Россия выходит из «нормандского формата»?
Существенные изменения, в последнее время происходящие в отношениях Москвы и Киева, судя по всему, достигли той стадии, на которой накопившаяся масса фундаментальных противоречий вполне может считаться «критической». То есть достаточной если не для «взрыва», то для весьма радикального пересмотра нашей страной своей тактики и стратегии на этом направлении. Одним из аргументов, достаточно убедительно свидетельствующих в пользу именно такого предположения можно, считать весьма резкие высказывания представителей отечественного МИД по поводу перспектив продолжения переговоров в «нормандском формате».
Будем откровенны – долгое время эта площадка использовалась как Киевом и Москвой, так и представителями Европы в лице Германии и Франции для создания некоей благопристойной видимости «процесса мирного урегулирования» вооруженного конфликта, идущего на Востоке Украины начиная с 2014 года. Практически полная бесперспективность этих саммитов стала ясна всем уже достаточно давно – однако «высокие договаривающие стороны» продолжали изображать, что хоть о чем-то договариваются. Теперь, судя по всему, изрядно затянувшемуся внешнеполитическому фарсу приходит конец. Попробуем разобраться, отчего так происходит и почему именно сейчас.
Москве надоели «пустые хлопоты»
Собственно говоря, окончательным и не подлежащим обжалованию приговором «нормандии» можно считать ряд официальных заявлений, сделанных в дипломатическом ведомстве нашей страны. Да, спровоцированы они были как демаршами украинской стороны, так и, мягко говоря, не слишком адекватным поведением прочих участников формата – Парижа и Берлина. Однако та степень категоричности позиции, которая была высказана Россией на сей раз, говорит о том, что терпение ее исчерпано окончательно. Так, официальный представитель МИД Мария Захарова охарактеризовала «нормандский формат» в нынешнем его состоянии как «пустое постановочное мероприятие, лишенное смысла». Назвала она и единственный путь для наполнения саммита какой-то реальной сутью, дающей основания для проведения новых встреч.
Как несложно догадаться, речь идет исключительно о выполнении всего того массива обязательств, обещаний и прекраснодушных «протоколов о намерениях», которые оглашались в ходе предыдущих «посиделок». Без этого выйдет лишь очередная профанация в столь любимом представителями «нэзалэжной» формате «совмещение неприятного с бесполезным», а у нашей страны (вот, поди ж ты!) нет ни малейшего желания участвовать в чем-либо подобном. Реальных дел и проблем хватает. По сути дела, данное выступление Захаровой стало прямым и откровенным ответом на очередной выпад «главного дипломата» Киева Дмитрия Кулебы. Он с обычной для представителей украинского внешнеполитического ведомства бездоказательной безапелляционностью на днях принялся вещать о «попытках затормозить» и даже вовсе «подорвать» на корню «нормандский процесс», исходящих, понятное дело, исключительно из Москвы.
В виду украинский министр имел позицию, сформулированную буквально накануне своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Тот еще в конце прошлого месяца, выступая по телевидению, подчеркнул, что видит смысл не в самом по себе «проведении мероприятия», как таковом, а, опять-таки, «в наполнении его конкретным, конструктивным содержанием». Для этого, по словам господина Лаврова, соответствующие предложения по формату и повестке будущего саммита были направлены даже не в Киев (а с кем там договариваться?!), а в Берлин и Париж. Однако, как стало известно накануне, ни малейшего понимания и поддержки столь серьезный подход нашей страны у западных «партнеров» не вызвал. В ответных тезисах, полученных от них Москвой, не обнаружилось ровно ничего кроме своеобычного набора расплывчатых и никчемных деклараций в стиле «за все хорошее против всего плохого».
Более того, в данном случае они оказались сдобрены и некоторыми новыми «мотивами», для нашей страны категорически неприемлемыми. Германия и Франция вдруг принялись «подпевать» Киеву, называя Россию «одной из сторон конфликта на Донбассе» и, более того, требуя от нее что-то там по данному поводу «выполнить». Подобный подход сам по себе заводит ситуацию в окончательный тупик и делает любые переговоры в высшей степени бессмысленными. Именно по этому Сергей Лавров и заявил о «невозможности» очередной встречи в «нормандском формате», которую представители Франции предлагали чуть ли не в «пожарном» порядке провести в Париже 11 ноября. Не о чем разговаривать...
«Ветер дует» из-за океана?
Есть все основания предполагать, что и резкое «переобувание» немцев с французами, и вдруг резко усилившееся нахальство «нэзалэжной» имеют под собой одну и ту же основу. В «украинский вопрос» вообще и тему Донбасса в частности вновь начал активно вмешиваться Вашингтон. Собственно говоря, это и не предположение вовсе, а твердая, почти стопроцентная уверенность. Тот же Дмитрий Кулеба наверняка недаром с победительным видом начал вести разговоры о некоем «четком сигнале», который вставшие единым фронтом Украина и США непременно «пошлют Москве», причем в самом ближайшем времени. Вот увидите, какие у нас «мощные партнеры и союзники», вот ужо будете знать, как «вести себя агрессивно»! Вся эта словесная белиберда, увы, имеет и вполне определенный практический смысл. Ведь разводит ее Кулеба вокруг предстоящего (и, судя по всему, действительно вскоре) подписания Киевом и Вашингтоном «хартии стратегического партнерства» в некоей обновленной редакции.
