеров, почуяв перспективы первоначального накопления, массово впадали в экономический бандитизм и подкуп чиновничества. Происходили процессы, чем-то напоминающие наши «лихие 90-е», только китайское государство не бездействовало в отличие от нашего, в котором чиновники стали неотличимы от бизнесменов, а милиционеры от бандитов.

Дэн Сяопин развернул чудовищную по масштабам репрессивную кампанию. Каждый год только расстреливали по десять тысяч партийцев-чиновников и коммерсантов. По ТВ шли трансляции со стадионов, где судьи прилюдно зачитывали смертные приговоры. Пострадали все уровни власти, вплоть до членов Политбюро. Именно тогда появилось устойчивое клише о Китае, как об антикоррупционной державе. Это истребление коррупционеров не дало сформироваться в Китае прослойке людей, которых у нас прозвали «новые русские». И сегодня китайский бизнесмен — если не самый запуганный тип человека, то персонаж, который прежде всего думает: «А вдруг чего...»

КПК репрессиями прописала всему богатому сословию страх перед государством на ментальном уровне, тем более и до Дэна китайское общество хорошо «прорабатывал» Мао Цзэдун с его «культурной революцией».

Конечно, никакие репрессии не способны избавить общество от коррупции вообще, потому что её источником являются товарно-денежные отношения и социальная иерархия в целом. Репрессии Дэна — это была прежде всего борьба за власть, борьба за укрепление диктатуры КПК.

В современном Китае


Свою кампанию по борьбе с коррупцией развязал и Си Цзиньпин сразу, как встал у руля партии и государства. Он пошёл несколько другим путём и обозначил две составляющие этой борьбы — внутрипартийный контроль и прозрачность — и два подхода — бить по крупным коррупционерам и отлавливать мелких (тигров и мух).

Народные массы больше всего ненавидят коррупцию, и мы должны действовать, чтобы развеять их опасения. Поэтому мы должны вести борьбу и против «тигров», и против «мух»… Первое: необходимо посадить власть в клетку институтов, а второе — солнечный свет — это лучшая мера предосторожности против коррупции.

В 2016 году прошёл специальный пленум ЦК КПК, посвящённый борьбе с коррупцией. Был принят кодекс поведения членов партии, коих насчитывается почти 90 млн человек. Эта армия партийцев выявляет прежде всего четыре негативных типа поведения руководителей: формализм, бюрократизм, гедонизм и расточительство. А специальные партийные органы «расследуют» все жалобы и доносы как членов партии, так и беспартийных. А уже после партийного «приговора» материалы передаются в прокуратуру, за чем следует неминуемое судебное наказание. Ни следствие, ни суд в Китае фактически ничего не решают, они лишь переоформляют партийные проверки в уголовные дела.

Каждый год десятки тысяч чиновников подвергались партийному, административному и уголовному преследованию. Именно такой, не слишком демократический и не вполне правовой порядок обеспечивает достаточно массовое очищение аппарата государства от коррупционеров.

Видно, что успешность борьбы с коррупцией в Китае прямо зависит от силы и настойчивости субъективного фактора, в данном случае решительности и авторитета руководства партии и её рядовых членов.

У нас успешные антикоррупционные кампании тоже связаны с субъективным фактором — указаниями и личным контролем Президента. Но у Администрации Президента нет мощной организации, которая могла бы послужить эффективным инструментом для борьбы с коррупцией. В своё время создавался «Общероссийский народный фронт» как подспорье Администрации Президента, но он сам укомплектован карьеристами без должного идейного наполнения, поэтому вышеобозначенную функцию выполнять не способен.

Что касается органов государственной власти, которые обязаны бороться с коррупцией, то здесь у нас, как и в других странах, одни коррупционеры сажают других коррупционеров в основном из карьерных и коммерческих побуждений. Без партийности и поддержки масс противодействовать коррупции, особенно в большой стране, невозможно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    3 октября 2021 08:44
    Это прям как Навальшина. А все помнят, как он кончил....
  2. -4
    3 октября 2021 09:09
    Но проблема в том, что шумиха институтов гражданского общества ничего по сути не решает.

    Она не решает только в одном случае - если гражданского общества не существует.

