Евросоюз отблагодарит «Газпром» антимонопольным расследованием и штрафом


События вокруг энергетического кризиса в Европе приняли детективный оборот. Удивительным образом на них наложился еще один межгосударственный кризис, на этот раз миграционный. Пограничный конфликт между Польшей и Белоруссией грозит оставить ЕС с пустым газопроводом «Ямал-Европа» за пару недель до начала календарной зимы. Что это, банальное совпадение или чей-то очередной «хитрый план»?


Давайте рассмотрим произошедшие события в хронологическом порядке, чтобы попытаться усмотреть некие закономерности.

Итак, начиная с весны 2021 года, «Газпром» принялся реализовывать довольно нетипичную для него стратегию на европейском рынке. Российский монополист активно использовал запасы газа, хранящиеся в принадлежащих ему ПХГ в ЕС, не торопясь их восполнять. При этом, несмотря на растущий дефицит «голубого топлива» в Старом свете, госкомпания не спешила увеличивать объемы поставок сверх оговоренных в контрактах. Иначе говоря, все свои договорные обязательства перед потребителями «Газпром» исправно выполнял, но дополнительных объемов не предоставлял. Из-за образовавшегося дефицита газа цены на него начали стремительно расти, однако российская корпорация продолжала следовать своей необычной стратегии, очевидно направленной на продвижение трубопровода «Северный поток-2». Компания не старалась снимать сливки с дорожающего сырья, а европейцы не торопились его покупать, надеясь, что цены вскоре нормализуются. Те, кто пожадничал брать газ по 500 долларов за 1 тысячу кубометров летом, потом явно кусали себе локти при цене 1 тысячи кубов в 1 тысячу долларов и выше.

Результат закономерный: в Старом свете бушует самый настоящий энергетический кризис, предприятия закрываются, продукты питания, электроэнергия, тарифы и все, что с этим связано, резко подорожало. Кто-то должен за это ответить, но кто? К этому вопросу мы еще вернемся.

Судя по всему, фрау Ангеле Меркель, исполняющей обязанности канцлера ФРГ, все-таки удалось умилостивить президента Путина. Тот дал распоряжение увеличить объемы прокачки газа в пять российских подземных газохранилищ в Европе: «Йемгум», «Катарина», «Реден» и «Этцель», расположенные в Германии, и в австрийское ПХГ «Хайдах». Поставки нарастят через украинскую ГТС, но строго в рамках предусмотренного 5-летним транзитным соглашением объемов, а также через трубопровод «Ямал-Европа», идущий в ФРГ через Беларусь и Польшу.

Теперь перейдем к вопросу о том, кто будет назначен главным виновным в энергетическом кризисе. Естественно, своей доли вины, проявившейся в чрезмерной либерализации газового рынка и всевозможным препонам, чинимых трубопроводу «Северный поток-2», Европа признавать не готова. Удобнее всего обвинить во всех бедах «Газпром». По данным американского издания Politico, Еврокомиссия начала сбор материалов для антимонопольного расследования с целью установить, оказывала ли российская госкомпания влияние на цены на «голубое топливо» в ЕС. Вот так. Помните знаменитое украинское «обещайте все что угодно, а вешать будем потом»? Судебная практика показывает, что «Газпром» обычно «влетает» в европейских инстанциях на огромные штрафы. Правда, судя по всему, Еврокомиссия немного поторопилась с поиском виноватых. Тут свое слово сказал, но не президент Путин, а Лукашенко.

Перенесемся в Белоруссию, где на границе с Польшей и Литвой собрались тысячи мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, мечтающих нелегально проникнуть в Западную Европу. О том, как они там оказались, и к чему все этом может в итоге привести, мы уже подробно рассказывали. В ответ Варшава готова закрыть границу с Белоруссией и обратилась за помощью к блоку НАТО. Происходят какие-то зловещие перемещения военной техники с обеих сторон. И тут президент Лукашенко выступает с очень громким заявлением о возможности перекрытия поставок газа в ЕС через территорию Беларуси:

А если мы закроем транзит через Белоруссию? Через Украину не пройдет: там российская граница закрыта. Через Прибалтику дорог нет. Если мы закроем для поляков и, к примеру, для немцев, что будет тогда? Мы не должны, защищая свой суверенитет и независимость, останавливаться — ни перед чем.

