How Wikipedia Became a Tool for Western Propaganda


The phenomenon of "Wikipedia" entered the public consciousness of our country, along with the active internetization of everything and everyone.


Citizens who are critical of young people most of all like to emphasize the intellectual immaturity and general ideological illiteracy of young people, calling them the “generation of the Unified State Exam”. This name-calling is not very successful, since the USE has practically no effect on the intellectual development of young people, although it deforms the fundamental principles of the education system, since schoolchildren are forced to prepare for tests rather than mastering educational material. But the problem of formalizing the educational process has always existed, even before the USE. In a sense, it is generally inevitable, although this does not justify the introduction of "objective" control of knowledge through tests as the dominant one.

A successful characteristic of our youth is the "Wikipedia generation", because it is this network encyclopedia that actually becomes the main source of theoretical knowledge about the world around us.

General source of all knowledge


It is not the first time in society that there is a need to concentrate all basic knowledge in a single source. In the Middle Ages, these were "sacred writings", then many large states tried to develop large universal encyclopedias that serve the intellectual needs of the people and form a picture of the world. The most successful and well-known attempt to create a single universal source of knowledge was undertaken in the USSR during the creation of the Great Soviet Encyclopedia.

The authority of TSB in the USSR was extremely great not only among ordinary people, but also among professionals, including scientists. In the scientific works of the Soviet period, references to the TSB in their "status" were practically equated with references to the "classics of Marxism." This was a consequence not only of the censorship, but also of the quality of the encyclopedia itself. The depth and elaboration of articles in TSB, for example, significantly exceeded those in the foreign "Britannica", written specifically for the Anglo-Saxon world by the efforts of American universities.

After the collapse of the USSR, an attempt was made in modern Russia to rewrite the TSB in a new way, in the same way as Soviet textbooks were rewritten. However, the "Great Russian Encyclopedia" did not gain either fame or authority.

It is also not worth embellishing the ideological content of TSB, since many of its authors, as it turned out in the 1990s, “turned out” to be hardened liberals and idealists, but nevertheless, in general, it was a successful attempt to create a universal source of knowledge. TSB had two main drawbacks, connected primarily not with the concentration of facts, descriptions and characteristics, but with the scientific value of the conclusions of its articles. First, the very idea of ​​presenting deep scientific truths in a concise and concentrated form is rather controversial. Indeed, great minds, giants from science sometimes managed to present a theory in an accessible and popular form (read the corresponding works, for example, by Darwin, Engels, Mendeleev, Sechenov, Pavlov, Timiryazev), but encyclopedias, like textbooks, are usually written by ordinary scientists and they write much more succinctly than the material itself requires. To be able to explain complex things in a simple way, it is necessary to master the “complex” delicately, and not just learn to write in an accessible way. Secondly, Soviet authors often wrote TSB articles quite formally, sometimes with "fig in karma", that is, disagreeing with what they wrote. Hence, the theoretical articles of TSB contained a lot of contradictions, lack of proof and deliberate confusion. When TSB was rewritten in BDT, in many respects it turned out to be a theoretical parsley. BDT is rather a collection of the most popular ideas of Russian scientists on various issues than a universal presentation of scientific truths.

Change of the methodological approach of encyclopedia


Wikipedia appeared in 2001 on a fundamentally different methodological basis. If classical encyclopedias set themselves the task of presenting scientific (adequate to reality) knowledge, then Wikipedia seeks to become a platform for the concentration of stable opinions, concepts and theories, as if giving the reader room for independent choice. In the classical encyclopedia there was no place for freedom of speech, free perception of conclusions by the reader, while Wikipedia gives both.

The philosophical source of this methodology is positivism and, ultimately, the denial of the cognizability of primarily social processes. "How many people, so many opinions." Wikipedia only offers us the most authoritative and common opinions. If the classical encyclopedia asserts the objectivity of knowledge through its scientific nature, that is, compliance with reality (even if this is not always the case, but the approach itself is important here), then Wikipedia replaces the requirement of objectivity with the rule of a "neutral point of view".

