Ценность военных трофеев «Талибана» в случае их вторжения в Таджикистан


Афганистан еще долго будет держаться в числе самых актуальных тем дня – слишком уж масштабным оказалось изменение стратегических раскладов не только в регионе, но и во всем мире после ухода из Среднего Востока американцев и последовавшего за тем становления власти радикальных исламистов.


На момент взятия Кабула аналитики всего мира ломали копья над главным вопросом – что, собственно, будет дальше? Как поведет себя «Талибан»* – будет ли продолжена его неумолимая экспансия, или же движение попытается пойти по пути Исламской Республики Иран, пытаясь построить полноценное государство?

Сейчас, по прошествии некоторого времени, развитие Афганистана видится в совершенно ином ключе. К сожалению для всего региона, страна отягощена слишком большим количеством социальных, экономических, политических и даже этнических проблем, которые талибы* решить, увы, просто не могут. Что было закономерно, новые власти Кабула занялись поиском внешнего врага и накаливанием обстановки на границе с соседними странами – а это, в свою очередь, привело к конфликту с Таджикистаном.

От дипломатической пикировки ситуация быстро развернулась в сторону стягивания на афгано-таджикскую границу десятков тысяч солдат. Эти события вновь заставляют поднять чрезвычайно важную тему колоссального количества техники и снаряжения, захваченных «Талибаном»* в ходе его краткосрочной войны против правительственных войск – способны ли они оказать существенное влияние на баланс сил в регионе?

После падения Кабула многие были ошарашены многочисленными инфографиками трофеев группировки: они демонстрировали зрителю сотни бронемашин, тысячи автомобилей и сотни тысяч единиц стрелкового оружия. На этом моменте стоило бы остановиться отдельно: в Сети особенно широко представлена инфографика, подготовленная изданиями «The Times» и «The Sunday Times» на основе отчета SIGAR («Специальная генеральная инспекция по реконструкции Афганистана»). Именно она активно демонстрирует совершенно апокалиптическую картину невероятного количества захваченной боевиками техники. И, стоит признать, именно такой она бы и являлась, если бы не один весьма примечательный момент...

Ценность военных трофеев «Талибана» в случае их вторжения в Таджикистан

Проблема состоит в том, что в данной инфографике перечислены абсолютно все поставки, которые США осуществляли для нужд армии и полиции Афганистана в течение 20 лет (!). Естественно, что вести хоть сколько-нибудь серьезный разговор о сохранении в рабочем состоянии, скажем, хотя бы 50% переданных Америкой армейских автомобилей не приходится – во-первых, это невозможно по причине низкого уровня технического обслуживания, которым печально прославились ВС Афганистана, а во-вторых, Вашингтон часто поставлял изношенную технику, списанную из состава Армии США, которая впоследствии занимала свое место на многочисленных свалках металлолома.

Как легко понять, то речи о поставках действительно современных бронеавтомобилей в Афганистан никогда и не шло – скажем, парк поставленных стране легендарных тактических внедорожников HMMWV M1115 выглядит чрезвычайно разношерстным и представлен в основном небронированными модификациями без какого-либо противоминного оснащения, а также современных пулеметных турелей (чаще всего на кадрах из Афганистана можно видеть самодельные пулеметные «будки», или же старые турельные установки, которые США применяли в ходе вторжения в Ирак). Не менее безрадостно для талибов* выглядит и ситуация с тяжелыми взрывозащищенными автомобилями International M1224 «MaxxPro», с которыми так охотно фотографируются представители террористического движения. Как и любая серьезная армейская техника, данный MRAP – это сложная машина, которая требует высокой квалификации обслуживающего персонала, регулярного технического обслуживания и хорошо подготовленного экипажа. Водители взрывозащищенных автомобилей проходят курс обучения, вполне сравнимый со, скажем, пилотами армейской авиации. Это отнюдь не красивая метафора: специфическая компоновка MRAP приводит к частым опрокидываниям машины в нештатных ситуациях – и, как несложно догадаться, неопытный и плохо обученный водитель не сможет справиться с ее управлением в условиях боя. Впрочем, нередки случаи, когда и опытные пилоты опрокидывали те же M1224 «MaxxPro» – в связи с этим в США была разработана и внедрена специальная система «ESC» для контроля и стабилизации техники данного класса. В свою очередь, машины, оснащенные данной системой, в Афганистан не поставлялись.