Это серьезно. Речь идет как раз о том самом газопроводе «Ямал-Европа», который снабжает углеводородным сырьем Германию и саму Польшу. Его проектная мощность составляет 32,9 миллиарда кубометров газа в год, а максимальная – 34,7 миллиарда. Если транзит будет принудительно остановлен уже не Москвой, а Минском, то европейские ПХГ точно не будут заполнены перед началом зимних холодов, что приведет к очередному скачку цен на энергоносители, а также к росту социально-экономического напряжения в ЕС.

Тут приходится поневоле задаться вопросом: угроза осушить газопровод «Ямал-Европа» является частной инициативой президента Лукашенко, или же это согласованная позиция Москвы и Минска, где Россия хочет продемонстрировать неудовольствие от возможных антимонопольных расследований Еврокомиссии? Все шишки в любом случае полетят на «Батьку», но ему-то что уже терять?
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Газу не давать, мигрантов пропускать - пусть взвоют белугами Иффроптчики! А в Гродно - испытательные стрельбы Искандеров!
  2. Bakht Офлайн Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 12 ноября 2021 15:27
    +4
    Европа - ненадежный покупатель. Сколько об этом можно говорить? Поставки только по контракту и больше ни кубометра. Европейские ПХГ не заполнять. Все остальное не имеет значения. Решения европейских судов необязательны для России.
    По мере истечения контрактов - новых не заключать. Только по спотовым ценам на бирже. В полном соответствии с нормами энергопакетов.
    Ускорить строительство Силы Сибири-2 (газопровод Алтай) и перенаправить газ Ямала в Китай. Цена меньше, но и головной боли (штрафов) меньше.
    1. 123 Офлайн 123
      123 (123) 13 ноября 2021 20:45
      0
      Европа - ненадежный покупатель. Сколько об этом можно говорить? Поставки только по контракту и больше ни кубометра. Европейские ПХГ не заполнять. Все остальное не имеет значения. Решения европейских судов необязательны для России.
      По мере истечения контрактов - новых не заключать. Только по спотовым ценам на бирже. В полном соответствии с нормами энергопакетов.

      Частично именно этого и добиваются yes
      1) Кто будет объявлен ненадежным, покупатель или продавец не так важно, итог один. Сворачивание торговли.
      2) Россия не признает их арбитраж, они наш, в итоге экономическое сотрудничество ограничивается, ну или как минимум затруднено.
      3) Нет долгосрочных контрактов, сложнее планировать развитие отрасли, не понятно сколько понадобится, стоит увеличивать инвестиции в добычу или наоборот.

      О причинах, кому и зачем это нужно можно говорить долго.

      Ускорить строительство Силы Сибири-2 (газопровод Алтай) и перенаправить газ Ямала в Китай. Цена меньше, но и головной боли (штрафов) меньше.

      Над этим работают.

      Улаанбаатар /МОНЦАМЭ/ На очередном заседании Кабинета министров 10 ноября вице-премьер С.Амарсайхан проинформировал о ходе реализации проекта по строительству транзитного газопровода “Союз Восток”, идущего через Монголию в Китай.
      На данный момент определен маршрут газопровода протяженностью 960,5 км. После завершения ТЭО к концу этого года инженеры и техники приступят к детальному проектированию, а подготовительные работы будут завершены в течение двух лет. Строительные работы по проекту официально начнутся в 2024 году.

