Объединение российских «зеленых киловатт» и китайских технологий даст новый альянс против США

8

Разгорающийся мировой энергетический кризис представляет собой серьезнейший вызов современной Российской Федерации. С одной стороны, бюджет вновь получает сверхдоходы от продажи нефти и газа за рубеж. С другой стороны, буквально через несколько месяцев ожидается начало «экспорта инфляции» из развитых стран, где мы покупаем высокотехнологичное оборудование, технику, продукты питания и прочее. Есть ли возможность выйти из этого кризиса в очевидном выигрыше? Давайте подумаем.

Нынешнюю экономическую политику российского правительства сложно назвать адекватной. Получая сверхдоходы от экспорта углеводородного сырья, власти предпочитают прятать их в «заначку», выводя из оборота. Размеры международных золотовалютных резервов превысили 618 миллиардов долларов, и мы занимаем по этому показателю пятое место в мировом рейтинге. Много это или мало? Вроде бы, и много, но уже подсчитано, что в случае потери Россией всех ее нефтегазовых доходов, этой суммы хватит всего лишь на 19 месяцев. То есть, полтора года протянем, а потом что? На какое чудо уповают Минфин и ЦБ РФ?



При этом неуклонно растет внутренняя инфляция, которая к концу 2021 года должна составить порядка 7-8%. Неофициальная инфляция значительно выше, если посмотреть, например, на рост цен на продукты питания. Это объясняется тем, что при подсчетах учитывают множество показателей, и потому итоговый результат получается усредненным. Вдобавок ко внутренней к нам вскоре придет «импортная инфляция». Под ней подразумевается рост стоимости зарубежной продукции, которая производится в условиях аномально дорогих газа и электроэнергии. Иначе говоря, простым потребителям придется оплатить мировой энергетический кризис из своего кармана. Вероятнее всего, бороться с инфляцией ФРС США и Центробанки других стран будут за счет повышения ставки, что тоже малоприятно. Для России, в частности, это означает отток иностранного капитала, девальвацию рубля, ухудшение условий финансовых заимствований и внешней торговли.

В общем, перспективы так себе. Но можно ли хоть как-то изменить, а то и вовсе переломить данный негативный тренд, вызванный слабостью и однобокостью российской экономики, зависящей от внешних игроков?

Китайский опыт


Сегодня уже не Россия, а Китай является главным противником США. В свое время американские глобалисты недальновидно раскормили «китайского дракона» так, что он стал реальным конкурентом «гегемона». В качестве слагаемых успеха Поднебесной обычно называют такие факторы, как огромное количество дешевой рабочей силы, заниженный курс юаня, выгодный для экспортной модели экономики, а также принцип «технологии в обмен на доступ к рынку», ну, и, конечно, непосредственно иностранные инвестиции. Видимо, предполагалось, что Запад сможет сдерживать КНР в роли «мировой мастерской», которой отданы лишь части производственных цепочек, но Пекин пошел дальше своим путем.

Была сформулирована амбициозная программа Made In China 2025. Согласно ей, Китай должен был стать мировым лидером в таких высокотехнологичных отраслях, как: робототехника, информационные технологии нового поколения, авиационное и аэрокосмическое оборудование, морское оборудование и высокотехнологичные корабли, железнодорожный транспорт, новые энергоносители и энергосберегающие транспортные средства, энергетическое и сельскохозяйственное оборудование, биофарма и высокотехнологичные медицинские приборы, а также новые материалы. Замах гигантский. От стратегии «Сделано в Китае» Пекин намеревался перейти к стратегии «Создано в Китае», а это две большие разницы.

И это не могло не вызвать ответной реакции со стороны коллективного Запада. Принято отсчитывать начало торговой войны между США и КНР с ее объявлением президентством Дональдом Трампом в 2018 году. При нем была озвучена цель перевода иностранного производства из Китая обратно в Соединенные Штаты и в другие страны Юго-Восточной Азии. Стоимость подобной программы оценивается в 1 триллион долларов. Место Поднебесной начали занимать Вьетнам, Индонезия, Индия, Мексика. Помимо ослабления конкурента через принудительную «деиндустриализацию», Вашингтон очевидно начал давить на него по иным направлениям. Так, неожиданно стали возникать препоны при реализации инфраструктурного проекта «Нового шелкового пути» из Азии в Европу. В странах, богатых природными ресурсами, куда Китай инвестировал большие средства, начали происходить перевороты.

