Суда на подводных крыльях. Реально ли их возрождение в России?

7

Речные пассажирские суда на подводных крыльях «Валдай 45Р»

Большинство жителей стран бывшего СССР в силу возраста помнит, как много было пассажирских теплоходов на подводных крыльях на реках, морях и больших озёрах. Многие из нас плавали (или летали?) на них. Эти быстрые и удивительно грациозные машины по праву были предметом гордости советских граждан, ярким свидетельством научно-технической мощи страны «развитого социализма».

Они стали постепенно исчезать в 1990-е годы и почти полностью ушли с наших водоёмов в 2000-е. Почему так произошло и возможен ли ренессанс широкого использования судов на подводных крыльях (СПК)?



Особое место СССР в мировом строительстве и использовании СПК


Первые экспериментальные модели СПК были построены разными изобретателями в технически развитых странах ещё в конце 19 века. Но уровень науки и технологии только в 1940 – 1950-х годах позволил создать достаточно совершенные образцы.

Большая часть разработок СПК военного и гражданского назначения в разных странах пришлась на 1950 – 1970-е годы. Чаще всего эти суда производились штучно или небольшими партиями. Исключением был СССР, где гражданские СПК строились серийно.

В капиталистических странах лидерами по созданию пассажирских СПК разных классов были две компании:

– «Супрамар» (Швейцария). Было построено около 200 СПК, большинство из которых были построены по лицензии в Италии, некоторые – в Японии.
– «Боинг Марин Системз» (США). Построено около 40 единиц и несколько – по лицензии в Японии.

При этом СССР построил в общей сложности около 1300 единиц пассажирских СПК.

Главным разработчиком СПК в СССР было Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Его создатель и руководитель Ростислав Алексеев – ключевая фигура в деле создания СПК и экранопланов в Советском Союзе. Ещё во время войны он в инициативном порядке занялся разработкой катеров на подводных крыльях и сделал всё, чтобы заинтересовать этой темой руководство своего завода и правительство. Значение личности Р. Алексеева в успехе этого направления выше, чем, например, личности великого С. Королёва в успехе советской ракетной программы.


Речное скоростное пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор 120Р»

В СССР было разработано и серийно производилось множество моделей СПК с различными пассажировместимостью, скоростью, глубиной осадки и другими параметрами.

Речные советские СПК


«Ракета» – до 64 (66) пассажиров, скорость – 65 км/ч., производство – 1957 – 1975 гг.
«Метеор» – до 78 (123) пассажиров, скорость – 65 км/ч., производство – 1959 – 1999 гг.
«Буревестник» – до 150 пассажиров, скорость – 120 км/ч., в 1962 г. произведён единственный экз.
«Спутник» – до 300 пассажиров, скорость – 65 км/ч., в 1961 г. построен единственный экз.
«Беларусь» – до 40 пассажиров, скорость – 60 км/ч., производство с 1963 г.
«Полесье» – до 50 пассажиров, скорость – 65 км/ч., производство – 1983 – 1996 гг.
«Восход» – до 71 пассажиров, скорость – 65 км/ч., производство – 1973 – 1991 гг.

Морские советские СПК


«Стрела» – до 92 пассажиров, скорость – 75 км/ч., в 1961 – 1962 гг. построено 3 экз.
«Комета» – до 120 пассажиров, скорость – 57 км/ч., производство – 1964 – 1981 гг.
«Колхида» – до 120 пассажиров, скорость – 63 км/ч., производство – 1981 – 1988 гг.
«Вихрь» – до 300 пассажиров, скорость – 65 км/ч., в 1960-х построен единственный экз.
«Циклон» – до 250 пассажиров, скорость – 70 км/ч., производство – 1986 г.
«Ласточка» – до 85 пассажиров, скорость – 85 км/ч., в 1980-х построено 4 экземпляра
«Катран» – до 120 пассажиров, скорость – 63 км/ч., производство – 1988 – 1996 гг.

По сравнению, например, с американскими образцами советские СПК отличались максимальной простотой и технологичностью конструкции при достаточно высоком гидродинамическом совершенстве. Кроме того, они были очень красивы.

Советские морские и речные СПК экспортировались в десятки стран Европы, Азии и Америки. В некоторых из них они эксплуатируются до сих пор. Таким образом, СССР был не просто безусловным лидером в разработке и строительстве СПК, но единственной страной, где этот вид транспорта был по-настоящему развит.

После СССР


Протяжённость внутренних водных путей в современной России составляет более 6 тыс. километров. Советский Союз вкладывал огромные средства в их развитие. В советский период объём перевозок по озёрам, рекам и каналам увеличивался. Но поскольку другие виды транспорта развивались ещё более интенсивно, доля перевозок по внутренним водным путям в общем грузопотоке стремительно уменьшалась: с 27% в 1928 году к 1990 году она снизилась до всего 4,5%. К тому же в связи с ошибками в управлении развитием речного флота в СССР с 1960-х годов началось постоянное снижение экономической эффективности перевозок этим видом транспорта.

За крахом советской системы произошла гибель речного флота как большой системы, являвшейся частью мощного народнохозяйственного комплекса. Постсоветская экономическая парадигма не предусматривала активного участия государства в хозяйственной деятельности в целом и функционирования водного транспорта в частности. Заявлялось, что «свободный рынок» и частная собственность сами по себе отрегулируют все хозяйственные отношения и приведут к интенсивному развитию экономики страны.


Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М»

В результате произошло сильное падение объёма грузовых и пассажирских перевозок, которое в целом продолжается до сих пор. Сегодня в РФ на речной транспорт приходится менее 1% общего грузопотока. Степень загруженности водных путей России в 10 раз ниже, чем в Китае и в 30 раз ниже, чем в Германии.