      https://montsame.mn/ru/read/280832

      Насколько я понимаю работы на нашей территории начнутся раньше, По моему в 2024 году планируют завершить. Мощность газопровода около 50 (цифра примерно совпадает с СП), газ пойдет примерно из тех же месторождений что и в Европу.
      А пока взаимосвязь России и Европы слишком велика для резких движений. Мгновенно все не оборвать. Будут улыбаться и тыкать шилом под столом. hi
      1. Bakht Офлайн Bakht
        Bakht (Bakhtiyar) 13 ноября 2021 21:00
        +1
        Всё не так просто. Разрушение экономики Европы - это достаточно привлекательная вещь, для англо-саксов. Только в этом контексте я и рассматриваю выход Великобритании из ЕС.
        Точно также Штаты не против и разрушения старого НАТО. Создание нового НАТО (восточноевропейского) во главе с Польшей намного перспективнее. Это создаст полицейский кордон между Россией и Германией. В него (восточноевропейское НАТО) можно включить Прибалтику, Польшу, Украину. Если получится то и Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию. Здесь не важна их реальная экономическая и военная мощь. Важнее создать барьер (железный занавес).
        В таком случае СП-1 и СП-2, а также маршруты через Турцию имеют важнейшее значение. И нужны долгосрочные контракты со странами Западной Европы. Двухсторонние. Никаких общих контрактов с ЕС (о чем в последнее время болтают в Брюсселе) заключать нельзя.
        Вывод: развал ЕС на пользу России. Как ни странно, это совпадает с целью англо-саксов. Обнуление экономик стран Междуморья важнейшая задача России и Германии. Но поддерживать экономику Германии тоже достаточно важно. Так что все, кто болтает о ненужности "Потоков", на мой взгляд, абсолютно не понимают реальности. Живут в каком-то абстрактном мире.

        взаимосвязь России и Европы слишком велика для резких движений.

        Это только на сегодняшний день. Если экономика Европы схлопнется, то эта связь станет не столь важной. И даже обременительной.
        1. 123 Офлайн 123
          123 (123) 13 ноября 2021 22:38
          0
          Всё не так просто. Разрушение экономики Европы - это достаточно привлекательная вещь, для англо-саксов. Только в этом контексте я и рассматриваю выход Великобритании из ЕС.

          А я и не говорю что это просто

          О причинах, кому и зачем это нужно можно говорить долго.

          С приведенными аргументами полностью согласен yes а еврокомиссары, судя по делам, скорее американские госслужащие набранные из местных туземцев.

          Вывод: развал ЕС на пользу России. Как ни странно, это совпадает с целью англо-саксов. Обнуление экономик стран Междуморья важнейшая задача России и Германии. Но поддерживать экономику Германии тоже достаточно важно. Так что все, кто болтает о ненужности "Потоков", на мой взгляд, абсолютно не понимают реальности. Живут в каком-то абстрактном мире.

          В этом не уверен, возможно нам на данном этапе достаточно ослабления и некоторой децентрализации, в полном и срочном развале нет необходимости. Во первых, США в этом заинтересованы и не стоит облегчать им задачу. По крайней мере это отвлекает их ресурсы.
          Во вторых, европейские страны по отдельности могут легко попасть в еще большую зависимость от США. Превратить в Украину всю Восточную Европу посильная задача и стесняться они не будут. А часть европейцев может уйти под английскую крышу, не стоит давать им ресурсы.
          А потоки нужны yes , пока есть взаимная зависимость вероятность полного разрыва отношений и обострения вплоть до войны снижается, это стабилизирующий фактор.

          Это только на сегодняшний день. Если экономика Европы схлопнется, то эта связь станет не столь важной. И даже обременительной.

          Быстрое схлопывание нам не интересно no вакуум и нас затронет, слишком мы близко от эпицентра. Диверсификация продолжается, роль Европы в торговле падает, тянем время и работаем в данном направлении. Ну и не обращаем внимания на подначивания немедленно показать кто в доме хозяин и проявить брутальность.
          Получается что призывы немедленно напугать ракетами под Минском, Каркасом или Гаваной, намотать на гусеницы танков Карпаткие леса, перекрыть границы, прикрыть кран, плюнуть в лицо, кулаком по столу и далее по списку не в наших интересах. Растем, ждем, готовимся. Как то так. hi
      2. Bakht Офлайн Bakht
        Bakht (Bakhtiyar) 13 ноября 2021 21:07
        0
        Не в тему. Я часто перечитываю книги, которые мне чем-то понравились. Сейчас перечитываю Шамбарова "Царь Грозной Руси". Осбенно главы, посвященные Ливонской войне. У меня стойкое ощущение де жа вю. Настоятельно рекомендую. За 500 лет ничего не изменилось.
        1. 123 Офлайн 123
          123 (123) 13 ноября 2021 22:46
          -1
          Настоятельно рекомендую. За 500 лет ничего не изменилось.

