Донбасский «Рубикон»: в чем смысл указа Путина о «гуманитарной помощи»
Подписанный президентом России Владимиром Путиным 15 ноября нынешнего года указ об оказании гуманитарной помощи населению неподконтрольных Киеву регионов Донбасса смело можно отнести к числу недооцененных и недопонятых решений главы нашего государства. Самое удивительное, что даже в «нэзалэжной» на него отреагировали достаточно вяло и, так сказать, дежурно». Судя по всему, до них там просто не дошло. Не поняли всей громадной значимости, и, главное – необратимости происшедшего.
С другой стороны, постичь истинную суть короткого, и, вроде бы, не содержащего в себе ничего сенсационного документа возможно исключительно связав его с целой цепью событий, происходивших как на самом Донбассе, так и вокруг него в последнее время. В таком случае станет ясно, что нынешнее решения является вовсе даже не рядовым шагом, направленным на поддержку жителей «мятежных» Республик, а настоящим Рубиконом в их судьбе, перейти который Москва наконец-то отважилась.
Из «серой зоны» – в нормальное будущее
Война – это, конечно, страшно. Сложно назвать нормальной жизнь, в которой обстрелы и взрывы, диверсии и бои являются неотъемлемой частью, эдакой ставшей давно привычной обыденностью. Звуки канонады, становящейся то дальше, то ближе, вооруженные люди на улицах, постоянное ощущение опасности... Согласитесь, мало кто захочет сделать все это «повседневным фоном» собственного бытия. Да плюс к тому – куда деться от осознания того факта, что в любую, в принципе, минуту может начаться масштабное вражеское наступление, и уж тогда даже нынешние полувоенные будни покажутся сладким сном в сравнении с тем кромешным адом, что неминуемо разверзнется вокруг. Нет, в принципе такого случиться не должно, да если и произойдет, то ведь спасут. Помогут, как уже бывало, не дадут пропасть! Все так, но что если конкретно к тебе, к твоей семье помощь и спасение вовремя не подоспеют? Все изложенное выше никоим образом не может претендовать даже на самое краткое и схематичное изложение глобальных рисков и угроз, с которыми те, кто в 2014 году не пожелал идти под власть киевской «майданной» хунты, живут вот уже скоро 8 лет. А ведь вдобавок, не будем забывать об этом, что существует и целый ворох проблем и забот повседневных, имеющих характер сугубо житейский, прагматичный и, следовательно, всепроникающий. Вроде бы, есть крыша над головой, какой-никакой заработок, возможность купить, по крайней мере, все необходимое. Однако что будет завтра? Через год? Какие деньги будут ходить на этой земле, какие тут будут действовать законы, какие документы? Подрастают дети – как сложится их жизнь? Где и на кого им учиться? Кем становиться в будущем? И есть ли вообще это будущее, как таковое, у тех, кто оказался в ловушке «серой зоны»?
Быть гражданином «непризнанной республики» – «удовольствие» то еще. Существование меж двух огней, между молотом и наковальней. Из Киева несутся сладкие посулы, верить которым может только умалишенный, и тут же – угрозы, звучащие куда более реально. Москва обнадеживает, но как-то уж больно неконкретно, расплывчато и с прицелом на некое «светлое будущее», которое все никак не наступает. «Минские договоренности»? «Мировое сообщество»? Да не смешите вы... Немцам и французам глубоко наплевать на все, что тут творится, на людей – в первую очередь. У них, понятно, свои интересы. А возвращаться под власть Киева... Ведь всем же понятно, что добром это не закончится – хоть с «особым статусом», хоть без него. И все же продолжают говорить, повторяют раз за разом одни и те же истертые до дыр фразы, в которые давно никто не верит. Что же все-таки дальше-то будет?! «Подвешенное состояние» Донбасса затянулось на столь долгий срок, что внятных ответов на все эти вопросы не мог дать уже, пожалуй, никто из живущих там. Жить в постоянной опасности и тревоге сложно, но можно, по крайней мере, какое-то время. Жить без будущего – нестерпимо. И вот, похоже, этот ужасающий «период безвременья» подошел к концу. Казалось бы – что тут такого особенного: «признать в России сертификаты товаров, производимых на территориях ДНР и ЛНР и выданных теми органами власти, которые там действуют де-факто»? Решение разрешить представителям Республик участвовать в государственных тендерах и закупках наравне с российскими производителями – это действительно важно? Это не просто важно – перед нами настоящий прорыв, начало новой эры Донбасса, его спасение и выход из невыносимого статуса «ничьих территорий». Это – первый шаг к долгожданной полноценной экономической интеграции с Россией!
Почему именно сейчас?
