Закрытый ФНБ: Почему правительство само отказывается от развития экономики
Воистину, Россия – удивительная страна. Наши «государевы мужи» способны с легкостью поставить с ног на голову любое разумное начинание. Во всяком случае, такое впечатление складывается, когда знакомишься с инициативами отечественного либерального правительства. Что же там учудили на этот раз «слуги народа»?
Накануне стало известно, что правительство по поручению президента рассматривает вопрос о возможности повышения порога ВВП, по достижении которого можно тратить ликвидные средства ФНБ, с 7% до 10%. После такого хочется только устало вздохнуть и пожать плечами, и вот почему.
Фонд национального благосостояния формируется за счет поступления средств от продажи нефти на экспорт. Все доходы свыше определенного уровня «отрезают» и складируются в ФНБ до лучших времен, иначе говоря, де-факто они изымаются из экономики. Автором этой неоднозначной идеи является уже бывший «лучший в мире» министр финансов и видный системный либерал Алексей Кудрин. Формально это было сделано под самым благовидным предлогом: создать «кубышку» на «черный день», и действительно в 2008-2009 году резервы пригодились, поэтому оголтело охаивать идею наличия «заначки» мы не станем. Вопрос лишь в пропорциях, в которых накопленные средства остаются неприкосновенными и, напротив, могут вернуться в экономику.
Сегодня, согласно установленному правилу, потратить на реальные проекты можно резервы, которые превышают 7% от ВВП страны. Этот порог уже достигнут, в бюджет льются новые сверхдоходы из-за стремительно дорожающих углеводородов. За нефтедолларами давно выстроилась очередь из желающих получить финансирование: различные инфраструктурные и нефтегазовые проекты. По новым правилам инвестирования, доля средств ФНБ в них не должна превышать 25%, а объем заемных средства – не превышать 40%. Даже одна четвертая от всех инвестиций за счет государства – это очень неплохое подспорье. И что же мы видим?
На сайте Кремля появилось поручение президента кабинету министров следующего содержания:
Рассмотреть вопрос целесообразности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих поэтапное повышение с 7,0 до 10,0 процентов валового внутреннего продукта объема средств Фонда национального благосостояния, до достижения которого не допускается размещение средств [фонда] в иные финансовые активы.
Мотивируется эта инициатива тем, что в связи с глобальным энергопереходом на «зеленые» источники энергии ожидается существенное снижение доходов бюджета от продажи углеводородов на экспорт. В рамках этой логики предлагается накапливать и не тратить максимальное количество нефтедолларов, пока «черное золото» еще чего-то стоит. Увы, но эта логика, кажущаяся нормальной в рамках либеральной «кудриномики», представляется по сути ущербной.
Каков общемировой тренд? Верно, постепенный и последовательный отказ от использования ископаемого топлива и переход к возобновляемым источникам энергии. Поскольку киловатты, генерируемые при помощи ВИЭ, дороже традиционных, крупнейшие игроки – Евросоюз, КНР и США – готовятся защитить своих производителей за счет введения так называемого «углеродного налога». То есть, экспортеры, продукция которых имеет высокий «углеродный след» при производстве, должны будут заплатить повышенную пошлину за право доступа на европейский, китайский и американский рынки. К сожалению, наша страна будет среди первых в числе пострадавших от таких изменений, поскольку доля «зеленой» энергетики в общем энергобалансе у России сегодня что-то около 1%.
Любой адекватный человек воскликнет, так почему бы тогда не сделать ставку на развитие ВИЭ у нас, чтобы экспортируемые металлы, удобрения, водород и прочая продукция производилась при помощи «зеленых» киловаттов? Действительно, потенциал в данной сфере у нас очень велик.
Во-первых, необъятные российские просторы позволяют построить гигантские ветропарки и оффшорные ветрогенераторы возле побережья.
Во-вторых, на многочисленных наших реках и речушках можно открыть мини-гидроэлектростанции.
В-третьих, в южных регионах страны можно запустить солнечные электростанции.
В-четвертых, «Росатом» имеет все необходимые компетенции для того, чтобы строить АЭС последнего поколения не только своим турецким партнерам, но и, например, где-нибудь в Сибири, на Дальнем Востоке. Кажется, там у нас должны появиться «города Шойгу». Атомная энергия дешева и относится к «зеленой».
В-пятых, не будем забывать про такой ценный источник энергии, как биогаз. Достаточно загрузить биомассу и прочие отходы биологического происхождения в специальные танки, добавить туда ферменты, перемешивать все это, и на выходе будет газ, который можно сжечь и выработать тепло и электричество, а также удобрения. Подобные биогазовые станции можно построить на базе любого городского коллектора, крупного фермерского хозяйства или даже мусорного полигона. Получается тройная польза: вредные парниковые газы не попадают в атмосферу, добываются «зеленые» киловатты и получаются ценные удобрения.
Все это можно и нужно сделать. Это не так уже и сложно технически, чай, не на Марс пилотируемая миссия. Нужна государственная программа развития и государственные же деньги. И вместо того, чтобы прямо сейчас вложить средства ФНБ в развитие ВИЭ, которые нужны для сохранения российского экспорта за рубеж, у нас «кубышку» заколачивают наглухо и прячут подальше, чтобы как-то пережить ожидаемое падение экспортных доходов. Вот скажите, разве не с ног на голову чиновниками все поставлено? И зачем?
Информация