Конец «Союза»: американцы не оставили России шансов



Гордость без предубеждения

Сейчас космический корабль «Союз» является единственным средством доставки экипажей на борт МКС. Это также единственный российский пилотируемый космический аппарат и один из двух существующих пилотируемых кораблей в мире. Как известно, китайцы довольно активно развивают свою программу «Шэньчжоу»: построенный в рамках нее корабль является, по сути, китайской версией «Союза». Американцы своих собственных пилотируемых космических аппаратов пока не имеют: «Спейс Шаттл» совершил последний запуск в 2011 году. Сейчас астронавты США летают на российских кораблях. Европейцы и японцы мечтают создать полноценный корабль на базе своих космических «грузовиков», но удастся ли это сделать — неизвестно. О таких бюджетах как у NASA их космические ведомства могут только мечтать, а имеющегося опыта, кто бы что не говорил, намного меньше, чем у заокеанских партнеров.



Со стороны кажется, что у России все просто замечательно: из пилотируемого есть только «Союзы» (пусть даже и один из них китайский). Почему же тогда все чаще приходится слышать панические настроения в среде людей, приближенных к космической индустрии? В действительности все намного сложней, чем может показаться на первый взгляд. И то, чем Советский Союз мог по праву гордиться в свое время, сейчас вызывает смущенный взгляд в сторону. Упомянутый выше космический корабль «Союз» совершил первый полет в очень далеком 1967 году. Сказать, что с тех пор в проектировании космических аппаратов поменялось многое — не сказать ничего. «Союз» тоже менялся, но в меру средств, которые Россия выделяла на модернизацию и, что еще более важно, в меру заложенного в конструкции потенциала.

Так, корабль в принципе нельзя сделать намного более просторным (аппараты серии «Союз» довольно тесные). Последняя на сегодня модификация корабля это «Союз МС»: обновление затронуло практически каждую систему пилотируемого космического корабля и, прежде всего, электронику. Но даже одного взгляда на аппарат достаточно, чтобы понять, что перед нами корабль полувековой давности. Даже китайский брат-близнец «Шэньчжоу» выглядит куда более современным, хотя оба они принадлежат ко второму поколению пилотируемых космических кораблей.


Не сказать, что в Роскосмосе чего-то не понимают. И не сказать, что Россия не пыталась создать что-то на смену «Союзу». Самое неприятное, что такие попытки были, но они закончились, мягко говоря, ничем. Самый показательный пример — многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль «Клипер». Его показали иностранцам, построили полноразмерный макет, но в 2006 году работы были просто свернуты. В свою очередь, первый пилотируемый полет многострадальной «Федерации» недавно перенесли на середину 2020-х: даже сложно вообразить, где к тому времени будут аналоги. Возможно, их самих уже сменит какая-то принципиально новая многоразовая система, например, Big Falcon Rocket от SpaceX.

Вызов принят

Кстати, об аналогах. Их несколько, все они из США.

Реальные:

Dragon V2. Разработчик — SpaceX. Первый полет намечен на 2018 год.
Orion. Разработчик — Lockheed Martin. Первый полет состоялся в 2014 году.
CST-100. Разработчик — Boeing. Первый полет намечен на 2018-2019 годы.

Гипотетические:

Dream Chaser. Разработчик — SpaceDev. Полет с грузом для МКС намечен на 2020 год.
Big Falcon Rocket (BFR). Точная дата первого полета неизвестна.


Мини-шаттл Dream Chaser и мега-шаттл BFR — немного из другой оперы. Это полностью многоразовые корабли (с довольно неясной судьбой). Они чисто концептуально сильно отличаются от новых частично-многоразовых аппаратов, таких как Dragon V2 или «Федерация».


В целом, у конкурентов России дела идут тоже совсем не так хорошо, как можно было подумать. Буквально недавно стало известно, что компания SpaceX перенесла дату первого запуска пилотируемого корабля Dragon V2, а также первые испытания аппарата с астронавтами на борту. Ранее даты первых тестов своего CTS-100 перенесла Boeing. Компания Маска хочет осуществить первый полет пилотируемого космического корабля Dragon V2 в ноябре текущего года, а не в августе, как ранее планировали. Первый же испытательный полет с людьми на борту хотят произвести в апреле 2019-го. Для CTS-100 первый беспилотный запуск теперь хотят провести в конце 2018-начале 2019 годов. Первый пилотируемый старт космического аппарата наметили на середину 2019 года.

