Объединенная авиастроительная корпорация России поглощена
Сегодня глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил о принятии решения о передаче Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в состав Госкорпорации «Ростех».
– сообщил Мантуров в интервью информационному агентству «Интерфакс».
– заявил в обоснование принятого решения министр.
Денис Мантуров также отметил, что «эффекты от консолидации, в том числе, базируются на схожести применяемых технологий, взаимодополняемости конструкторского потенциала и мощностей, аналогичности рынков сбыта».
Весной 2017 года руководитель ГК «Ростех» Сергей Чемезов заявлял о желательности, в перспективе, включить ОАК в состав этой госкорпорации. Как отмечал тогда Чемезов, порядка 60-70% комплектующих, включая авиационные двигатели, авионику, средства РЭБ, системы вооружений, ракеты, поставляется со стороны предприятий, входящих в состав ГК «Ростех», в том время как ОАК фактически организует сборочное производство.
Заметим, что идея создания вертикально-интегрированных структур в стратегической индустрии, путем создания либо объединенных отраслевых корпораций, либо объединения или передачи активов в государственные корпорации, реализуется в России на протяжении уже более чем десяти лет.
В то же время, хотя деятельность таких госкорпораций как «Росатом», или «Ростех», признается во всех отношениях успешной, отраслевые корпорации такими успехами, как правило, похвастать не могут. Главным образом потому, что вышеупомянутые мегаобъединения вроде «Росатома» или «Ростеха» обладают совершенно гигантскими оборотами, имеют в своем составе как мощные гражданские индустрии, так и кластеры оборонного и научного характера, и за счет этого, а также многоотраслевого характера активов, в нужном случае способны формировать масштабные инвестиционные проекты в рамках госкорпорации, используя собственные или привлеченные средства.
Отраслевые корпорации таким ресурсами и возможностями не обладают. При создании, например, ОАК, подразумевалось, что эта структура возьмет на себя лидерские функции по управлению и распределению бюджетов, внедрению инновационных производственных и управленческих новшеств. Заметим, что именно по этому компоненту ОАК демонстрировала серьезное проседание, а если соответствующее внедрение инноваций и происходило (а за время существования ОАК ряд инициатив в этом плане был реализован), то при лидирующей организационной и финансовой роли именно подведомственных предприятий, а не этой управляющей структуры. Так что передача ОАК в состав ГК «Ростех» выглядит совершенно логичной, так как у этой госкорпорации есть необходимый управленческий и финансовый потенциал.
Отметим также, что относительно также не блещущих успехами Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Госкорпорации «Роскосмос» также достаточно регулярно возникают слухи о передаче их в состав ГК «Ростех».
Так, в феврале 2018 года представители ГК «Ростех» опровергли информацию о ведущихся переговорах с ОСК об интеграции этой корпорации в состав «Ростеха», а в апреле 2018 года уже представители «Роскосмоса» отрицали обсуждение совместно с «Ростехом» сценариев создания универсального ракетно-космического холдинга.
Если по отношению к «Роскосмосу» можно говорить о некоем длительном кредите доверия этой организации со стороны высшего руководства страны после назначения руководителем этой госкорпорации Дмитрия Рогозина с задачей провести глубокую реформу ракетно-космической отрасли, то в отношении ОСК вряд ли все так же стабильно. Так как ОСК из года в год проваливает выполнение государственного оборонного заказа, а ее гражданские мощности можно считать существующими фактически только на бумаге, не исключено, что еще пара лет с такими удручающими итогами, и судостроительную корпорацию все-таки попытаются передать «Ростеху».
Впрочем, поскольку ОСК представляет собой более проблемную группу активов, нежели предприятия ОАК, вряд ли «Ростех» согласится с такой идеей интеграции без прямого поручения высшего руководства страны.
Решение по включению ОАК в «Ростех» принято, сейчас готовятся все необходимые документы
– сообщил Мантуров в интервью информационному агентству «Интерфакс».
Мы сделали оценку развития отрасли с точки зрения повышения эффективности управления, достижения «синергетического» эффекта от взаимодействия компании с предприятиями госкорпорации и их ключевыми поставщиками
– заявил в обоснование принятого решения министр.
Денис Мантуров также отметил, что «эффекты от консолидации, в том числе, базируются на схожести применяемых технологий, взаимодополняемости конструкторского потенциала и мощностей, аналогичности рынков сбыта».
Весной 2017 года руководитель ГК «Ростех» Сергей Чемезов заявлял о желательности, в перспективе, включить ОАК в состав этой госкорпорации. Как отмечал тогда Чемезов, порядка 60-70% комплектующих, включая авиационные двигатели, авионику, средства РЭБ, системы вооружений, ракеты, поставляется со стороны предприятий, входящих в состав ГК «Ростех», в том время как ОАК фактически организует сборочное производство.
Заметим, что идея создания вертикально-интегрированных структур в стратегической индустрии, путем создания либо объединенных отраслевых корпораций, либо объединения или передачи активов в государственные корпорации, реализуется в России на протяжении уже более чем десяти лет.
В то же время, хотя деятельность таких госкорпораций как «Росатом», или «Ростех», признается во всех отношениях успешной, отраслевые корпорации такими успехами, как правило, похвастать не могут. Главным образом потому, что вышеупомянутые мегаобъединения вроде «Росатома» или «Ростеха» обладают совершенно гигантскими оборотами, имеют в своем составе как мощные гражданские индустрии, так и кластеры оборонного и научного характера, и за счет этого, а также многоотраслевого характера активов, в нужном случае способны формировать масштабные инвестиционные проекты в рамках госкорпорации, используя собственные или привлеченные средства.
Отраслевые корпорации таким ресурсами и возможностями не обладают. При создании, например, ОАК, подразумевалось, что эта структура возьмет на себя лидерские функции по управлению и распределению бюджетов, внедрению инновационных производственных и управленческих новшеств. Заметим, что именно по этому компоненту ОАК демонстрировала серьезное проседание, а если соответствующее внедрение инноваций и происходило (а за время существования ОАК ряд инициатив в этом плане был реализован), то при лидирующей организационной и финансовой роли именно подведомственных предприятий, а не этой управляющей структуры. Так что передача ОАК в состав ГК «Ростех» выглядит совершенно логичной, так как у этой госкорпорации есть необходимый управленческий и финансовый потенциал.
Отметим также, что относительно также не блещущих успехами Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Госкорпорации «Роскосмос» также достаточно регулярно возникают слухи о передаче их в состав ГК «Ростех».
Так, в феврале 2018 года представители ГК «Ростех» опровергли информацию о ведущихся переговорах с ОСК об интеграции этой корпорации в состав «Ростеха», а в апреле 2018 года уже представители «Роскосмоса» отрицали обсуждение совместно с «Ростехом» сценариев создания универсального ракетно-космического холдинга.
Если по отношению к «Роскосмосу» можно говорить о некоем длительном кредите доверия этой организации со стороны высшего руководства страны после назначения руководителем этой госкорпорации Дмитрия Рогозина с задачей провести глубокую реформу ракетно-космической отрасли, то в отношении ОСК вряд ли все так же стабильно. Так как ОСК из года в год проваливает выполнение государственного оборонного заказа, а ее гражданские мощности можно считать существующими фактически только на бумаге, не исключено, что еще пара лет с такими удручающими итогами, и судостроительную корпорацию все-таки попытаются передать «Ростеху».
Впрочем, поскольку ОСК представляет собой более проблемную группу активов, нежели предприятия ОАК, вряд ли «Ростех» согласится с такой идеей интеграции без прямого поручения высшего руководства страны.
Информация