Понятно, что радужным надеждам «нэзалэжной» данный документ вряд ли будет соответствовать. Ни миллиардов долларов «на войну», ни поставок вооружений классом выше ПТРК «Джавелин» или списанных патрульных катеров там не дождутся. И, уж тем более, не получат главного, чего так жаждут – четких гарантий безопасности, означающих готовность Соединенных Штатов вступить в прямое вооруженное противостояние с Россией «в случае чего». Тем не менее нельзя не признать и другого – позиция Вашингтона относительно украинско-российской конфронтации, в последнее время выглядевшая как более или менее сдержанная, начала меняться на глазах буквально за считанные дни и недели. И уж точно – не в лучшую сторону.
Если сложить воедино разные части не такого уж и сложного «паззла», становится ясно – за океаном по какой-то причине решили, что пришло время в очередной раз разыграть «украинскую карту», поднимая при этом ставки. Фейковая история по поводу «концентрации российских войск на украинской границе», сперва растиражированная ведущими американскими СМИ, а затем рьяно подхваченная и представителями тамошней администрации, причем достаточно высокого уровня. Визит в Москву директора ЦРУ Уильяма Бернса (а также и его телефонный разговор с Владимиром Путиным), в ходе которых якобы «были высказаны серьезные предупреждения и предостережения относительно возможных агрессивных действий российской стороны против Киева». Откровенный «наезд» на европейских коллег Госдепа США, принявшегося по своим каналам «транслировать» некие «предупреждения относительно возможной эскалации на Востоке Украины», и, в первую очередь, адресованные непосредственно Германии «настоятельные советы» относительно использования процесса сертификации «Северного потока-2» в качестве орудия для прямого шантажа Москвы...
Все это выглядит как звенья одной цепи, части некоего плана, реализуемого явно не с целью улучшения американо-российских отношений. И вот – вполне закономерное его развитие: как стало известно накануне, комитет Сената США по иностранным делам сделал официальное заявление, в котором говорится о внесении в этот законодательный орган инициативы относительно введения полномасштабных санкций в отношении компании Nord Stream 2 AG, являющейся оператором готовящегося к вводу в строй газопровода.
Складывается впечатление, что после весьма краткого и даже, скорее, мимолетного периода едва ощутимой «оттепели» отношения между Вашингтоном и Москвой «возвращаются на круги своя» – то есть к откровенно конфронтационному формату, в рамках которого какие-либо попытки найти общий язык обречены на провал изначально. Имеет ли смысл в таком случае продолжать бессмысленные потуги по «мирному урегулированию» на Донбассе, которого не желают ни Украина, ни, что самое главное, Соединенные Штаты? Особенную актуальность данный вопрос обретает в контексте действий Киева, в последнее время делающего все более демонстративные шаги к эскалации вооруженного противостояния. История с «Байрактаром», бесчинства ВСУ в «серой зоне», назначение в оборонное ведомство не просто совершенно явных «ястребов» и сторонников исключительно силового сценария «деоккупации» региона, а наиболее одиозных из них. Какие тут еще нужны доказательства и поводы для размышления? Продолжая играть навязанный Западом «нормандский» спектакль, превратившийся уже в откровенную клоунаду, наша страна в определенной мере легитимизирует ложь Киева о якобы предпринимаемых им «попытках урегулирования ситуации», которых, на самом деле нет и никогда не было в реальности.
По сути дела, позиции сторон озвучены четко и ясно, причем на самом высшем уровне. Заявления пресс-секретарь Владимира Зеленского Сергея Никифорова о том, что «продолжение «нормандского формата» и, прежде всего, его «политическая повестка» находятся ныне «под большим вопросом», и слова пресс-секретаря президента России Владимира Путина Дмитрия Пескова касательно «выполнения домашнего задания» и «создания хотя бы какого-то фундамента для диалога», необходимых для возобновления переговоров, прозвучали очень уж в унисон. Украине не нужен реальный мирный процесс, а России – его имитация, служащая прикрытием для реализации Киевом намерений, в корне отличающихся от тех, что декларируются им перед западными «партнерами».
Отказ от «нормандского формата» однозначно не будет способствовать укреплению безопасности. Однако так, по крайней мере, будет честнее. В любом случае этот путь не вел к окончанию затянувшегося на долгие годы для жителей Донбасса периода «безвременья». По большому счету, он вообще никуда не вел, а являлся бессмысленным движением по кругу. Возможно, прервав его, стороны все-таки двинутся к реальному выходу из этой ситуации.
Информация