    Автор, суть понятия "гражданское общество" как раз в том, что это общество, перед которым власть ощущает свою ответственность. Конечно, если власть на одном месте вертит свое население, то даже если какие-нибудь СМИ будут открыто чехвостить проворовавшегося политика, никаких последствий для него не будет.
    Но если власть чувствует ответственность перед населением, если у последнего есть рычаги влияния на власть (а это возможно только при выборности последней, реальной выборности) - то да, подмоченная репутация в СМИ для коррупционера будет иметь последствия.
  3. +4
    3 октября 2021 09:24
    За 2 года Китай произвёл больше цемента чем США за весь 20-й век. Длина дорог 4 млн. км., 300 тыс. мостов по всей стране, из них 1 тыс больше одного км. За год автопарк увеличивается на 20 млн. авто. Каждый год строят 100 аэропортов. Через 10 лет в Китае 220 городов будут с населением больше 1 млн.чел. И вся эта статистика из-за одной цифры. С 2000-го года в Китае казнили 10 тыс. чиновников.
    (tik-tok.)
  4. -3
    3 октября 2021 09:25
    А вообще забавно, как у автора сочетается заголовок:

    Борьба с коррупцией по-китайски: Как КНР удалось победить продажность власти

    Вот с этим:

    Каждый год десятки тысяч чиновников подвергались партийному, административному и уголовному преследованию.

    Автор, если в Китае каждый год выявляются десятки тысяч чиновников-коррупционеров, то ни о какой победе над ними говорить не приходится.
    1. -2
      3 октября 2021 10:49
      Каждый год десятки тысяч чиновников подвергались партийному, административному и уголовному преследованию.

      То, что у них называется коррупцией, в российских реалиях вообще не заинтересовывает следственные органы. Действительно громких коррупционных случаев в Китае не так много.
      1. 123
        0
        3 октября 2021 11:09
        То, что у них называется коррупцией, в российских реалиях вообще не заинтересовывает следственные органы.

        Это ваше личное мнение или на какую то статистику сошлетесь? Ничего не имею против, возможно так и есть, но утверждение чем то напоминает риторику маскофилов. Те тоже уверены что там то ого го, не то что у нас.

        Действительно громких коррупционных случаев в Китае не так много.

        Естественно. Они их не афишируют. Говорят люди просто пропадают не некоторое время и о них ничего не слышно. А потом возвращаются на место или проявляются в другом, с решетками на окнах, бывает в ожидании расстрела.
        1. -1
          3 октября 2021 11:26
          Это ваше личное мнение или на какую то статистику сошлетесь?

          Если вы живете в РФ, то вряд ли вам нужна какая-то статистика. Коррупция на каждом шагу, во всех ведомствах, от мала до велика. В Китае такого и близко нет.
          1. 123
            +2
            3 октября 2021 11:36
            Если вы живете в РФ, то вряд ли вам нужна какая-то статистика. Коррупция на каждом шагу, во всех ведомствах, от мала до велика. В Китае такого и близко нет.

            Вот об этом я и говорю yes Такими же словами маскофилы вещают что там то все ого го. Про коррупцию кстати тоже. Как сравнивать будем или в это нужно просто верить?
            1. 0
              3 октября 2021 11:46
              Я с коррупционными случаями лично постоянно сталкиваюсь. Родные и знакомые немало рассказывают. Так что мне вам доказывать нечего. Простой случай: муж двоюродной сестры супруги, работая в администрации одного из городов, попался на взятке, но сумел сбежать, что странно, на Украину. Затем в органах ему предложили откуп в размере 1 млн. Он заплатил. Сегодня восстановлен в должности и продолжает хапать. Причем даже никого не стесняется – свой дом, новая BMW X4. Видимо теперь есть крыша среди силовиков. Коррупционер на коррупционере сидит и коррупционером погоняет. А в Китае в это время идет настоящая борьба со взяточничеством. И не показательная, как у нас, а самая настоящая. И ситуация там с этой проблемой совершенно иная. Данная статья лишь подтверждает это.
              1. 123
                +1
                3 октября 2021 11:56
                Я с коррупционными случаями лично постоянно сталкиваюсь. Родные и знакомые немало рассказывают. Так что мне вам доказывать нечего.

                А в Китае вы с подобным сталкиваетесь? Что вам родные и знакомые рассказывают? Сколько их там у вас? Я же не говорю что у нас коррупции нет, но она есть и в Китае. Как сравнивать будем? По вашим ощущениям? Прям рейтингом восприятия коррупции пахнуло..