После передачи речного флота в частные руки вдруг оказалось, что эксплуатация огромной части пассажирских судов нерентабельна. Особенно это относится к СПК. В настоящее время в России эксплуатируется очень немного этих судов. В основном, они используются на туристических маршрутах. Некоторые из них прошли модернизацию, в первую очередь, в части замены морально устаревших советских дизельных двигателей на импортные.

Часть судов была разрезана на металлолом, часть продана в другие страны полностью или частично (на запчасти), большое количество их находится на хранении на различных базах в России и на Украине, где они медленно умирают, стоя под открытым небом.


Развитие в РФ автобусных перевозок и личного автотранспорта, строительство и модернизация дорог за последние 1,5 десятилетия значительно снизили востребованность речных пассажирских перевозок.

Тем не менее в России на крупных водоёмах есть места, «сухой» путь к которым отсутствует или затруднён. Хотя количество таких мест постоянно уменьшается (в основном в связи с продолжающейся концентрацией населения). Для таких мест естественным образом остаётся актуальным использование водного транспорта. Суда на подводных крыльях для дальних маршрутов более удобны, так как позволяют значительно сократить время пути.
В последние годы в России была разработана целая линейка речных и морских СПК различных классов.

Речные российские СПК


«Валдай 45Р» – до 45 пассажиров, скорость – 65 км/ч., начало производства – 2017 г.
«Метеор 120Р» – до 120 пассажиров, скорость – 65 км/ч., начало производства – 2019 г.

Морские российские СПК


«Комета 120М» – до 120 пассажиров, скорость – 65 км/ч., начало производства – 2013 г.
«Циклон 250М» – до 250 пассажиров, скорость – 70 км/ч., производство не начато.


Проект пассажирского морского двухпалубного судна на подводных крыльях «Циклон 250М»

Но эти машины не вызвали ощутимого интереса ни со стороны бизнеса, ни со стороны центральных и местных властей. В течение примерно 15 последних лет в России строится всего 1-2 СПК в год.

Экономические особенности использования СПК


Преимуществом СПК перед другими судами является высокая скорость. Но за это преимущество приходится платить более высокой стоимостью их постройки и эксплуатации: они имеют более высокий расход топлива и требуют более дорогого технического обслуживания.

Экономические недостатки судов на подводных крыльях привели к тому, что они не получили сколько-нибудь широкого распространения в капиталистических государствах. Исключением являются страны, где необходима интенсивная связь между относительно близкими обитаемыми морскими островами. Поэтому морские СПК активно используются в таких странах как Греция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды. Симптоматично, что в капиталистических постсоветских государствах также не нашли значительного применения ни модернизированные, ни совершенно новые СПК.

Сегодня к вышеперечисленным факторам добавилась низкая востребованность речного транспорта. Небольшое количество маршрутов, их небольшая протяжённости и малая загруженность делают их коммерчески непривлекательными для частных предпринимателей. В СССР решения о массовом строительстве и использовании СПК принимались на уровне первых лиц государства, при этом коммерческая составляющая не была определяющей.

В будущем использование ограниченного количества СПК для связи с «глухими» населёнными пунктами на крупных реках, а также в экскурсионно-туристических целях наиболее возможно при наличии дотаций или полного содержания со стороны властей регионов.

Вывод


В капиталистических странах суда на подводных крыльях никогда широко не применялись, поскольку в силу особенностей этих машин коммерческая привлекательность их эксплуатации ограничена несколькими узкими рыночными нишами.

Повсеместно СПК использовались только в СССР и других странах с государственной экономикой. При сохранении в России существующей экономической и политической модели нет оснований считать, что данный вид транспорта может снова стать массовым.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    23 октября 2021 08:32
    Подобное уже писал когдато.
    И Автор скромно не дает ответ в конце на свой же вопрос в заголовке. Все понятно и так.
    1. 0
      24 октября 2021 14:15
      Спасибо за критическое замечание. В конце статьи добавлена фраза, которая по ошибке "выпала" из текста в процессе опубликования.
  2. +4
    23 октября 2021 18:06
    В этом году дважды воспользовался СПК (из Петергофа в Питер и из Севастополя в Ялту). И при случае повторю поездки. Хорошие воспоминания и свежие впечатления. Конечно прибыль не газпромовская у предприятий, но свою нишу занять , думаю, смогут. А суда покрупнее смогут конкурировать на переходе из Крыма в Турцию с авиацией...
  3. 0
    23 октября 2021 20:58
    Подобные обзоры время от времени входят в инете об дирижаблях, экранопланах, гидросамолетах, на воздушной подушке, тримаранах и прочем. Иногда реально указывается, что неконкурентоспособны вне ниши, иногда обещалки: вот-вот всех переможит....

    Здесь перечисленны данные о реальном состоянии и моделях выпуска, что огроменный плюс
  4. 0
    25 октября 2021 09:53
    Как всегда - дайте дотации !
    Эти суда имеют очень ограниченное применение в связи с большими расходами на эксплуатацию. Экономически не оправдано использование этих судов ради экономии 1-2 часов на длинных маршрутах, по сравнению с обычными судами.
    Кто за это будет платить ?
    Пассажир, только если это отпускник на курорте. Не более того. Все остальные считают свои деньги. Выпуск ради выпуска ?
  5. 0
    22 ноября 2021 11:13
    Ув. Автор, с болью в сердце должен с вами согласиться, ренессанса спк не будет. Возможно будут заказы на определенное количество судов, но они будет экономически обоснованы, что не позволяет говорить о массовом серийном производстве.
  6. 0
    22 января 2022 21:00
    Лучше бы восстановили в первую очередь речные и морские каботажные теплоходы (трамвайчики) А то уже задел советский в виде проектов 10110 и 1430 кончается. Не говоря уж о других проектах речных.