Кремль: Без согласия Москвы Транскаспийского газопровода не будет
Всего несколько дней прошло с момента подписания пятью прикаспийскими государствами Конвенции о разделе этого уникального водоема со всеми его ресурсами. Это событие по праву считается настоящим прорывом в урегулировании территориального спора, возникшего после распада СССР.
Раздел Каспия имеет целый ряд аспектов: политический, экономический и военный. Накануне мы рассказывали, чего смогла добиться Россия подписанием Конвенции в военном отношении. Москва получила гарантии того, что на Каспийском море не будет ни натовских, ни китайских боевых кораблей, бороздить его акваторию смогут только флоты пяти прикаспийских государств. Благодаря этому, Каспийская флотилия ВМФ России получила прекрасный плацдарм для возможности нанесения ударов крылатыми ракетами «Калибр» по американским военным базам в регионе Персидского залива, Красного и Средиземного морей, а также Ближнего Востока в случае возникновения такой необходимости. Это объективно можно считать большим достижением в области обеспечения национальной безопасности России.
Теперь пора внимательно рассмотреть и экономическую сторону раздела Каспия. Длительное время Москва сама была против предлагаемых вариантов урегулирования территориального вопроса, поскольку они предполагали возможность строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан в обход России. Почему же Кремль пренебрег в кои-то веки интересами «Газпрома»?
Как известно, активно реализуется так называемый Южный газовый коридор, который предусматривает строительство газопровода из Азербайджана через Турцию в страны Южной Европы. Все это происходит без участия Российской Федерации и не вызывает ни малейшего энтузиазма у нее, поскольку означает появление дополнительной конкуренции на европейском газовом рынке. Транскаспийский газопровод, берущий начало в городе Туркменбашы, должен присоединиться к Южному газовому коридору в азербайджанской столице Баку. Длина трубы может составить 300 километров, максимальная мощность – 30 миллиардов кубометров туркменского газа в год. Очередной трубопровод оценивается в 5 миллиардов долларов. Есть сведения, что и Астана заинтересована в том, чтобы подключиться к газопроводу и стать конкурентом Москвы на рынке «голубого топлива» в Европе.
Стоит ли удивляться, что неожиданная сговорчивость Кремля стала приятным сюрпризом для бывших советских республик:
Однако российский посол Игорь Братчиков умерил пыл продавцов газа:
Действительно. Существует Конвенция о защите морской среды Каспия. Если, например, Королевство Дания выступает против строительства «Северного-потока-2» из экологических соображений, то почему Россия не должна встать на защиту уникального водоема?
Раздел Каспия имеет целый ряд аспектов: политический, экономический и военный. Накануне мы рассказывали, чего смогла добиться Россия подписанием Конвенции в военном отношении. Москва получила гарантии того, что на Каспийском море не будет ни натовских, ни китайских боевых кораблей, бороздить его акваторию смогут только флоты пяти прикаспийских государств. Благодаря этому, Каспийская флотилия ВМФ России получила прекрасный плацдарм для возможности нанесения ударов крылатыми ракетами «Калибр» по американским военным базам в регионе Персидского залива, Красного и Средиземного морей, а также Ближнего Востока в случае возникновения такой необходимости. Это объективно можно считать большим достижением в области обеспечения национальной безопасности России.
Теперь пора внимательно рассмотреть и экономическую сторону раздела Каспия. Длительное время Москва сама была против предлагаемых вариантов урегулирования территориального вопроса, поскольку они предполагали возможность строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан в обход России. Почему же Кремль пренебрег в кои-то веки интересами «Газпрома»?
Как известно, активно реализуется так называемый Южный газовый коридор, который предусматривает строительство газопровода из Азербайджана через Турцию в страны Южной Европы. Все это происходит без участия Российской Федерации и не вызывает ни малейшего энтузиазма у нее, поскольку означает появление дополнительной конкуренции на европейском газовом рынке. Транскаспийский газопровод, берущий начало в городе Туркменбашы, должен присоединиться к Южному газовому коридору в азербайджанской столице Баку. Длина трубы может составить 300 километров, максимальная мощность – 30 миллиардов кубометров туркменского газа в год. Очередной трубопровод оценивается в 5 миллиардов долларов. Есть сведения, что и Астана заинтересована в том, чтобы подключиться к газопроводу и стать конкурентом Москвы на рынке «голубого топлива» в Европе.
Стоит ли удивляться, что неожиданная сговорчивость Кремля стала приятным сюрпризом для бывших советских республик:
Конвенция уточняет, что трубопроводы — это вопрос двусторонних переговоров между странами, по территории которых они проходят
Однако российский посол Игорь Братчиков умерил пыл продавцов газа:
Когда и если появятся реальные планы строительства транскаспийских трубопроводов, любая из прикаспийских стран (...) сможет включиться в процедуру оценки возможных последствий от таких конструкций для экологии Каспия, причем еще на этапе проектирования
Действительно. Существует Конвенция о защите морской среды Каспия. Если, например, Королевство Дания выступает против строительства «Северного-потока-2» из экологических соображений, то почему Россия не должна встать на защиту уникального водоема?
Информация