Брюссель предупредил: Польшу могут выгнать с позором из Евросоюза
В Евросоюзе разгорается один из крупнейших политических скандалов за все время его существования. Выступавший 19 октября на заседании Европарламента премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий обвинил Брюссель в том, что он говорит с Варшавой на языке «угроз и шантажа». Ответом ему стала жесткая критика со стороны евродепутатов. Наиболее ярким ее проявлением стало заявление главы фракции Европейской народной партии в Европарламенте Манфреда Вебера, отметившего, что позиция Моравецкого сеет смуту и раздор и ведет к ослаблению Европы. Также он подчеркнул, что подобные действия будут «благосклонно восприняты Россией» и «в особенности порадуют президента страны Владимира Путина».
Под конец евронародник Вебер и вовсе перешел к практически открытым угрозам:
Прошу вас прекратить подобное поведение и запомнить, что тот, кто отвергает ЕС как правовое сообщество, автоматически может из него выйти.
То есть, если называть вещи своими именами, руководитель крупнейшей фракции в рамках законодательной ветви власти ЕС пригрозил Польше тем, что ее просто выбросят из состава Союза. Причем сделают в довольно унизительной форме – «автоматически», без особых церемоний.
Польша и ЕС: утомительная история
Польское руководство уже давно утомило евробюрократов. Годами получающая больше всех остальных стран из бюджета ЕС Варшава не просто не стремится к проявлению благодарности, ну, или хотя бы банального уважения к Брюсселю, но и напротив, делает все, чтобы максимально обострить отношения с европейской столицей. Сперва польские власти начали судебную реформу, которая, по мнению европейских чиновников, нарушила принцип разделения властей. А затем — начали возмущаться решением Евросоюза увязать предоставление субсидий с соблюдением «норм, ценностей и принципов правового государства» (а у Варшавы, по мнению ЕС, с этим были серьезные проблемы).
Тем не менее как только Брюссель пригрозил отлучить мятежную страну от восстановительного фонда ЕС (в котором для Польши было зарезервировано 23 млрд евро) ситуация с бюджетом разрешилась сама собой. С бюджетом, но не польским неповиновением. Польское руководство, по-видимому, решает, что не стоит сдаваться и начинает словно бы в отместку с новой силой лоббировать принятие закона о СМИ, угрожающего ключевой декларируемой европейской ценности — свободе слова. В Брюсселе злятся, активно критикуя законопроект, Варшава же снимать законопроект отказывается, считая, что это внутреннее дело страны. Конфликт нарастает, общего мнения так и не находится.
Тем не менее закон скорее всего так и не будет принят. Но отнюдь не из-за недовольства Евросоюза. По данным источников, польские власти поменяли планы, лишь подчинившись прямому распоряжению из «высоких кабинетов Вашингтона». На аргументы политиков из структур ЕС, звучавшие все это время, им, очевидно, было наплевать.
И все же, несмотря на все это, Брюссель терпел. Терпел годами. Спесь и высокомерие, исходящие от польского руководства. Желание построить сильную и независимую «Речь Посполитую» в условиях либерального Союза. И все остальные аспекты регулярно гремящей на весь Союз внутрипольской повестки, столь слабо вяжущиеся с членством в ЕС. До поры до времени целостность Евросоюза стояла для Брюсселя превыше всего. Все же после громкого выхода Великобритании из его состава прошло слишком мало лет.
Польский правовой демарш: причины и последствия
Но вот настала осень 2021 года. В Европе энергетический кризис. Цены на природный газ поднялись в восемь раз. Поставки из России есть, проблема в собственной глупости и нежелании заключать долгосрочные контракты с Газпромом. То есть и обвинять европейским политикам кроме себя, по-хорошему, некого. Впереди холодная зима. Людям нечем топить дома. В отдельных регионах Евросоюза ожидается, что дефицит коснется не только газа, но и электроэнергии. То есть громогласно объявленный летом энергопереход не просто трещит по швам, а разваливается даже не успев начаться.
И именно в этот момент официальная Варшава решает: а не послать ли нам все законодательство Евросоюза куда подальше? Вот, закрепим приоритет национального права над европейским и заживем! Сказано — сделано. И вот уже 7 октября 2021 года Конституционный суд Польши подтверждает верховенство конституции страны над законодательством ЕС.
