Значит на металлолом: Украинская ГТС оказалась в тупике
Украине пора искать покупателей на тот металлолом, в который превратится украинская газотранспортная система после окончательного ввода в строй «Северного потока-2» и «Турецкого потока». Такое мнение высказал Василий Филипчук, украинский эксперт:
Казалось бы, к чему такое уныние? Накануне прошла встреча в Мезеберге германского канцлера и российского президента. Ангела Меркель вновь дала понять, что настаивает на сохранении роли Незалежной в качестве транзитера «голубого топлива» в Европу. А Владимир Путин заверил коллегу, что готов пойти ей навстречу, чем весьма ее порадовал:
Правда, Путин сделал одну важную оговорку о том, что украинский транзит должен быть при этом экономическим во всех смыслах этого слова. Расклад таков, что полностью на 100% от Незалежной сегодня России отказаться невозможно. Если бы прямо сейчас заработали «Северный поток-2», «Турецкий поток» и подгрузили посильнее «Северный поток», то все равно где-то 13 миллиардов кубометров не влезло бы… Собственно говоря, именно о сохранении через Украину прокачки газа в объемах от 10 до 15 миллиардов кубометров ранее и говорил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.
Здесь и сейчас Киев сохраняет статус транзитера, от которого, к сожалению, полностью отказаться невозможно. Украина пока что может выкатить такой счет за прокачку газа, какой посчитает нужным. «Нафтогаз Украины» угрожает компенсировать потери транзитных объемов увеличением тарифов за прокачку «голубого топлива». Условия нового транзитного договора, который понадобится после 2019 года, будут во многом определяться тем, в какой стадии реализации на тот момент будет «Северный поток-2».
Проблема в том, что к 2020 году он может еще не начать работать в полную силу, и вместо 55 миллиардов кубометров европейцы будут получать лишь 30 миллиардов. Аналогичная ситуация и с «Турецким потоком». Следовательно, ближайшие несколько лет 40-50 миллиардов кубометров все равно придется прокачивать через ГТС Незалежной. К счастью, эта ситуация не будет долгой. После запуска альтернативных «потоков» Киеву останутся те самые 10-15 миллиардов кубов, и условия транзитного договора будут уже иными, нежели хотел бы Киев. Рационально вместо одного долгосрочного контракта заключать краткосрочные соглашения.
Также не стоит забывать, что на европейском газовом рынке появляются конкурирующие с украинским транзитом российского газа проекты. Это и американский СПГ, и газ из Азербайджана и, возможно, в дальнейшем, Туркмении, который пойдет по Южному коридору. Будет ли тогда Европа держаться за ГТС Незалежной - большой вопрос. В итоге Украина все же останется одна с огромной, обветшавшей и почти не загруженной газотранспортной системой, на ремонт которой средств нет. Так что, предложение уже сейчас подыскивать покупателей на металлический лом не такое уж и неразумное.
Рано или поздно, мы дойдет до ситуации, когда Украина будет выброшена как ключевой стратегический канал поставки российского газа в Европу
Казалось бы, к чему такое уныние? Накануне прошла встреча в Мезеберге германского канцлера и российского президента. Ангела Меркель вновь дала понять, что настаивает на сохранении роли Незалежной в качестве транзитера «голубого топлива» в Европу. А Владимир Путин заверил коллегу, что готов пойти ей навстречу, чем весьма ее порадовал:
Я очень довольна, что нам удалось начать переговорный процесс по этой тематике
Правда, Путин сделал одну важную оговорку о том, что украинский транзит должен быть при этом экономическим во всех смыслах этого слова. Расклад таков, что полностью на 100% от Незалежной сегодня России отказаться невозможно. Если бы прямо сейчас заработали «Северный поток-2», «Турецкий поток» и подгрузили посильнее «Северный поток», то все равно где-то 13 миллиардов кубометров не влезло бы… Собственно говоря, именно о сохранении через Украину прокачки газа в объемах от 10 до 15 миллиардов кубометров ранее и говорил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.
Здесь и сейчас Киев сохраняет статус транзитера, от которого, к сожалению, полностью отказаться невозможно. Украина пока что может выкатить такой счет за прокачку газа, какой посчитает нужным. «Нафтогаз Украины» угрожает компенсировать потери транзитных объемов увеличением тарифов за прокачку «голубого топлива». Условия нового транзитного договора, который понадобится после 2019 года, будут во многом определяться тем, в какой стадии реализации на тот момент будет «Северный поток-2».
Проблема в том, что к 2020 году он может еще не начать работать в полную силу, и вместо 55 миллиардов кубометров европейцы будут получать лишь 30 миллиардов. Аналогичная ситуация и с «Турецким потоком». Следовательно, ближайшие несколько лет 40-50 миллиардов кубометров все равно придется прокачивать через ГТС Незалежной. К счастью, эта ситуация не будет долгой. После запуска альтернативных «потоков» Киеву останутся те самые 10-15 миллиардов кубов, и условия транзитного договора будут уже иными, нежели хотел бы Киев. Рационально вместо одного долгосрочного контракта заключать краткосрочные соглашения.
Также не стоит забывать, что на европейском газовом рынке появляются конкурирующие с украинским транзитом российского газа проекты. Это и американский СПГ, и газ из Азербайджана и, возможно, в дальнейшем, Туркмении, который пойдет по Южному коридору. Будет ли тогда Европа держаться за ГТС Незалежной - большой вопрос. В итоге Украина все же останется одна с огромной, обветшавшей и почти не загруженной газотранспортной системой, на ремонт которой средств нет. Так что, предложение уже сейчас подыскивать покупателей на металлический лом не такое уж и неразумное.
Информация