A neutral point of view means that when there are different opinions, Wikipedia articles should not give preference to any one of them. When presenting several different points of view in the article, one should act as carefully as possible, accompanying each of them with the necessary context. One should not represent this or that judgment as "the only true" or as "the ultimate truth."

However, it is clear that there are different opinions on any significant issue in society, and science differs from other forms of social consciousness in that it classifies all established conclusions as “the ultimate truth”. Each new scientific truth deepens the old one, and does not cancel it.

In other words, the essential feature of Wikipedia as an encyclopedia is its fundamental democracy, or, to put it bluntly, unscientific nature. Wikipedia can contain both scientific and anti-scientific knowledge.

Authoritative sources that shape the face of Wikipedia


The balance of scientific truths, factual data and unscientific, including false, information forms the theoretical appearance of Wikipedia and determines the nature of its influence on public consciousness. The key question here is the question of the sources of information that are allowed by the Wikipedia rules. All articles of the online encyclopedia should be based on the so-called authoritative sources. The facts entered into Wikipedia are not facts of real life, but "a statement about which there is a consensus of scientists and experts in the field."

Wikipedia, due to the specifics of the development of the Internet, namely the availability and speed of access to the site, a successful advertising campaign, the attractiveness of grassroots participation in writing articles and declared democratic principles, has gained extreme popularity and has become a source of information about the world, primarily for young people. Moreover, Wikipedia is referenced policy, journalists, even courts and scientists. She managed to create an aura of an educational and humanitarian project around herself and became fashionable.

People, organizations and states that seek to control public consciousness both in individual countries and in the world as a whole quickly realized that control over the ideological content of "authoritative sources" allows them to easily and quickly promote to the widest masses of Wikipedia readers those who are beneficial to them. conclusions and concepts. What is, in reality, the “authoritative source” for Wikipedia articles? These are publications in scientific journals, mainly, of course, Western; these are publications in major media, mainly, of course, Western or pro-Western; these are publications of publishing houses of large universities, mainly, of course, Western ones; these are the statements of experts, mainly, of course, Western ones.

Political background of Wikipedia


Thus, a situation has developed that the project of a democratic online encyclopedia, compiled by volunteers, has come under the ideological control of Western propaganda institutions. Of course, scientists, journalists, experts, paid from the budgets of Western states and grants from Western corporations, are extremely constrained by the customer's censorship on the most significant issues of public and political life. They always broadcast only within the acceptable ideological limits of "Western values" and the tasks that are set for them. And Wikipedia has become a global and fairly universal conductor of their conclusions to the wider readership.

Moreover, there are facts when the CIA and other intelligence services, trying to influence the world picture less indirectly, are engaged in massive editing of the most sensitive Wikipedia articles in a favorable light for them.

Therefore, it is not surprising that more or less sovereign states, realizing the danger of ideological elaboration by Wikipedia, are trying to either intercept the initiative of ideological and political content of its articles, or simply prohibit the site on their territory.

The political background of Wikipedia actually defines its essence as an instrument of political struggle under the guise of an educational project. The success of this use of Wikipedia is explained precisely by its democratic form, which is much more convenient for covert influence on the immature brains of young people than classical encyclopedias.
Ad
We are open to cooperation with authors in the news and analytical departments. A prerequisite is the ability to quickly analyze the text and check the facts, to write concisely and interestingly on political and economic topics. We offer flexible working hours and regular payments. Please send your responses with examples of work to [email protected]
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 8 October 2021 11: 05
    +1
    AND? Not a single figure, not a single example. Of course, "the CIA and other intelligence services" - but again, no examples.

    The population of "terrible western Europe is about 700 million, more than the Russians every 5. The stump is clear, they talk about their own there."

