«Адмирала Кузнецова» стоит перевести на Тихий океан и перевооружить на Як-141
Одним из самых проблемных кораблей в ВМФ РФ является ТАВРК «Адмирал Кузнецов». Наш единственный на сегодняшний момент авианесущий корабль испытывает систематические проблемы с силовой установкой, он едва не утонул во время ремонта, а потом едва не сгорел при модернизации, и с него несколько раз падали в море самолеты. Порой звучат призывы вообще прекратить его мучения и отправить на металлолом. Но делать это нельзя ни в коем случае, поскольку ключевая проблема не в самом крейсере, а в том, что его неправильно используют.
Да, дело не в «Адмирале Кузнецове», а именно в людях. Напомним, что в 1991 году на ТАВРК едва не наложила свою лапу Украина. Корабль спасли, уведя его в ночи из севастопольской бухты, и зачислили в состав Северного флота ВМФ РФ. Увы, за все минувшие годы для его обслуживания так и не было построено всей необходимой инфраструктуры. В столь высоких широтах базирование авианосцев вообще не практикуется. Будь «Адмирал Кузнецов» атомным, проблема была бы не такой острой, но суровый северный климат увеличил износ его котлотурбинных силовых установок, как если бы крейсер непрерывно ходил в боевые походы за три моря.
Возможно, более оптимальным решением является его перевод на Тихоокеанский флот, где остро ощущается дефицит крупных надводных кораблей и происходит очевидная милитаризация соседней Японии, имеющей виды на российские Курильские острова. Там от ТАВРК с крылом палубной авиации и противолодочных вертолетов практической пользы может быть побольше.
Вторая, главная проблема крейсера состоит в том, что его активно пытаются эксплуатировать как авианосец. Но он им не является. «Адмирал Кузнецов» по сути дела проектировался как большой противолодочный вертолетоносец. Да, среди его задач есть поражение крупных надводных целей и поддержка морских десантов, но основным предназначением ТАВРК все же является защита морских соединений от нападений противника с использованием большого количества авиации и субмарин. Иначе говоря, противовоздушная оборона КУГ и активная противолодочная борьба. По этой причине корабли проекта 1143 не имели сплошной взлетной палубы и были оснащены мощным ударным ракетным вооружением. Советские ТАВРК должны были прикрывать районы боевого развертывания отечественных подводных стратегических ракетоносцев от атак американских многоцелевых АПЛ типа «Лос-Анджелес». По этой причине основу авиакрыла составляли именно противолодочные вертолёты Ка-27ПЛ, а также самолеты вертикального взлета и посадки Як-38.
То есть, «Адмирал Кузнецов» - это изначально технически вертолетоносец. Ввиду слабых тактико-технических характеристик, палубные самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 не могли обеспечивать надежную защиту от советских РПКСН от американских противолодочных самолетов Lockheed P-3 Orion и истребителей сопровождения. Для замены неполноценному СВВП Як-38 была начата разработка сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки Як-141 для базирования на ТАВРК этой серии. Советский самолет во много опередил свое время, поставив массу рекордов.
Его особенностью было то, что истребитель мог взлетать не только вертикально, но и горизонтально, а также по укороченной схеме. Тем самым значительно сглаживалась разница по ТТХ между обычными палубными самолетами горизонтального взлета и «вертикалками», у которых мощности едва хватало, чтобы поднять самих себя. Соответственно, у них был меньше запас топлива, меньше боевая загрузки, меньше боевой радиус. Взлетая горизонтально при помощи носового трамплина, Як-141 мог бы приблизиться по ТТХ к обычным палубным истребителям. Да, разница по-прежнему сохранилась бы из-за необходимости садиться вертикально, но она была бы уже не такой катастрофичной, как в случае с Як-38.
Почему мы акцентируем внимание на возможности вертикальной посадки? Да потому, что ТАВРК – это все-таки далеко не «Нимитц» по размерам и габаритам взлетной палубы. Дальнейшие события только доказали, насколько это разные корабли. После распада СССР почти готовый проект Як-141 был закрыт, а из «Адмирала Кузнецова» попытались сделать полноценный авианосец со сплошной взлетной палубой. Вместо СКВВП Як-141 на нем решили разместить истребители горизонтального взлета МиГ-29К и Су-33. Можно сказать, что все это было большой ошибкой.
Давайте посмотрим на список происшествий на «Адмирале Кузнецове» за его недолгую реальную службу в качестве полноценного авианосца. 5 ноября 2005 года в Атлантическом океане произошло сразу 2 серьезных ЧП с истребителями Су-33. Первый при посадке свалился за палубу и утонул вместе с секретной аппаратурой на борту. Второй также чуть не упал, только чудом удержавшись на палубе. В обоих случаях причиной стал обрыв аэрофинишера. 14 ноября 2016 года во время участия в сирийской кампании «Адмирал Кузнецов» потерял истребитель МиГ-29К. Сообщалось, что он просто упал в океан в нескольких километрах от корабля, но после в СМИ появились иные данные. Якобы садившийся перед ним самолет порвал трос аэрофинишера, а его обрывки запутались за другой трос. Это сделало невозможным посадку следовавшего за ним МиГ-29К, который был обречен кружить неподалеку от ТАВРК, пока в нем не кончилось топливо. 4 декабря 2016 года был при посадке потерян еще один Су-33, который оборвал трос аэрофинишера и свалился за борт. По счастью, во всех случаях обошлось без жертв среди пилотов.
О чем могут свидетельствовать все эти происшествия? Тросы у нас «не той системы»? Пилоты плохо обучены? Или просто сам корабль, превращенный из вертолетоносца в авианосец, не приспособлен для эксплуатации таких тяжелых самолетов, как Су-33?
В экспертном сообществе более склоняются к последнему объяснению, хотя фактор слабой обученности и малого числа налета пилотов палубной авиации нельзя не учитывать. Получается, что нечего Су-33 делать на «Адмирале Кузнецове», он может использовать только легкие истребители МиГ-29К, и то – очень осторожно. При этом следует помнить, что это весьма возрастные самолеты, которые давно нуждаются в замене. Какие же есть варианты?
Например, можно попробовать «оморячить» легкий многоцелевой истребителя пятого поколения Су-75. Эта машина могла бы стать основной «рабочей лошадкой» отечественного авианосного флота, если таковой когда-нибудь появится. Но есть вариант чуть проще, на переходный период, который в любом случае продлится еще очень долго. В 2017 году профильный вице-премьер Юрий Борисов намекнул, что в России возобновлены работы по самолету вертикального взлета и посадки. Судя по всему, речь идет о наработках по проекту Як-141. И это открывает интересные возможности.
Если такой истребитель разместить на палубе ТАВРК, то Як-141 (модернизированный) сможет взлетать горизонтально при помощи носового трамплина, а потом безопасно приземляться в вертикальном режиме. Риск оборвать трос аэрофинишера будет отсутствовать в принципе. Так, СКВВП могли бы взаимодействовать с МиГ-29К или Су-75 на «Адмирале Кузнецове», который будет использоваться по своему изначальному проектному назначению. Если же перевести его на Тихий океан, от этого практической пользы будет больше, чем ему просто мерзнуть на Северном флоте.
Информация