Налицо явный курс на экономическое удушение и ослабление КНР. Поскольку Пекин достиг немалых результатов в развитии внутреннего потребительского рынка, полностью и тем паче одномоментно обрушить Китай не получится. Однако невидимая «Анаконда» уже начала обвивать Поднебесную: тут потеряет, здесь что-то не получится, там не срастется, а в итоге общий накопленный экономический ущерб может оказаться очень высоким. Это дает нам основания сделать вывод, что хорошие времена для Китая закончились, и начались суровые будни его собственной «Холодной войны» с коллективным Западом со всеми вытекающими последствиями в виде постепенного ухудшения социально-экономических показателей и в перспективе – роста политической нестабильности.

А что Россия?


Вернемся к нашим баранам. Основными проблемами российской экономики являются общая деиндустриализация, невеликий внутренний потребительский рынок, а также тотальная зависимость от экспорта сырья и импорта готовой высокотехнологичной продукции. При адекватном подходе можно попробовать их разрешить.

Во-первых, не будем забывать, что у нас на постсоветском пространстве имеется свой собственный интеграционный проект – Евразийский экономический союз, созданный на основе Таможенного союза. Помимо России и Белоруссии, в него входят Армения, Киргизия и Казахстан. Общая численность его населения составляет 184 миллиона человек. Скажем прямо, до оптимальной численности в 400-500 миллионов человек еще очень далеко. Однако есть перспективы дальнейшего расширения ЕАЭС.

Так, о возможности вступления недавно заявил Иран с его 83,99 миллиона человек населения и богатейшими запасами углеводородного сырья. Поднимался вопрос о присоединении к экономическому союзу Сирии с ее 17,5 миллиона населения и удобнейшим стратегическим положением в Восточном Средиземноморье. Статус наблюдателя в ЕАЭС имеют Узбекистан (34,23 миллиона человек), Молдавия (2,6 миллиона) и Куба (11,33 миллиона человек). Это без малого еще 150 миллионов потенциальных потребителей, что дает в сумме что-то около 333,6 миллиона человек в едином экономическом пространстве. Если добавить к ним другие бывшие советские среднеазиатские республики и Украину хотя бы по левому берегу Днепра (а этот вопрос когда-нибудь придется решать), то ЕАЭС сможет представлять собой нечто достаточно серьезное.

Во-вторых, Россия может и должна играть в этом объединении ведущую роль, и не только за счет экспорта углеводородов и прочего сырья. Вернемся к Китаю с его проблемами. Из-за начала политики удушения Западом в кольцах «Анаконды» экономика КНР неминуемо начнет проседать год от года. Следовательно, принципиальным вопросом для нее станет сохранение рынков сбыта и поставщиков сырья. И тут Россия могла бы сыграть свою собственную игру. Целесообразным будет отказаться от закупок готовой продукции из КНР с требованием локализации ее производства в нашей стране. Не покупать станки и оборудование, автомобили и ноутбуки со смартфонами, а вместо этого открывать совместные предприятия по их производству с последующей реализацией на рынке Евразийского экономического союза. По сути это означает реиндустриализацию, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы.

Нашим конкурентным преимуществом может стать развитие так называемой «зеленой» энергетики. Гигантские просторы страны позволяют ставить ветропарки и оффшорные ветрогенераторы в любых количествах. Биогазовые электростанции возможно организовать на базе любого канализационного коллектора, крупной животноводческой фермы или мусорного полигона. Также у нас есть все необходимое для развития водородной энергетики. Соединив российские «зеленые киловатты» и китайские технологии, Москва и Пекин могут сформировать естественный и взаимовыгодный антиамериканский альянс.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    19 октября 2021 14:21
    Всё что вы написали правильно, но этого, при Путине, никогда не будет! Просто потому, что сейчас и так, всё всех устраивает.

    Не покупать станки и оборудование, автомобили и ноутбуки со смартфонами, а вместо этого открывать совместные предприятия по их производству с последующей реализацией на рынке Евразийского экономического союза.