                А в Китае в это время идет настоящая борьба со взяточничеством. И не показательная, как у нас, а самая настоящая. И ситуация там с этой проблемой совершенно иная.

                Ну да, ну да. А в говорят США космонавтика частная и они поголовно энтузиасты освоения космоса, работают по настоящему, ни какой коррупции, не то что у нас, только бюджет пилят.
                Это просто слова.

                Данная статья лишь подтверждает это.

                Если статья единственное подтверждение, мои сомнения только усилились.
                1. -1
                  3 октября 2021 12:07
                  Меры, которые предпринимаются в Китае для борьбы со взяточничеством, признаются во всем мире. Это одна из наиболее эффективных антикоррупционных машин.

                  Если статья единственное подтверждение, мои сомнения только усилились

                  Вы считаете, мне есть дело до ваших сомнений?
                  1. 123
                    0
                    3 октября 2021 12:11
                    Меры, которые предпринимаются в Китае для борьбы со взяточничеством, признаются во всем мире. Это одна из наиболее эффективных антикоррупционных машин.

                    Ага yes Успехи американской космонавтики тоже признаются и считаются. И конечно потому что там нет коррупции laughing

                    Вы считаете, мне есть дело до ваших сомнений?

                    Я полагаю примерно такое же как мне до ваших голословных утверждений winked
                    1. -3
                      3 октября 2021 12:12
                      Я полагаю примерно такое же как мне до ваших голословных утверждений.

                      Так я вас и не заставлял отвечать мне. А раз ответили, значит дело все-таки есть.
                      1. 123
                        0
                        3 октября 2021 12:15
                        Так я вас и не заставлял отвечать мне.

                        Так и я вас не заставлял своим субъективным мнением делится. Если вас не устраивает что кто то с ним не согласен, попробуйте публиковать его без возможности комментировать другими.
                      2. -3
                        3 октября 2021 12:20
                        Так и я вас не заставлял своим субъективным мнением делится.

                        А это уже не вам решать, "уважаемый".

                        Если вас не устраивает что кто то с ним не согласен...

                        Меня это всегда устраивает. Просто кто-то сначала отвечает мне, а потом заявляет, что ему нет дела до моих сообщений. Забыл, как такая болезнь называется...
                      3. 123
                        0
                        3 октября 2021 13:25
                        Меня это всегда устраивает. Просто кто-то сначала отвечает мне, а потом заявляет, что ему нет дела до моих сообщений. Забыл, как такая болезнь называется...

                        Если я не ошибаюсь, мне тоже отвечали, ну и позвольте процитировать smile

                        Вы считаете, мне есть дело до ваших сомнений?

                        Будем дольше о диагнозах разговаривать winked

                        А это уже не вам решать, "уважаемый".

                        О да. Вы совершенно правы. Директор "бани" тут вы. Я в курсе yes
                      4. -4
                        3 октября 2021 13:28
                        Если я не ошибаюсь, мне тоже отвечали, ну и позвольте процитировать

