Нужен ли России беспилотный «верный ведомый» Як-141

62

В 2017 году профильный вице-премьер Юрий Борисов заявил, что в России возобновились работы над самолетом вертикального взлета и посадки, которые могли бы базироваться на авианесущих кораблях ВМФ РФ. Однако тут же появилось много критики, что самолет вертикального взлета и посадки всегда уступят по ТТХ обычным самолетам горизонтального взлета и посадки, а потому незачем вбухивать в «тупиковый» проект немереное количество бюджетных миллиардов. Доля правды в этом есть, но так ли все однозначно, как представляется на первый взгляд?

Очевидно, что речь идет о развитии концепции советского проекта СКВВП Як-141, который опередил свое время, а потом был незаслуженно забыт. К этому самолету мы еще вернемся, но пока что давайте поговорим о том, что является самым «узким» местом в авиации. На удивление, это отнюдь не проектирование и серийное производство самолетов. Самое сложное – это подготовить боевых пилотов для них.



Вкалывают роботы, а не человек


Обучение занимает много лет и стоит очень дорого. Опытный летчик на вес золота, особенно, пилот палубной авиации, которому приходится садиться на качающуюся палубу авианесущего корабля даже в неблагоприятных погодных условиях. Военных летчиков приходится долго готовить, прежде чем они превращаются в эффективные боевые единицы, а потом они уходят на заслуженную пенсию, и все приходится начинать заново. Потеря самолета в бою или в авиакатастрофе – это всегда беда, но потеря летчика – невосполнимая во всех смыслах трагедия.

По этой причине одним из самых перспективных направлений в авиастроении являются программы ударных БПЛА. Беспилотники всегда обходятся дешевле пилотируемой авиации:

Во-первых, они сберегают жизни летчиков, а заодно экономят огромные средства на их многолетнюю подготовку. Для дистанционного управления беспилотником может быть достаточно обычного оператора с джойстиком.

Во-вторых, из-за отсутствия живого организма в кабине летательного аппарата, о безопасности и комфорте которого необходимо заботиться, БПЛА теоретически могут эксплуатироваться при мощнейших ускорениях и перегрузках при маневрах, что повышает их ТТХ свыше возможностей человеческого организма.

В-третьих, БПЛА можно быстро воспроизводить и ставить в строй, компенсируя потери, что невозможно сделать оперативно в пилотируемой авиации.

На сегодняшний день имеется три основных направления развития беспилотной авиации: дистанционное управление оператором, формат «верного ведомого» и применение искусственного интеллекта (ИИ). Последнее технически самое сложное и ставит серьезные этические проблемы. Однако первая концепция уже реально успешно используется, а вторая очень активно тестируется, в том числе, в нашей стране. В России это программа взаимодействия истребителя пятого поколения Су-75 и тяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник», который служит для разведки, целеуказания и огневой поддержки, увеличивая мощь ведомого самолета. В австралийском подразделении корпорации «Боинг» тестируется БПЛА Loyal Wingman с аналогичным функционалом.

Беспилотные истребители?


Недавний ролик, где рекламировались возможности легкого истребителя пятого поколения Су-75, натолкнул на довольно интересные соображения. Там была продемонстрирована полностью беспилотная версия самолета, даже не имеющая кабины для пилота. Конечно, это будущее, но весьма перспективное. Допустим, «Ростех» осилит полностью беспилотную версию Су-75. Что же это даст?

Очень многое: появится возможность использовать тяжелый истребитель пятого поколения Су-75 и легкий беспилотный истребитель пятого поколения Су-75 в связке, где второй будет выступать «верным ведомым». Или не один, а сразу несколько Су-75. Получается, что всего один пилот Су-57 сможет повести в бой сразу несколько самолетов, загруженных под завязку ракетами и бомбами, которые не так страшно потерять ввиду их беспилотности и относительно невысокой стоимости. Представьте, насколько повысится тогда эффективность действий ВКС РФ.

Очень заманчиво. Увы, есть кое-какие ограничения. Для самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой требуется хорошая ВПП. В случае начала активных боевых действий военные аэродромы будут уничтожаться в первую очередь. Если говорить о применении беспилотного истребителя на флоте, то горизонтальная посадка на относительно небольшую палубу качающегося на волнах корабля может стать слишком сложной задачей для автоматики и даже для оператора дистанционного управления БПЛА. Однако все может измениться в лучшую сторону, если «поженить» опцию «верного ведомого» и дистанционного управления с функцией вертикального/короткого взлета и вертикальной посадки.

Тут мы снова возвращаемся к Як-141. Действительно, самолет вертикального взлета имеет худшие ТТХ, поскольку тратит много топлива на такой взлет и посадку, что снижает его боевой радиус и боевую загрузку. Казалось бы, зачем вообще с ними связываться? Но нет. Представим, что на базе Як-141 сделан полностью беспилотный истребитель СКВВП с функциями «верного ведомого» и дистанционного управления оператором. Что это даст? Многое. Очень-очень многое.

