«Брошенный» гектар: Почему лучше отдать землю россиянам, а не узбекам

24

Одной из самых важных тем последних дней можно по праву считать информацию о том, что Россия готова отдать в долгосрочную аренду Узбекистану 1 миллион гектаров сельскохозяйственных земель. К сожалению, в отечественной прессе ей не было уделено достаточно внимания, поэтому постараемся сейчас это упущение исправить.

Как сообщается, Министерство сельского хозяйства России обсуждает возможное соглашение о передаче в аренду Узбекистану 35 гектаров пахотных земель для последующего вывоза урожая. В дальнейшем площадь арендованных земель может увеличиться до 1 миллиона гектаров. Для сравнения, в 2015 году КНР хотела взять в аренду на 49 лет 115 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель на российском Дальнем Востоке. Получается, Ташкент может обойти даже Пекин с его знаменитыми аппетитами.



В отечественных СМИ данную информацию преподносят сдержанно-оптимистически. Звучат некие экспертные мнения о том, что Узбекистан России не опасен, в отличие от Китая, наш федеральный бюджет получит «огромные доходы» от сдачи земель в аренду, а сами эти земли будут спасены узбеками от запустения. Читая такое, поневоле диву даешься полету фантазии. Просто удивительно, как можно все поставить с ног на голову. Давайте разберем все эти крайне сомнительные аргументы и попытаемся найти зерно истины, если это, конечно, возможно.

Сельскохозяйственный «аутсорсинг»


Как известно, сельское хозяйство этой независимой среднеазиатской республики критически зависит от орошения. Жаркий сухой климат и дефицит воды оставляют возможность что-то вырастить в равнинной части страны только поливным способом. В связи с ростом населения Ташкент вынужден сокращать площади, занятые хлопком, в пользу пахотных земель. Узбекистану остро нужно зерно, нужны овощи и прочая сельскохозяйственная продукция в больших количествах. Вместо того, чтобы заняться вложениями в ирригационную инфраструктуру и переходить на выращивание новых культур, требующих меньшего полива, официальные власти республики хотят пойти простым путем и перенести производство в Россию, так сказать, на аутсорсинг.

В общем-то, их можно понять. А теперь скажите, дорогие читатели, что вы видите во всей этой ситуации?

Правильно, перед нами гарантированный рынок сбыта аграрной продукции. Возникает закономерный вопрос, а почему, собственно, надо отдавать российские земли узбекам, чтобы они у нас выращивали зерно и прочие культуры, вывозя их для собственного потребления, если эти же самые земли могут обрабатывать российские фермеры, поставляя продовольствие на экспорт в Узбекистан? Зачем для этого обязательно передавать в долгосрочную аренду некие заброшенные земли иностранному государству?

Это «наша» земля?


Второй вопрос, который хотелось бы обсудить, будет еще более щекотливым. У нас принято страшно бояться китайской экспансии и постепенного поглощения России Поднебесной. В соседнем Казахстане народ массово вывалил на улицы, когда узнал, что власти страны намерены отдать в долгосрочную аренду свои сельскохозяйственные земли КНР. Простые люди высказывали опасение, что китайцы осядут и не уйдут и после окончания срока аренды. Но почему подобных опасений не высказывают по поводу выходцев из Средней Азии?

Скажем так, автор строк является сторонником идеи дружбы народов и ничего не имеет против граждан других стран. Более того, с сочувствием относится к тем тяжелым условиям, в которых вынуждены трудиться в России так называемые гастарбайтеры из Таджикистана или Узбекистана. В условиях глобализации трудовая миграция – это норма, нравится это кому-то или нет. Но одно дело, когда люди приехали, поработали и уехали с деньгами домой. Другое дело, когда они решают остаться, да еще и привезти с собой всю свою многочисленную родню. По большому счету, это тоже их право, но тогда у местного населения и региональных властей может возникнуть проблема с социализацией выходцев из совсем другой культурной среды. Все наслышаны, какие бывают порой эксцессы. В СССР было в свое время министерство по делам национальностей, в РФ его почему-то нет, а значит, все пущено на самотек.