          А ничего и не поменяется, с исторической точки зрения 500 лет ничто. География та же, игроки практически не поменялись, интересы и устремления остались прежними. За подсказку спасибо, добавил в список, руки дойдут почитаю yes

        2. Cyril Офлайн Cyril
          Cyril (Кирилл) 14 ноября 2021 20:56
          -2
          Осбенно главы, посвященные Ливонской войне. У меня стойкое ощущение де жа вю.

          С учетом поражения России в Ливонской войне ожидаете ли вы поражения России в новой драке с Европой? Де жа вю же
  3. Bakht Офлайн Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 12 ноября 2021 16:27
    +4
    Буквально вчера я написал

    Bakht (Bakhtiyar) Вчера, 09:09

    «Этого не хватит»: в ЕС оценили закачку российского газа в ПХГ
    Если цена на товар зависит от слов одного человека, то это означает, что никаких рыночных отношений нет. И нет зависимости спрос-предложение. Есть спекуляции на бирже. О чем европейцев и предупреждали. Но это также означает, что спекулянты легко могут обвалить цены и до прошлогодних. 50 долларов за тысячу кубов. Тогда закачка резервного газа является ошибкой.
    Правильную политику я вижу только в поставках строго контрактных объемов. На что подписались, то и получите.
    Европейцы могут забрать этот газ. Лазейки найдутся. Скажем по решению суда или в долг. Когда замерзаешь, то о последствиях не очень будут задумываться. Решения европейцев не сильно отличаются от украинских. Два сапога - пара.

    По решению суда, российский газ в европейских хранилищах может быть конфискован. Поэтому еще раз повторяю - закачка в ПХГ Европы - рискованное дело. Надо немедленно остановить заполнение этих хранилищ.
    1. Шарнхорст Офлайн Шарнхорст
      Шарнхорст (Шарнхорст) 12 ноября 2021 17:09
      -1
      Надо немедленно остановить заполнение этих хранилищ.

      В этом вопросе хоть я с вами и согласен, но это называется "бить по хвостам", только реагируя на инициативу противника. Предлагаю сначала макнуть головой в унитаз оборзевшего кота Лукашенко. Миграционный кризис - его вина, результат попыток лизнуть у американцам. Зачем открывал безвиз с проамериканскими режимами Ближнего Востока? Раз уж его "БелАвии" закрыли небо Европы надо было не вокруг Украины в Ирак летать, а признавать Крым и организовать полёты туда для своих граждан. С таким союзником и других врагов не надо!
      1. Bakht Офлайн Bakht
        Bakht (Bakhtiyar) 12 ноября 2021 20:26
        +4
        А в этом вопросе с Вами уже не согласен я.
        При чем тут Лукашенко? Бардак в странах Ближнего Востока устроил явно не он. Давно я читал книгу Ж.Аттали. Это не совсем простой человек. У него достаточно интересная биография. В 1991 году он написал книгу "На пороге нового тысячелетия". Я приведу только одну цитату

