Ту-214, МС-21 или Як-44: каким должен быть российский самолет ДРЛОиУ?

16

Одной из самых неочевидных проблем Минобороны РФ для обывателя является острый дефицит самолетов ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), или АВАКС, по американской классификации. Кажется так просто: запустил гиперзвуковую ракету по противнику и забыл о нем. Увы, все намного сложнее.

Чтобы запущенный «Калибр», «Циркон» иди «Кинжал» поразил подвижную цель, вроде пресловутого авианосца, сперва надо получить точные данные о его местонахождении для целеуказания. В советский период мы могли рассчитывать на развитую спутниковую систему, но современная «Лиана» намного слабее и малочисленнее предшественниц, а ее аппараты находятся в зоне поражения противоспутниковых ракет и иных средств противодействия потенциального противника. Иначе говоря, если США все-таки пойдут на Россию войной, то первым делом они нейтрализуют нашу спутниковую группировку, «ослепив и оглушив» Минобороны РФ. И как тогда прикажете вести разведку и получать данные для целеуказания авиации, армии и флоту?



Вот именно для этого и нужны самолеты ДРЛОиУ, без которых война современного типа невозможна, и наши замечательные «Калибры», «Цирконы» и «Кинжалы» просто не найдут своей цели. В ВВС США и их ближайших союзников для этого имеются самолеты АВАКС Е-3 Sentry, а у ВМС - палубные Е-2 Hawk Eye, которые в сочетании с палубными истребителями делают американские АУГ объективно вне конкуренции. А что у нас?

А у нас с этим все не слишком хорошо. Если верить открытым источникам, в стране осталось на ходу всего 9 единиц старых советских самолетов ДРЛОиУ А-50, сделанных на базе Ил-76. Самолеты возрастные и в плане оборудования устаревшие. Из них всего 4 прошли глубокую модернизацию до уровня А-50У, которая все равно по тактико-техническим характеристикам не дотягивает до западных конкурентов. Палубного самолета ДРЛО вообще не существует как класса.

Вся надежда на А-100 «Премьер». Самолет сделан на основе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76, может находиться в воздухе на расстоянии 1 тысячи километров от базы до 6 часов. Благодаря новейшему оборудованию, этот летающий радар способен вести одновременно до 300 целей на дистанции до 650 километров. Это делает «Премьер» полностью конкурентоспособным с западными аналогами, в чем-то даже превосходя их. И это действительно здорово. Но есть одна проблема.

Проект настолько технически сложный, что разработчики никак не могут довести его до ума. А-100 должен был поступить в войска еще в 2016 году, а сейчас уже конец 2021-го, и это до сих пор не произошло. Несомненно, в итоге ВКС РФ «Премьер» получат, но вот сможет ли он стать массовым? Большой вопрос. Вероятнее всего, таких самолетов реально будет всего несколько, а Минобороны РФ нужен массовый самолет ДРЛОиУ. Что же может стать настоящей «рабочей лошадкой», которая вберет в себя наработки по проекту А-100?

БПЛА?


Если подходить к делу с точки зрения массовости, то можно попытаться сделать ставку на относительно дешевые беспилотные системы, которые ныне стали очень популярны. Например, в качестве платформы для установки радиолокационной аппаратуры может быть использован огромный по размерам БПЛА «Гелиос-РЛД». Такой беспилотник может производиться большими сериями, будучи связанными в единую сеть, «Гелиосы» создадут единое радиолокационное поле над охраняемой территорией.


К сожалению, панацеей БПЛА стать не смогут. Из-за низкой скорости полета они не смогут взаимодействовать, например, с истребителями, при этом они будут легкой мишенью для авиации и систем ПВО противника. Малая мощность радиолокационного оборудования не позволяет отнести «Гелиосы» к дальним средствам разведки. Иначе говоря, БПЛА ДРЛО – это нишевой вид вооружений, которому место, скорее, в качестве патрульного мирного времени или в качестве дополнительного «летающего глаза» для защиты собственных позиций.

Ту-204/214 или МС-21?


Превращение гражданских лайнеров в самолеты ДРЛОиУ является нормальной мировой практикой. Так, например, в Китае был создан вполне удачный АВАКС KJ-200 на базе самолёта Shaanxi Y-8, который в свою очередь является версией военно-транспортного Ан-12. С учетом проблем по проекту А-100, Минобороны РФ в 2019 году дало понять, что альтернативой «Премьеру» может стать чуть более простой самолет ДРЛОиУ на базе лайнера Ту-204/214.


Выбор можно считать вполне удачным. Это прекрасный среднемагистральный самолет еще советской разработки, на его базе уже сделано около 20 модификаций. Достаточно будет оснастить Ту-214 многопозиционной РЛС с двумя фазированными антенными решетками, цифровой аппаратурой и системами противодействия РЭБ, и он превратится в настоящий АВАКС. При этом отмечается, что гражданский лайнер будет даже проще и дешевле в обслуживании, чем Ил-76.
Есть только одна проблема: Ту-214 производится очень малыми сериями, поэтому под нужды ДРЛОиУ придется резервировать уже использующиеся для иных нужд лайнеры.

