Истребитель Checkmate перешел от «мультиков» к реальному производству

23

Как и минувшим летом на авиасалоне МАКС-2021, перспективный легкий многоцелевой истребитель Су-75 произвел на Dubai Airshow-2021 настоящий фурор. Почему же на российский Checkmate обращено столь пристальное внимание? Давайте разбираться.

Прежде всего, хочется вновь поаплодировать пиарщикам «Ростеха», выпустившим совершенно шикарный и остроумный проморолик. Рекламщики явно не зря свой хлеб едят. Они четко обозначили целевую аудиторию, потенциальных противников и конкурентов нашего истребителя, а также под занавес дали очень многозначительный намек, про который далее поговорим подробнее. А теперь перейдем к самому приятному.



От стадии «мультиков» проект Checkmate удивительно перешел к реальному их производству. Заявлено, что в Комсомольске-на-Амуре уже началась сборка опытных образцов самолета. Первый полет истребителя пройдет в 2023 году, а серийное производство стартует в 2026-м. Так что «злопыхатели», которые после яркой презентации Су-75 на МАКС-2021 исходили ядом, называя его «фанерным» и «мультяшным», пусть своим же ядом и подавятся. Почему же у «Ростеха» получилось так быстро от компьютерной графики и полномасштабных макетов перейти к реальному производству?

Причин тому много. Если их обобщить, то можно сказать, что Су-75 обязан своим появлением Су-57 (Felon по классификации НАТО). Первый российский тяжелый истребитель пятого поколения создавался с массой трудностей, приходилось преодолевать множество технических проблем, вызванных общей сложностью такого проекта. Но это же позволило использовать имеющиеся наработки по Felon в Checkmate.

В частности, Су-75 получит силовую установку АЛ-41Ф-1 (так называемое «Изделие-117»). Этот двигатель разрабатывался в ОКБ им. А.Люльки специально для истребителей пятого поколения. Благодаря глубокой модернизации, максимальная сила тяги «Изделия-117» повысилась на 20%, в 4 раза увеличился ресурс, повысилась надёжность и снизился расход топлива. Данный авиадвигатель будет использоваться на истребителях Су-35С, на легких истребителях Су-75, а также на первой очереди тяжелых истребителей Су-57. В дальнейшем на российский Felon будут устанавливаться по два «Изделия-30», еще более мощных и совершенных двигателя. Это дает основания предположить, что эта силовая установка в будущем может появиться и на Checkmate, еще существеннее повысив его тактико-технические характеристики.

К слову, про ТТХ. Су-75 в нынешней конфигурации имеет взлетную массу 18 тонн, практический потолок - 16 500 м, практическую дальность – 2800 километров, максимальную бесфорсажную скорость – 1,8 М. Легкий многоцелевой истребитель допускает боевую нагрузку в 7400 килограмм, может нести ракеты класса «воздух-земля» и «воздух-воздух», одновременно атаковать до 6 целей. При стоимости летного часа в 6 раз меньше, чем у F-35, это более чем адекватная альтернатива явно переоцененному американскому истребителю пятого поколения, который по цене в 3 раза дороже, чем Checkmate. Неудивительно, что российский самолет подвергается постоянным информационным атакам.

Отдельно хотелось бы упомянуть про беспилотную версию Су-75, которую показал в своем проморолике «Ростех». Самолет без кабины для пилота выглядел одновременно пугающе и привлекательно. Превращение малозаметного истребителя пятого поколения в ударный БПЛА, управляемый искусственным интеллектом, даст ВКС РФ массу дополнительных преимуществ.

В связи с этим вызывает недоумение откровенно сдержанная реакция Минобороны РФ на Checkmate. Неужели наши военные обиделись, что «Сухой» публично предложил свой перспективный самолет покупателям из ближневосточных стран, а не им?