Как сообщается, в долгосрочную аренду Узбекистану могут отойти земли в Челябинской, Оренбургской и Омской областях, а всего интерес проявили 23 российских региона. Возникает вопрос, а кто будет работать на этих землях? Ташкент создаст новые рабочие места для россиян? Или же выращивать урожаи будут сами узбеки? Вероятно, верно последнее предположение. Выходит, своим решением сдать 1 миллион гектаров Узбекистану на 49 лет наши власти, так сказать, закрепят на земле трудовых мигрантов, на российской земле. Зачем тратиться и уезжать, если можно будет остаться, да еще и на неопределенно долгое время?

Неужели непонятно, что Минсельхоз своими руками закладывает «бомбу с часовым механизмом» под межнациональные отношения в регионах, приграничных, между прочим, с Казахстаном?

«Брошенный» гектар


Также поражают своим цинизмом предположения о том, что иностранные фермеры спасут так называемые брошенные земли. Это что такое, кстати? Ничейные земли? А разве такие еще остались? Или же это земли, которые кто-то когда-то «прихватил», а теперь не использует по их назначению? В последнем случае тогда государство должно их возвращать в свою собственность через суд. Однако вернемся к основной теме. Между прочим, а откуда вообще взялась такая уверенность, что приезжие окажутся рачительными хозяевами? Не окажется ли на деле, что узбекские фермеры будут хозяйствовать «по-китайски», забивая земли пестицидами и прочими активными химическими веществами? Вот плачутся эксперты о неиспользуемых землях, но почему бы отдать их не китайцам и не узбекам, а россиянам?

Вызывает некоторое раздражение своей очередной абсурдностью программа «дальневосточного гектара». Почему-то считается, что люди должны сорваться с насиженных мест, перебраться на другой конец страны и в чистом поле начать строиться и вести сельское хозяйство. К слову, а насколько вообще рентабельно – вложиться в 1 гектар? Куда более здравой представляется идея раздать всем желающим землю в тех регионах, где они проживают.

Живешь, например, в Челябинской области и готов попробовать свои силы как фермер? Так пусть государство предоставит бесплатно землю, и не 1 гектар, а гораздо больший по размерам участок, в безвозмездное пользование на несколько лет с условием его целевого использования. Так, глядишь, и земля брошенной не будет, и новые фермы появятся, возможно, в дальнейшем укрупнятся за счет объединения в сельскохозяйственные кооперативы. И в Узбекистан будет что продать, и к своей землице русские люди будут относиться с уважением.

А у нас все с ног на голову поставлено!
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    11 октября 2021 13:51
    Абсолютно правильно написано. И наглость правительства в том, что этот вопрос уже был решён и его озвучили только после выборов. Точно также Путин видно хотел решить вопрос и с Курилами - втихаря, но народ поднялся. Поэтому и сейчас нельзя молчать. У нас на садовые участки налоги подымают и на выращенную продукцию "лапу" подымают, а уж на плодородные земли попробуй заикнись. На одном дизиле разоришься. А земли простаивают потому что правительство не хочет этим вопросом заниматься. Им бы ничего не делать и деньги получать! Сдал в аренду, деньги в карман и трава не расти. А проблемы, пусть другое поколение разгребает!
    1. 0
      13 октября 2021 08:04
      Все правильно! Я бы только хотел увидеть человека который это предложил
  2. Комментарий был удален.
  3. +2
    11 октября 2021 14:18
    «Брошенный» гектар: Почему лучше отдать землю россиянам, а не узбекам

    - Автору статьи - мой плюс...
    - Уже обсуждали эту тему...
    - Всё настолько странно , что из-за самой нелепости этой затеи ... - заключить соглашение ; завести в Россию узбеков и

    сдать в аренду Узбекистану 35 гектаров пахотных земель для последующего вывоза урожая. В дальнейшем площадь арендованных земель может увеличиться до 1 миллиона гектаров.