Вопрос, казалось бы, праздный, однако, это не так. Безусловно, жители Донбасса особенно остро нуждаются в поддержке и помощи в настоящий момент – в разгар новой «волны» пандемии коронавируса, в условиях затронувшего весь мир топливно-энергетического кризиса, в преддверии обещающей быть суровой зимы. Однако нельзя не упомянуть и о том, что именно нынешние обстоятельства, с одной стороны, создают благоприятные условия и предпосылки для сделанного Москвой шага, а с другой – обуславливают его насущную необходимость. Киев, надо отдать ему должное, совершил все возможное и невозможное для того, чтобы окончательно и бесповоротно превратить все переговоры по «мирному урегулированию конфликта» в дело, абсолютную бесперспективность которого не осмелится отрицать уже никто. Регулярные вызывающие демарши в процессе встреч Трехсторонней контактной группы, полное нежелание считаться с чьими-либо пожеланиями и требованиями при подготовке ключевых документов и решений – все это вошло для Украины в нормальную практику, приведшую к полной «заморозке» любые переговорные процессы. Вдобавок к этому следует вспомнить и те конкретные агрессивные действия ВСУ и спецслужб «нэзалэжной», прямо ведущие к эскалации вооруженного конфликта, что были предприняты хотя бы только лишь за последние месяцы. История с применением «Байрактара» стала последней каплей, переполнившей чашу терпения даже «западных партнеров», до сей поры довольствовавшихся лицедейством украинской стороны во время имитации переговоров. Всем окончательно стало ясно: ни о какой «мирной реинтеграции» нынешних ДНР и ЛНР в состав Украины речь не может идти в принципе – во всяком случае, на тех принципах, что служат основой соглашений «минского» и «нормандского» форматов.
Еще один, крайне немаловажный момент. Все меры, изложенные в президентском указе, были бы не более чем декларациями и набором благих намерений, если бы не колоссальная подготовительная работа, проведенная представителями нашей страны конкретно на Донбассе для того, чтобы наполнить их практическим смыслом. Речь о мерах, принятых для восстановления экономического, и. прежде всего, промышленного потенциала этого региона. Связывать их стоит, в первую очередь, с фигурой Евгения Юрченко, которого неофициально окрестили «экономическим эмиссаром Москвы на Донбассе». Именно этот человек взял на себя, казалось бы, неподъемную задачу – «поднять» и привести в рабочее состояние когда-то процветавшие предприятия, после начала конфликта разрушенные войной, а затем загнанные в колоссальные убытки и долги «эффективными собственниками» и сложившимися обстоятельствами. Приступив к выполнению амбициозного плана буквально в мае нынешнего года, Юрченко начал с того, что добился погашения огромной зарплатной задолженности перед работниками доставшихся ему в управление заводов. После этого дело дошло и до инвестиций – по его собственным оценкам, до конца нынешнего года только в восстановление оборудование и инфраструктуры предприятий будет вложено не менее 3 миллиардов рублей, а в будущем, 2022 году, в их развитие планируется «влить» около 11 миллиардов. Впрочем, сам Юрченко признает, что, скорее всего, объем инвестиций будет еще больше – восстановление идет опережающими темпами и снижать их никто не собирается. Из истерзанного боями полумертвого края Донбасс на глазах снова превращается в промышленный регион, при открытии для него рынков России имеющий все перспективы для процветания.
«Южная горно-металлургическая компания», которой руководит Юрченко, менее чем за полгода смогла запустить семь важнейших промышленных объектов ДНР и ЛНР: металлургические комбинаты в Енакиево и Макеевке, Стахановский ферросплавный завод, Макеевский коксохимический завод, Алчевский металлургический комбинат и другие. По словам руководителя, только стали они в будущем году смогут произвести 5 миллионов тонн. А еще это – чугун, прокат, ферросплавы, коксующийся уголь и прочие виды продукции, которые, вне всяких сомнений, будут весьма востребованы в нашей стране. Упомянутые выше предприятия всегда были и остаются для своего края градообразующими – следовательно, за их возрождением последует оживление деятельности всех прочих сфер экономики. У людей, вплоть до сегодняшнего дня вынужденно покидающих родные края уже не из-за страха перед войной, а из-за банальной жизненной неустроенности, появятся, наконец, стимулы жить и работать на Донбассе, а не искать лучшей доли за его пределами.
Странно, что Киев в лице обычно не упускающего случая раздуть скандал из-за куда менее значительных поводов главы тамошнего внешнеполитического ведомства Дмитрия Кулебы, ограничился стандартным набором обвинений в «нарушении духа и буквы минских соглашений», да пригрозил «добиться осуждения» этого решения со стороны «западных партнеров». Вот тут как раз впору было бы рвать на себе волосы, посыпать голову пеплом и «звонить во все колокола». Впрочем, все это уже поздно и без толку – упущенного не воротишь. Донбасс окончательно пересек тот условный «Рубикон», что отделяет его от «нэзалэжной» и двинулся к полноценной интеграции с нашей страной. Весьма характерной деталью подписанного Владимиром Путиным указа является срок действия этого документа – «до политического урегулирования ситуации». Не до весны, не на период пандемии или до проведения какого-то очередного бесполезного «саммита». В Киеве так и не поняли, что это – не попытка «надавить» или что-то «продемонстрировать». Это решение, фактически ставящее точку на «минских» прожектах, и указывающее на то, какое будущее в реальности ожидает Донбасс.
Информация