Прежде всего, убрав пилота со всей кабиной и системами жизнеобеспечения для него, мы серьезно облегчим сам истребитель. Это позволит сэкономить топливо и одновременно совершать самолету самые экстремальные маневры. Уменьшить расход топлива также способна опция короткого или нормального горизонтального взлета вместо вертикального. Но при этом Як-141 по-прежнему можно будет поднять в воздух и посадить вертикально на практически любом пятачке. Это позволит использовать его в качестве фронтового беспилотного истребителя, если аэродромы и шоссе будут уничтожены, а также в качестве палубного. Дистанционно управляемый Як-141 можно заставить взлететь по укороченной схеме с ТАВРК или УДК, а потом безопасно посадить в вертикальном режиме. С этим автоматике или ИИ справиться будет по силам. Опция «верного ведомого» позволит использовать БПЛАКВВП совместно с пилотируемыми истребителями, что повысит эффективность действий российской авиации.

Если «поженить» беспилотные системы управления и технологию короткого/вертикального взлета и посадки, то это откроет массу новых возможностей для Минобороны РФ.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 ноября 2021 16:33
    - Проблема в отсутствие в России двигателя, подобного F135:
    http://airwar.ru/enc/engines/f135.html
    который позволил бы реализовать схему, подобную F-35B. Схема с дополнительными подъёмными двигателями Як-141 во-первых, намного опаснее, при отказе одного из них (моментальный неизбежный кувырок самолёта из-за продольной разбалансировки), во вторых, эти два подъёмных двигателя в полёте возятся просто как балласт.

    1. +1
      25 ноября 2021 16:42
      А мне казалось, что это янки у нас много чего "подрезали" smile
      Встречное предложение: сделать такие подъемные двигатели, которые не будут отказывать. Как вам идея?
      В беспилотной версии самолета "балласт" будет не такой уж и проблемой, наверное.
      1. -6
        25 ноября 2021 20:11
        А кто будет делать не дяди ли из ОДК!Хотя бы эскадрилью сделайте пилотируемых.Яковлевцы занимаются МС-21 (магистральный самолет 21 века). Все остальное яковлевское похерено.Ну и немного крылатыми ракетами и спутниками.На Як-141 во время испытаний было установлено 12 мировых рекордов.
        Харриер стал отличным штурмовиком только благодаря уникальному движку Rolls-Royce F402-RR-401. Такого в СССР не было.И в ОДК его не смогут сделать .
    2. +3
      25 ноября 2021 16:47
      Ни какой особой проблемы с ПД нет, или вы думаете что вентилятор с трансмиссией у Ф-35 существенно легче чем ПД у Як-141? Вам наверное известно, что вариант с подъемным вентилятором в КБ Яковлева рассматривался, но по комплексу характеристик решили, что предпочтительнее ПД
      1. +2
        25 ноября 2021 16:57
        Так это вроде из Израиля нам пишут. Не часто оттуда что-то хорошее про российские вооружения услышать можно. Биндюжник соврать не даст. wassat
        1. -4
          25 ноября 2021 18:36
          Цитата: Маржецкий
          Не часто оттуда что-то хорошее про российские вооружения услышать можно. Биндюжник соврать не даст.

          Ну если г.Маржецкий считает справедливое мнение ув.Michael1950 о том что российское двигателестроение не в состоянии создать аналог F135 чем-то хорошим, то у него наблюдается явное непонимание печатного текста. bully Впрочем, автор вообще далёк от авиационной тематики как чукча от тропиков.

          Цитата: Маржецкий
          В беспилотной версии самолета

          Маржецкий, беспилотники изначально создаются по иным принципам, нет смысла строить полноценный истребитель а потом лепить на него ИИ. И ещё - несмотря на громкие победные реляции, единственным реальным БПЛА в российских ВС до сих пор является неувядающий Форпост, который всего-лишь лицензионная копия старенького израильского Searcher, собираемая в РФ методом отверточной сборки из израильских комплектующих. А все эти охотники-орионы-альтаиры попросту не существуют, как и Су-75, да и одинокий Су-57 боевой единицей до сих пор не стал.
          1. +1
            25 ноября 2021 23:36
            нам не нужен аналог движка у которого сгорают лопатки
            https://naukatehnika.com/problemyi-s-lopatkami-dvigatelej-na-istrebitelyax-nevidimkax-f-35.html
      2. -4
        25 ноября 2021 20:12
        Ни какой особой проблемы с ПД нет