    - всё выглядит просто абсурдно...
    - Во-первых ... - а сами-то узбеки поедут в Россию трудиться на ниве возделывания зерновых ??? - Или они поедут с семьями для того , чтобы воспользоваться "подъёмными" (деньгами) и предоставленными им Россией всевозможными преференциями ... - им дадут гражданство , построят жильё , построят поликлиники ; жёнам этих приезжих будет предоставлен российский материнский капитал ... - а традиционные узбекские семьи очень многодетны (10-12 детей в семье - это не редкость) ... и узбекские жёны (большинство) работать не будут... - И многодетным семьям наше государство будет выплачивать денежное пособие , обеспечивать их медицинским обслуживанием ; строить для них и предоставлять им многокомнатное жильё ; строить для узбекских детей школы , т.к. узбеки могут потребовать преподавание школьной программы на узбекском языке и даже могут потребовать за государственный российский счёт - построить им мечети... - и тд и тд...
    - И Россия обязана будет снабдить этих "хлеборобов" с/х техникой , ГСМ , ремонтными базами , зап частями и тд и тд... - Да и большинство приехавших может и не захотеть потом пахать землю и сеять зерновые... - Поживут , "адаптируются" ... - пустят корни и подадутся в русские города - торговать ... - им родня из Узбекистана будет фрукты для продажи подвозить ; а они сами откроют магазины , базары , торговые точки , будут шаурмой торговать ; лепёшки , тандырный хлеб и прочее продавать... - Вот так...
    - Это всё - влетит России в такую "копеечку" , что мало не покажется...
    - Уж не проще ли ... - России закупать в Канаде зерно и ...и...и поставлять его узбекам ... - раз уж такая "забота" об Узбекистане вдруг обуяла Россию ???
    - Или свою - "российскую пЫшеничку" в Узбекистан поставлять ... - взять Узбекистан "на дотацию"...
  4. 0
    11 октября 2021 14:23
    Результаты работы власти в течение 20 лет. Сводят концы с концами.
  5. -2
    11 октября 2021 14:27
    Бесплатная раздача чего-либо не воспринимается как ценность, а если и воспринимается то как средство потребления и спекулятивный ресурс.
    Земля ничем не отличается от прочих производительных сил - недра, орудия труда, технологии, человеки, которые являются предметом купли-продажи и извлечения доходов.
    Обрабатывать землю трудно, дорого и не факт что затраты окупятся, а потому проще продать или сдать в долгосрочную аренду лет на 99 и иметь с этого навар.
  6. +2
    11 октября 2021 14:29
    Цитата: Jacques Sekavar
    Обрабатывать землю трудно, дорого и не факт что затраты окупятся, а потому проще продать или сдать в долгосрочную аренду лет на 99 и иметь с этого навар.

    кому проще? вы за людей не решайте, что им проще
  7. -2
    11 октября 2021 15:36
    В принципе верно.

    Но для правительства одни плюсы.
    Налоги и откаты они платить будут, зато пенсию никто узбекам платить нее собирается наверняка, больницы-школы не строить, трудовые комиссии - чисто формально.

    Уже вроде писали про это.
  8. 0
    11 октября 2021 15:48
    Кто-то получил хооорошее бабло.

    - Чем торгуешь друг?
    - Родиной!
  9. +3
    12 октября 2021 07:38
    Согласен с автором!...азиаты привезут свои азиатские обычаи,а каждый азиат мечтает стать Баем
  10. -1
    12 октября 2021 08:33
    Дааааааа!Нас ждут суровые времена,зима близко и белые ходоки на подходе.Выборы прошли,те кто у кормушки их выиграли а значит и дальше пойдем тем же путем.Будет создаваться иллюзия благополучая в стране и что народ живёт счастливо и всё у нас хорошо.Вот смотрю на всё что у нас происходит и диву даёшься как всё в корне отличается что в уши барину дуют чинуши когда отчитываются и что на самом деле происходит.Просто две большие разницы.
  11. +1
    12 октября 2021 09:50
    Узбекистану могут отойти земли в Челябинской, Оренбургской и Омской областях,

