России нельзя доверять США в их попытках восстановить отношения
До тех пор, пока Джо Байден остается главой США, администрация американского президента не будет вводить новые санкции в отношении «Северного потока-2» по представительству Конгресса. Об этом 12 октября со ссылкой на источники сообщило авторитетное американское издание Politico. В статье, посвященной разногласиям между Белым домом и влиятельным республиканским сенатором Тедом Крузом, говорится о том, что последний требует от исполнительных властей США немедленного введения «предписанных Конгрессом» ограничений, в то время как те принципиально не желают вводить новые рестрикции.
Также в издании отмечается содержание разговора между помощником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном и Тедом Крузом:
Салливан спросил у сенатора-республиканца, будет ли он готов продвинуться вперед в утверждении кандидатур, а Круз ответил, что администрация Байдена, согласно закону, должна ввести санкции (против «Северного потока-2»). Однако администрация Байдена четко дала понять, что во время его президентства санкции введены не будут.
В результате Круз, пытаясь добиться своего, блокирует утверждение кандидатов, выдвинутых Байденом на ряд позиций в администрации. Источники Politico сообщают, что повисшими в воздухе оказались назначения более чем двадцати чиновников, выдвинутых на дипломатические посты, включая также и будущих послов в нескольких зарубежных странах. Подобное положение дел вызывает беспокойство у сотрудников администрации Байдена, считающих, что данная ситуация может негативно сказаться на геополитических позициях США.
США не хотят «злить» Россию?
Сенсационным в данной ситуации является то, что едва ли не впервые за последние семь лет Вашингтон не устанавливает новые антироссийские санкции, а напротив — отказывается от их введения. Причем принципиальное решение об этом исходит не от каких-то полумаргинальных политических деятелей, но от самой вершины американской властной вертикали — президента. И это при том что о достижении российско-американскими отношениями нуля в последние годы не говорил разве что ленивый. Высылка дипломатов, санкции, агрессивная риторика — Вашингтон всеми силами пытался продемонстрировать, что Россия является его ключевым внешнеполитическим противником. Впрочем, один плюс у «нулевых» отношений между странами все же существует — при смене лидера, (Трампа на Байдена) порой от них может быть проще отталкиваться.
В контексте этого нельзя не отметить трехдневный визит заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд в Россию, прошедший 11-13 октября и получивший в целом положительную оценку обеих сторон. В Москве Нуланд встречалась с замглавами МИДа (Сергеем Рябковым) и Минобороны (Александром Фоминым), а также с заместителем руководителя администрации Президента Дмитрием Козаком и помощником Президента Юрием Ушаковым. По словам ее российского коллеги Рябкова, среди международных тем была на переднем плане проблематика стратегической стабильности и перспективы продолжения работы в этой сфере. При этом пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, характеризуя визит Нуланд, отметил, что подобные контакты своевременны и необходимы. Официальный представитель Белого дома Джен Псаки же в свою очередь отметила, что в ходе визита Нуланд состоялось несколько довольно конструктивных и продуктивных» встреч.
Однако важнейшим сигналом на фоне текущей геополитической ситуации можно назвать слова Президента РФ Владимира Путина, выступавшего 13 октября в рамках пленарного заседания Российской энергетической недели:
В целом у меня рабочие, на мой взгляд, устойчивые отношения сложились с президентом Байденом. (...) Так что (у России) вполне конструктивные отношения с действующей (американской) администрацией.
Очевидно, что о восстановлении российско-американских отношений речь пока не идет ни с одной из сторон, однако какие-то наметки к началу разморозки двустороннего взаимодействия уже наблюдаются. Причем исходят они именно от лидеров стран. По-видимому, свою роль все же сыграла очная встреча, прошедшая этим летом между Владимиром Путиным и Джо Байденом в Женеве
Тем не менее не стоит обманываться действиями американской стороны. Приезд Нуланд был важен скорее для самого Вашингтона, а нежелание вводить новые санкции в целом продиктовано пониманием того, что «Северный поток-2» уже достроен, и попытка остановить его введение в эксплуатацию со стороны США может быть неверно истолкована европейскими партнерами. Брюссель все же ясно дал понять Вашингтону, что считает «газопроводный вопрос» своим внутренним делом. Конечно, евробюрократы сейчас сами задерживают его ввод в эксплуатацию, однако, учитывая разгорающийся в Европе энергетический кризис, это вряд ли продлится долго и выглядит скорее попыткой выторговать более выгодные для ЕС условия эксплуатации «Северного потока-2».