Пока сложно судить о реальных преимуществах новых космических аппаратов. Но даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы понять, насколько сильно в плане космических технологий США опередили весь мир. Можно почти не сомневаться, что новый «Дракон» или CTS-100 будут, как минимум, значительно комфортнее своих более ранних аналогов. На борту Dragon V2 можно при необходимости разместить до семи человек экипажа. Для сравнения, в «Союзе» помещаются три человека. Внутри «Спейс Шаттла», наверное, еще просторней, но эта программа навсегда канула в Лету.


Вопрос безопасности более щепетильный. Если «Союз» может похвастаться 130-ю удачными запусками, то новым кораблям только предстоит доказать свою надежность. И здесь никак не получится ускориться. В целом, можно почти не сомневаться, что в первой половине 2020-х США откажутся от полетов на российских «Союзах» полностью. А если политическая ситуация и дальше будет такой же напряженной, то это может произойти даже раньше.

Будущее «Союза»

Перенос испытаний «Федерации» и успехи американцев толкают Роскосмос на откровенно странные действия и поступки. В июне Дмитрий Рогозин заявил, что лететь на Луну можно на модернизированном корабле «Союз». «Пилотируемые полеты к Луне могут быть осуществлены на кораблях «Союз» еще до завершения разработки «Федерации». Изначально корабль «Союз» создавался под лунную программу, а значит, его модернизация вполне возможна, пока мы не получили новый космический корабль», — заявил государственный деятель. Пожалуй, есть смысл посадить в «Союз» трех не обремененных хорошей физической формой чиновников и спросить: готовы ли они лететь на Луну? Совершенно очевидно, что корабль по современным меркам уже не отвечает требованиям долговременных экспедиций. Им в теории отвечает «Федерация». Во сяком случае, если исходить сугубо из ее концепции.


Несколько более реальными кажутся планы создать на базе корабля «Союз» беспилотную грузовую версию. Такой аппарат даже название получил — «Союз ГВК»: предполагают, что он сможет находиться в космосе до 370 суток. Впрочем, сам проект напоминает переливание из пустого в порожнее. У России уже есть «Прогресс»: этот космический «грузовик», как известно, тоже построен на базе «Союза». И уже много десятилетий он успешно выполняет свои задачи.

Космический корабль «Союз» войдет в историю как очень удачная разработка времен Холодной войны. Однако прогнозировать «блестящее» будущее для него было бы неразумно: корабль морально устарел и нуждается в замене. В противном случае российским космонавтам придется летать на американских кораблях.
Автор: Илья Легат
Использованы фотографии: www.depositphotos.com

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 11
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. алексей алексеев_2 (алексей алексеев) 19 августа 2018 16:44
    0
    Где то я этот мини -шатл уже видел.... И не в макете
    1. AwaZ Офлайн
      AwaZ (Walery) 24 августа 2018 20:37
      0
      минишатл этот , полная практически копия советской испытательной программы БОР. Насколько я знаю, то ли выкрали толи купили американцы ее в России.
      К сожалению советская космонавтика стареет а новая российская не появляется. У США тоже все не очень хорошо. Все эти новые проекты - это только модернизация старых идей Фон Брауна и Королева. Все успехи американцев связаны только с тем что Роскосмос постоянно дискредитирует Россию и российскую и советскую космонавтику ну и то что у американцев нет пределов в финансировании.
  2. Дмитрий Коноплёв (Дмитрий Коноплёв) 20 августа 2018 08:31
    +3
    Автор конечно молодец в вопросе гонки за космическими кораблями. Но почему-то промолчал, что тот кораблик с флажком США. Почти точная копия например БОР-4С и ЭПОС и СПИРАЛЬ (50-22), были и ещё такие кораблики у нас и да же в железе. Вот только в 90 благополучно господа американцы где купили, где спёрли наши наработки. И по прошествии извините 20 лет они не смогли реализовать проекты. Смешно. А вот то, что наши тормозят так это прямое следствия присутствия агентов на заводах и коридорах Роскосмоса. Да и не только там, но и в среде политической. Один скандал с двигателями, чего стоит эффективные менеджеры блин. Всегда говорил и буду так считать, экономисты не имеют право руководить предприятиями и да же находится в совете директоров. Только идейные люди заинтересованные в проектах.
    1. IGAR Офлайн
      IGAR 20 августа 2018 14:06
      -1
      Неважно что чего копия. Факт в том, что них он есть и летает, а у нас нет.
      1. sogdy Офлайн
        sogdy (sogdy) 21 сентября 2018 13:06
        +1
        Цитата: IGAR
        Факт в том, что них он есть и летает,

