Если завтра война: как России преодолеть системный кризис в Морской авиации ВМФ РФ
Судя по всему, российское руководство окончательно осознало, что шутки с нашими «западными партнерами» кончились. На прошедшем недавно в Сочи заседании комиссии по ВПК и военному строительству президент Путин лично поднял вопрос о состоянии Морской авиации ВМФ РФ, которое на сегодняшний день является откровенно плачевным. Зачем же Минобороны РФ нужна какая-то отдельная Морская авиация, если у него уже есть ВКС РФ?
Как ни странно, в ходе Второй мировой войны именно самолеты смогли потопить больше кораблей и субмарин противника, нежели сами боевые корабли. Успешный опыт применения палубной авиации определил весь дальнейший путь строительства ВМС США, а также их союзников. Для успешного противостояния иностранным флотам в ходе «Холодной войны» СССР понадобилась собственная мощная Морская авиация, заточенная под действия против кораблей и подводных лодок как с берега, так и с палубы ТАВРК.
Советская Морская ракетоносная авиация заставляла себя уважать кого угодно. Многочисленные ракетоносцы Ту-16 были в состоянии дать одновременно залп сотнями ракет. Противолодочные Ил-38, Ту-142 и Ту-142М выслеживали и могли уничтожать субмарины стран НАТО. Самолеты разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ и вертолеты-целеуказатели Ка-25Ц выдавали данные для точных ракетных ударов. Противолодочные вертолеты Ка-27, СКВВП Як-38 и Як-141, истребители МиГ-29К и Су-33 базировались на первых советских тяжелых авианесущих крейсерах и могли действовать против АУГ ВМС США даже в дальней морской зоне. Морская авиация была по-настоящему грозной силой.
Ее крах был обусловлен распадом СССР. Прекратилось финансирование и поставки новых самолетов и вертолетов, авианесущие корабли начали стремительно распродаваться за границу, у морских летчиков сократились часы налета, что привело к падению боеспособности. Печальные результаты подобной деградации можно было воочию наблюдать в ходе участия ТАВРК «Адмирал Кузнецов» в сирийской кампании. В ВМФ РФ к сегодняшнему дню осталось что-то около 40 состарившихся противолодочных самолета: в том числе, 26-28 Ил-38 и 15 Ту-142, распределенных на Тихоокеанский и Северный флоты И это против 130 противолодочных самолетов только у США! На Черноморском флоте сохранилось 4 устаревших Бе-12, а на Балтийском вообще их не наблюдается. Морская ракетоносная авиация была ликвидирована как класс в 2011 году, а ее самолеты переданы в Дальнюю авиацию.
А если завтра война? Чем тогда воевать? Вот и Верховный главнокомандующий Владимир Путин несколько дней назад задался этим же вопросом:
Учитывая наращивание состава военно-морских иностранных сил за счет поставок современных атомных подлодок, авианесущих и ударных кораблей, беспилотных кораблей, нам нужно более высокими темпами развивать морскую авиацию, прежде всего, за счет оснащения ВМФ перспективными летательными аппаратами и авиационными средствами поражения.
Мы сейчас даже не будем говорить про дальнюю морскую зону, где против АУГ противника крайне желательны собственные авианосцы с палубной авиацией, нам хотя бы надо как-то надежно защитить свои берега. По идее, против флота нужен другой флот, но корабли у нас нынче строятся чуть ли не десятилетиями. Единственное, что может позволить быстро решить проблему – это кратное усиление Морской авиации. В отличие от судостроения военное авиастроение позволяет совершить такой рывок. Давайте подумаем, что же конкретно можно сделать, чтобы прикрыть берега России от непрошенных визитов и тем более атак иностранных ВМС.
Во-первых, очень остро стоит вопрос с обновлением авиапарка противолодочных самолетов. Советские ветераны уже прошли модернизацию, но бесконечно растягивать срок их службы невозможно. Еще несколько лет, и ВМФ РФ вообще рискует остаться без боеспособных противолодочных самолетов. Тут необходимо в очередной раз акцентировать внимание на том, что именно атомные субмарины ВМС США и Великобритании, оснащенные МБР «Трайдент-2», представляют собой наивысшую опасность для нашей страны. Их надо иметь возможность обнаруживать, отслеживать и при необходимости немедленно уничтожать. В качестве замены состарившимся самолетам целесообразно использовать модернизированные гражданские лайнеры Ту-204 (Ту-214) в версии «П».
Во-вторых, необходимо увеличить количество противолодочных вертолетов, научив их бороться одновременно с субмаринами, надводными кораблями и даже выступать в качестве разведчика-целеуказателя для систем ПВО. Это может быть и перспективная «Минога», и глубокая модернизация Ка-27.
В-третьих, ВМФ РФ нужен свой собственный самолет ДРЛО, поскольку ведение эффективных боевых действий в воздухе и на море просто невозможно без оперативных данных разведки и целеуказания. Необходимо довести до ума проект советского Як-44, который в дальнейшем может использоваться и как палубный, и как «фронтовой» самолет ДРЛО на суше.
В-четвертых, необходимо возродить Морскую ракетоносную авиацию, вернув ей отобранные сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, заменив их на Ту-160М2 в Дальней авиации. Кроме того, усилить их способны сверхзвуковые истребители-бомбардировщики Су-34, оснащенные новейшими противокорабельными ракетами Х-35У.
В-пятых, нуждаются в модернизации и замене базовые ударные и палубные самолеты. Их необходимо оснастить современными РЛС и научить поднимать тяжелые противокорабельные ракеты Х-61 «Оникс» или даже гипотетический «Циркон» воздушного базирования.
Выполнение комплекса подобных мероприятий способно значительно и быстро улучшить расклад сил в пользу России. Сейчас же мы к настоящей войне толком не готовы, что, по сути, признал сам Верховный главнокомандующий.
Информация