        Кабы не было проблемы, на всех углах барабанили бы, и в Дубай второй сарай бы построили , с одеколоном.
        1. +1
          25 ноября 2021 20:26
          Дело не в проблеме, дело в подходе. Зачем к шахмату приделывать ПД если изначально это коммерческий проект в основном для стран о вертикалках особо не помышляющих. Есть еще пара-тройка темных лошадок, не исключено что и КБ Яковлева привлечено .
          И да, по нижесказанному - нет у нас провалов в ОАК, есть кропотливая наработка компетенций
          1. -5
            25 ноября 2021 20:49
            Провалы ОАК - Су-57, Ил-112В, Ми-28Н,ССЖ-100, Ил-76МД-90А, Ил-78МД-90А, Бе-200.Прровалы ОДК - двигатели Ил-112В, Ил-114-300, двигатели Бе-200,двигатели Ан-124, двигатели Ту-160М2, Ту-22М3М, Су-57.
            Молчание Юрия Слюсаря не удивляет, ведь корпорация работает в минус. Суммарный долг Объединенной авиастроительной корпорации, накопленный с 2015 года, превышает выручку структуры. Одним только банкам корпорация должна 535 миллиардов рублей, хотя выручка компании в разы меньше, не говоря уж о прибыли. Последний раз государство получало прибыль от деятельности Объединенной авиастроительной корпорации в 2014 году. В 2019 году чистый убыток предприятия составил 60 миллиардов рублей, но это, скорее всего, не предел.Основная проблема предприятия в том, что оно не способно не только производить качественную продукцию, но и продавать ее.
            Долги Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) перед банками составляют около 530 млрд руб., признал в 2020 в интервью РБК глава авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков.
    3. -5
      25 ноября 2021 20:05
      Пилотируемый бы сделать....Многовато в ОАК провалов , с БРЭО, с двигателями.
      1. 0
        25 ноября 2021 23:32
        с БРЭО? ты бы сравнил сперва ттх Ирбис с афар ф22
        1. -3
          25 ноября 2021 23:56
          Серийную РЛС с АФАР в России производить не могут.Одна из причин выскакивания МО Индии из программы FGFA.Можно сколь угодно долго упиваться отдельными характеристиками РЛС с ПФАР , но это не даст никакого представления об их относительных к конкурентам преимуществам или недостаткам.
          РЛС с АФАР (активные фазированные решетки) , которыми уже двадцать лет вооружены страны НАТО, и которые устаналиваются на китайские самолёты, это то же, самое, что мощный гоночный мотоцикл по сравнению с мопедом! Если коротко, то системы АФАР имеют в разы более лучшие показатели по сравнению с ПФАР при одинаковой мощности. РЛС АФАР гораздо менее подвержена помехам, и сама может работать как средство РЭБ.АФАР лишена всех недостатков ПФАР в части формирования нескольких лучей, поскольку представляет собой комплекс из тысяч приемопередатчиков, каждый из которых управляется индивидуально. АФАР имеет значительное преимущество в сопровождении целей на проходе – при обстреле их количество остается ровно таким же, как и в обзорном режиме. У ПФАР при обстреле количество сопровождаемых целей сокращается – циклограмма перегружается, и в цикл сканирования уже не получается втиснуть позиционирование луча по каждой цели одновременно с подсветкой обстреливаемых, скажем.
          Пытаетесь выдавать нищету ОАК и Ростеха за добродетель.
          1. 0
            26 ноября 2021 00:18
            афар су57 белка первый в мире афар сделанная на свч модулях из нитрида галлия, они выдерживают большею мощность чем афар ф22 на арсениде галлия, как следствие у су57 большая дальность обнаружения
            1. -3
              26 ноября 2021 00:44
              Белку изготовили в НИИ Фазотрон для выставки.Дальше дело не пошло.Правоохранительные и разведывательные органы НАТО перекрыли ручей эдектронных комплектующих.Экипажи не будут сходиться в бою конь на конь.НАТО располагает десятками комплексов ДРЛО и У .Их операторы будут вскрывать обстановку , распределять цели, наводить истребители.В ВВС России всего четыре А-50У.Так что с дальностью у НАТО все в норме.А Су-57 серийно не производится, как и Белка.КНААЗ не смог.Концерн КРЭТ не смог.
    4. 0
      25 ноября 2021 23:31
      перед разработкой як141 яковлевцы перелопатили все варианты вертикалки, в том числе и вентиляторный подъемник, но остановились на варианте с двумя простыми легкими движками, если присмотреться к су75 то можно увидеть что его фюзеляж существенно длиннее ф35, это значит что за кабиной вполне влезут два подъемных движка, останется только перенести переднее шасси вперед и расширить в ширь воздухозаборники
      1. -4
        25 ноября 2021 23:57
        Су-75 всего лишь фанерный сарайчик.Не к чему присматриваться.Даже прототипа нет, как с Су-57.
        1. 0
          26 ноября 2021 00:04
          ты можешь это перед сном сто раз повторять, но он все равно пойдет в серию как су57
          1. -3
            26 ноября 2021 00:08
            Серийное производство Су-57 провалено по известным причинам.КНААЗ перебивается с хлеба на воду.Потому что на штучном производстве прототипов Су-57 не заработать.Су-75 даже предложили "открытую архитектуру."Чтобы ставить импортное БРЭО , за неимением отечественного , отвечающего требованиям современного боя.Но этот кунштюк не прошел.Даже новый одеколон не помог.
  2. 0
    25 ноября 2021 18:02
    Фантазии , возникшие после статей о переоборудовании старых самолетов в китае и омерике.

    вопрос1. основной.
    Сколько як 141 есть в наличии? не одного?

    Вопрос 2 . А сколько у нас авианосцев / УДК? ни одного., в перспективе 3.

    Вопрос 3. А есть ли разработки тяжелых беспилотников вместо як? есть, хоть без вертикалки..

    Вопрос 4. А нужны ли БПЛА скоростные вертикалки, с учетом что дорого, слабо, и боезапас маленький?
    Зависит от экономики.
    Тренд Возвращаемой КР вполне заменит.
    1. 0
      25 ноября 2021 18:25
      Фантазии , возникшие после статей о переоборудовании старых самолетов в китае и омерике.

      Впервые слышу. И не фантазии, а рассуждения на тему. Это разные вещи.

      вопрос1. основной.
      Сколько як 141 есть в наличии? не одного?

      О возрождении проекта заявил профильный вице-премьер. Ему виднее, чем вам, наверное? Нет? Вот его цитата:

      "Сейчас ведутся работы над концептуальной моделью, прототипами. Безусловно, это будущее. Для всех типов авианесущих кораблей необходим будет новый парк летательных аппаратов. Именно для этого используются различные технологии, которые позволяют обеспечить укороченные взлет и посадку либо просто вертикальный взлет. Концептуально такие работы ведутся в Минобороны с прошлого года", — сказал он.
      По словам вице-премьера, сроки создания нового самолета определяются технологическим циклом.