Безусловно, в таких условиях «злить» российскую сторону новыми санкциями было бы не просто не нужно, но и контрпродуктивно. Тем более, что часть американского истеблишмента сейчас действительно задумывается о налаживании отношений с Москвой. Хотя причина этого лежит отнюдь не в плоскости двусторонних отношений. Причина этого — усиленно развивающийся Китай.
Китайский фактор российско-американских отношений
Сегодня далеко не новость, что Вашингтон пытается любой ценой ослабить КНР, официально объявленную одним из главных противников США наравне с Россией. Тот факт, что коммунистический Китай стал первой экономикой мира по объемам ВВП (ППС), обогнав капиталистические США, безусловно ставит перед американским руководством серьезные экзистенциальные вопросы. А осознание того, что решить вопрос чересчур ускоренного, по мнению США, развития Китая одними лишь экономическими методами не удастся лишь добавляет ситуации остроты.
Первую серьезную попытку остановить Китай США предприняли еще в 2018-м — в ходе президентства Дональда Трампа, развязавшего масштабную торговую войну с Поднебесной. Сумма товаров, обложенных дополнительными пошлинами с американской стороны составила сотни миллиардов долларов. Китай, как и следовало ожидать, ответил зеркально. Результат — менее двух лет спустя, уже в январе 2020-го, Трамп и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ поставили подписи под новым торговым соглашением, урегулировавшим значительную часть двусторонних споров. Проще говоря, США начинают и проигрывают.
При этом Вашингтон, не сумевший решить проблему излюбленным путем пошлин и санкций, прекрасно понимает, что время работает против него. Ведь разрыв между американской и китайской экономикой не просто не сокращается, а напротив — растет. Так, темпы роста ВВП Китая в допандемийном 2019-м составляли 6%. У США за тот же период почти в три раза меньше — 2,3%. Причем мировой кризис лишь подтвердил данную статистику. В первом квартале 2021 года темпы роста ВВП Китая составили 18,3% в годовом выражении. Аналогичный показатель США равнялся куда более скромным 6,3%.
Таким образом, нет никаких предпосылок для того, чтобы привычная для США роль первой экономики мира, впервые потерянная еще в 2014 году, была ими возвращена. При этом повлиять на Китай напрямую иными методами практически невозможно — у страны есть мощная армия, да и к тому же ядерное оружие. Конечно, США все же делают попытки усилить свои позиции вокруг его границ, создав, к примеру, новый военный блок AUKUS совместно с Британией и Австралией, однако пока что это скорее мера имиджевого характера. На геополитическом положении Китая, усиливающемся, как это обычно и бывает, вслед за экономикой, она вряд ли отразится в ближайшее время. Особенно учитывая, что на строительство и постановку на боевое дежурство первых австралийских атомных подлодок уйдут годы. И именно это и беспокоит США больше всего. Ведь ситуация, в которой Китай и Россия потенциально могут объединить свои усилия в борьбе с ними, может слишком дорого обойтись Вашингтону.
Выводы
Сегодня США оказываются на пороге конца эры однополярного мира. Ведь чем сильнее становятся Россия, Китай и Евросоюз тем больше сужается поле геополитического влияния Америки. И если ЕС пока что считается американским союзником, то отношения с Россией и Китаем стараниями Вашингтона были существенно подпорчены в последние годы, причем практически одновременно. Прекрасно, осознавая, что у Москвы и Пекина и без того всегда были хорошие отношения, Вашингтон опасается, что извечная концепция «враг моего врага — мой друг» может привести к дальнейшему расширению российско-китайского сотрудничества, которое вполне может развернуться в сторону борьбы с избыточным американским влиянием на международной арене.
Таким образом, России нужно понимать, что мотивация робких попыток Вашингтона по сглаживанию острых углов в рамках двустороннего взаимодействия лежит в области иных геополитических интересов США. Все мы помним символическую «перезагрузку» отношений Москвы и Вашингтона образца 2009 года, который в действительности оказалась «перегрузкой». Так что ожидать, что американская сторона изменит свою реальную позицию по России в ближайшие годы было бы по меньшей мере наивно. А вот притвориться, что отношения налаживаются, и попытаться отдалить Москву и Пекин друг от друга — это вполне в ее духе.
Информация