Belarus may switch to Russian and Chinese airliners


As you know, after the incident with the forced removal from the flight of the Belarusian opposition leader Roman Protasevich with his companion, Minsk found itself under a tight cap of Western sanctions. The air transportation industry suffers especially, since the EU recommended that its companies fly around Belarus, and banned Belarusian aircraft from using the European airspace and airports. Monthly losses of civil air transportation are estimated at $ 10 million, which is very significant for a small republic. In response, Minsk threatened to abandon the use of Western-made aircraft and switch to Russian and Chinese ones. What can come of this in practice?


The representative of the Ministry of Transport of Belarus with a very "aviation" surname Andrei Sikorsky recently stated the following:

Well, there will be no American planes, there will be Russian, Russian-Chinese projects that are now being implemented.

The threat is, in fact, serious. Like Russia, Belarus flies on American, European and Brazilian airliners. The aircraft are leased from companies, usually registered in the EU. If desired, Brussels and Washington can stop the supply of their products, as well as its subsequent repair and maintenance, creating huge problems for Minsk. On the other hand, so far the USA and the European Union do not need it themselves. Their aviation industry is in crisis, and therefore it is important for them to preserve each of their sales markets, even as “unreliable” as modern Belarus. For this reason, Sikorsky's hint hits the Americans in a sore spot. Yes, Boeing and Airbus will definitely not go bankrupt from the loss of the Belarusian market, but it is still very unpleasant.

Another question, what exactly can the official Minsk count on as a replacement for the western aviation industry? Mr. Sikorsky mentioned Russian and Chinese aircraft, but everything is not as simple as we would like.

The only joint Russian-Chinese project is the CR929 long-haul liner. The problem is that it will actually start operating only in 2029. That is, if everything goes according to plan, the Americans and the British will not impose sanctions on the supply of General Electric or Rolls-Royce aircraft engines, and Russia will by that time master the assembly line production of its own super-powerful PD-35 engines. Again, there is a question, which CR929 will be ready to buy Belarus - Russian or Chinese?

There is also an option with the modernization of our good old Il-96, which is already produced in Russia in small batches for the needs of the top officials of the state. However, for their commercial use, it will be necessary either to abandon the four-engine scheme in favor of two PD-35s (we are waiting for the engine), or go to the scheme with four more modern PD-14s, which have already been developed for the MS-21 liner.

The situation is somewhat better in the medium-haul segment. Here we have the aforementioned MS-21 on the way. As we have already noted, the aircraft will receive, at the customer's choice, either an American engine or a Russian PD-14. The domestic industry managed to resolve the issue of replacing imported composite materials for the "black wing" with materials of its own production. There are still problems with the localization of electronic equipment, since the development was initially based on international cooperation, but they are gradually being solved. It is expected that mass production of the MS-21 will begin in 2022. The queue for nago is scheduled in advance for years in advance, however, for political reasons, Minsk may well be among the first foreign buyers of this promising Russian liner.

In the short-haul segment, the situation is quite unambiguous. On the one hand, we already have a serially produced Sukhoi SuperJet 100. Russia can start supplying these aircraft to Belarus right now. Moreover, the operation of compact airliners can be even more profitable than driving half-empty large planes along lines under the conditions of coronavirus restrictions. On the other hand, it is not yet clear if the manufacturers were able to solve all the many problems of the Sukhoi SuperJet 100.

At first, the Franco-Russian SaM146 engine installed on this aircraft exhibits a very low resource and often breaks down, which leads to long downtime while waiting for the delivery of spare parts for repair.

Secondly, the talk of the town has become the extremely high share of imported components in this "Russian" aircraft. This has already led to serious problems: the United States banned us from supplying the Sukhoi SuperJet 100 to Iran, since it turned out that it was 20% American. Will it not turn out that Washington will have the right to prohibit Russia from selling "its" aircraft to our friendly Belarus? That would be the number.

Let's say right away that these problems are already being addressed. The Rostec State Corporation has set the goal of creating the most localized version of this short-haul liner called Sukhoi Superjet New. The share of Russian-made components in it will be 97%, and the unusable joint Russian-French power plant will be replaced with a completely domestic PD-8. That is, it will be possible to speak of an almost complete "Russification" of the aircraft. It is expected to receive certification in 2023, and mass production will begin in 2024.

This means that Minsk can count on Sukhoi Superjet New not earlier than in 3 years, and on MS-21 - at best from next year. Alternatively, they can be the Chinese short-haul Advanced Regional Jet (ARJ21 Xiangfeng) or the medium-haul liner C919.
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 4 November 2021 18: 04
    -1
    May change seats, may not change seats.
    It all depends on whether the planes themselves will be and whether they will be logistically advantageous.

    And if the prohibitions of the West, and unprofitable planes, then ...
  2. Marzhecki Offline Marzhecki
    Marzhecki (Sergei) 5 November 2021 07: 50
    +1
    Quote: Sergey Latyshev
    And if the prohibitions of the West, and unprofitable planes, then ...

    you will have to board "unprofitable" planes

Беларусь может пересесть на российские и китайские авиалайнеры


Как известно, после инцидента с принудительным снятием с рейса белорусского оппозиционера Романа Протасевича со спутницей Минск оказался под плотным колпаком западных санкций. Особенно страдает отрасль авиаперевозок, поскольку ЕС рекомендовал своим компаниям облетать Беларусь стороной, а белорусским самолетам запретил использовать европейское воздушное пространство и аэропорты. Ежемесячные потери гражданских авиаперевозок оцениваются в 10 миллионов долларов, что очень существенно для маленькой республики. В ответ Минск пригрозил отказаться от использования самолетов западного производства и пересесть на российские и китайские. Что же из этого может выйти на практике?


