«Восток Ойл» на Таймыре: «блажь» русских или адекватный ответ на «декарбонизацию»?
«Декарбонизация» экономики в последние несколько лет стала главным мировым трендом. Ведущие державы готовятся к планомерному снижению потребления нефти и газа, заменяя их на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Пока что выходит не очень хорошо, но установку на «озеленение» никто отменять не собирается. На этом фоне «Роснефть» открывает на Крайнем Севере проект по добыче нефти «Восток Ойл» общей стоимостью в 10 триллионов рублей. Что это, какая-то «блажь» русских, неадекватно оценивающих ситуацию? Если так, то почему в него активно вкладывают миллиарды долларов крупные западные инвесторы?
О том, что глобальные перемены на нефтяном рынке неизбежны, почти синхронно сообщили в своих аналитических докладах британская нефтяная компания BP, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), а также Международное энергетическое агентство (МЭА). Они расходятся в деталях, но едины в убежденности, что снижение потребления «черного золота» неминуемо.
Так, например, уже к 2025 году снижение спроса на нефть в сфере транспорта в США составит 7%, в Европейском союзе - 9%, а в Японии – все 13%. В американской промышленности снижение потребления нефти составит 24%, в европейской – 4%, а в жилищной сфере это будут 24% и 27%, соответственно. Также произойдет смена лидера в Юго-Восточной Азии. Если раньше крупнейшим импортером нефти был Китай, то вскоре его место займет Индия. Прогнозируется, что ежегодно китайская экономика будет сокращать потребление нефти на 1,4% и 2,6% в сфере промышленности и в жилищном секторе, соответственно. Зато Нью-Дели, напротив, будет его наращивать на 1,3% и 1,7% ежегодно.
Таким образом, трансформация глобального энергетического рынка неизбежна. Однако она не означает полного отказа от использования ископаемого топлива. Ведущие державы, вроде США, Китая, Японии, стран Евросоюза, действительно могут осуществить энергопереход в сторону ВИЭ, но и они не смогут обойтись без нефти. Так, например, очевидно, что Китай сохранит свою нефтехимическую отрасль, которая по всем прогнозам будет требовать сырья не меньше, чем раньше, а то и больше. То же можно сказать и о конкурентах Поднебесной. При этом их место в качестве основных потребителей «черного золота» будут занимать догоняющие, вроде Индии и других.
Если взглянуть на ситуацию под таким углом, то проект «Роснефти» перестает казаться какой-то наивной блажью. Напротив, «Восток Ойл» отвечает всем требованиям времени: он логистически удобен, его нефть относится к категории «зеленой», а эмиссия углекислого газа при ее добыче будет на рекордно низком уровне. Давайте внимательнее посмотрим на эту новую нефтегазовую провинцию России в арктическом регионе.
Во-первых, что касается транспортной доступности, то «Восток Ойл» весьма удачно расположен. Да, это очень далеко от обитаемых земель на севере Красноярского края, но прокладка трубопроводов от месторождений к побережью позволит поставлять нефть и сжиженный природный газ танкерами по Северному морскому пути сразу в обоих направлениях, в Европу и Азию. На Таймыре будет построен морской порт пропускной мощностью в 115 миллионов тонн. Всего же в Арктике возведут 15 промысловых поселков, 2 аэродрома, а также тысячи километров трубопроводов и электросетевого хозяйства. Благодаря «Восток Ойл», Россия получит обжитой форпост в этом стратегически важном регионе.
Во-вторых, арктическая нефть обладает необычайно высоким качеством. Содержание серы в ней настолько низкое, что ее тоже называют по аналогии с американской сланцевой нефтью «легкой и сладкой». Содержание примесей серы в ней составляет всего 0,01 — 0,04% против 1,8% у сорта Urals. Для ее переработки нет необходимости даже в специальном дооборудовании по отделению серы, при этом сократится количество выбрасываемых вредных газов. Это позволяет отнести российскую продукцию к категории «зеленой» нефти. С учетом газового конденсата, совокупные подтвержденные запасы месторождений оцениваются в 44 миллиарда баррелей. Несомненно, нефть такого качества, которое выше, чем у эталонной марки Brent, будет востребована даже при общем тренде на снижение ископаемого топлива. Нефть нефти рознь.
В-третьих, так называемый «углеродный след» при добыче российской нефти будет заметно ниже, чем у конкурирующих проектов. Весь попутный газ будет утилизироваться и сжигаться, превращаясь в электроэнергию, которая пойдет на нужды производства и промысловых поселков. Также свой вклад в обеспечение «Восток Ойл» энергией внесут ветрогенераторы. В результате при добыче одного барреля нефти объем выбрасываемого углекислого газа снизится с 50 килограммов до 12.
Получается, что амбициозный проект «Роснефти» не какой-то пережиток уходящей эпохи, напротив, он идет в ногу со временем. Неудивительно, что уже выстроилась очередь из желающих к нему присоединиться. Ранее долю в 10% за 7 миллиардов евро приобрел известный международный трейдер Trafigura. Теперь сообщается о закрытии сделки по приобретению еще 5% от этого нефтегазового проекта консорциумом компаний Vitol и Mercantile & Maritime Energy. Как видно, люди, которые глубоко в теме, пока что не спешат совсем уж хоронить нефть.
Информация