Су-75 может стать эффективным промежуточным звеном между немногочисленными тяжелыми двухдвигательными Су-57 и другими истребителями в ВКС РФ. Низкая стоимость эксплуатации делает Checkmate очень привлекательными для несения службы и регулярного воздушного патрулирования западных границ России. Су-75 самое место где-нибудь в подбрюшье Североатлантического альянса для парирования угрозы со стороны американских F-35.

Добавим к сказанному, что Checkmate буквально сам просится на палубу. Широкие крылья делают его изначально конструктивно пригодным для взлета и посадки с авианесущих кораблей. Уже имеющиеся отечественные палубные истребители откровенно состарились и давно нуждаются в замене. В экспертной среде высказывалось мнение, что в качестве нового палубного истребителя для ВМФ РФ стоило бы адаптировать Су-57. Проблема состоит в том, что это достаточно дорогие самолеты, которые пока серийно не производятся, а Минобороны РФ заказало их весьма ограниченную партию. Более бюджетный легкий однодвигательный Су-75 может стать оптимальным решением в качестве палубного истребителя будущего.

Даже если у нас в России откровенно «забили» на собственные авианесущие корабли, в других странах, например, в Китае или Индии, военная мысль идет другим, возможно, более адекватным путем, и там недорогие палубные стелс-истребители точно будут востребованы. Наверняка Нью-Дели проявит интерес к палубной версии Checkmate.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 ноября 2021 14:36
    МО РФ пока не на что обижаться, когда появится прототип, тогда и говорить предметно можно, а пока ВКС даже Су 57 не получил, что уж говорить про 75
    1. +1
      17 ноября 2021 15:27
      Уже первый серийный Су-57 в строю.
  2. -1
    16 ноября 2021 16:35
    Изделие 117 скорее всего для экспорта, а изделие 30 улучшит лтх и увеличит боевой радиус, тогда в беспилотном варианте (высвободится много места для топлива на борту) 75 может стать ведомым для 57. В принципе можно догадываться, зачем создаётся двухместная версия 57: оператор будет занят работой с Охотником для разведки и наземки, а командир сосредоточится на воздушной обстановке и работой с беспилотным ведомым 75. Примерно так лет пять назад компетентный специалист описывал в прессе концепцию беспилотной стаи, и это уже признаки шестого поколения истребителей. Изготовление сразу нескольких прототипов вряд ли является сенсацией, как всегда в таких случаях один чисто для наземных испытаний, а второй уже летный. Американцы вроде тоже заняты сейчас следующим поколением, но ничего не показывают, все в тайне и скромных текстовых сообщениях, а широкой публике хочется видеть фото и видео
    1. -1
      17 ноября 2021 15:28
      Вроде уже были какие-то фотки от Нортроп и Локхид.
  3. -1
    16 ноября 2021 16:45
    Где заказы ?
  4. +2
    16 ноября 2021 19:17
    В ОАК указали, что в качестве силовой установки Checkmate получит "Изделие 117" (АЛ-41Ф1), т.е. тот же мотор, который устанавливается на Су-35С. Это оправдано, если самолет позиционируют как экспортный (есть унификация по моторам ныне экспортируемых российских истребителей марки Су, на Су-30 также будут ставить эти моторы), это также сочетается с заявлениями, что аэроплан хотят сделать подешевле ("Изделие 30" намного дороже, да и неизвестно когда его до ума доведут - не слышно в последнее время ничего о нем)
    1. +1
      18 ноября 2021 00:04
      Это не тот же мотор. На Су-35 стоят АЛ-41Ф1С, более старая и более простая версия АЛ-41Ф1. Многие почему-то путают не замечая разницу и считая, что Су-57 летает на двигателях от Су-35, хотя разница между этими моторами велика.
  5. 0
    16 ноября 2021 21:46
    У меня вопрос, зачем постоянно упоминать названия, которые присвоены НАТО российской технике, особенно с учетом того, что эти названия не лицеприятны и помимо общей системы (что логично и объяснимо) имеют видимо еще цель принизить и обесчеловечить противника в глазах своих военнослужащих?
    Для меня, это звучит примерно, как если бы, кто-то рассказывая например в советской школе о подвиге героя войны, постоянно указывал, что гитлеровцы его называют сволочью там или подонком. (это утрирую, просто для примера)
    Это не только к автору, но и вообще частое явление. Как с 90-х началось, так и не удаётся переломить эту тенденцию. Не знаю, может просто английский плохо знаком журналистам или что? Прямо какое-то коленопреклонение перед западом no
    1. +1
      17 ноября 2021 15:30
      НАТО уже давным-давно классификацию даёт каждому продукту советского и теперь российского ОПК. Но да, вы правы. Нашим надо бы и для самолётов придумывать названия.
  6. 0
    17 ноября 2021 07:41
    Цитата: Petrucho
    Это не только к автору, но и вообще частое явление. Как с 90-х началось, так и не удаётся переломить эту тенденцию. Не знаю, может просто английский плохо знаком журналистам или что? Прямо какое-то коленопреклонение перед западом