    Там суровый климат. Это Вам не Кубань, не Краснодар…Всем известно как южане переносят холодный климат… Где относительное тепло с мая по сентябрь…. А что они остальные месяцы там делать будут, снежки играть? Что бы там жить и работать нужно вложить колоссальные деньги в инфраструктурные проекты. У нищего Узбекистана таких денег нет…. А кто сказал что Узбекистан будет вывозить свою продукцию из России полностью? Зная повадки наших чиновников эта продукция может составить конкуренцию нашим фермерам. В своё время СССР дал в аренду землю Китаю. Что из этого вышло! Китайцы убили землю различными химикатами, вывезли всю древесину , даже пеньки выкорчевали и увезли. До сих пор там ничего не растёт. Мнение такое , кто лоббирует передачу земель другому государству в аренду - Преступники! Которые имеют только свой шкурный интерес. Желающие нажиться на легких деньгах…
  12. а чего не сдать то? стоит земля пустая, заброшенная!
    1. 0
      13 октября 2021 11:40
      Вы голодаете? … От того что землю отдадут в аренду …. На вашем столе лишние харчи не будут.
      1. вообще-то вы правы - каждый день читаю как узбеки бьют морды русским по любому поводу, и орут, чтобы ехали в Россию. А менты им сочувствуют. Так не лучше ли Путину наладить путь миграции русских из средней Азии в Россию? А вместо земли показать братьям-узбекам фигу с маслом?
  13. +1
    12 октября 2021 14:30
    Товарищи протестанты! Прошу Вас трезво взглянуть на ситуацию в стране. Мы ВЫМИРАЕМ! Нас скоро совсем не останется. У страны нет главного ресурса - людей, а те люди что есть, совершенно не хотят работать, тем более в сельском хозяйстве. Вы посмотрите, сплошные менеджеры, промоутеры, операторы продавцы и горе-бухгалтеры, все те крестьяне что жили в деревнях перебрались в города и теперь осваивают условно новые профессии. Экономика изменилась, выросла, требует в разы больше людей, а население сократилось.

    Земля брошена, действительно брошена, у нас в Рязанской области запущено столько полей, многие уже давно превратились обратно в лес. Только последние несколько лет благодаря программе нынешнего губернатора и вливанию огромного количества денежных средств некоторые участи восстанавливаются под пахоту. А кто там работает? Русские? Единицы, потому как нет их там давно, уехали и спились, вымерли. Хотя доходы сейчас у рабочих сельского хозяйства очень даже не плохие. Ранее эти же земли можно было купить за копейки и даже совершенно бесплатно использовать, кто-нибудь это делал? НЕТ!

    Узбеки - народ трудолюбивый и все еще русскоговорящий, много современных семей учат узбеков в русских школах. Страна СССР, общее прошлое как-никак дает о себе знать. И пожалуй одна из немногих самостоятельно развивающаяся, за счет главного ресурса государства - людей. Люди и только люди создают ВВП. Для того чтобы осваивать эти земли каждому русскому, условно русскому, нужно сейчас родить по 3 ребенка и его дети должны так-же родить хотя бы по 3 внуков, тогда может быть через 49 лет у нас будет достаточно людей чтобы использовать те несчастные гектары о которых идет речь, кроме того есть еще в десятки раз больше земель которые не используются. Поэтому считаю что данная сделка не может рассматриваться как пагубная, лично я вижу только плюсы, даже в том что некоторые узбеки ассимилируются в России. Они хотя бы способны работать, рожать и кормить своих детей в отличии от очень большого количества российских "Мужчин" и "Женщин".
    1. 0
      12 октября 2021 16:11
      Ваши слова - обвинительное заключение в адрес власти, которая бездарно просидела на "кубышке" без малого 20 (!) лет.
      Эти мужчины и женщины были бы сейчас совсем другими. Не говоря уже о том, что их было бы гораздо больше.
    2. 0
      12 октября 2021 17:55
      Что касается того, чтобы "трезво взглянуть на ситуацию", то да, нужно.
      Есть однако более важные и неотложные дела, чем сдавать узбекам в аренду пустующие земли.
      Это может немного подождать.
      Нужно трезво взглянуть ситуацию с властью, с ее бездеятельностью.
      Она ведь должна народу, который ее кормит
    3. -1
      13 октября 2021 11:43
      А что вы так за узбеков впрягаетесь или вы узбек?
  14. -2
    13 октября 2021 09:48
    Цитата: Dust
    Там суровый климат. Это Вам не Кубань, не Краснодар…Всем известно как южане переносят холодный климат… Где относительное тепло с мая по сентябрь…. А что они остальные месяцы там делать будут, снежки играть? Что бы там жить и работать нужно вложить колоссальные деньги в инфраструктурные проекты. У нищего Узбекистана таких денег нет….