Если сказать, что политически это произвело эффект разорвавшейся бомбы, то это ничего не сказать. Евробюрократия просто взорвалась бешенством. Польские власти не просто выкинули очередной политический фортель, а посягнули на «святое» — фундаментальную основу существования ЕС. Приоритет законодательной базы ЕС над правовыми нормами входящих в него стран — ключевой принцип, на котором зиждется существование всего Союза. И если сделать его необязательным, как только что продемонстрировали поляки, то структуры ЕС попросту начнут терять власть над своими странами. Если сегодня можно Польше, то почему завтра нельзя остальным?
Показательно, что одной из возможных причин польского демарша может являться именно решение европейского суда. Ведь в середине сентября ЕС буквально поставил Варшаву «на счетчик», по-другому и не скажешь. Располагающийся в Люксембурге суд Евросоюза постановил обязать Польшу выплачивать штраф в размер пятисот тысяч евро в день до тех пор, пока ее предприятия не перестанут добывать уголь на шахте «Туров». Сама шахта, расположенная у границ Чехии и Германии наносила серьезный ущерб экологии, по мнению чешской стороны, конфликтующей с поляками из-за добычи угля в течение последних лет. Вероятно, с учетом сложившейся политической конъюнктуры и постановки экологии во главу угла Европейский суд внял доводам Чехии и вынес решение не в пользу Польши. Официальной Варшаве это, конечно же, не понравилось и две недели спустя она, очевидно, решила раз и навсегда установить, что ни один европейский закон (а шахту хотели закрыть именно на его основании) не может быть выше польской конституции.
С точки зрения целостности Союза, ситуация вопиющая и абсолютно недопустимая. Де-юре территория Польши уже вышла из-под прямого правоприменения европейских законов, ведь каждый из них теперь может быть оспорен в польском суде на предмет его конституционности. К примеру, вводит ЕС новые штрафы уже за другую польскую шахту, а суд в Варшаве их отменяет. Принимает Еврокомиссия какое-то общее для европейских стран решение, а Польша его игнорирует. Так что, по сути, польский демарш — это не что иное, как бомба замедленного действия, заложенная под европейскую государственность.
Выводы
По-видимому, в Брюсселе прекрасно отдают отчет в том, что только что сделало польское руководство, и именно поэтому едва ли не впервые из уст его политиков прозвучали слова о принудительном исключении страны-члена из состава ЕС. Причем важно понимать не только то, что Польше пригрозили указать на дверь, но и то, кто именно это сделал. Ведь, как отмечается в начале статьи, гневная отповедь в адрес польского премьера принадлежит не какому-то полумаргинальному политику, но плоть от плоти единой Европы — Манфреду Веберу.
Европейская народная партия — крупнейшая политическая сила Евросоюза, занимающая больше всех мест в Европарламенте. А Вебер — многолетний лидер ее фракции, трижды переизбиравшийся на свой пост и к тому же бывший одним из основных претендентов на пост Президента Еврокомиссии в 2019 году. И если настолько влиятельный политик намекает на то, что Польшу могут выгнать с позором из Евросоюза, значит об этом уже ведутся весьма серьезные дискуссии внутри европейской номенклатуры. Брюссель долго сносил выходки Варшавы, но любому терпению рано или поздно приходит конец.
В целом нельзя сказать, что это стало новостью, учитывая насколько ярко вектор современной польской политики по укреплению суверенитета резонирует с тенденцией к усилению централизации в ЕС. Скорее это выглядит проверкой всей на прочность всей концепции единой Европы. В свое время польские политики встречали выход из соцблока едва ли не аплодисментами. Сегодня же на повестку дня может встать вопрос о выходе уже из ЕС. И единственный вопрос, который возникает в данном случае: а оно того стоило? Стоило ли настолько сильно ухудшать отношения с Москвой, чтобы улучшить их с Брюсселем? Стоило ли разворачиваться в сторону коллективного Запада? Стоило ли становится вассалом США? И, наконец, есть ли вообще хоть какая-то иная причина метания между блоками и союзами кроме денег?
Информация