Как вариант, через пару лет Минобороны РФ может положить глаз на новейший среднемагистральный лайнер МС-21. Уже удалось решить проблему с зависимостью от импортных композитных материалов, создан отечественный двигатель ПД-14. Серийное производство самолета обещают начать в 2022 году. Правда, на МС-21 уже выстроилась очередь, но, вероятно, для нужд Минобороны РФ десяток лайнеров нашелся бы.

Як-44?


Возможно, эта платформа будет наиболее адекватным ответом для российских авиации, армии и флота. Як-44 создавался в СССР как палубный самолёт радиолокационного дозора, наведения и управления (РЛДНУ/ДРЛОиУ) и радиоэлектронного противодействия. На момент разработки с оборудованием того времени он мог вести одновременно до 150 воздушных целей и наводить на цель 10 своих истребителей. Его крейсерская скорость составляла 700 км/ч, максимальная - 740 км/ч, а продолжительность патрулирования от 3,6 до 6,5 часов. Этот самолет мог базироваться одновременно и на сухопутных аэродромах, и на авианесущих кораблях. Даже без катапульты Як-44 смог бы взлетать с палубы ТАВРК «Адмирал Кузнецов» при помощи трамплина, что делает его абсолютно уникальным в своем классе ДРЛОиУ.


К 1993 году был собран полноразмерный макет самолета, а после работы по нему заморозили из-за отсутствия финансирования. Возрождение данного проекта стало бы настоящим прорывом, поскольку и российская армия получила бы неприхотливый фронтовой самолет-разведчик среднего радиуса действия, и ВМФ РФ одновременно обрел бы долгожданный и жизненно необходимый флоту палубный ДРЛОиУ.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    9 ноября 2021 15:19
    Верный шаг в направлении "Гелиос-РЛД": пусть пока и тихоход, но ничто не помешает переставить оборудование на более скоростной борт, типа Охотника.
  2. +1
    9 ноября 2021 18:37
    Опять " должен " и "быть".
    Ничего пока нет, мощных/больших делать дорго и долго, малые слишком маломощные.

    будут серии самолетов, хоть каких - будет и ДРЛОиУ на их основе.
    Не будет самолетов - не будет и ДРЛОиУ
  3. -1
    9 ноября 2021 22:40
    К сожалению, панацеей БПЛА стать не смогут. Из-за низкой скорости полета они не смогут взаимодействовать, например, с истребителями, при этом они будут легкой мишенью для авиации и систем ПВО противника. Малая мощность радиолокационного оборудования не позволяет отнести «Гелиосы» к дальним средствам разведки.

    Во-первых, автор подменяет понятия, перечисляя ограничения конкретного БПЛА "Гелиос", и неадекватно присваивая эти ограничения любым БПЛА как классу боевой авиации. Почему нельзя модифицировать "правильные" по мнению автора самолёты ДРЛО в беспилотники?
    Во-вторых, любой самолёт ДРЛО является первоочередной и лёгкой мишенью для истребителей и ПВО противника. Ибо пилотируемые самолёты ДРЛО, так же как и беспилотные, не летают на сверхзвуке, а стелс-технология для них бессмысленна из-за выполняемой ими функции, предусматривающей излучение радара.
    А раз так, то для сохранения жизней экипажа, самолёты ДРЛО должны быть сделаны беспилотными с тем же приоритетом если не выше, что и ударные самолёты.
  4. 0
    10 ноября 2021 05:00
    Цитата: dmitri_ovchinmail.ru
    Во-первых, автор подменяет понятия, перечисляя ограничения конкретного БПЛА "Гелиос", и неадекватно присваивая эти ограничения любым БПЛА как классу боевой авиации. Почему нельзя модифицировать "правильные" по мнению автора самолёты ДРЛО в беспилотники?

    Вы собрались делать из Ту-214 или МС-21 беспилотник? И обвиняете автора в неадекватности? laughing
  5. -2
    10 ноября 2021 11:29
    Да, беспилотники сейчас - тихоходы. Это верно. Сейчас самый скоростной беспилотик, если я не ошибаюсь - наш С-70 «Охотник» - 920 км/ч. Но, он всего в одном экземпляре пока.
    А, например, в Австралии уже полным ходом , т.е. образец летает, идет разработка беспилотника - «телохранителя» пилотируемых истребителей. На выходе, вероятно, должен быть полноценный многофункциональный сверхзвуковой истребитель-беспилотник. Но что поучится у австралийцев х.з. Однако там Boeing, так что что-то точно получится. https://greenchelman-3.livejournal.com/6067809.html

    1. 0
      18 декабря 2021 19:14
      Любой самолёт без ездового боится летать. Вдруг он что-то сделает не так и им брякнут об землю. Такие беспилотники, как теперь делали немцы во вторую мировую и назвали их летающими бомбами. Столько крику было про то, что любой прибор сделанный человеком должен управляться человеком. Пока такие приборы могут делать, только на одном заводе и он в Америке и называется Голлый Вуд. Там у них уже такое оружие и прочее, что пятиугольник завидует, но им оборудование не дают. У них ещё мозг до этого не дорос.
  6. 0
    10 ноября 2021 13:37
    Вы собрались делать из Ту-214 или МС-21 беспилотник? И обвиняете автора в неадекватности?