      "Как правило, это семь-десять лет, если выходить в серию", — пояснил Борисов.

      Я вам не первый раз уже указываю, между прочим, что по оружию сперва надо подумать, зачем оно нужно, а только потом делать. А до вас эта истина никак почему-то не доходит.

      Вопрос 2 . А сколько у нас авианосцев / УДК? ни одного., в перспективе 3.

      Авианосец 1 в ремонте. Прослужит еще лет 14 в лучшем случае, потом в утиль. Самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой базировать станет не на чем. Останутся УДК, где можно эксплуатировать только СКВВП.
      УДК планируется 2 , в 2026-2027 где-то. Как раз примерно тогда Як-141 может полететь, если не врут, что делают.

      Вопрос 3. А есть ли разработки тяжелых беспилотников вместо як? есть, хоть без вертикалки..

      Есть Охотник и Альтиус, но он ДОЗВУКОВЫЕ, а Як-141 - СВЕРХЗВУКОВОЙ. Почувствуйте разницу. Да, кстати, именно из-за нее не совсем понятно, как именно Охотник должен взаимодействовать в бою с Су-57. А вот с Су-75 или Як-141 беспилотным в качестве ведомого - понятно.

      Вопрос 4. А нужны ли БПЛА скоростные вертикалки, с учетом что дорого, слабо, и боезапас маленький?
      Зависит от экономики.

      Почему слабо? Почему боезапас маленький? Нормальный там боезапас, как у истребителя, что делает его превосходящим на голову любой обычный БПЛА, а заодно и по всем ТТХ. В чем преимущество версии КВВП я, кажется, подробно в статье разъяснил.
      Дорого? Ну, так результат того стоит, разве нет? Сейчас это самое перспективное направление в авиастроении.
      Зависит не только от экономики, а больше от поставленных перед авиацией задач.
      1. -4
        25 ноября 2021 20:18
        О возрождении проекта заявил профильный вице-премьер. Ему виднее, чем вам, наверное? Нет? Вот его цитата:

        Он много чего заявить может.Отвечать за конечный результат не ему.Там или падишах, или ишак.ЯК-141 имел, несмотря на лучшие, чем у ЯК-38, показатели, очень короткий радиус действия (690 км при взлете по-самолетному) и время барражирования (1,5 часа при взлете по самолетному). Да и как могло быть иначе ? И Харриер, и F-35 имеют один мощный двигатель, а ЯК-38/141 - три. Два из них летают после взлета-посадки пассажирами. Хвастаться ЯК-141 как техническим достижением в условиях отсутствия хорошего двигателя можно. Но не пытаться строить из ЯК-141 уникальный боевой истребитель-бомбер. И в первом, и во втором он неудачен и не выдерживает конкуренции с западными и советскими конкурентами.Наверное, американские авиаконструкторы могли что-то заимствовать из ЯК-141 для проекта F-35. Почему нет, если появилась возможность вместе поработать в 1994 г. Но говорить о том, что "скопировать" могут только из цеха имени Петросяна.

        а Як-141 - СВЕРХЗВУКОВОЙ

        Что приведет к сокращению времени полета, и уменьшению дальности полета.
      2. -5
        25 ноября 2021 20:50
        Авианосец 1 в ремонте.

        Авианесущий крейсер.В полудохлом виде.
      3. 0
        25 ноября 2021 21:50
        Эко вы все смешиваете. И что верно и не верно вместе

        не фантазии, а рассуждения

        на тему - еслиб не увязывали со старым Як 141, а с чемто поновее и попроще., типа охотника или модернизированного Як-130, тогда да.

        заявил профильный вице-премьер

        - Обещать не значит жениться.
        И Рогозин много что обещал, и чубайс, и Путин. Всерьез уже это не воспринимают
        Скорее будет ставка на "несемитричный ответ"

        оружию сперва надо подумать, зачем оно нужно, а только потом делать.

        - Общее элементарное да.
        Но если не сделают, значит по цене-качестве - ненужно. Мало ли придумок, завернутых после некой разработки

        до вас эта истина никак почему-то не доходит.

        - это просто подхамство от авторов.
        Не впервой

        в 2026-2027 где-то. Как раз примерно тогда Як-141 может полететь,

        Это уже не Як-141, а чтото иное. И сначала - пилотное, если будет похож на реальный самолет, а не на БПЛА типа "охотник"

        Почувствуйте разницу.

        - и сколько он выдавал сверхзвука? 20 минут небольшого? Современной ракете особой разницы нет.
        И кто мешает модернизировать охотника/доработать до сверхзвукового ОХотника СВ за теже 7 лет? Он то уже есть, двигатели новые обещают, пути известны, он дешевле.
        Но не вертикалка, это да.

        Почему слабо?

        - общеизвестно, что вертикалки сильно хуже по ТТХ чем обычные истребители.
        Даже у обычных самолетов пишут в ТТХ - либо, допустим, 8 тон оружия и 3 тонны топлива, либо наоборот. А у вертикалок - тем более. Ранее это было критичнее, но и сейчас Ф35 с "укороченным взлетом" - заметно тщедушнее собратьев.