    Все намного проще. Это делается во избежание постоянных повторений. Например, вам надо написать статью про Китай.
    Если вы будете писать в каждом предложении "Китай", текст станет нечитаемым. Поэтому его заменяются на тождественные слова: КНР, Поднебесная, Пекин и т.д.
    Вам стало понятнее?
    1. 0
      17 ноября 2021 12:34
      Понял Вашу мысль и с таким литературным приёмом все ясно. Просто я против, когда подрастающее поколение, начиная интересоваться военной техникой, часто может назвать натовские шифры, а настоящие названия не знает. Так в статьях у многих журналистов, "Воевода" превращается в "Сатану", Ту-160 в "Блэкджэк". И уж Су-57 - "уголовником" называть, тоже не лучший ход.
      1. 0
        17 ноября 2021 12:43
        Синонимов для Су-57 раз, два и обчелся. Ну, истребитель пятого поколения. Как еще написать, чтобы было литературно и не натужно? С Checkmate хоть полегче.
        1. 0
          17 ноября 2021 15:32
          Надо нашим придумать ему имя.
          1. +2
            17 ноября 2021 15:39
            Можно. Но лучше двигатель поскорее доделать smile
        2. +3
          18 ноября 2021 00:09
          Всё-таки Felon - это не выход. Вы же Су-35 и Су-30 не называете Flanker'ами. В контексте данного текста Су-57 можно называть и "тяжелый" и "старший" по отношению к 75. И просто 57-й в конце концов.
          1. 0
            18 ноября 2021 11:11
            Спасибо за совет smile Но, думаю, со своими текстами как-нибудь сам разберусь.
            Я просто объяснил читателю, откуда ноги растут у такой практики. Дело не в некомпетентности или низкопоклонстве перед Западом.
  7. -2
    17 ноября 2021 20:00
    Может стоит дождаться хотя бы Одного реального и способного взлетать прототипа?
    1. +1
      18 ноября 2021 00:10
      А до этого молчать?
      1. Комментарий был удален.
      2. -1
        18 ноября 2021 13:36
        Угу. Началась сборка... на "словах". Такая же "сборка", как и " Федерации", "Орла" и пр.
        1. +1
          18 ноября 2021 18:40
          То, что вы делаете и называется "словами", причём пустыми. Ключевое отличие от ОАК, в данном контексте.
        2. 0
          26 ноября 2021 23:38
          Что же Вы распухший джентельмен такой пессимист?
  8. +1
    22 ноября 2021 22:07
    Вряд ли в России забили на авианосцы, но есть дела и поважнее. Авианосцы - это захват чужих территорий, а России свою бы укрепить...
  9. 0
    26 ноября 2021 14:34
    Цитата: Олег Братков
    Вряд ли в России забили на авианосцы, но есть дела и поважнее. Авианосцы - это захват чужих территорий, а России свою бы укрепить...

    Ошибаетесь