России вряд ли удастся поучаствовать в европейской «водородной революции»
В связи с глобальным энергопереходом одной из самых хайповых тем в России является вопрос о возможности перевода уже построенных трубопроводов с природного газа на водород. Европейцам нужен «зеленый» водород, но они не будут против и «голубого». Теоретически мы можем дать Старому свету новое экологичное топливо, вписавшись в стремительно меняющуюся мировую экономику, но на практике с этим возникнет масса серьезных проблем.
Более всего сегодня Европу интересует «зеленый» водород, получаемый из простой воды методом электролиза при использовании возобновляемых источников энергии. С учетом того, что доля ВИЭ в общем энергобалансе России составляет порядка 1%, тут предложить нам пока нечего. Однако есть вариант с «голубым» водородом, вырабатываемым из природного газа методом паровой конверсии. В пользу экологичности данного вида топлива говорит то, что в процессе его производства применяются технологии улавливания углекислого газа, который не попадает в атмосферу. Также есть еще вариант с «желтым» водородом, получаемым путем электролиза воды, как и «зеленый», но при помощи атомной энергии, а не модных возобновляемых источников.
Стало быть, у нас есть все, чтобы зайти на рынок водородной энергетики: и природный газ, и вода, и АЭС, и технологии улавливания углекислоты. Осталось только решить вопрос с транспортировкой сырья, но именно тут могут возникнуть главные проблемы. В последнее время звучит много предложений использовать для этого уже существующие трубопроводные системы, однако они к этому технологически не приспособлены.
Дело в том, что водород чрезвычайно агрессивен к металлам, поэтому в чистом виде его закачать в «Северный поток» или «Северный поток-2» нельзя. Вернее, можно, только от трубы вскоре ничего не останется из-за активной коррозии. По этой причине есть лишь два реальных пути: модернизировать газопроводы либо прокачивать водород в виде смеси с природным газом. Последний вариант в настоящее время обсуждается как наиболее реалистичный. Однако и тут все не вполне однозначно.
Во-первых, даже серьезное разбавление водорода другими газами лишь снижает, но не устраняет на 100% фактор постепенной коррозии материала трубопровода, который изначально к транспортировке этого вида сырья не приспособлен.
Во-вторых, водород – это чрезвычайно летучий газ, поэтому при его прокачке на дальние расстояния будут происходить неизбежные потери. На днях несколько огорошил доклад глобальной сервисной компании Schlumberger, согласно расчетам которой при попытке доставить водород по «Северному потоку-2» из России в Германию потери этого топлива могут составить до 75%. Эти цифры, конечно, необходимо перепроверить, но если они близки к истине, то о коммерческой целесообразности таких поставок говорить не приходится.
Несмотря на это, в Европе твердо намерены переходить на водород. Что это, какая-то глобальная афера?
Не совсем так. В ЕС действительно готовятся к реализации проекта «H2-Startnetz 2030» по транспортировке и хранению водорода. Уже сейчас в Германии имеется 31 установка, которая потенциально может производить «зеленый» водород из морской воды. Все они расположены на западе и северо-западе ФРГ, на побережье, и предполагается соединить их интерконнектором с уже существующей трубопроводной системой. Водород сразу будет перекачиваться непосредственным потребителям – промышленным предприятиям ФРГ, НПЗ, заправочным водородным станциями и т.д., а излишки будут накапливаться в ПХГ, созданных на основе бывших соляных каверн. Это означает, что на территории Германии «зеленый» водород будет вырабатываться и тут же потребляться, без необходимости прокачивать его на гигантские расстояния. При этом немцы намерены использовать ранее созданную газотранспортную систему. Уже подсчитано, что для ее переоснащения под водород придется вложить сумму порядка 660 миллионов евро. Смешная цифра для Европы, если сравнивать с многомиллиардными вложениями в магистральные трубопроводы, которые надо строить с нуля.
Выходит, что водород – это, в основном, европейская тема. А сможет ли «Газпром» в ней поучаствовать? Не факт. Как видно, для того чтобы качать в ЕС водород, хоть чистый, хоть в виде смеси, труба должна этому виду сырья технологически соответствовать. Это значит, что у России есть всего 3 варианта.
Первый – это начать строить водородный «Северный поток-3», вкладывая миллиарды в газопровод, под который нет сформировавшегося рынка сбыта.
Второй вариант – переоборудовать под водород «Северный поток» и «Северный поток-2». Теоретически это возможно сделать, но практически… Придется их останавливать, разбирать и доставать с морского дна, транспортировать на заводы, где внутри секций труб необходимо устанавливать специальные изолирующие слои, потом вновь транспортировать обратно и укладывать на Балтике. И это только техническая составляющая, а ведь будет еще и юридическая. Водород – это новый вид сырья, который не предусмотрен прежним проектом, а значит, и новые риски. Следовательно, придется повторно проводить все экспертизы, получать заново разрешения, проходить сертификацию, и все это в условиях традиционного сопротивления сателлитов США в Европе. Мы до сих пор не вымучили «Северный поток-2» на обычном газу, получится ли перезапустить его с водородом?
Третий вариант – освоить технологию сжижения водорода и поставки его танкерами. Сразу скажем, что это самый опасный вариант во всех смыслах этого слова. Сжиженный водород летуч и чрезвычайно взрывоопасен. Достаточно одного ЧП с утечкой и взрывом, чтобы обвинить Россию в производстве «водородных бомб».
В сухом остатке получается, что «Газпром» сможет поучаствовать в «зеленой революции» в ЕС только путем поставок газа, который немцы на месте будут превращать в «голубой» водород. Нам же остается провести «зеленую революцию» у себя дома, широко внедрив ВИЭ для производства продукции с нулевым углеродным следом. Может быть, в долгосрочной перспективе и неплохо, что России придется принудительно слезать с сырьевой модели экономики.
Информация