        Вобщем, если без хамства, нормальный доработанный морской Сверхзвуковой БПЛА будет гораздо дешевле и сердитее. Имхо, в стоимость аналога Як-141 поместится штуки 3 минимум
        1. +1
          26 ноября 2021 12:04
          Вобщем, если без хамства, нормальный доработанный морской Сверхзвуковой БПЛА будет гораздо дешевле и сердитее. Имхо, в стоимость аналога Як-141 поместится штуки 3 минимум

          Прикольно. А можете скинуть ссылку на нормальный доработанный морской Сверхзвуковой БПЛА
          Что за зверь такой, в природе не существующий?
          1. -1
            26 ноября 2021 13:14
            Т.е с остальное не возражаете?

            А про это - просто внимательнее прочитать коммент.
            тамже ранее: "И кто мешает модернизировать охотника/доработать до сверхзвукового ОХотника СВ за теже 7 лет? Он то уже есть, двигатели новые обещают, пути известны, он дешевле."
            1. 0
              27 ноября 2021 08:05
              Возражаю. Просто лень повторно расписывать.
              Вы в курсе, сколько стоит Охотник? 1 миллиард рублей за штуку. Дозвуковой БПЛА. Для сравнения, за сверхзвуковой истребитель Су-75 просят 2 миллиарда рублей. Понимаете, к чему я клоню?
              Если делать Охотника сверхзвуковым, он по цене станет, как полноценный истребитель.
              Зачем это надо? Если можно сделать одновременно пилотируемую и беспилотную версию истребителя?
              1. -1
                27 ноября 2021 09:44
                Вот поэтому все это - фантазии, а не "рассуждения"

                Сравнивать застрахованный единичный охотник - "После начала массового производства стоимость удастся снизить на 40-50 процентов." и несуществующий самолет/БПЛА вертикальной посадки, который будет явно подороже несуществующего Су75 ???

                Все зависит от сложности. Классический "охотник" позиционируетчся как "беспилотный бомбардировщик", или дорогой "универсал", с хорошей околозвуковой скоростью
                Если разрабтают Ваш любимый радар, разведчик-наводчик, перехватчик, то он может быть и подешевле.(чисто по аналогии с самолетами)
                1. 0
                  27 ноября 2021 09:50
                  Сравнивать застрахованный единичный охотник - "После начала массового производства стоимость удастся снизить на 40-50 процентов."

                  Гляньте-ка, тут вы верите заявлениям разработчиков, а в других вещах не верите. Ну-ну.

                  и несуществующий самолет/БПЛА вертикальной посадки

                  По проекту Як141 уже давно проведены все НИОКР, между прочим. Самолет был и летал. Его не надо создавать с нуля.

                  Если разрабтают Ваш любимый радар, разведчик-наводчик, перехватчик, то он может быть и подешевле.

                  Не совсем понял, почему какой-то там радар стал моим любимым? Вы про самолет ДРЛОиУ? так это нашим военным нужно, не мне лично.

                  Все зависит от сложности. Классический "охотник" позиционируетчся как "беспилотный бомбардировщик", или дорогой "универсал", с хорошей околозвуковой скоростью

                  БПЛА с дозвуковой скоростью не имеет никакого смысла в связке со сверхзвуковым самолетом. он просто бесполезен в качестве ведомого. Имеет смысл только превращение в БПЛА самого истребителя, в пилотируемом и беспилотном вариантах.

                  Ладно, продолжение разговора не имеет никакого смысла.
                  1. 0
                    27 ноября 2021 10:20
                    По проекту Як141 уже давно проведены все НИОКР, между прочим. Самолет был и летал. Его не надо создавать с нуля.

                    Як141 - это старый Як141. даже если восстановить всю технологическую цепочку, делать старый самолет никто не будет. Только новый разрабатывать.

                    БПЛА с дозвуковой скоростью не имеет никакого смысла в связке со сверхзвуковым самолетом.

                    - однако охотник упорно СМИ связывают с су 57.
                    Охотник и сам по себе околозвуковой.
                    Подобные могут действовать вполне сами по себе около корабля. Как амеровские эаправщики бпла, например.

                    кстати, по вики и сми, скорость Як141 меньше у земли чем у охотника 1250 км/ч против 1400
    2. -3
      25 ноября 2021 20:13
      Зависит от экономики.

      С сырьевой рентной экономикой такой самолет не создать, да еще с двигателем новым.
      1. 0
        26 ноября 2021 12:02
        А с какой создать?
        1. -3
          26 ноября 2021 16:39
          Со сбалансированной, не сыревой, не рентной.Как в США, как в Японии, как в Южной Корее.
          1. 0
            27 ноября 2021 08:05
            Как конкретно сырьевая рентная экономика мешает созданию двигателя?
            1. -2
              27 ноября 2021 10:02
              На создание двигателей не остается средств.Не может такая экономика выделить необходимые средства на развитие фундаментальной науки, на оборудование лабраторий, на подготовку современных инженеров, на приобетение нужных материалов, на зарплаты квалифицированным рабочим, на привлекательные зарплаты молодым рабочим и инженерам.Сырьевая экономика совершенно не ценит знания, отмечается в исследовании. Поэтому и материальных стимулов осваивать «сложные» профессии немного. Так, врач в России зарабатывает в среднем всего на 20% больше водителя. Для сравнения: в США разница составляет 261%, в Германии — 172%, в развивающейся Бразилии — 174%.75% выпускников питерских ВУЗ работают не по специальности.
              История говорит, что если какая-то страна соглашается на свою сырьевую ориентацию, т. е. быть в роли придатка мирового сообщества, то ни к чему хорошему это страну не приведет. Мы добываем и продаем сырье, а в западных странах, включая даже Белоруссию, его перерабатывают и продают готовый для употребления продукт, в том числе и нам. Следуя логике меркантилизма, «умные» страны стремятся получить выгоды от внешней торговли, продавая товары со значительной долей добавленной стоимости другим странам дорого в обмен на дешевые закупки сырья.
  3. -2
    25 ноября 2021 18:38
    Цитата: Биндюжник
    Ну если г.Маржецкий считает справедливое мнение ув.Michael1950 о том что российское двигателестроение не в состоянии создать аналог F135 чем-то хорошим, то у него наблюдается явное непонимание печатного текста. Впрочем, автор вообще далёк от авиационной тематики как чукча от тропиков.