    На некоторых больших пассажирских самолетах сегодня тестируются программно-аппаратные комплексы автоматической рулежки, взлета, полета по фиксированному маршруту и посадки, для специально оборудованных аэродромов. Пилоты здесь, по большому счету, будут нужны только "на всякий случай", да и чтобы пассажирам было кому аплодировать при посадке. По-Вашему, эти системы разработали и внедряют неадекватные люди?
  7. 0
    10 ноября 2021 14:45
    Як-44 остался без двигателя. С ТРД это будет другой самолет.
    1. -2
      10 ноября 2021 17:36
      Ещё бы... Д-27 — винтовентиляторный двигатель, разработанный Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко.
  8. 0
    10 ноября 2021 20:40
    Возможно, эта платформа будет наиболее адекватным ответом для российских авиации, армии и флота. Як-44 создавался в СССР как палубный самолёт радиолокационного дозора, наведения и управления (РЛДНУ/ДРЛОиУ)

    Як -44 самое неудачное решение поскольку базовая платформа Як-40/42 давно снята с производства и министерство авиационной промышленности пока не предпринимает никаких шагов к возрождению данного проекта.
    Наличие единственного носителя палубной морской авиации Кузнецова это не повод начинать судорожно "дергаться" по пути создания любой ценой палубного самолёта ДРЛОиУ, поскольку Кузя уже достаточно не молодой корабль стоит на ремонте значительно больше времени чем проводит в море, да и служить ему осталось от силы лет 10-15.

    Почему то замалчивается тема развития систем ДРЛОиУ на управляемых высотных аэростатах способных месяцами висеть над заданным районом получая энергию для работы оборудования от солнечных батарей установленных непосредственно на корпусе аэростатов.
    Грузоподъёмность аэростатов такова, что на них можно легко устанавливать блоки ракет "воздух-воздух" малой и средней дальности для обороны от авиации и ЗУР противника.
    1. -1
      12 ноября 2021 12:44
      Як-44 к Як-40/42 не имеет никакого отношения. Это проект самолета типа Хокай.
  9. +1
    7 декабря 2021 23:30
    Все в одну кучу свалили. Понимая, что противокорабельные ракеты типа Гранит могут остаться без внешнего наведения, в них были заложены определенные интеллектуальные возможности по выявлению и классификации целей, и было бы обидно и неприятно узнать, что в Калибрах и Цирконах этого не сделали.
    И так же замечу, что в качестве носителя радиоаппаратуры предлагаются достаточно разные машины. Американцы от е3 сентри в пользу е2 хокай не отказались, так почему это должно произойти в России, когда от а50/100 откажутся в пользу як-44? Нет никаких проблем сделать на ил-204 самолет дрлоиу, тнмп выпуска в 1..2 борта в год будут достаточны.
    Но лучшей базой для аналога е3, на мой взгляд, был бы ил-96. Он и глру оборудования может поднять, и в воздухе премени больше повести, и у него 4 двигателя, что надежнее.
    1. 0
      18 декабря 2021 19:08
      Один двигатель должен быть в хвосте, как у лошади отмахиваться от птиц, или впереди что-то такое, что бы он чихал на них, а не пытался съесть.
  10. 0
    18 декабря 2021 19:06
    Самолёт должен взлетать. Должен летать и давать данные. Самолёт должен уметь садится. Порядочный самолёт перед ответом должен откашляться, не болеть короной и не боятся птиц любого размера. Не должен падать камнем, когда ему захочется даже когда еда, то есть заправка, кончилась. Советские самолёты при превышении груза, когда ему сорок лет, то хочет на пенсию, а не нырять в моря и делать тройное сальто на земле.
  11. 0
    10 января 2022 15:35
    Нужны, хотя бы звено самолетов ДРЛОиУ и 2-3 эскадрильи беспилотнтков ДРЛОиУ, что бы в связке иметь все права в небе...
  12. 0
    20 февраля 2022 18:19
    Если про Як-44, сразу ясно, тов. Маржецкий опус спроворил. Нет такого самолета и не было никогда. Был проект, был построен макет. Проект закрыт в 1993 году. Двигатели д-27 украинские, серийно не выпускаются. Изготовлены штучно для опытных ан-70, проект, который Россию более не интересует.