    Who prevents you from doing everything you need to do in the Russian-language WIKI? Intelligence? So we have it. History Counteraction Commission ?? There is. Libel laws? there is. Academy? - there is.
    There are also Gaidar forums, Yeltsin funds, houses, competitions and streets ... Maybe they are the whole point?
  2. SedovDenis Offline SedovDenis
    SedovDenis (Denis Sedov) 8 October 2021 17: 42
    0
    Who reads it? There are people who believe in everything that is written on the Internet. And anyone and everyone can edit this "pedia" of yours. And you, ACADEMICIANS, that academicians, 1-2 other "academicians", there were no more than 20 of them in the USSR, and now they are like mushrooms after the rain and everything is related. Like the deputies have a mandate by inheritance and here. So there is no trust in Wikipedia.
  3. mrhm-1988 Offline mrhm-1988
    mrhm-1988 (mrhm-1988) 8 October 2021 19: 54
    -1
    Oh my God, now we got to Wikipedia.
  4. isofat Offline isofat
    isofat (isofat) 9 October 2021 19: 04
    0
    It is quite possible that our civilization will be destroyed by the losing side, then everything will have to start all over again. Formally, this is a draw.

    The fact is that modern weapons of mass destruction make it possible to reduce a losing game to a draw, destroying our entire civilization.

    In the new construction, the advantage will be with the one who is better able to preserve the knowledge of the previous civilization.

    PS Of course, with such a development of events, the science of "History" must be controlled, otherwise the learned fraternity can divulge the truth. laughing
    1. isofat Offline isofat
      isofat (isofat) 9 October 2021 20: 26
      -1
      PS These thoughts appeared after reading the article. The author is great!
  5. Denis radish Offline Denis radish
    Denis radish (Denis Moroz) 10 October 2021 10: 39
    -1
    Wikipedia is a western product. Like all other IT products and phenomena. Internet, operating systems, search engines, computers themselves. It's all "from there"
    What has Russia created in this area over the past 30 years? Nothing. Consumed and digested.

Как Википедия превратилась в инструмент западной пропаганды


В общественное сознание нашей страны, вместе с активной интернетизацией всего и вся, вошёл феномен «Википедии».


Критически настроенные к молодёжи граждане больше всего любят подчёркивать интеллектуальную незрелость и общую мировоззренческую безграмотность молодых людей, нарекая их «поколением ЕГЭ». Это обзывательство не слишком удачно, поскольку как раз ЕГЭ практически никакого влияния на интеллектуальное развитие молодёжи не оказывает, хотя и деформирует основополагающие принципы системы обучения, так как школьники вынуждены заниматься не освоением учебного материала, а подготовкой к тестам. Но проблематика формализации образовательного процесса была всегда, и до ЕГЭ. В некотором смысле она в целом неизбежна, хотя это и не оправдывает введение «объективного» контроля знаний через тесты в качестве главенствующего.

Удачной же характеристикой нашей молодёжи является «поколение Википедии», ведь именно эта сетевая энциклопедия фактически становится основным источником теоретических знаний об окружающем мире.

Генеральный источник всех знаний


В общество не первый раз возникает потребность в концентрации всех основных знаний в едином источнике. В средневековье это были «священные писания», затем многие крупные государства старались разработать крупные универсальные энциклопедии, обслуживающие интеллектуальные потребности народа и формирующие картину мира. Наиболее удачная и известная попытка создания единого универсального источника знаний была предпринята в СССР при создании «Большой советской энциклопедии».

Авторитет БСЭ в СССР был чрезвычайно велик не только в среде обычных людей, но и у профессионалов, в том числе учёных. В научных работах советского периода ссылки на БСЭ по своему «статусу» практически приравнивались к ссылкам на «классиков марксизма». Это было следствием не только подцензурности, но и качества самой энциклопедии. Глубина и проработанность статей в БСЭ, например, значительно превышали таковые в иностранной «Британнике», написанной специально для англосаксонского мира силами американских университетов.

После развала СССР в современной России предпринята попытка переписать БСЭ на новый лад так же, как переписывали советские учебники. Однако ни славы, ни авторитета «Большая Российская энциклопедия» не снискала.