    А вот и Биндюжник собственной персоной.

    Маржецкий, беспилотники изначально создаются по иным принципам, нет смысла строить полноценный истребитель а потом лепить на него ИИ. И ещё - несмотря на громкие победные реляции, единственным реальным БПЛА в российских ВС до сих пор является неувядающий Форпост, который всего-лишь лицензионная копия старенького израильского Searcher, собираемая в РФ методом отверточной сборки из израильских комплектующих. А все эти охотники-орионы-альтаиры попросту не существуют, как и Су-75, да и одинокий Су-57 боевой единицей до сих пор не стал.

    Злой израильский клоун в своем репертуаре.
    1. -4
      25 ноября 2021 19:01
      Цитата: Маржецкий
      Злой израильский клоун в своем репертуаре.

      Добрый российский врунишка-фантазер. Что я неверно отразил в своём комменте? lol
      1. Комментарий был удален.
  4. 0
    25 ноября 2021 18:59
    И вот мощный беспилотник рвёт воздух в клочья покрывая скорость ракеты и при этом избавляется от лишнего, хвост, крылья и всё изнутри.
  5. -1
    25 ноября 2021 19:09
    Цитата: Маржецкий
    А мне казалось, что это янки у нас много чего "подрезали" smile

    - Это достаточно типичное советское, а потом и российское заблуждение, интенсивно подогреваемое официозом... smile

    Встречное предложение: сделать такие подъемные двигатели, которые не будут отказывать. Как вам идея?

    - Х-ха! laughing "Легко сказать"... Но "чудеса в этом мире", по выражению одного из героев Стругацких, "бывают только поганые"...

    В беспилотной версии самолета "балласт" будет не такой уж и проблемой, наверное.

    - В плане безопасности - конечно. Гибнет только "железо". Но лучше, когда мощность двигателя может полностью переключаться с вентилятора на продольную тягу. Это более прогрессивный способ - он влияет и на боевой радиус, и на грузоподъёмность... winked
  6. -3
    25 ноября 2021 19:15
    Цитата: mark1
    Ни какой особой проблемы с ПД нет, или вы думаете что вентилятор с трансмиссией у Ф-35 существенно легче чем ПД у Як-141?

    а) безопаснее;
    б) энергетически (и тактически) полезнее.

    Вам наверное известно, что вариант с подъемным вентилятором в КБ Яковлева рассматривался, но по комплексу характеристик решили, что предпочтительнее ПД

    - Ага, у них, вероятно, на складе завалялся двигатель аналогичный F135: 19.5 тонны тяги на форсаже на старте "по самолётному", или "вентилятор отбирает мощность 29 тысяч л.с. и создаёт максимальную тягу 9072 кг, а 7122 кг вертикальной тяги создаёт газовая струя двигателя. Боковые сопла создают тягу по 884 кг каждое"? lol
    http://airwar.ru/enc/engines/f135.html
    1. +2
      25 ноября 2021 20:56
      Цитата: Michael1950
      Ага, у них, вероятно, на складе завалялся двигатель аналогичный F135: 19.5 тонны тяги на форсаже на старте "по самолётному",

      Что то вы Миша, зациклились на" уникальном" Ф-135 - а ничего, что ,взлетные массы у еропланов весьма сильно различаются? Так что тяги 15500 кГ Р-79го в режиме укороченный взлет/вертикальная посадка вполне достаточно для Як-141 с вентилятором ,а на подходе была модификация с тягой 17500 кГ
      А на счет безопаснее и тактически/энергетически полезнее - ваши домыслы против результатов изысканий профильного КБ. И к стати самолет то был СВВП против кастрированного УВВП
  7. -1
    25 ноября 2021 19:18
    Цитата: Биндюжник
    Маржецкий, беспилотники изначально создаются по иным принципам, нет смысла строить полноценный истребитель а потом лепить на него ИИ.

    - Есть смысл (не всегда могу согласиться с единокровным братом. laughing) Так и планируется поначалу на ряде моделей, включая NGAD...
    1. +2
      26 ноября 2021 11:59
      Конечно, есть смысл smile Биндюжник просто реально русофоб
      1. -6
        26 ноября 2021 14:05
        Маржецкий, Биндюжник не русофоб, а реалист. smile
        1. +1
          26 ноября 2021 14:09
          Сказал бы я тебе, кто ты такой, да тут цензура laughing
          ну, ты сам знаешь
          1. -5
            26 ноября 2021 14:22
            Маржецкий, мне твоё негативное отношение греет душу почище иной похвалы. hi
            1. +1
              27 ноября 2021 10:05
              Не думаю, что у тебя вообще есть душа smile Ты ее давно продал за бочку варенья и ящик печенья.
              1. -3
                27 ноября 2021 11:00
                Мне твои думы совершенно безразличны. bully
                1. Комментарий был удален.
  8. -2
    25 ноября 2021 19:23
    Цитата: Маржецкий
    Фантазии , возникшие после статей о переоборудовании старых самолетов в китае и омерике.