    Я сам живу на Южном Урале. Не надо мне сказать рассказывать про адский климат и колоссальные деньги.
    Между прочим, в нищем Узбекистане стоимость жизни выше, чем в России. Представьте себе, информация из первых рук, у меня жена неделю назад оттуда прилетела.
    1. -1
      13 октября 2021 11:49
      Между прочим, в нищем Узбекистане стоимость жизни выше, чем в России.

      Если они так сытно живут , тогда чего толпами в Россию на заработки едут? Сытые узбеки помойки не убирают… это аксиома!
  15. -1
    13 октября 2021 10:14
    Цитата: Маржецкий
    Цитата: Dust
    Там суровый климат. Это Вам не Кубань, не Краснодар…Всем известно как южане переносят холодный климат… Где относительное тепло с мая по сентябрь…. А что они остальные месяцы там делать будут, снежки играть? Что бы там жить и работать нужно вложить колоссальные деньги в инфраструктурные проекты. У нищего Узбекистана таких денег нет….

    Я сам живу на Южном Урале. Не надо мне сказать рассказывать про адский климат и колоссальные деньги.
    Между прочим, в нищем Узбекистане стоимость жизни выше, чем в России. Представьте себе, информация из первых рук, у меня жена неделю назад оттуда прилетела.

    Надо будет огласить этту радостную новость паре сотне узбеков. С утра пожалуй и оглашу. Пока мастера им разнорядку на день выдают. Наверно сразу уволятся и домой рванут.
  16. 0
    16 октября 2021 01:03
    А вот и разгадка
    Читайте на этом канале свежую статью:

    Как сообщает издание Politico, в октябре эту среднеазиатскую страну посетит делегация, состоящая из представителей Пентагона и Конгресса США. Главной темой переговоров станет размещение на территории Узбекистана (являлся членом ОДКБ до 2012 года) американских антитеррористических сил.

    https://topcor.ru/22139-v-byvshej-strane-odkb-mogut-pojavitsja-specnaz-i-udarnye-bespilotniki-ssha.html

    По настоящему плохо то, что мы расходуем свой ресурс на то, чтобы тупо отбиваться.
    Наступательная инициатива, увы, не за нами.
    Да и дурной пример другим соседям. На шею нам так теперь сядут не только узбеки.
  17. 0
    16 октября 2021 12:48
    Добавлю еще.
    Как я уже писал в своих комментариях, по реальной активности и успешности нашей внешней политики, судят о будущем России, как региональной сверхдержавы.
    Судят по итоговому вектору развития. Идет ли он вверх, или вниз.
    Наступление Запада на нас, также очевидно, как и наше отступление с прежних позиций.
    Инициатива прочно удерживается нашим противником. Как говорят полководцы: “так проигрываются войны”.
    Наше ближнее окружение внимательно отслеживает направление вектора.
    Отсюда происходящая переориентация Узбекистана и некоторых других стран, на американцев.
    Попытка “купить” дружбу в этих условиях расточительна и бесполезна.
    Необходимо “ломать” ситуацию, "ломать” наш собственный вектор вверх.
    Навязывать инициативу противнику, хот бы по образцу операций ”Анадырь” и ”Тюльпан” проведенных СССР в 1962 году.
    Даже если это сопряжено с немалым геополитическим риском.
    Вектор идущий вниз – это 100% гарантия гибели страны в недалеком будущем.
  18. Комментарий был удален.
  19. 0
    17 октября 2021 05:50
    Боже какой позор!!!! Все предки в гробах переворачиваются от Путинского правления!!!!!!! Ресурсы отдает ,братские народы растерял ,в собственной стране люди нищие и униженные постоянно терроризируемые кавказцами , вместо то того что бы патрулировать улицы городов от обнаглевших мусульман ОН войско отправил за тридевять земель ну чисто " Иван Васильевич меняет профессию" ,интересно чем же все это закончится!!??