    И как вы это себе представляете, когда Чубайс, Кудрин, Силуанов во власти? Сперва надо убрать бездарей и откровенных вредителей из власти, а потом и по мечтать можно.
  2. 0
    19 октября 2021 16:50
    Это все нереально.
    Китай и так под санкциями почти всю жизнь, выкрутится, с его большим опытом и диаспорами.
    И мы сами им все и продавали/продадим. Лес, газ, металл и т.п.

    Китай не вкладывал и не вложит деньги в "прожекты". Нафиг надо конкупрентов развивать.
    Ихние власти некоторым Едросам и руки не подают на встречах. И видят пример "прожектов", например, с Индией.

    Пока только неоколониальный альянс
    1. 0
      20 октября 2021 06:30
      Китай под какими конкретно санкциями всю жизнь? Сразу видно, что вы в теме и знаете, о чем пишете.
      1. -1
        20 октября 2021 09:38
        Вам помесячную таблицу? не смешите, не искал.
        А Сми без конца ранее, с древних годов писали - сша тото-тото ввели к китаю.
        И сейчас он входит в 31 страну под санкциями США - прям вчера встретил ролик
        1. 0
          20 октября 2021 11:59
          США выкормили экономику КНР. Теперь душат, но это теперь, а не раньше, отсюда и санкции.
          Вы причину со следствием местами не путайте. И не смешите своими комментами.
          1. 0
            20 октября 2021 14:53
            Не смешите. Вот наложили США санкции за раздавленных студентов, но это не помешало яблоку там свои айфоны делать, да ширпотреб по миру поставлять... Китай выкрутился.

            Санкции ЮСА к РФ также не мешают здесь гордо писать - экспорт нефти РФ в ЮСА достиг рекордной точки...
  3. +3
    19 октября 2021 19:33
    1. Сверхдоходов на фоне энергетического кризиса РФ не получает потому, как объяснял на энергетическом форуме В.В.Путин, что осуществляет поставки по долгосрочным контрактам на базе привязки к нефтяным ценам и приводил пример неметчины, которая платит по 250-300 долларов против рыночных 1250.
    Потому доходы от продажи углеводородов в рамках запланированных, может немного больше за счёт продажи какой то части по рыночным, т.е. спекулятивным, ценам – надо же подстраховаться и хотя бы окупить затраты на северные потоки в случае их Не сертификации Украиной или Польшей, козней европейских и сшасовских “партнёров”.

    2. Поступательное развитие КНР идёт в ногу с намеченными планами переориентации экспортно-ориентированной экономики на внутренний рынок, программа Made In China 2025, строительство общества среднего достатка, переход к этапу создания современной экономики к 2049 году и других проектов, включая космические.
    Всё это делается под руководством Коммунистической партии, юбилей которой широко отмечался в Китае и дает основания полагать, что КНР выполнит все намеченные планы как бы “демократы” этому не препятствовали.

    3. Деиндустриализация, тотальная зависимость от экспорта сырья и импорта готовой высокотехнологичной продукции – мечта “демократа”.
    Импортозамещение предусматривает технологическую независимость, в рамках которой модернизируются старые и строятся новые высокотехнологические производственные мощности, о которых можно судить по качеству продукции военно-промышленного комплекса, происходит постепенное снижение зависимости от экспорта углеводородов с 80% до сегодняшних 30%.
    ЕАЭС – платформа сотрудничества постсоветских государств, а сопряжение с ОДКБ и программой НШП открывает большие перспективы.
  4. +1
    20 октября 2021 12:02
    Цитата: Сергей Латышев
    Китай не вкладывал и не вложит деньги в "прожекты". Нафиг надо конкупрентов развивать.
    Ихние власти некоторым Едросам и руки не подают на встречах. И видят пример "прожектов", например, с Индией.

    А кто их спрашивать будет? Главное в капсистеме - право доступа на рынок сбыта. Мы свои рынки открыли всем желающим, спасибо либералам. Если их закрыть и установить требование по локализации и работе через СП, то куда китайцы денутся? Терять рынок сбыта никто не захочет, особенно в условиях торговой войны с США.
    Если же собрать под крылом России в рамках ЕАЭС большой рынок сбыта, китайцы будут вынуждены работать по нашим правилам.