Приукрашивать идеологическое содержание БСЭ тоже не стоит, так как многие её авторы, как выяснилось в 1990-е гг., «оказались» прожжёнными либералами и идеалистами, но тем не менее в общем это была удачная попытка создания универсального источника знаний. У БСЭ было два главных недостатка, связанных прежде всего не с концентрацией фактов, описаний и характеристик, а с научной ценностью выводов её статей. Во-первых, сама идея изложения глубоких научных истин в кратком и концентрированном виде достаточно спорная. Действительно, великим умам, гигантам от науки порою удавалось излагать теорию в доступной и популярной форме (читайте соответствующие работы, например, Дарвина, Энгельса, Менделеева, Сеченова, Павлова, Тимирязева), однако энциклопедии, как впрочем и учебники, обычно пишут заурядные научные сотрудники и они пишут куда более кратко, чем этого требует сам материал. Чтобы уметь сложное объяснять просто, необходимо филигранно овладеть «сложным», а не просто научиться доступно писать. Во-вторых, советские авторы часто писали статьи БСЭ совершенно формально, порою с «фигой в карме», то есть будучи несогласными с тем, что писали. Отсюда в теоретических статьях БСЭ содержалось много противоречий, недоказанности и сознательной путаницы. Когда же переписали БСЭ в БРЭ, во многом получилась и вовсе теоретическая петрушка. БРЭ — это скорее сборник наиболее ходовых представлений российских учёных по тем или иным вопросам, чем универсальное изложение научных истин.

Смена методологического подхода энциклопедийности


Википедия появилась в 2001 году на принципиально отличной методологической основе. Если классические энциклопедии ставили перед собой задачу изложения научных (адекватных действительности) знаний, то Википедия стремится стать площадкой для концентрации устойчивых мнений, концепций и теорий, как бы давая читателю простор для самостоятельного выбора. В классической энциклопедии не было места для свободы слова, свободного восприятия выводов читателем, тогда как Википедия даёт и то и другое.

Философским источником этой методологии является позитивизм и в конечном счёте отрицание познаваемости прежде всего социальных процессов. «Сколько людей, столько и мнений». Википедия предлагает нам только наиболее авторитетные и распространённые мнения. Если классическая энциклопедия утверждает объективность знаний через их научность, то есть соответствие реальности (пусть это и не всегда так, но здесь важен сам подход), то Википедия подменяет требование объективности правилом «нейтральной точки зрения».

Нейтральная точка зрения означает, что при наличии различных мнений в статьях Википедии не должно отдаваться предпочтение какому-либо одному из них. Излагая в статье несколько разных точек зрения, следует действовать как можно более аккуратно, сопровождая каждую из них необходимым контекстом. Не следует представлять то или иное суждение как «единственно верное» или как «истину в последней инстанции».

Однако же ясно, что по любому значимому вопросу в обществе присутствуют различные мнения, а наука тем и отличается от других форм общественного сознания, что все установленные выводы относит к категории «истины в последней инстанции». Каждая новая научная истина углубляет прежнюю, а не отменяет её.

Иными словами, сущностной чертой Википедии как энциклопедии является её принципиальная демократичность, или, говоря прямо, ненаучность. Википедия может содержать как научные знания, так и антинаучные.

Авторитетные источники, которые формируют физиономию Википедии


Баланс научных истин, фактических данных и ненаучной, в том числе ложной, информации формирует теоретический облик Википедии и определяет характер её влияния на общественное сознание. Ключевым вопросом здесь является вопрос об источниках сведений, которые допускаются правилами Википедии. Все статьи сетевой энциклопедии должны основываться на так называемых авторитетных источниках. Факты, вносимые в Википедию, являются не фактами реальной жизни, а «утверждением, по поводу которого существует консенсус учёных и экспертов в данной области».

Википедия, в силу специфики развития интернета, а именно доступности и быстроты обращения к сайту, удачной рекламной кампании, привлекательности низового участия в написании статей и объявленных демократических принципов, завоевала чрезвычайную популярность и стала источником информации о мире прежде всего для молодёжи. Более того, на Википедию ссылаются политики, журналисты, даже суды и учёные. Она сумела создать вокруг себя ореол образовательного и гуманитарного проекта, стала модной.

Люди, организации и государства, которые стремятся к управлению общественным сознанием как в отдельных странах, так и в целом в мире, быстро смекнули, что контроль над идеологическим содержанием «авторитетных источников» позволяет легко и быстро продвигать в самые широкие массы читателей Википедии выгодные для них выводы и концепции. Что в реальности является «авторитетным источником» для статей Википедии? Это публикации в научных журналах, в основном, конечно, западных; это публикации в крупных СМИ, в основном, конечно, западных или прозападных; это публикации издательств крупных ВУЗов, в основном, конечно, западных; это заявления экспертов, в основном, конечно, западных.

