«Пушки вместо масла»: почему в бюджете РФ не нашлось денег на реальный сектор экономики
В отечественную прессу попала пояснительная записка к проекту федерального бюджета на следующие три года. По ознакомлении с ней можно сделать вывод, что «коронавирусный кризис» у нас миновал, а страна окончательно становится на военные рельсы, начиная штамповать «пушки вместо масла». Насколько оправдан такой перекос в экономике России, доля которой в мировом ВВП составляет что-то около 2%?
Мы с вами много рассуждаем о том, какие новые образцы вооружений необходимы нашей стране: истребители пятого поколения, танки «Армата», УДК и авианосцы, спутники-шпионы, малозаметные атомные подводные лодки и прочее. Все это нужно здесь и сейчас, и желательно как можно больше. Причина – новая итерация «Холодной войны» с США и их союзниками, начавшаяся после событий 2014 года на Украине. Де-факто уже несколько лет идет новая гонка вооружений, от участия в которой федеральные власти на словах открещиваются. Это закономерно ведет к росту военных расходов, что, в принципе, можно поприветствовать. Вопрос лишь в том, какой ценой и за счет чего?
Заметим, что даже могучий СССР, доля которого в совокупном объеме выпуска промышленной продукции составляла порядка 20%, не вытянул напряженную гонку с западным блоком. Российская Федерация неизмеримо слабее Советского Союза: за минувшие 30 лет прошел процесс деиндустриализации, деградации системы высшего и среднего профессионального образования, здравоохранения, не решена проблема с депопуляцией. Сильные авиация, армия и флот – это, конечно, хорошо, но они должны стоять на некоем основательном экономическом базисе, верно? Что толку, например, от тысяч суперсовременных танков, если их нечем заправить, а танкистам не на что выплатить зарплату и выдать положенную государством квартиру? Сколько мощных советских боевых кораблей вышло из строя, поскольку их невозможно было отремонтировать, и они отправились в утиль или за рубеж к более рачительным хозяевам?
Давайте посмотрим, в каком направлении будет развиваться российская экономика в ближайшие 3 года. Уже в следующем году государство потратит на «Национальную оборону» 3,5 триллиона рублей против 3,46 триллиона на «Национальную экономику». В приоритетах по-прежнему социальная политика, на которую выделено 5,8 триллиона рублей. Очевидно, что бюджет вновь возвращается на «военные рельсы», сойти с которых на «гражданские» пришлось в 2020 и 2021 годах из-за пандемии коронавируса. Большая часть оборонных расходов проходит как секретная, и, в целом, их рост можно приветствовать на фоне усиления военной активности блока НАТО и заметных милитаристских перемен, происходящих в Японии. Нам нужны и ракеты, и танки, и самолеты, и субмарины, и все остальное. Но за счет чего происходит увеличение военных расходов?
Прежде всего, отметим запланированное правительством общее сокращение бюджетных расходов. Да-да, с 21,3% от ВВП в 2021 они уменьшатся до 17,4% в 2024 году. Почему так происходит, мы скажем в самом конце. Расходы на здравоохранение сократятся с 342,9 миллиарда рублей в 2022-м до 304,6 миллиарда в 2024 году. Видимо, власти считают, что с последствиями пандемии коронавируса мы справились, и это отрадно. Сократятся на несколько миллиардов рублей расходы на программу «Доступная среда» для инвалидов. Урежут финансирование проекта «Жильё и городская среда» с 183,8 миллиарда рублей в 2022 году до 165,7 миллиарда в 2024-м. Также не порадовали планы по сокращению бюджетных расходов на экологию: с 115,5 миллиарда рублей в 2022 году они уменьшатся до 99,5 миллиарда в 2024. И это на фоне ежегодных выгорания миллионов гектаров леса в тайге и заявленном курсе на «озеленение» экономики.
Зато слегка подрастут государственные вложения в так называемую «культуру» - с 43,1 до 43,8 миллиарда рублей за указанный период. Видимо, чтобы отечественные киноделы «порадовали» нас очередным «великим фильмом» о Великой Отечественной войне или развесистой «клюквой» про Революцию, Гражданскую войну, Чернобыль, а то и про «царя-батюшку» и его личную жизнь. Все это, естественно, на бюджетные деньги.
Что хотелось бы по поводу всего этого сказать. Мы не призываем резать военные расходы, отнимая деньги у Минобороны РФ, чтобы передать их, например, на восстановление лесов. Дело вообще в другом. Вопреки лютой по своей «трешовости» фразе Дмитрия Анатольевича Медведева, деньги в стране есть. Они спрятаны в золотовалютных резервах и Фонде национального благосостояния и никак не работают на российскую экономику. Напротив, будучи размещенными за рубежом, эти средства стимулируют развитие наших прямых геополитических противников. Уже подсчитано, что по нынешнему курсу все наши ЗВР стоят где-то порядка 75 триллионов рублей. Сравните это с тем, что правительство готово вложить в нашу экономику, здравоохранение и экологию. Никто не предлагает разом «бухнуть» все международные резервы в реальный сектор, обнулив «кубышку», однако можно и даже нужно начать с ликвидной части ФНБ, чтобы ликвидировать диспропорцию в федеральном бюджете в сторону военной части. Но вместо этого президент Путин предлагает кабинету министров рассмотреть вопрос об увеличении порога расходования средств фонда с 7% от ВВП до 10%, то есть, лишить экономику столь необходимых ей для развития денег.
Зачем? Что толку от замечательных истребителей пятого поколения, если промышленность не способна быстро серийно их производить, а в бюджете лет этак через 10-15 из-за снижения объемов экспорта углеводородного сырья не будет средств на выполнение социальных обязательств перед населением? С таким перекосом в сторону оборонки в ущерб реальному сектору наша страна надорвется гораздо быстрее, чем СССР, а итоговый результат может оказаться еще плачевнее.
Информация