                        Верно, я вам написал конкретно о ваших сомнениях. Мне они действительно неинтересны. Сомнение – это не мнение. Мнения я уважаю.
      2. -2
        3 октября 2021 22:11
        Дело не в количестве. Дело именно во фразе "каждый год". То есть число коррупционеров из года в год составляет десятки тысяч, несмотря на все репрессивные действия китайских властей.
  5. вешать надо коррумпантов, публично!
  6. 0
    3 октября 2021 13:29
    Кто системно работал с Китаем.
    Поделитесь, как там прошла, если вообще была, приватизация
  7. +2
    3 октября 2021 15:00
    Спасибо автору.
    Проблема не только в том, что капитал ассимилирует гражданское общество, лишая его
    эффективности. Дело в том, что нет у нас гражданского общества, даже его ростков. Оно
    ведь вырастает из инициативы народа, отдельных личностей. У нас она так и не
    появилась.
    Неужели активность, финансируемой Западном оппозиции, надо считать народной? Ведь и
    в ней инициатива принадлежит не народу, а оплачиваемым Западом лидерам.
    Таким образом этот путь борьбы с коррупцией, на самом деле является самообманом,
    удобной для власти фикцией.
    Такой же фикцией, как и партии, функционирующие сами по себе, без инициативы народа.
    По моему мнению путь Китая, как и наш прежний путь, является единственным выходом
    для страны на путь развития.
    Но коррупция, увы, не единственная наша системная беда.
    Три другие составляющие, указанные в статье, для нас также являются системными и
    губительными.
    Опора власти только на букву закона, приводит к формализму на всех уровнях власти и
    экономики, часто доходящему до маразма. Это повсеместно приводит к неуклонному
    снижению профессионализма во всех областях. Я это наблюдаю, как и другие, во всех сферах и областях, с которыми сталкиваюсь, вот уже 30 лет. Утеря и необязательность профессиональных ориентиров приводит к замене профессионалов финансистами и универсальными менеджерами. Об этом знают все и говорят все. Молчит только власть.
    Гибнут профессиональные школы.
    В образовании и медицине та же ситуация.
    Все это системные проблемы, идущие из одного источника.
    Система, рассчитанная на активность народа, бездействует при его пассивности, а без его
    участия развитие любой страны в современном мире невозможно.
    Это ответ тем, кто лелеет в своём сердце пасторальный образ монархии.
    В Китае, как и у нас в СССР раньше, успешно действует система, ВОВЛЕКАЮЩАЯ народ в
    управление страной.
    С учетом негативного опыта СССР на его последнем этапе, и очевидного сейчас отсутствия
    альтернативы, нам просто необходимо вернуть мораль на ее законное место. С её
    помощью необходимо наладить систему контроля власти народом.
    Нужна только одна партия, но она должна быть частью народа.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      3 октября 2021 21:43
      В Китае, как и у нас в СССР раньше, успешно действует система, ВОВЛЕКАЮЩАЯ народ в
      управление страной.

      Да-да, именно так:)))
      Система вовлекала народ в управление, вовлекала, и так доувлекалась, что сама страна в итоге испустила дух.

      А что касается Китая ... чтобы иметь о чём-то своё мнение и его высказывать, надо иметь хоть необходимый минимум информации о том же Китае. Но с правдивой информацией туго.
      Вот что на Кубе происходит? - Не знаю. Когда Фидель помер, поговорили все недельку на тему Кубы и забыли. Мы точной информации на тему происходящего в России толком не имеем, а беремся Китай обсуждать, о котором вообще ничего не знаем.
      1. Комментарий был удален.
    3. -1
      4 октября 2021 11:07
      Дело в том, что нет у нас гражданского общества, даже его ростков. Оно
      ведь вырастает из инициативы народа, отдельных личностей. У нас она так и не
      появилась.
      Неужели активность, финансируемой Западном оппозиции, надо считать народной? Ведь и
      в ней инициатива принадлежит не народу, а оплачиваемым Западом лидерам.
      Таким образом этот путь борьбы с коррупцией, на самом деле является самообманом,
      удобной для власти фикцией.

      Забавная логика. То сначала вы жалуетесь на то, что у нас нет гражданского общества и "его ростков" в виде инициативных жителей, то любую внесистемную оппозицию называете "агентами Запада" и "фикцией" :)

      С таким отношением, как у вас, никакого гражданского общества и не появится :)

      В Китае, как и у нас в СССР раньше, успешно действует система, ВОВЛЕКАЮЩАЯ народ в
      управление страной.

      laughing Ну, в СССР она так вовлекала, так вовлекала народ в управление страной :) Что же он тогда развалился-то?
      1. +1
        4 октября 2021 14:55
        Забавная логика. То сначала вы жалуетесь на то, что у нас нет гражданского общества и "его ростков" в виде инициативных жителей, то любую внесистемную оппозицию называете "агентами Запада" и "фикцией" :)

        Ничего тут забавного нет. Гражданское общество ведь образуется не из недовольных, а из инициативных, это Вы правильно заметили, способных к самоорганизации. Разве можно назвать ростками гражданского общества организацию протестов недовольных кем бы то ни было извне?
        В то, что эти протесты построены на самоорганизации, я, простите, не поверю.

        Ну, в СССР она так вовлекала, так вовлекала народ в управление страной :) Что же он тогда развалился-то?

