Нужны ли бронепоезда российской армии?
Тема, вынесенная в заголовок, наверняка многим покажется неожиданной. Да, в этой статье пойдёт речь о самых настоящих бронепоездах. И с перспективами их применения на самом деле не всё так однозначно.
Мы не будем здесь говорить о системах вооружения большой дальности на железнодорожном ходу – таких, как орудие «Дора» или «ракетно-ядерный поезд» БЖРК. Объектом нашего внимания будут именно бронированные поезда, созданные для непосредственного соприкосновения с силами противника.
Краткий обзор истории бронепоездов до середины 20 века
Бронепоезд – это бронированная вооружённая самоходная боевая единица, состоящая из одного или нескольких железнодорожных вагонов. Бронепоезда (сокращённо – «БП» или «бепо») производились как серийно, так и штучно, как в заводских условиях, так и кустарно.
Первые бронепоезда появились в США во время гражданской войны 1860-х годов.
Наибольшее значение бронепоезда имели в войнах конца 19 – начала 20 века. Их «звёздный час» пришёлся на период Первой мировой войны. Много бронепоездов воевало в гражданскую войну в России с обеих сторон, а также в гражданскую войну в Испании.
Во Второй мировой войне бронепоезда тоже, конечно, использовались разными странами. Однако новые способы и средства ведения войны естественным образом отвели им значительно более скромное место в общей картине боевых действий. Так, уже в самом начале Великой Отечественной войны стало ясно, что бепо не оправдали возлагавшихся на них надежд.
Почти полностью проявили себя ограничения, присущие этому виду оружия:
– ограниченная подвижность (только вперёд и назад по железнодорожному пути);
– слабое бронирование вагонов и локомотива (толщина брони редко превышала 20 мм и обычно составляла 10 – 15 мм);
– высокий профиль вагонов и локомотива, делающий их хорошо заметными и легко поражаемыми;
– возможность легко ограничить или лишить подвижности путём повреждения железнодорожного полотна.
Бронепоезда быстро оказывались в окружении наступающего противника и становились жертвой танков и пикирующих бомбардировщиков.
Значительно большую роль в Великой отечественной войне сыграли зенитные бронепоезда. Обычно они вооружались зенитными орудиями среднего и малого калибра, а также пулемётами (крупнокалиберными и обычными). Они помогали закрывать многочисленные бреши в противовоздушной обороне (ПВО), помогая охранять железнодорожные станции, разъезды и другие объекты.
Кроме целых поездов широко применялись отдельные железнодорожные площадки ПВО. Обычно это была железнодорожная платформа с одной или двумя зенитными орудиями. Иногда она имела борта из броневого листа или из шпал. Эти площадки могли входить в состав как бронепоездов, так и обычных поездов, охраняя их от атак авиации.
Бронепоезда в послевоенный период
Послевоенное развитие реактивного вооружения и противотанковых средств, появление ядерного оружия и дальнейшее повышение маневренности сухопутных сил практически не оставило места для бронепоезда на поле боя. Именно поэтому данный вид военной техники довольно быстро перестал рассматриваться как реальная боевая сила.
Интересный эпизод возрождения бронепоездов в СССР произошёл в начале 1970-х годов, в период обострения отношений с Китаем. Тогда для охраны восточной части Транссибирской железнодорожной магистрали были спешно построены несколько бронепоездов, каждый из которых состоял из нескольких одинаковых секций – «бронелетучек».
«Летучка» представляла собой две одинаковые 4-осные железнодорожные платформы и расположенный между ними небольшой маневровый тепловоз, обшитый листами брони. На каждой из платформ размещался обычный танк и «бронебокс» – будка с бойницами для размещения стрелков и боезапаса. Конструкция каждой платформы позволяла танку «спешиваться», и он мог действовать на некотором удалении от железнодорожного полотна.
Было построено несколько таких составов.
В 1990 году эти поезда применялись в Азербайджане, а чуть позже – в Нагорном Карабахе для охраны железнодорожных станций, военных эшелонов и гражданских грузов.
В середине 1990-х годов в Чечне в составе железнодорожных войск Российской армии действовало несколько так называемых «спецпоездов», предназначенных главным образом для восстановления, поддержания и охраны железнодорожной инфраструктуры.
Все они имели в своём составе платформу с двумя спаренными мелкокалиберными автоматическими зенитными пушками ЗУ-23-2, закрытыми невысокими броневыми бортами, и будкой между ними, изготовленной из шпал и обшитой бронелистами. В остальном эти поезда отличались и представляли собой собрание разных вагонов, некоторые из которых были кустарно защищены с использованием подручных материалов.
В настоящее время на вооружении железнодорожных войск Южного военного округа имеется четыре спецпоезда: «Байкал», «Амур», «Терек» и «Дон» (по другим данным – только первый и второй). В своё время министр обороны Анатолий Сердюков пытался снять их с вооружения, но его приказ был отменён его преемником Сергеем Шойгу.
Во время войны в Боснии в первой половине 1990-х годов конфликтующие стороны использовали импровизированные бронепоезда. Наибольшую известность из них получил бронепоезд «Краина Экспресс» республики Сербская Краина. Он был оснащён различными образцами артиллерийского, стрелкового и даже реактивного вооружения. Кроме брони его вагоны были обшиты армированной резиной, под которой был засыпан щебень.
Перспективы применения бронепоездов
По аналогии с историческими примерами в будущем бронепоезда могут иметь довольно узкую нишу применения, например, в гражданских войнах, где нет широкого применения танков, авиации, крылатых ракет и т. п.
Более-менее массово они могут быть востребованы, наверно, только если в будущем по какой-то причине произойдёт значительная деградация (регресс) цивилизации (и, как следствие, средств ведения войны).
Что касается зенитного вооружения на железнодорожном ходу, то, по-видимому, оно могло бы быть очень полезным в современной России с учётом исключительно важного значения в ней железнодорожного транспорта в экономике и обороне, а также большой протяжённости железных дорог, большая часть из которых не прикрыта наземной ПВО.
В случае войны с хорошо вооружённым противником вдруг станет крайне важной задача защиты объектов транспортной инфраструктуры и даже отдельных поездов. Поэтому заблаговременное производство и развёртывание достаточно большого количества железнодорожных платформ, например, с ЗРПК «Панцирь» не кажется излишним.
Учитывая модульную конструкцию этого комплекса, её очень быстро можно установить на обычных железнодорожных платформах. Но, пожалуй, было бы целесообразно разработать специальный вариант, замаскированный под крытый товарный вагон или вагон-морозильник, что значительно повысит его живучесть.
Заключение
Бронепоезда имеют ряд значительных естественных ограничений по сравнению с другими видами вооружений. В связи с этим в современной полномасштабной войне им практически нет места. Но в будущем они могут быть востребованы в боевых конфликтах невысокой интенсивности типа гражданских войн, делающих эти ограничения терпимыми.
Отдельные вагоны с комплексами ПВО (особенно малой дальности) могут быть очень полезны для такой страны как Россия.
Информация