        В мучительном отчаянии, лишенные всякой надежды, живущие на периферии народные массы будут лицезреть яркую картину процветания и богатства в другом полушарии. В тех южных регионах, которые географически близки к Северу, а в культурном отношении связаны с ним, в частности Мексика, страны Центральной Америки и Северной Африки, миллионы людей будут все сильнее подвергаться искушению богатством, испытывать раздражение и гнев из-за невозможности удовлетворить свои постоянно растущие потребности. Тогда они начнут постепенно отдавать себе отчет в том, что чужое благополучие частично достигнуто и за счет ухудшения условий их жизни, а также хищнического использования окружающей среды. Этих лишенных собственного будущего в век интенсивных воздушных перевозок, телевизионной связи, абсолютно обнищавших людей будут на Севере стричь под одну гребенку и рассматривать как беспрецедентную по масштабам толпу "экономических беженцев" и мигрантов. Переселение народов уже началось: турки живут в Берлине, марокканцы — в Мадриде, индусы — в Лондоне, мексиканцы — в Лос-Анджелесе, вьетнамцы — в Гонконге.
        Если Север будет и впредь проявлять пассивность и полное безразличие к их бедственному положению, особенно когда Восточная Европа будет выведена на орбиту процветания благодаря полноценной, широкомасштабной помощи и щедрости Запада при полном пренебрежении его к нуждам Юга, то народы, живущие на периферии, неизбежно поднимут мятеж, а в один прекрасный день начнут и войну. Они постараются снести подобие Берлинской стены, которое в настоящее время возводит Север, чтобы отгородиться от Юга. Это будет война, невиданная в новейшей истории, она будет напоминать губительные набеги варваров в VII и VIII столетиях, когда Европе было нанесено ощутимое поражение и она погрузилась в такое мрачное состояние, которое впоследствии получило название Средневековья.

        Каддафи сдерживал наплыв мигрантов из Африки. Но этот барьер убрали. Ирак, Сирию, Афганистан все эти страны разрушили западные реформаторы. А то, что есть безвиз - то это уже и не проблема даже. Сравните, сколько мигрантов проникает в Европу через Белоруссию или через Средиземное море? Но в Средиземном море мигрантов спасают и перевозят в Испанию и Италию. А через Белоруссию развернули пропагандистскую кампанию. Через Белоруссию проходят несколько тысяч. Через Турцию или Италию десятки тысяч. Но СМИ такие сравнения не интересуют.
  4. rotkiv04 Офлайн rotkiv04
    rotkiv04 (Виктор) 12 ноября 2021 16:45
    -4
    Дураков так и надо учить, хотя кремлёвским стратегам ничего на пользу не идёт, это и понятно, платят не из своего кармана, а спрашивать с них некому
  5. gorenina91 Онлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 12 ноября 2021 17:20
    -4
    Евросоюз отблагодарит «Газпром» антимонопольным расследованием и штрафом

    - Да , это только "цветочки" - "ягодки" ещё впереди...
    - Блин - ну, сколько лично Я писала про "ловушки" , в которые недалёкий Газпром влез по причине безграмотного руководства и проводимой им безграмотной экономической политики... - ну , вот оно - начало всех этих бед (ну , хоть бы мне в чём-то ошибиться)... - И это ещё СП-2 не запущен в работу ... - И это ещё Эрдоган выжидает и прикидывает как начать "качать права" перед Газпромом...
    - А какая катастрофа назревает на востоке ..., с поставками российского газа через "Силу Сибири" в Китай ... - Китай , по сути - уже чувствует себя полноправным хозяином этой "Силы Сибири" - и вовсю диктует и цены на российский поставляемый газ и на периодичность и цикличность поставок российского газа... - ну , "хозяин" да и только...А что будет , когда Европа обложит Газпром со всех сторон штрафами и санкциями... - Да Китай и вовсе собьёт цену на поставляемый ему российский газ ; когда станет ясно , что Газпром находится в "безвыходном положении"...
    - Блин - на Западе - "труба" ; и на Востоке - "труба"...
    1. Monster_Fat Офлайн Monster_Fat
      Monster_Fat (Да Какая Разница) 13 ноября 2021 11:38
      -3
      На самом деле это результат управления компрадорской власти в России, которая может только продавать ресурсы. "Кудриномика" принятая в России, как экономическая модель, предполагает развитие в России только сырьевого производства и вывод всех "заработанных" денег на запад, для валютных спекуляций или "захоронения их в кубышках". Развитие производства в России, которое само потребляло бы газ и нефть в больших объемах, "кудриномика" не предусматривает. Мало того, эта экономическая политика одной из главных задач считает- поддержание населения страны в плане финансового обеспечения и зарплат на нищенском уровне, якобы для привлекательности рынка труда для внешних инвестиций и предпринимательства и поэтому, нищее население, да еще специально зажатое разными ограничениями, не может само субсидировать газификацию или большие потребления энергоресурсов, вынуждено на всем экономить и следовательно, не интересно "Газпрому" и прочим поставщикам энергоресурсов, в качестве объекта инвестиций и прибыли. Так, что все закономерно-вместо развития внутреннего рынка потребления, все это время в России развивали только внешний экспорт и сделали себя полностью от него зависимыми. Так, что нечего обвинять других, "западных партнеров", которые все это видят, понимают, что "Газпрому" деваться некуда и в наглую, используют создавшуюся ситуацию в свою пользу.
  6. НиколайН Офлайн НиколайН
    НиколайН (Николай) 12 ноября 2021 20:33
    0
    Деньги на строительство сп2 уже отбили. С запуском можно не торопиться. Пусть сертифицуруют сколько хотят. Не сертифицируют - не надо. Запас в у года ещё есть. Поставлять через Украину в полном соответствии с Контрактом.
    А там видно будет.
    1. gorenina91 Онлайн gorenina91
      gorenina91 (Ирина) 13 ноября 2021 04:07
      -4
      Деньги на строительство сп2 уже отбили.