Отдельно стоит сказать и о том, что многочисленное «наследство», доставшееся талибам* от армии официального правительства – это техника, предназначенная для противопартизанских операций. Она абсолютно непригодна для использования вне данной ниши, и вряд ли послужит организации в случае войны с Таджикистаном – впрочем, нельзя отрицать и того, что, например, MRAP будут ценны для талибов* в их борьбе с бандформированиями и террористами, которые уже успели доставить немало хлопот новым кабульским властям.

Кроме прочего, стоит учитывать и отсутствующую у «Талибана»* систему военной логистики – организации просто-напросто негде брать как огромные объемы топлива для тяжелобронированной колесной техники (например, MRAP M1224 «MaxxPro» имеет расход 53 литра бензина на 100 км пути), так и крайне необходимые для ее функционирования запчасти.

Не менее безрадостно для «Талибана»* выглядит и ситуация с захваченной авиационной техникой. Несмотря на то, что движение даже смогло завербовать некоторых пилотов и техников из состава ВВС правительственной армии, доставшиеся боевикам вертолеты и штурмовики в большинстве своем представляют собой лишь груду металлолома (недавние видеоматериалы, на которых талибы* используют захваченную авиатехнику в качестве кустарных аттракционов, это хорошо подтверждают). Американцы тщательно поработали над тем, чтобы талибы* не получили в свои руки действующие летательные аппараты – еще до падения Кабула ВВС США «отработали» по оставленным афганской армией аэродромам и взлетным площадкам, а в аэропорту самого Кабула демонтировали или же приводили в негодность все критически важные агрегаты авиатехники (что признали как боевики, так и осматривающие ангары журналисты). Якобы примененные талибами* в Панджшере БПЛА и вертолеты, как позднее выяснилось, принадлежали ВВС Пакистана, который имеет давние и хорошие отношения с «Талибаном»*.

Впрочем, если в отношении военной техники картина сложилась не в пользу талибов*, то с армейским снаряжением и гражданскими авто все выглядит не лучшим образом для потенциальных противников группировки. «Талибан»* достаточно давно занял почетное место в авангарде армий, внедряющих передовое пехотное оснащение: еще в 2010-2011 годах ВС США выпустили ряд докладов, посвященных изменению тактики боевиков. Последние успешно (и, что важно, на массовой основе!) применяли приборы ночного видения, тепловизоры, квадрокоптеры, снайперское оружие и защищенную радиосвязь. Помимо прочего, со времен войны с Северным Альянсом группировка прославилась на поприще мобильной войны – боевики умело использовали вооруженные пикапы и мотоциклы; с помощью последних талибы* неоднократно одерживали верх над армией Афганистана в ходе кампании этого года. Одним словом, эти категории трофеев чрезвычайно полезны для «Талибана»*: организация отлично умеет их применять. Даже рядовые боевики теперь могут похвастать ночными или же четырехкратными прицелами, современными бронежилетами и активными тактическими наушниками. Однако, стоит отметить, что нет никаких гарантий того, что «Талибан»* сможет обслуживать подобное снаряжение на массовой основе, вне рамок своих немногочисленных отрядов специальных операций.

В целом же вести речь о многократном увеличении боевых возможностей группировки пока не приходится – несмотря на многочисленные трофеи, функционально талибы* представляют собой всю ту же мобильную легкую пехоту. В данный момент с технической точки зрения «Талибан»* никак не превосходит вооруженные силы Таджикистана – однако, учитывая тесное сотрудничество группировки с Пакистаном, ситуация может перемениться.

* – «Талибан» и сторонники данного движения запрещены в РФ.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. да пущай дерутся - а мы тем временем возьмём под защиту русское население Казахстана.
    1. Тот самый Офлайн Тот самый
      Тот самый (Джо Лимонадный) 14 октября 2021 19:24
      0
      Что ж ты такой смелый не защищал это пресловутое русское население, когда его с 1990 по 2010й почти всё из Казахстана вынудили уехать. Как и из других бабайских республик, к слову. А из Таджикистана, так и вовсе эвакуировать в начале 90х пришлось силами 201й МСД.