Политическая подноготная Википедии


Таким образом, сложилась такая ситуация, что проект демократической сетевой энциклопедии, составляемой волонтёрами, оказался под идеологическим контролем западных пропагандистских институтов. Разумеется, учёные, журналисты, эксперты, оплачиваемые из бюджетов западных государств и грантами западных корпораций, по наиболее существенным вопросам общественной и политической жизни чрезвычайно стеснены цензурой заказчика. Они всегда вещают лишь в допустимых идеологических пределах «западных ценностей» и тех задач, которые перед ними ставятся. А Википедия стала глобальным и достаточно универсальным проводником их выводов в широкие читательские массы.

Более того, известны факты, когда ЦРУ и другие разведки, пытаясь уже менее опосредованно влиять на картину мира, занимаются массированным редактированием наиболее щепетильных статей Википедии в выгодном для них свете.

Поэтому неудивительно, что более-менее суверенные государства, осознавая опасность идеологической проработки Википедией, пытаются или перехватить инициативу идейно-политического наполнения её статей, или просто запрещают сайт на своей территории.

Политическая подноготная Википедии в действительности определяет её сущность как инструмента политической борьбы под видом образовательного проекта. Успешность такого использования Википедии объясняется как раз её демократической формой, куда более удобной для завуалированного влияния на неокрепшие мозги молодёжи, чем классические энциклопедии.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Латышев (Серж) 8 октября 2021 11:05
    +1
    И? Не единой циферки, ни единого примера. Конечно, "ЦРУ и другие разведки" - но опять же, без примеров.

    Население "ужасной западной Европы под 700 млн, больше чем россиян раз в 5. Ясен пень, они там о своем болтают.

    Кто ж мешает в русскоязычной ВИКИ сделать все что надо? Разведки? Так и у нас есть. Коммисия по противодействию истории?? Есть. Законы о клевете? есть. Академии? - есть.
    Есть и гайдар-форумы, Ельцин-фонды, дома, соревнования и улицы... Может, в них все дело?
  2. SedovDenis Офлайн SedovDenis
    SedovDenis (Денис Седов) 8 октября 2021 17:42
    0
    А кто ее читает? Ниужеле есть люди которые верят всему что написано в интернете. Да и править эту ваши "педию" может любой и каждый. А вы, АКАДЕМИКИ, что академики, 1-2 остальные "академики", было их в СССР не более 20 а сейчас как опята после дождя и все по родственной. Типа как у депутатов мандат по наследству так и тут. Так что нет доверия Википедии.
  3. mrhm-1988 Офлайн mrhm-1988
    mrhm-1988 (mrhm-1988) 8 октября 2021 19:54
    -1
    О господи , сейчас и до википедии добрались .
  4. isofat Офлайн isofat
    isofat (isofat) 9 октября 2021 19:04
    0
    Вполне возможно, что наша цивилизация будет разрушена проигравшей стороной, тогда всё придётся начинать заново. Формально это ничья.

    Дело в том, что современное оружие массового поражения позволяет свести проигрышную партию к ничейному результату, уничтожив всю нашу цивилизацию.

    В новом строительстве преимущество будет у того, кто лучше сумеет сохранить знания предыдущей цивилизации.

    P.S. Конечно же, при таком развитии событий науку "История" необходимо контролировать, а то учёная братия может обнародовать правду. laughing
    1. isofat Офлайн isofat
      isofat (isofat) 9 октября 2021 20:26
      -1
      P.S. Эти мысли появились после прочтения статья. Автор молодец!
  5. Дениска-редиска (Денис Мороз) 10 октября 2021 10:39
    -1
    Википедия - подукт западный. Как и все остальные ИТ продукты и явления. Интернет, операционные системы, поисковики, сами компьютеры. Это все "оттуда"
    Что создала в этой области Россия за последние 30 лет? Ничего. Потребляла и переваривала.