        Где и когда? Пока у "них" в теоретических разработках, а не в железе.
  3. 17085 Офлайн
    17085 (Dmitriy) 20 августа 2018 18:19
    -1
    Несколько более реальными кажутся планы создать на базе корабля «Союз» беспилотную грузовую версию. Такой аппарат даже название получил — «Союз ГВК»: предполагают, что он сможет находиться в космосе до 370 суток. Впрочем, сам проект напоминает переливание из пустого в порожнее. У России уже есть «Прогресс»: этот космический «грузовик», как известно, тоже построен на базе «Союза». И уже много десятилетий он успешно выполняет свои задачи.

    «Союз ГВК» - википедию посмотри, это убийца Ориона, грузовой возвращаемый корабль.
  4. NordUral Офлайн
    NordUral (Евгений) 25 августа 2018 21:43
    0
    На Луну в "Союзе" отправить самого Д.Рогозина вместе с его сыночком. Да и еще несколько сотен высших управленцев.
  5. Александр Ждигурда (Александр Ждигурда) 16 сентября 2018 13:49
    +2
    н-да... ставить мягкий знак там, где его нет, для журналиста, прямо скажем, странно...
    Ну да ладно...
    В свое время я очень болел за нашу космическую отрасль. Но потом как-то пыл мой охладел.
    Но интересно читать подобные "перлы". Не вдаваясь далеко в подробности... говорить, что китайский корабль более современный?..
    И не подскажет нам, многоуважаемый журналист, как страна-бензоколонка с разорванной в клочья экономикой почти десять лет остается единственной извозчицей на МКС?
    А не подскажет нам журналист (со всеми теми же самые регалиями), почему ГЛОНАСС вдруг стал более точным и помехоустойчивым по сравнению с ДжиПиЭс?
    И еще вопросик. Почему "страну-изгоя" с "ужасным авторитарным политическим строем", находящююся "на задворках мировой экономики" сравнивают... с ведущими мировыми лидерами? )))
    Ну ооочень интересно.
    Ну и напоследок вопросик.
    Может автор думал. что США, вкладывая чудовищные деньги в доставщика людей на орбиту, никогда этого не сделает?

    Вы подумайте, уважаемый автор, а мы пошли дальше есть попкорн
  6. Миша Квакин Офлайн
    Миша Квакин (Миша) 17 сентября 2018 09:25
    0
    Роскосмосу нужно обороты по освоению космоса наращивать, а это менять идеологию.... Испанцы, когда открыли Америку быстро стали считать, на чём можно заработать. А у нас только умеют считать, где урвать "на халяву".... 90-е канули в лету!!!
    1. sogdy Офлайн
      sogdy (sogdy) 21 сентября 2018 13:12
      -1
      Цитата: Миша Квакин
      Испанцы, когда открыли Америку быстро стали считать, на чём можно заработать.

      И чему таки Вас учили? Испания - отдельно, Латинская Америка - отдельно. Не на чем было зарабатывать.
  7. Игорь Исаков (Игорь Исаков) Вчера, 21:49
    0
    Журналажнику Легатто следовало-бы ограничиться изложением проверенных фактов, без сообщения своих мнений, в вопросе, где он 0 (ZERO)