Истребитель Checkmate перешел от «мультиков» к реальному производству
Как и минувшим летом на авиасалоне МАКС-2021, перспективный легкий многоцелевой истребитель Су-75 произвел на Dubai Airshow-2021 настоящий фурор. Почему же на российский Checkmate обращено столь пристальное внимание? Давайте разбираться.
Прежде всего, хочется вновь поаплодировать пиарщикам «Ростеха», выпустившим совершенно шикарный и остроумный проморолик. Рекламщики явно не зря свой хлеб едят. Они четко обозначили целевую аудиторию, потенциальных противников и конкурентов нашего истребителя, а также под занавес дали очень многозначительный намек, про который далее поговорим подробнее. А теперь перейдем к самому приятному.
От стадии «мультиков» проект Checkmate удивительно перешел к реальному их производству. Заявлено, что в Комсомольске-на-Амуре уже началась сборка опытных образцов самолета. Первый полет истребителя пройдет в 2023 году, а серийное производство стартует в 2026-м. Так что «злопыхатели», которые после яркой презентации Су-75 на МАКС-2021 исходили ядом, называя его «фанерным» и «мультяшным», пусть своим же ядом и подавятся. Почему же у «Ростеха» получилось так быстро от компьютерной графики и полномасштабных макетов перейти к реальному производству?
Причин тому много. Если их обобщить, то можно сказать, что Су-75 обязан своим появлением Су-57 (Felon по классификации НАТО). Первый российский тяжелый истребитель пятого поколения создавался с массой трудностей, приходилось преодолевать множество технических проблем, вызванных общей сложностью такого проекта. Но это же позволило использовать имеющиеся наработки по Felon в Checkmate.
В частности, Су-75 получит силовую установку АЛ-41Ф-1 (так называемое «Изделие-117»). Этот двигатель разрабатывался в ОКБ им. А.Люльки специально для истребителей пятого поколения. Благодаря глубокой модернизации, максимальная сила тяги «Изделия-117» повысилась на 20%, в 4 раза увеличился ресурс, повысилась надёжность и снизился расход топлива. Данный авиадвигатель будет использоваться на истребителях Су-35С, на легких истребителях Су-75, а также на первой очереди тяжелых истребителей Су-57. В дальнейшем на российский Felon будут устанавливаться по два «Изделия-30», еще более мощных и совершенных двигателя. Это дает основания предположить, что эта силовая установка в будущем может появиться и на Checkmate, еще существеннее повысив его тактико-технические характеристики.
К слову, про ТТХ. Су-75 в нынешней конфигурации имеет взлетную массу 18 тонн, практический потолок - 16 500 м, практическую дальность – 2800 километров, максимальную бесфорсажную скорость – 1,8 М. Легкий многоцелевой истребитель допускает боевую нагрузку в 7400 килограмм, может нести ракеты класса «воздух-земля» и «воздух-воздух», одновременно атаковать до 6 целей. При стоимости летного часа в 6 раз меньше, чем у F-35, это более чем адекватная альтернатива явно переоцененному американскому истребителю пятого поколения, который по цене в 3 раза дороже, чем Checkmate. Неудивительно, что российский самолет подвергается постоянным информационным атакам.
Отдельно хотелось бы упомянуть про беспилотную версию Су-75, которую показал в своем проморолике «Ростех». Самолет без кабины для пилота выглядел одновременно пугающе и привлекательно. Превращение малозаметного истребителя пятого поколения в ударный БПЛА, управляемый искусственным интеллектом, даст ВКС РФ массу дополнительных преимуществ.
В связи с этим вызывает недоумение откровенно сдержанная реакция Минобороны РФ на Checkmate. Неужели наши военные обиделись, что «Сухой» публично предложил свой перспективный самолет покупателям из ближневосточных стран, а не им?
Су-75 может стать эффективным промежуточным звеном между немногочисленными тяжелыми двухдвигательными Су-57 и другими истребителями в ВКС РФ. Низкая стоимость эксплуатации делает Checkmate очень привлекательными для несения службы и регулярного воздушного патрулирования западных границ России. Су-75 самое место где-нибудь в подбрюшье Североатлантического альянса для парирования угрозы со стороны американских F-35.
Добавим к сказанному, что Checkmate буквально сам просится на палубу. Широкие крылья делают его изначально конструктивно пригодным для взлета и посадки с авианесущих кораблей. Уже имеющиеся отечественные палубные истребители откровенно состарились и давно нуждаются в замене. В экспертной среде высказывалось мнение, что в качестве нового палубного истребителя для ВМФ РФ стоило бы адаптировать Су-57. Проблема состоит в том, что это достаточно дорогие самолеты, которые пока серийно не производятся, а Минобороны РФ заказало их весьма ограниченную партию. Более бюджетный легкий однодвигательный Су-75 может стать оптимальным решением в качестве палубного истребителя будущего.
Даже если у нас в России откровенно «забили» на собственные авианесущие корабли, в других странах, например, в Китае или Индии, военная мысль идет другим, возможно, более адекватным путем, и там недорогие палубные стелс-истребители точно будут востребованы. Наверняка Нью-Дели проявит интерес к палубной версии Checkmate.
Информация