    Впервые слышу. И не фантазии, а рассуждения на тему. Это разные вещи.

    вопрос1. основной.
    Сколько як 141 есть в наличии? не одного?

    О возрождении проекта заявил профильный вице-премьер. Ему виднее, чем вам, наверное? Нет? Вот его цитата:

    "Сейчас ведутся работы над концептуальной моделью, прототипами. Безусловно, это будущее. Для всех типов авианесущих кораблей необходим будет новый парк летательных аппаратов. Именно для этого используются различные технологии, которые позволяют обеспечить укороченные взлет и посадку либо просто вертикальный взлет. Концептуально такие работы ведутся в Минобороны с прошлого года", — сказал он.
    По словам вице-премьера, сроки создания нового самолета определяются технологическим циклом.

    "Как правило, это семь-десять лет, если выходить в серию", — пояснил Борисов.

    Я вам не первый раз уже указываю, между прочим, что по оружию сперва надо подумать, зачем оно нужно, а только потом делать. А до вас эта истина никак почему-то не доходит.

    - ИМХО: России (омываемой многочисленными морями и океанами) есть смысл иметь самолёты с укороченным разбегом и вертикальной посадкой, потому, что можно для них сделать достаточно много авианесущих кораблей сравнительно небольшого тоннажа, тогда как строить авианосцы типа "Рональд Рейган" российской экономике просто "не по карману".
  9. +2
    25 ноября 2021 21:04
    Этого самолета не существует. Проект закрыт в 1992 году, т.е. 30 лет назад. Возможно какие-то наработки и будут использованы в перспективных ЛА, но это дело специалистов и конструкторов и конечно МО.
    1. -3
      26 ноября 2021 00:01
      При оптимистичном раскладе , это лет на 30 упорной работы.А если случится короткая кровопролитная война Западного, Южного , Восточного военного округа, то такого самолета или БЛА не будет совсем.
  10. -1
    26 ноября 2021 01:52
    Цитата: Ы С
    с БРЭО? ты бы сравнил сперва ттх Ирбис с афар ф22

    - Давай сравним, для хохмы?! wink Только боюсь, что по результатам сравнения кто-то не пошёл бы вешаться в сортире... laughing lol
  11. -2
    26 ноября 2021 02:29
    Цитата: mark1
    Цитата: Michael1950
    Ага, у них, вероятно, на складе завалялся двигатель аналогичный F135: 19.5 тонны тяги на форсаже на старте "по самолётному",

    Что то вы Миша, зациклились на" уникальном" Ф-135 - а ничего, что ,взлетные массы у еропланов весьма сильно различаются? Так что тяги 15500 кГ Р-79го в режиме укороченный взлет/вертикальная посадка вполне достаточно для Як-141 с вентилятором ,а на подходе была модификация с тягой 17500 кГ

    - Хм...
    https://en.wikipedia.org/wiki/Yakovlev_Yak-141#Specifications_(Yak-41)
    Wing area: 31.7 m2
    Empty weight: 11,650 kg
    Max takeoff weight: 19,500 kg

    Powerplant: 1 × Soyuz R-79V-300 afterburning vectoring-nozzle turbofan, 108 kN thrust dry, 152 kN with afterburner
    Powerplant: 2 × RKBM RD-41 turbojets, 41.7 kN thrust each canted rearwards from vertical
    Maximum speed: 1,800 km/h
    Ferry range: 3,000 km
    Service ceiling: 15,500 m
    https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_F-35_Lightning_II#Specifications_(F-35B)
    Wing area: 43 m2
    Empty weight: 14,729 kg
    Max takeoff weight: 27,200 kg
    Fuel capacity: 6,123 kg internal
    Powerplant: 1×Pratt & Whitney F135-PW-600 afterburning turbofan, 125 kN thrust dry, 191 kN with afterburner
    Maximum speed: Mach 1.6 at altitude (1700 km/h)
    Combat radius on internal fuel: 935 km
    Service ceiling: 15,000 m
    ====================
    Як-141:
    19,500-11,650=7,850 кг
    F-35:
    27,200-14,729=12,271 кг
    Что тут можно сравнивать? lol

    А на счет безопаснее и тактически/энергетически полезнее - ваши домыслы против результатов изысканий профильного КБ.

    - Это не мои домыслы. И фуфлогонию не надо выдавать за "результат изысканий", - "мы так сделали, потому, что сочли этот вариант лучшим". Как будто КБ Яковлева имело возможность сделать такой вариант, как Локхид Мартин! laughing tongue

    И к стати самолет то был СВВП против кастрированного УВВП

    - Так он не был. Он был бы. First flight 9 March 1987, прошло 34 года, Россия заработала триллионы нефтедолларов с тех пор. А его нет...
    1. +1
      27 ноября 2021 13:28
      Цитата: Michael1950
      Как будто КБ Яковлева имело возможность сделать такой вариант, как Локхид Мартин!