Представитель министерства транспорта Белоруссии с очень «авиационной» фамилией Андрей Сикорский на днях заявил следующее:

Ну не будет американских самолетов, будут российские, российско-китайские проекты, которые сейчас реализуются.

Угроза, на самом деле, нешуточная. Как и Россия, Беларусь летает на американских, европейских и бразильских авиалайнерах. Самолеты берутся в лизинг у компаний, как правило, зарегистрированных в ЕС. При желании Брюссель и Вашингтон могут остановить поставки своей продукции, а также ее последующий ремонт и обслуживании, создав Минску огромные проблемы. С другой стороны, пока что США и Евросоюзу это самим не нужно. Их авиационная отрасль находится в кризисе, и потому им важно сохранить каждый свой рынок сбыта, даже такой «неблагонадежный», как современная Беларусь. По этой причине намек Сикорского бьет американцев по больному месту. Да, от потери белорусского рынка Boeing и Airbus точно не обанкротятся, но все равно очень неприятно.

Другой вопрос, а на что конкретно может рассчитывать официальный Минск в качестве замены западному авиапрому? Господин Сикорский упомянул про российские и китайские самолеты, но тут не все так просто, как нам хотелось бы.

Единственный совместный российско-китайский проект – это дальнемагистральный лайнер CR929. Проблема заключается в том, что реально он начнет эксплуатироваться только в 2029 году. Это если все пойдет по плану, американцы и англичане не введут санкции на поставку авиадвигателей General Electric либо Rolls-Royce, а Россия к тому времени освоит конвейерное производство собственного сверхмощного двигатели ПД-35. Опять же, есть вопрос, а какие именно CR929 будет готова закупать Беларусь – российского производства или китайского?

Еще есть вариант с модернизацией нашего старого доброго Ил-96, который и так выпускается в России малыми сериями для нужд первых лиц государства. Однако для их коммерческого использования необходимо будет либо отказаться от четырехдвигательной схемы в пользу двух ПД-35 (ждем двигатель), либо перейти к схеме с четырьмя более современными ПД-14, которые уже разработаны для лайнера МС-21.

Несколько лучше обстоят дела в среднемагистральном сегменте. Здесь у нас на подходе упомянутый выше МС-21. Как мы уже отметили, самолет получит на выбор заказчика либо американский двигатель, либо российский ПД-14. Отечественной промышленности удалось решить вопрос с заменой импортных композитных материалов для «черного крыла» на материалы собственного производства. Пока еще есть проблемы с локализацией электронного оборудования, поскольку при разработке изначально был расчет на международную кооперацию, но они постепенно решаются. Ожидается, что серийное производство МС-21 начнется уже в 2022 году. Очередь на наго расписана заранее на годы вперед, однако по политическим мотивам Минск вполне может оказаться в числе первых заграничных покупателей этого перспективного российского лайнера.

В ближнемагистральном сегменте ситуация обстоит на вполне однозначная. С одной стороны, у нас уже есть серийно производящийся Sukhoi SuperJet 100. Россия может начать поставлять эти самолеты Белоруссии хоть сейчас. Более того, эксплуатация компактных лайнеров может быть даже выгоднее, чем гонять в условиях коронавирусных ограничений по линиям полупустые самолеты больших размеров. С другой стороны, пока не понятно, смогли ли производители решить все многочисленные проблемы Sukhoi SuperJet 100.

Во-первых, франко-российский двигатель SaM146, установленный на этом самолете, демонстрирует очень низкий ресурс и часто ломается, что приводит к долгим простоям в ожидании поставки запасных частей для ремонта.

Во-вторых, притчей во языцех стала чрезвычайно высокая доля импортных комплектующих в этом «российском» самолете. Это уже привело к нешуточным проблемам: Соединенные Штаты запретили нам поставлять Sukhoi SuperJet 100 в Иран, поскольку выяснилось, что он на 20% – американский. Не получится ли так, что Вашингтон будет вправе запретить России продавать «свой» самолет дружественной нам Беларуси? Вот это был бы номер.

Сразу скажем, что эти проблемы уже решаются. Госкорпорация «Ростех» поставила целью создание максимально локализованной версии этого ближнемагистрального лайнера под названием Sukhoi Superjet New. Доля комплектующих российского производства в нем составит 97%, а негодная совместная российско-французская силовая установка будет заменена на полностью отечественный ПД-8. То есть, можно будет говорить о почти полной «русификации» самолета. Ожидается, что он получит сертификат в 2023 году, а серийное производство начнется в 2024 году.

Это значит, что Минск может рассчитывать на Sukhoi Superjet New не ранее, чем через 3 года, а на МС-21 – в лучшем случае со следующего года. В качестве альтернативы им могут выступить китайский ближнемагистральный Advanced Regional Jet (ARJ21 Xiangfeng) либо среднемагистральный лайнер C919.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Латышев (Серж) 4 ноября 2021 18:04
    -1
    Может пересесть, могут не пересесть.
    Все зависит, будут ли сами самолеты и будет ли они логистически выгодны.

    А если и запреты запада, да невыгодные самолеты, то....
  2. Маржецкий Онлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 5 ноября 2021 07:50
    +1
    Цитата: Сергей Латышев
    А если и запреты запада, да невыгодные самолеты, то....

    то придется сесть на "невыгодные" самолеты