Скидка 50% на украинский транзит: Запад начал игру на повышение
Невероятно, но факт. Украина сама предложила «агрессивной» России огромнейшую скидку на транзит газа через свою территорию. Если верить словам президента Зеленского, давшего интервью информационно-аналитическому агентству Bloomberg, размер скидки может составить 50%. Что же заставило Владимира Александровича пойти навстречу «Газпрому» и, самое главное, воспользуется ли отечественный монополист столь щедрым предложением?
Обращают на себя внимание формулировки, использованные украинским президентом:
Хотел бы подчеркнуть — я уверен, если мы не сделаем этого прямо сейчас, потери Европы этой зимой будут огромными. Только быстрый скоординированный ответ поможет остановить кризис.
Создается впечатление, что Владимира Зеленского больше всего волнуют проблемы старших партнеров из Европейского союза, по отношению к которому он пытается выставить себя чуть ли не благодетелем и заступником, что в ущерб бюджету своей страны готов поступиться своими моральными принципами, национальной гордостью, гарантированными транзитными доходами и пойти навстречу «агрессору и оккупанту». На самом деле все, конечно, не совсем так.
Несомненно, что Украина сама больше всех сегодня заинтересована в увеличении транзита газа через свою территорию. Внутренней добычи газа для удовлетворения собственных нужд ей не хватает, а от прямой закупки у «Газпрома» Киев по политическим мотивам отказался еще в 2015 году. Вместо этого Незалежная перешла на схему так называемого виртуального реверса, когда она по-прежнему отбирает из магистральной трубы российский газ, но формально покупает его у европейских соседей. Естественно, с приличной посреднической накруткой со стороны Польши, Венгрии и Словакии.
Однако сегодня в Евросоюзе образовался настоящий дефицит газа, а цены на «голубое топливо» и электроэнергию таковы, что продолжение покупки энергоносителей по таким аномально высоким ценам означает гарантированную ликвидацию остатков украинской промышленности, а значит, рост безработицы и социального напряжения в стране. И это даже еще не пришла зима, и не наступили морозы!
С другой стороны, намек президента Зеленского на некие «скоординированные действия» может свидетельствовать о том, что к «прогибу» перед Москвой его также активно подтолкнули европейские партнеры. Очевидно, что стоящий за Украиной Запад начал игру на повышение ставок.
Вспомним, что главным аргументом «Газпрома» против повышения объемов поставок газа через украинскою ГТС в Европейский союз было то, что он действует строго в рамках подписанного транзитного соглашения, согласно которому до конца 2021 года должен прокачать всего 40 миллиардов кубометров. И ни кубометром больше! Почему так? Потому, что по этому 5-летнему соглашению «Газпром» должен платить Киеву по повышенному тарифу за все, что свыше оговоренных 40 миллиардов кубов, а это коммерчески невыгодно. Для увеличения объемов поставок Москва ждет от Берлина и Брюсселя разрешения на ввод в строй газопровода «Северный поток-2», где такой кабалы нет. Как говорится, утром сертификат, вечером дополнительный газ.
И что мы видим? Евросоюз через своего «петрушку» Владимира Зеленского предлагает России скидку в размере 50% на сверхнормативные объемы транзита, чтобы выбить у него из рук этот козырь и назначить именно «Газпром» крайним в грядущих разборках и выяснении, кто виноват в энергокризисе. Если отечественный монополист откажется, значит, именно он и виноват. Красиво?
Тут надо отдать должное российскому коллеге и тезке президента Владимира Зеленского Путину, который заранее «подстелил соломки», подготовив два убойных контраргумента:
Во-первых, Владимир Владимирович напомнил, что украинская ГТС десятилетиями не ремонтировалась, и сегодня степень ее изношенности местами достигает 80-85%. По его словам, если увеличить объемы прокачки, то из-за роста давления трубопровод может просто лопнуть. Соответственно, тогда об этом магистральном маршруте можно будет вообще позабыть. По словам президента Путина, максимум, насколько «Газпром» реально сможет увеличить объемы прокачки, это 10% от сегодняшнего уровня. Иначе Европейский союз может вообще лишиться украинского газотранспортного маршрута. Вот так бездействие ЕС и Киева по ремонту и содержанию ГТС в итоге обернулись против них самих.
Во-вторых, улыбку вызывает аргумент российского президента о том, что при транзите через ветхую украинскую газотранспортную систему вредных выбросов в атмосферу получается в 5,6 раза больше, чем это было бы при использовании современного «Северного потока-2». Так сказать, ткнул европейских бюрократов носом в их же экологическую повестку дня.
И Запад, и Россия очевидно начали игру на повышение ставок в борьбе за условия работы на европейском энергетическом рынке. Любопытно будет посмотреть, что в Евросоюзе придумают в следующий раз.
Информация