        Вы хоть думайте, когда подхватываете чью-то мысль. Или не знаете почему развалился СССР?
        В том то и дело, что КПСС тогда уже потеряла с народом всякую связь, формализовала ее. Перестала вовлекать, короче говоря. Результат - застой. то же, кстати, что и у нас сейчас.
        И по той же, но только доведенной до абсурда, причине.
        Дело ведь в том, что сохранять связь с народом и вовлекать его надо НЕПРЕРЫВНО.
        А развалился СССР в результате операции Запада, проведенной руками Ельцина со товарищи.
        Почитайте мою статью о народовластии в современной России: https://zen.yandex.ru/media/id/5fe624c58b9da069054d7540/narodovlastie-v-sovremennoi-rossii-613cd48a75cb7434fe7368ad
        и мом комментарии к статье "СМИ: Новая Госдума может быть последней избранной народом"
        там все изложено достаточно ясно
        1. -2
          6 октября 2021 12:39
          Ничего тут забавного нет. Гражданское общество ведь образуется не из недовольных, а из инициативных, это Вы правильно заметили, способных к самоорганизации.

          Недовольство - это одна из разновидностей инициативности. Если что-то "датском королевстве" не так, то инициативные будут высказывать естественное недовольство. Это абсолютно нормально.

          Разве можно назвать ростками гражданского общества организацию протестов недовольных кем бы то ни было извне?

          А почему нет? Если государство обрубает механизмы финансирования инициативным гражданским объединениям (например, сажает спонсоров), или принимает законы о преследовании таких объединений, то они естественным образом будут искать поддержки и убежища в более лояльных государствах. Это тоже естественно. Например, так любимые вами китайские социалисты во время гражданской войны в Китае опирались на поддержку (военную, финансовую, организационную) из СССР.

          Вы хоть думайте, когда подхватываете чью-то мысль. Или не знаете почему развалился СССР?

          прекрасно знаю. У меня с историей всегда все отлично было.

          В том то и дело, что КПСС тогда уже потеряла с народом всякую связь, формализовала ее. Перестала вовлекать, короче говоря. Результат - застой. то же, кстати, что и у нас сейчас.

          Все верно! За исключением одного - "связь с народом" (и с реальностью, если на то пошло) КПСС потеряла...в момент захвата власти в 1917 году. А дальнейшая история СССР - это просто долгий путь под откос длительностью в 70 с лишним лет.

          А развалился СССР в результате операции Запада, проведенной руками Ельцина со товарищи.

          Блин, прочитав предыдущий ваш абзац, я уж было подумал - вот он, адекватный, пусть и социалист, но трезво оценивающий недостатки советского строя, приведший к его гибели. Но после этого вашего пассажа меня постигло разочарование.

          Конечно, да да, СССР развалился в результате операции Запада. Не из-за неэффективной экономики, не из-за закостенелой политической системы, не способной к развитию, не из-за подавления гражданской инициативности - исключительно из-за спецоперации Запада против СССР.
  8. -2
    4 октября 2021 07:58
    Коррупция там хоть ... жуй. Слова слова слова
  9. +1
    4 октября 2021 10:52
    Да статья в точку и аргументированно всё. Спасибо.
  10. +2
    4 октября 2021 22:40
    Добавлю еще:
    Рассматривать возврат на путь построения социализма, пусть даже через стадию государственного капитализма социальной ориентации, возможно мешает неясность ответа на один простой вопрос.
    Если мы уже один раз наступили на “грабли СССР”, что помешает нам сделать это и во второй?
    Давайте порассуждаем.
    Во-первых, у нас уже есть пример Китая, который обошел эти “грабли”, даже не заметив их. Значит они вовсе не являются неизбежными. Преподанный же историей, персонально нам, урок, мы просто должны крепко запомнить.
    Во-вторых, здесь нам может помочь содружество с другими государствами, строящими социализм. С учетом того, что эти государства и их процессы находятся в разных фазах, они могут в рамках содружества и обмена опытом помогать друг другу вовремя разглядеть негативные тенденции и пресечь их. Таким образом, содружество государств, идущих к социализму, становится более жизнеспособным, чем каждое из них по отдельности.
    1. -2
      6 октября 2021 12:42
      Во-первых, у нас уже есть пример Китая, который обошел эти “грабли”, даже не заметив их. Значит они вовсе не являются неизбежными. Преподанный же историей, персонально нам, урок, мы просто должны крепко запомнить.

      Китай обошел "грабли СССР", заменив социализм на государственный капитализм. Там от социализма одно название.

      Во-вторых, здесь нам может помочь содружество с другими государствами, строящими социализм.

      Таких государств всего 2 - Куба и КНДР. В одном перманентный дефицит, в другом - перманентная предголодовая обстановка. Отличные партнеры.
  11. 0
    21 января 2022 10:06
    Там Героев труда не дают..