      - У кого "отбили"-то ??? - И как "отбили" ??? - Кто-то тут...тут...тут - вот так уже раньше "обмолвился" по поводу СП-2 и...и пошло "повторение"...
      - СП-2 - ни дня не работал по своему назначению ; а уже сплошная куча штрафов , "сопряжённых c СП-2" или "так или иначе касающихся строительства СП-2" и самого "факта существования СП-2"...
      - СП-2 уже "обслуживают" - а он простаивает ... и от этого "стоимость" создания СП-2 только ещё больше возрастает... - т.е. уже понесены убытки... - Так в чём "отбитие" (или окупаемость) строительства СП-2 ??? - Всё с точностью - "наоборот"...
    2. lis-ik Офлайн lis-ik
      lis-ik (Сергей) 13 ноября 2021 17:11
      -3
      Цитата: НиколайН
      Деньги на строительство сп2 уже отбили. С запуском можно не торопиться. Пусть сертифицуруют сколько хотят. Не сертифицируют - не надо. Запас в у года ещё есть. Поставлять через Украину в полном соответствии с Контрактом.
      А там видно будет.

      Каким образом отбили? Даже по привычке нынешних "властей", переложить расходы на плечи населения РФ и то долго отбиваться будет.
  7. Siegfried Офлайн Siegfried
    Siegfried (Gennady) 12 ноября 2021 21:11
    +1
    это так называемое расследование и возможные штрафы чистой воды шоу для внутриевропейского зрителя. Таким нехитрым способом ЕС "сурово" накажет хулигана Газпром ( на сумму в 5% от потерь в связи с ростом цен, или от сверхприбыли Газпрома) и громко стукнув кулаком по столу с гордостью заявит "вот мы им показали, поставили на место...ну все, тему проехали как говорится, ЕС сильны и едины, всех с рождеством друзья!".
    Газпром с удовольствием эту сумму заплатит и тихо будет закачивать свои счета газодолларами.
  8. Маасло Саллонен 13 ноября 2021 03:47
    +1
    Не Россия задала тон в отношениях. Но Россия имеет возможности его поддержать. Пришла пора по воспитывать старушку Европу.
    1. Олег Братков (Олег Братков) 14 ноября 2021 12:10
      +1
      Кого воспитывать - решают владельцы Газпрома, а не общественное мнение.
      Впрочем, Россия на втором месте в мире по дешивизне газа для населения. На первом - Казахстан, а во всех остальных странах мира газ дороже, и иногда сильно дороже, чем в России.