Как Севморпуть меняет расклад сил в Атлантике и на Тихом океане
Как известно, экономика определяет политику, а военная сила является крайним аргументом, когда дипломатам уже не о чем говорить. Сложная ситуация в мировой экономике и непростые международные отношения вынуждают Российскую Федерацию в последние несколько лет проводить более активную внешнюю политику, чем когда либо. Российские военные участвуют в сирийской кампании на стороне официального Дамаска, наши военспецы действуют в Африке и на Ближнем Востоке, отстаивая интересы крупного бизнеса. Однако масштабы этой экспансии выглядят весьма ограниченными, что является прямым следствием довольно скромных возможностей Минобороны РФ действовать на удаленных театрах военных действий.
Сирия, Ливия, Судан, Венесуэла – где бы ни очутились в перспективе российские военные, сразу же возникает вопрос по их доставке и эвакуации, прикрытии от возможных атак противника, логистике и обеспечении их деятельности. Для этого нужен соответствующий военно-морской флот с кораблями боевыми, авианесущими, универсальными десантными и снабженческими. Одной военно-транспортной авиацией грузов не навозишься. К сожалению, современные возможности ВМФ РФ являются очень ограниченными, что наглядно продемонстрировала кампания в САР. Для нужд «сирийского экспресса» приходилось гонять военные корабли и резервировать гражданские транспорты. Вдруг выяснилось, что военно-морской флот – это не просто дорогая игрушка, с которой непонятно, что делать, а очень даже полезный инструмент для отстаивания геополитических интересов страны. Жаль только, что поздновато спохватились.
Если вспомнить советский период, то наш флот тогда не только не уступал, но даже превосходил американский по совокупному водоизмещению на 17%. Другой вопрос, что ВМФ СССР был вынужденно распределен на Черное, Балтийское, Баренцево и Каспийское моря, а также на Тихий океан, и был гораздо менее сбалансированным. В ВМС США до 40% от общего водоизмещения приходится на авианесущие и десантные корабли, что делает их АУГ наиболее эффективной в боевом отношении силой. Усилия отечественной судостроительной отрасли распылялись на одновременное строительство различных типов кораблей и подводных лодок, пока потенциальный противник доводил до совершенства свои эсминцы, крейсера, авианосцы и субмарины, максимально их унифицируя. Тем не менее ВМФ СССР представлял собой внушительную реальную силу и мог себе позволить иметь оперативно-тактические эскадры по всему миру – в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
Огромный удар по флоту нанес распад великой страны. Мы потеряли многие военно-морские базы и судостроительные предприятия, оставшиеся «за рубежом». Черноморский флот пришлось делить с Украиной. Корабли, оставшиеся без надлежащего ремонта и обслуживания, начали активно списывать и продавать на металлолом либо за границу. Российская Федерация под разными предлогами так лишилась тяжелых атомных ракетных крейсеров «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев», а также тяжелых авианесущих крейсеров «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков». Численный состав современного ВМФ РФ в разы уступает своему предшественнику. При этом по-прежнему сохраняется проблема с его разделением сразу на пять акваторий. На каждом отдельно взятом театре военных действий мы серьезно уступаем своим потенциальным противникам. Тихоокеанский флот РФ слабее Морских сил самообороны Японии, Черноморский флот и Средиземноморская эскадра – турецкого, Балтийский флот уступает объединенному флоту стран НАТО, а Северный флот РФ – Второму флоту ВМС США. Увы, но такова горькая правда.
Теперь остается задаться вопросом, можно ли как-то исправить данную ситуацию, и если да, то как конкретно? Несмотря на общий негатив вышеизложенного, при правильном подходе мы можем изменить этот ужасающий дисбаланс. Оговоримся, что паритета с ВМС США мы, к сожалению, едва ли сможем достичь, потому и не будем задаваться подобной целью. Вполне достаточно такого военно-морского флота, который будет в состоянии обеспечить решение поставленных перед ним адекватных задач.
Что касается конкретных действий, то проницательный читатель уже догадывается, к чему мы клоним. Разумеется, необходимо возрождать ВМФ РФ, выстраивая его вокруг крупных многоцелевых авианесущих кораблей – вертолетоносцев и авианосцев. Они должны стать ядром двух наших главных флотов, Северного и Тихоокеанского, повысив их боевую устойчивость в случае столкновения с АУГ потенциального противника. Также авианесущие корабли незаменимы для ведения поисковой противолодочной борьбы и осуществлений морских десантов и прочих боевых операций на удаленных театрах военных действий, с чего мы и начали наш рассказ. Теперь перейдем к тому, как можно было бы решить вторую важнейшую проблему ВМФ РФ, проявляющуюся в его раздробленности на четыре моря и один океан. Сразу оговоримся, что полностью ее разрешить не получится, но можно добиться неплохого промежуточного результата.
Вспомним историю. Вторая Тихоокеанская эскадра Зиновия Рождественского шла к Цусиме аж из Балтийского моря. Для этого ей пришлось обогнуть Африку, пройти через Мадагаскар и Французский Индокитай к Корейскому проливу, где она в итоге бесславно погибла в результате столкновения с японским флотом. Большего фиаско трудно себе представить. Между тем, есть ненулевая вероятность того, что кораблям Северного флота РФ когда-нибудь придется совершить похожий дальний поход. Нерешенность проблемы «северных территорий» и милитаристские настроения в Японии на фоне слабости Тихоокеанского флота РФ могут спровоцировать Токио на то, чтобы вернуть Курилы силой. Для этого Морским силам самообороны Японии вполне достаточно будет произвести блокаду проливов и высадить на острова десант, подавив сопротивление. И далеко не факт, что в Токио испугаются возможности применения ядерного оружия, поскольку ядерная война – это «табу», а ядерное оружие – это то, что можно и весьма престижно иметь, но его реальное применение жестко порицается всем мировым сообществом со всеми вытекающими последствиями. В общем, не исключено, что японцы могут и рискнуть. А значит, с ними придется воевать, и делать это конвенциальными методами.
И что, опять перебрасывать сводную эскадру окольными путями с Запада на Восток? К счастью, современная Российская Федерация имеет больше логистических возможностей, чем Российская империя. У нас есть Северный морской путь и самый мощный в мире ледокольный флот. Правда, необходимо учитывать фактор сезонности. В зимнее время года осуществить проводку чрезвычайно проблематично, что делает Севморпуть невозможным к такому корабельному переходу в зимнее время. Или нет? Вспомним, что на верфи «Звезда» в Приморье строится серия суперледоколов класса «Лидер». Эти без всякой иронии не имеющие аналогов в мире ледоколы могут осуществлять проводку по Северному морскому пути даже в зимний период.
Выходит, после спуска их на воду Россия получит собственную водную артерию, где мы не будем зависеть ни от кого при проходе каких-то проливов или судоходных каналов. Наличие всесезонного морского пути даст Минобороны РФ возможность оперативно и не спрашивая ни у кого разрешения перебрасывать корабли Северного флота на Тихий океан и обратно. Де-факто мы сможем по мере необходимости усиливать каждый из своих двух океанских флотов, объединяя их и накапливая ударный кулак на восточном или на западном направлении, против Японии или блока НАТО, соответственно.
Информация