      Имело... И, Мишаня, а кто у кого содрал? Вы хоть хронологию событий не путайте и других в заблуждение не вводите. Одно вытекает из другого а не на оборот.
      Все остальные ваши сравнения так же не имеют смысла, а лишь простое передергивание
  12. 0
    26 ноября 2021 11:49
    речь идет о развитии концепции советского проекта СКВВП Як-141, который опередил свое время, а потом был незаслуженно забыт

    Почему забыт? Даже в серию пошёл

  13. 0
    26 ноября 2021 11:59
    Цитата: Michael1950
    - ИМХО: России (омываемой многочисленными морями и океанами) есть смысл иметь самолёты с укороченным разбегом и вертикальной посадкой, потому, что можно для них сделать достаточно много авианесущих кораблей сравнительно небольшого тоннажа, тогда как строить авианосцы типа "Рональд Рейган" российской экономике просто "не по карману".

    Совершенно согласен. На переходный период. Об это регулярно пишу.
  14. 0
    26 ноября 2021 19:21
    Ну конечно ОН будет. И конечно не скоро. А почему? Да потому, что при наличии таких современных ГЗПКР как "Циркон" с наших авиа несущих кораблей снимается такая БЗ, как "Удары пилотируемой авиации по КУГ/АУГ противника". А вот отбиться от десятков ПКР противника, одних С-400 не напасешься, поскольку самая лучшая "ЗУР" на дальности 400 км это как раз наш истребитель ПКР и т.д ВВП с десятком УР ВВ!
    1. -3
      26 ноября 2021 19:49
      Циркон всего лишь боеприпас , не принятый на вооружение, без гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.Без активной системы наведения.Его запускают как ЗУР.На паре ускорителей, с разгоном в гиперзвук на пару минут.Без жаропрочного колпака.Чтоюы такой боеприпас поразил мобильную цель нужно выполнить условий на целый список.Большую часть этого списка ГК ВМФ России не в состоянии обеспечить своим подчиненным.
  15. -2
    27 ноября 2021 13:45
    Цитата: mark1
    Цитата: Michael1950
    Как будто КБ Яковлева имело возможность сделать такой вариант, как Локхид Мартин!

    Имело...

    - Ну, уж чёрта с два! Такого двигателя как F135 в России нет до сих пор. На базе чего КБ Яковлева могло бы даже помыслить о схеме F-35??

    И, Мишаня, а кто у кого содрал?

    - Содрал чего?? Вы ещё скажите, что братья Райт содрали схему с самолёта Можайского? wink

    Вы хоть хронологию событий не путайте и других в заблуждение не вводите. Одно вытекает из другого а не на оборот.

    - Повторяю: американцы купили лицензию на поворотное сопло Як-141 за чрезвычайно смешные деньги, - больше в F-35 от Як-141 нет "ни единой заклёпки"...

    Все остальные ваши сравнения так же не имеют смысла, а лишь простое передергивание

    - Да бросьте вы... Тут же не одни "чайники" на форуме, есть и люди понимающие, - не смешите их пропагандистским флудом...
  16. -1
    27 ноября 2021 13:46
    Цитата: Маржецкий
    Цитата: Michael1950
    - ИМХО: России (омываемой многочисленными морями и океанами) есть смысл иметь самолёты с укороченным разбегом и вертикальной посадкой, потому, что можно для них сделать достаточно много авианесущих кораблей сравнительно небольшого тоннажа, тогда как строить авианосцы типа "Рональд Рейган" российской экономике просто "не по карману".

    Совершенно согласен. На переходный период. Об это регулярно пишу.

    - Так это совершенно естественно...
  17. -2
    27 ноября 2021 13:52
    Цитата: Кошка
    Ну конечно ОН будет. И конечно не скоро. А почему? Да потому, что при наличии таких современных ГЗПКР как "Циркон" с наших авиа несущих кораблей снимается такая БЗ, как "Удары пилотируемой авиации по КУГ/АУГ противника".

    - А кто вам сказал, что ЗРК "Иджис", непрерывно модернизируемый, не сможет сбивать ЛЮБЫЕ ракеты - хоть БР, хоть МБР, хоть гиперзвуковые? Совершенно напрасные надежды.

    А вот отбиться от десятков ПКР противника, одних С-400 не напасешься, поскольку самая лучшая "ЗУР" на дальности 400 км это как раз наш истребитель ПКР и т.д ВВП с десятком УР ВВ!

    - С-400 не в состоянии уничтожить стелсы ранее, чем они отбомбятся, - пометьте себе уже где-нибудь?

  18. 0
    27 ноября 2021 18:09
    ставка на дистанционное управление беспилотного истребителя, неважно наземный оператор или как ведомый, несет большие риски потери этой управляемости. Гонка возможностей РЭБ между западом и Россией далека от мнимого преимущества России, особенно когда речь идет о бортовых системах РЭБ на самолетах или контейнерах. Противнику будет достаточно найдти способ нейтрализации сигнала управления, что-бы лишить Россию всех ее истребительных БПЛА (и не только их). Настоящяя боевая устойчивость будет достигнута только при полной автономии истребителя на базе ИИ. К этому нужно стремиться уже сейчас. Даже не имея платформы можно начинать отрабатывать алгоритмы ИИ на имеющихся аппаратах. Почему-бы не взять Як-130, сделать из него беспилотный вариант и родить на нем российский ИИ истребительной авиации.